Не прогревается двигатель до рабочей температуры: причины и диагностика проблемы
Автовладельцы часто сталкиваются с проблемой, при которой двигатель не нагревается до рабочей температуры. Обычно обращают на нее внимание не сразу, так как не все знают, чем опасна низкая температура двигателя. Для нормальной работы необходимо 100 градусов.
Вопрос — почему плохо греется движок становится ребром с наступлением холодов, когда в салоне авто не комфортно находиться из-за низкой температуры. Помимо этого, ощутимо увеличивается расход, мотор быстрее изнашивается, машина хуже едет, а в выхлопных газах увеличивается уровень токсичных веществ.
Как прогревается двигатель
Каждый исправный агрегат имеет разное время прогрева. На него влияют:
Особенности масла редко учитываются, однако специалисты считают, что это необходимо. Различные присадки для уменьшения трения и базовая основа, синтетическая или полусинтетическая, влияют на показатели в диапазоне 5–7 градусов. Таким образом, быстрее будет нагреваться мотор на более жидком синтетическом масле.
Стрелка температуры двигателя не поднимается зачастую из-за неисправностей термостата. Именно с этого агрегата всегда начинается проверка системы, если мотор долго прогревается до рабочей температуры.
Принцип работы
Через термостат охлаждающая жидкость (ОЖ) попадает в радиатор. Это большой круг циркуляции жидкости. Открытие термостата происходит обычно при температуре в 100 градусов Цельсия. Если температура не достигла этого предела, то жидкость движется по малому кругу. Неисправность термостата проявляется в неправильном открытии клапанов.
При закрытом термостате двигатель перегревается, а постоянно открытый ведет к низким температурам, так как жидкость будет проходить только по большому кругу.
Из-за нерегулярной смены антифриза или тосола, использования проточной воды или смешивания охлаждающих жидкостей в системе могут скапливаться различные отложения в виде накипи. В таком случае термостат неизбежно будет заклинивать в одном из его положений.
Проверка термостата
Для диагностики неисправности следует обратиться к специалистам на сервисе. Однако проверить термостат можно и самостоятельно. Холодному двигателю дают поработать на холостых оборотах примерно 10 минут. После этого нужно проверить патрубки радиатора. Если термостат функционирует должным образом, то шланги не нагреваются. Температура повышается только в тот момент, когда ОЖ начинает циркуляцию по большому кругу.
Охлаждающая жидкость попадает в большой круг только после достижения рабочей температуры. Если патрубки начинают греться до указанного момента, следует немедленно обратиться к мастеру для дальнейшей диагностики и устранения неисправности. А также существуют более профессиональные способы диагностики при помощи специальных датчиков. Провести такую проверку можно на СТО.
Если устройство открывается и закрывается не полностью, то может произойти частичный перегрев или же температура будет подниматься, но очень медленно. Также клин может наблюдаться лишь периодически.
Любой указанный дефект нуждается в тщательном обследовании и ремонте. Если у вас нет необходимых навыков и минимальных знаний о внутреннем строении автомобиля, стоит обратиться к квалифицированным специалистам автосервиса.
Чтобы снять термостат, необходимо предварительно избавиться от жидкости в системе. Важно дождаться того момента, когда вся система остынет, прежде чем приступать к замене детали. Снимать термостат достаточно просто, для этого достаточно открутить три болта, расположенные на крышке и извлечь ее вместе с термостатом.
Учитывая все особенности конструкции данной модели можно провести ее замену на идентичный или подходящий аналог. Известные бренды выпускают агрегаты, которые могут взаимозаменяться, так что с подбором не возникает трудностей. В любом случае все манипуляции должны осуществляться человеком, который точно знает, что необходимо делать, учитывает марку, год выпуска, пробег автомобиля.
Очень важно учитывать, что стоимость данной детали достаточно низкая, поэтому целесообразнее будет ее замена, чем ремонт. Таким образом, можно избавиться от проблем с низкой температурой двигателя на весь зимний сезон.
Так как при замене термостата придется сливать жидкость, стоит проверить двигатель на работоспособность перед началом зимнего сезона. Многие автовладельцы заливают антифриз в систему, а затем сталкиваются с необходимостью замены агрегата, следовательно, дважды платят за охлаждающую жидкость.
Чем может быть опасен холодный движок
Если вы замечаете, что не прогрет двигатель до рабочей температуры, и она не может подняться, то следует начать немедленный поиск неисправности, так как последствия могут привести к серьезным тратам на ремонт.
Электронный блок управления, установленный на современных авто, распознает непрогретый двигатель как холодный. Если он не может прогреться и не поднимается температура двигателя, то подается переобогащенная смесь.
Когда системе приходится работать в таком режиме, из строя выходят свечи зажигания из-за появления на них и на внутренних элементах нагара. Таким образом, можно заметно снизить срок эксплуатации и столкнуться с капитальным ремонтом, который стоит немалых денег.
Если не прогревается двигатель до рабочей температуры, следует немедленно обратиться в автосервис для диагностики проблемы, чтобы в будущем не возникало подобных неисправностей.
Влияние моторного масла
Как известно от качества масла зависит работа двигателя. Именно от этого будет зависеть и степень нагрева мотора, особенно зимой. В зависимости от того, какое масло используется (синтетика или полусинтетика) может по-разному нагреваться мотор, а диапазон колебаний температуры охлаждающей жидкости будет составлять от 5 до 20 градусов.
В зависимости от того, насколько жидкая моторная смазка будет зависеть то, насколько хорошо и быстро будет запускаться двигатель зимой, а также степень быстроты его нагрева. Поэтому рекомендуется заливать только качественное масло в мотор перед зимой.
Другие причины
Неисправность термостата может быть не единственной причиной, по которой двигатель не набирает рабочую температуру.
Если во время предыдущего ремонта не были хорошо затянуты патрубки, автовладелец сталкивается с подсосом воздуха. Охлаждающая жидкость начинает подтекать. Если проблема в этом, то следует затянуть хомуты для более плотного прилегания трубок и долить жидкость до необходимого уровня в расширительном бачке.
В таком случае на приборной панели автовладелец увидит низкую температуру, недостаточную для работы. На самом же деле двигатель будет перегреваться и может даже закипеть.
В зимнее время года на работу двигателя также влияет использование других систем. Так использование отопителя салона, может привести к тому, что двигатель будет плохо греться, поскольку печка забирает части тепла на себя. При этом будет видно, как падает стрелка указателя температуры двигателя.
Неисправный датчик температуры может вызвать ощущение, что долго греется двигатель или вовсе не может нагреться. При этом двигатель работает исправно. Датчик передает данные о состоянии температуры на приборную панель. Если он работает некорректно, то и показания будут неверными. Замена этой детали приведет все показатели в норму.
Проблема с датчиком достаточно серьезна на современных автомобилях, оснащенных электроникой. Здесь снова придется столкнуться с подачей переобогащенной смеси и заменой множества других деталей.
Любая возникшая проблема должна решаться при помощи компетентного специалиста. При отсутствии необходимых знаний и навыков, стоит обратиться в автосервис. Опытные мастера помогут устранить неисправность и предотвратить ее появление в будущем.
Источник
Почему ямз не нагревается утром и греется на ходу
Ойнатқышты басқару элементтерін көрсету
Автоматты түрде ойнату
Пікірлер • 53
Я понимаю что перегревается из за камазовского термостата но почему негреется с утра так и необъяснил. Ведь большой круг закрыт а малый открыт.
Да напутал немного
У меня КамАЗ савок 238 дв кпп 141
Тоже вот эти мелочовки делать надо
Буду обращаться 😉
@lll lll здоров, да как, решил поменять сальники зад перед, в итоге снял разобрал мотор на капиталку, да туда идут термостаты камаз, газель
Привет!как здоровье как дела?
Подскажи пожалуйста вот на эти пластиковые короба термостата ямз какой термостат подходит камаз да?или какие
Ну а как их назвать без мата😁
Добрый день. Как то всё быстро показали не успел разгледеть. Какие такие пластмасовые коробочки и как их ставить. Греется даже зимой.
@Витяба Панин да можно на капиталку попасть, забей на авито разборки маз они щас почти все могут отправить нужную запчасть
@Витяба Панин никого не слушайте мотор хороший и греться недолжен, единственный касяк снят с производства и заводскую головку не купишь надо с разбора взять две три пусть головашники опресуют обслужат и хай лежат почемуто на первых выпусках имено раздельноголовых лопались головки и блок, потом перестали жалобы идти давно с такой бедой мазы не встречал
@Витяба Панин у вас как таковых прокладок нет, в идеале: наесжаете задом на пригорок чтоб мотор стал ровно, снимаете ремень помпы, водяные колектора заливаете антифриз так чтоб потёк из каналов головок и запускаете мотор нерно курим и ждём с какой пузырики пойдут и всё
Скажи пожалуйста перестал греться и какой радиатор стоит скольки рядный срочно нужно зарание спосибо
@Алексей Щукин на вацап скинь напиши 89182602272
@Кубань Транс если не сложно нарисуй пожалуста а то я не понял
@Алексей Щукин на пальцах попробую, он сделан из двух цилиндров, тот который заходит по прямой он идёт до самого патрубка, а тот который сбоку приварен к внешнему цилиндру собствено на который патрубок одевается и получается они идут в патрубок оба прямо а не один поперёк другому, он очень похож на заводской уж очень аккуратно сделан, я думаю ктото решил делать один радиатор и под мерс мотор и под рено один а к ямз идёт тройник в придачу
@Кубань Транс помпа кочает хорошо а как хитро сделан тройник скажи пожалуста
@Алексей Щукин ну и сама вязкомуфта та ещё деталь, говорят с новья может глючить, я свою возил на дозаправку сразу как маза взял чисто на испуге она мне на ауди крови попила, я от этой ждать не стал, хотя немка стоит(борг варнер), а дело было не вней а в термостатах, даже сказать в одном из них( на видео)
Добрый день, подскажите поставил коробки термостатов евро, термостаты КамАЗ но двигатель не греется, радиатор закрыл полностью 60-75 больше не нагревается. Какие посоветуете термостаты?
@Кубань Транс да теплообменника нет,
@Евгений Кузнецов мотор Д шка получается без теплообменника, радиатор закрыт? На ямз тампература движка сильно зависит от температуры масла
@Кубань Транс радиатор маслянный один у меня.
@Евгений Кузнецов должен греться, просто был случай товарищь тоже немог причину найти, а потом оказалось масляный радиатор открыт, а у него их ещё и два мотор простой был поставили турбину, как закрыл сразу стал нагреваться нормально
@Кубань Транс мотор ямз 238 с турбиной 330 лошадей.
Никогда не спрашивайте у мастеров! Только книжка по устройству автомобиля, иначе эти мурлокатамы Вам такого насоветуют!
Где б такие книжки взять, лежит их пачка, тоже надо смотреть на один и тотже мотор разные данные пишут начиная от моментов затяжки и закачивая зазоров в клапанах, если опыта эксплуатации и ремонта нет ни одна книжка не поможет
@Александр Выгузов местные машины у нас тоже не гниют, просто мы в основном покупаем их рядом с москвой у нас ценники нереальные, вот и приходится после них варить и красить
@Александр Выгузов кстати с якутии ты не первый, а родные да, редкостная хрень
Здравствуйте скажите пожалуйста можно ли ездить на воде зимой с новыми коробками и термостатами в них? Будет ли вода сливаться до конца.
Нельзя ездить на воде с термостатами с любыми коробками, сливаться вода будет, просто пока термостаты откроются радиатор уже размёзнится и на воде термостаты долго не живут!
Доброго времени суток.если вам не трудно записать видео ролик про отопление всей машины или как лучше.если можно на ватсап +77054129679 не давно приобрел 5551 все по заводу
@Кубань Транс здравствуйте напишите на ватсап
Доброго, хорошо сниму чё куда и скину на вацап
Причем тут при открывании закрывает малый круг, и машина быстро нагревается
Да вы правы запутался, на прогрев это не влияет, тут важно чтоб он закрытый плотно был
Искал такую коробку термостатов нового образца в интернете. Даже по картинкам, точно такая же как у Вас на видео, продавцы в инете пишут, что для ДВС семейства 650.
Это она и есть или все таки они разницу имеют по размерам?
@Кубань Транс
Якутия.
@МВК на ДВ они продаются как два разных изделия, вы с какого региона?
@Кубань Транс
Здравствуйте!
Еще вопрос есть к Вам.
Эту коробку термостатов вы покупали в комплекте с крышкой термостата (под патрубок на радиатор) или отдельно докупали?
@МВК на ДВ обращайтесь
@Кубань Транс
Благодарю!
главное человек принцып действия понимает
Очень дельная информация 👍
@Евгений Нестеров здорова, с новым годом, я с тобой обсолютно согласен
Кубань Транс привет 🙋♂️ с Новым годом 🎉 этот мотор ни чем не уступает импортным главное масла и фильтра вовремя менять! Я не зачто не променяю маза ни когда!☝️
Да незачто, по мне так и неплохой мотор, после камазовского мечта😉, а иномарки у меня небыло, с наступающим!
Потому то мотор дерьмо,если ПОКУПАТЬ Маз то только с ино мотором типа ОМ457 или ямз 653 но не этот металолом ямз
@Игорь Прокопович вот вам нравится,а мне он все нервы высосал,
@Кубань Транс И очень многое нам прощает.
@Игорь Прокопович 👍согласен с вами, если за ним следить то он очень ресурсный
Никогда в жизни не скажу плохое слово в сторону ямз 236/238.
Блин, а какие термостаты то я поставил? Не помню
@Валерий Ларькин это хорошо, главное чтоб под нагрузкой не грелся
@Кубань Транс вроде нагревается и держит 82-всю дорогу,
Респект правду говоришь
Расценки у вас божиские у нас круг 84 км 120 руб 40 45 солярки уходит, правда солярка 33 рубля газпром
А у нас 46 хорошая и местное варево 36, расценка у нас хорошая в уборку а потом как и везде
Добрый день подскажите где можно купить в Краснодаре, я сам с Киргизии у нас на маз очень мало зп, и какую поршневую посоветуете поставить, сейчас стоит кмз расход масла 10 лит в неделю
@Sergey Chemeris kzclip.com/video/pKyONEUviE8/бейне.html зайди к ребятам у них отличные запчасти и они могут отправить
@Sergey Chemeris кострома эксперт фосфатированная(черная) около 5тр гильза поршень, точно нескажу цены меняются
Если не сложно напишите цены на поршневые и гильзы чёрные или светлые идут
Контур дизель магазин, ростовское шоссе 39, они на авито есть, хороший расход костромская эксперт или ямз но её мало
На заводских тракторных версиях ямз насос имет зеркальное расположение у него и метка и рячаг подачи топлива справа, естественно и шестерня привода тнвд будет со своими метками это на работу или мощность не влияет
Лайк подписка однозначно.
Прям красавчик, чесно я даже не замарачивался этим вопросом, у меня 7511 и на вольве внл и на кразольве, и обе греются как дурные в горку спасибо тебе огромное какраз ставлю подогрев сразу заменю коробки и термостаты 👍👍🤫
@Гараж для души Америка с ЯМЗом для работы 😉уже подписался!
Кстати заходи на мой канал смотри комментируй подписывайся 😉
@Кубань Транс мал залотник да дорог. Очень вовремя я увидил подсказку спасибо
Спасибо, я тоже когда столкнулся вроде мотор тянет но греется начинаешь переключаться вниз, начал причины искать вроде всё ровно а тут мелочь, а ведь работать стало
И на маленьком шланге идущем в разширительный бачек для сброса воздушной пробки из верхнего бачька радиатора не увидел обратного клапана. Из за этого будет неправильно работать система охлаждения.
Спасибо за видео. Быстро снимал. Не успел посмотреть малый круг охлаждения сделан по заводскому или пошел на печьку.?
Да малый круг сделан по заводскому только вместо железной трубы шланг, печка пока стоит по заводу но греет неплохо, клапан обратный не поставил его небыло а в магазине только на три отвода надо на разбор бежать я тоже склоняюсь к тому что он там не лишний
Молодец! Чётко и ясно объяснил проблему. Спасибо!
@Бочи Занкарханов спасибо конечно, если не трудно опиши тут. Думаю многим будет полезно и интересно.
@John Colorado дело не горняке тама. 89298743636 ватсап могу дать совет ну если нуждается конечно.
@Бочи Занкарханов на Мане постоянно с прокладками гемор от частого использования горняка.
@John Colorado проверено дружище перегрузом Сибирь ходит машина уже 3 года.
На вольве прокладка под голову металлическая. А тут все прокладки выдавит если горняк от вольвы поставить.
Как без термостатов можно стереть мотор?
В холодное время года будет очень долго нагреваться, гильзы плохо смазываются, топливо не догорает зазор поршень гильза неправельный получается повышенный износ, делал такие моторы износ порневой такой же как и у тех кто без воздушного фильтра поработал
Без матов нельзя- умник. А по делу могк сказать следующее— на двигателе ЯМЗ, который стоял на автоКЕНВОРТ И где система охлаждения около 70 литров стояли у меня термостаты фирмы WRANGLER, конструктивно они похожи на камазовские и в помине не было пласмассовых коробок термостатных и была у меня температура 80 градусов по цельсию. Что с горы, что в гору.
Я говорю как должно быть! а как че ставить дело личное, за мат извиняюсь
Привет подскажи пожалуйста ямз 238 стоит на тракторе хтз 17221-21 постоянно греятся убрали термостаты и все ровно греятся в чем причина?
Ещё момент как греется под нагрузкой или постоянно? Кипит или просто всегда высокая температура? Состояние мотора вообще как? И что за радиатор?
Привет, причин много: 1е естьли масляный радиатор, 2е нужен производительный вентилятор и дифузор к нему, зажигание правельное? И самое интересное вы сняли термостаты, а малый круг вы заглушили?
Молодец, всё поделу сказал.
Братуха замути видос по выхлопу
Да не вопрос, су.а снег выпал первый раз за три года растает пойду заниматься сниму, скорей всего сразу доварю и экран сделаю
Ё моё. спасибо за нормальное видео, а мы тут головы ломали. Есть ещё грамотные люди.
Да сталкивался с такой проблемой, спасибо за совет👍
Не знаю, спорить не буду. У меня на Мазе стоят коробки термостатов старого образца и ямз шные термостаты. И нагревается быстро на холодную и температуру держит. Печка по заводскому подключена. Не чиго не переделывал. Термостаты, да менял за зиму дважды. Разваливаются стакан нижний на одном отвалился и перекосило сам клапан который перекрывает поток жидкости на большой круг. На другом лопнула пружина. А так всё норм работает. На кразе тоже самое. Печка греет огонь.
@Серега Орехов вот такая же глина красная и у меня была но мыл систему цельный день, пока чистый антифриз, но ставить буду фильтр полюбому на постоянную основу пусть будет
@Серега Орехов даа случаи бывают разные, я тоже хочу фильтр поставить в итернете подглядел с горячей воды ставят колбу она большая и очищает до микрон, на лето в круг печки врежу хай чистится как шланг слива будет не горячим значит пора менять касету, тоже систему на днях промыл вроде мусора нет но как глина в воде размешенная видимо антифриз хозяева бывшие никогда не меняли
За новые корпуса к термостатам я уже слышу не первый раз что они лучше. Но пока как то не было особой не обходимости их покупать. Хватает и родных. Была мысль поставить на малый круг фильтр. С правой стороны на раму установить. И через шланги соеденить. На печку ставил с стстем водоснабжения. Такой как перед счётчиками воды ставят. Хорошо помогает.
Доброе утро подскажи пожаг от чего или от какой модели эти корпуса термостата
@Сергей Головаха отлично, температурный режим четкий и летом и зимой
@Кубань Транс спасибо
Ямз 658.1 на них написанно называют евро три
Ты пишешь не имея НИКОГО представления о ЯМЗ
@Кубань Транс аналогично
Перед каждым летом меняю несмотря на их состояние и антифриз тоже раз в год
дружище привет. подскажи пожалуйста с чего у тебя компресор стоит
@John Colorado вот это самое страшное
@Кубань Транс да, по Уралу на таких насмотрелся. Сами бьются и людей с собой забирают.
@John Colorado не дай бог, а если всё и обошлось колодки горят барабаны трещат, а они летят на встречу приключениям, самое интересное что на своих обычно никто так не ездит в основном это наездники на дядиной новой тачке
@Кубань Транс с этим согласен, на спуск не более 60. Летуны которые быстро ездят потом обычно тихо несут.
@John Colorado ну так рассуждать можно долго и на иномарках компресора разлетаются на ходу, сам видел как у парня на мане на ходу вырвало касету влагоотделителя и компресор качает вроде а воздух неидёт, я считаю что с со спуска надо идти так чтоб мог всегда остановиться, а пускать и надеятся что притормозишь или проскочишь, не я придумал что на какой передачи бы поднимался на подьём на такой и спускайся, темболие если за спиной под полтос
Именно так и задумано,но всё работает и с камазовскими термостатами или волговскими,у меня вообще с мерседеса стояли. И если он греется,то сменой термостата не спасешся, конечно если термостаты рабочие. И термостаты не чего не перекрывают, каждый раз кипячу термостаты перед установкой, контролирую градусниками
@Кубань Транс согласен
@странник я перешел на тягача изза непостоянной расценки на зерне хорошо но до нового года а то и раньше за эти копейки как щас работать невижу смысла, цепляю площадку там тоже не мёд но работа без нервов да и мусора нетрогают открытых так как зерновозов
@странник 😁 даа камазовские редуктора это вещь у самого были камазы 7 лет, крайний был с ямз с завода хорошая машина, но после случайной поездки на мазе камаз я больше нехочу😉
Блин каких только красавцев не бывает б. бы че там думать че есть то и впихнули как говорится впихнем невпих. мое Спасибо за ролик
@Ильнар MAZ смысл этого герметика что он необразует никакой толщины он заполняет только неровности нежный он и под высокое давление
@Ильнар MAZ я так тоже делаю на моторах с обычной прокладкой!! На моторах с металической такой вариант не катит в лучшем случае газы пойдут, герметик там с завода но не абы какой нужен специальный типо виктор рейнз синий или лактайт подругому не получиться
@Кубань Транс я на верхний бурт гильзы,ставлю тоненькую резинку от камазовской гильзы.Герметику там делать нечего!
@Кубань Транс понятно)
@Слава Берашевич просто на старых моторах прокладка болие мение перекрывает замок (гильза-блок), а тут нет, достаточно того что моторист проипал чистоту да и с герметиком не дружит вот и вся беда, а обычный герметик ложить нельзя гильзы запляшут и пойдут газы, нужен только (тонкий) герметик
Подскажите пожалуйста куда и как подсоединить пжд на ямз238 без тепло обменника.
@Бахтияр Ешмуратов Пжд 18
Что за пжд пишите подробнее
@ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ у меня в армии на урале такой стоял бензиновый хрень редкостная не вебаста совсем😉
@ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ смотря на чём у меня на обоих мазах выхлоп был просто на улицу на одном справа 5440 на другом слева 5432 и забор справа с блока, я понял про какой котел вы говорите на мазы такой не ставился с завода, древний вариант
@ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ спасибо большое.
@John Colorado в пищевой промышленности бардак, а что уж говорить про все остальное. Купил я как то казахский радиатор, до этого искал отзывы о нем в инете, ничего подобного что радиатор гавно, там небыло) вообщем когда принес меднику этот радиатор на ремонт, медник при мне выдернул соту из радиатора плоскогубцами и задал мне вопрос : «ты тут видишь припой?», Припоя я конечно не увидел, радиатор пришлось сдать в цветмет, а он стоил не на много дешевле Шадринского радиатора, просто в магазине казахский был единственный радиатор, гарантийные полгода казахский выходил на одной как выяснилось краске
@Инокентий Иванов это ещё плюс качество запчастей. Никакого госта и контроля качества
@John Colorado с дешовым тосолом и антифризом тож уже пройденный путь. К сожалению на мазе радиатора хватает на полгода и он начинает течь, естественно летом в сезон работы некогда вставать на ремонт и льёшь воду. На зиму ремонтирую радиатор и лью только Феликс красный. С радиатором просто беда, он лопается от вибрации, подушки радиатора уже переделал, стало получше но, не так что б поставил и забыл.
@Инокентий Иванов антифриз такой, голимая кислота. Я прежде чем залить проверяю на реакцию пищевой содой.
@John Colorado и что удивительно было, на КАМАЗе термостаты стояли без всяких уплотнительных резинок, а вода не просачивалась. А грязи всякой всегда полно в наших отечественных автомобилях, ведь даже сейчас не устанавливают фильтр водяной системы, я поставил сам, после того как увидел на одном китайце на двигателе не понятный для меня фильтр, оказалось это фильтр водяной системы. Сейчас тьфу тьфу тьфу, с фильтром вроде стало получше, до этого каждый год менял трубу малого круга, съедало. на помпе сьело крыльчатку, а если вдруг ещё засыпать герметик радиатора АВRA, то вообще съедает на глазах.
Источник