Не охлаждается двигатель причины

Содержание
  1. Системы охлаждения двигателя проблемы и неисправности фото описание
  2. Значит, наш двигатель должен греться.
  3. Двигатель должен работать при рассчитанной для него температуре.
  4. Часть 1. Двигатель перегревается.
  5. Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.
  6. Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.
  7. Бестолковые слухи и «мнение»
  8. Почему на ходу остывает двигатель и как с этим бороться?
  9. Что является причиной снижения температурного режима
  10. На ходу падает стрелка температуры. Возможны ли естественные причины?
  11. Как диагностировать причину понижения температуры мотора
  12. Стрелка температуры двигателя скачет, плавает или прыгает: причины и основные неисправности
  13. Особенности охлаждения отечественных авто
  14. Советы по улучшению прогрева ДВС
  15. Какие действия предпринять для устранения неисправностей
  16. Можно ли замедлить остывание мотора в холода
  17. Действия при подготовке системы охлаждения к зиме
  18. Возможные причины
  19. Использование воды в качестве охлаждающего носителя
  20. Как остудить перегревшийся мотор
  21. Рекомендации
  22. Проверка работоспособности термостата своими руками
  23. Ржавчина, наросты, язвы. Как выглядит «больной» радиатор изнутри (таблица симптомов)
  24. «Герметик не устранит проблему, а только усугубит ее»
  25. Чем опасны пузырьки?
  26. Каждому автомобилю — свой тип антифриза
  27. Замерзание и закипание. Причины
  28. Зачем нужно менять крышку радиатора и патрубки?
  29. Большая разница: следы многолетней эксплуатации / идеальное состояние расширительного бачка
  30. Таблица симптомов неисправностей системы охлаждения и двигателя

Системы охлаждения двигателя проблемы и неисправности фото описание

Все возможные неисправности системы охлаждения двигателя можно условно разделить всего на три группы:
1. Двигатель перегревается.
2. Двигатель плохо нагревается.
3. Где-то протекает.

Значит, наш двигатель должен греться.

Эта фраза является главным при поиске неисправностей системы охлаждения. Мы не можем резко уменьшить нагрев двигателя, мы можем только обеспечить лучшее охлаждение двигателя, если он перегревается, или обеспечить нормальную работу системы охлаждения, если двигатель не нагревается до нужной температуры.

Двигатель должен работать при рассчитанной для него температуре.

При меньшей температуре в двигателе увеличивается трение, хуже работает система смазки двигателя, двигатель быстрее изнашивается, увеличивается расход топлива.
При слишком большой температуре чрезвычайно быстро выходит из строя поршневая группа, очень значительные шансы, что выйдет из строя клапанная система ( «прогорел клапан»), а если закипит охлаждающая жидкость, это может серьезно расстроить ваш двигатель.
У вас должна хорошо работать система смазки двигателя, и система охлаждения. Важнее этих двух параметров — только тормозная система автомобиля.

Часть 1. Двигатель перегревается.

Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.

Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.

Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя.
Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.

Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.

Возможны проблемы с термостатом:
— термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой.
— термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда.
— Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается.
Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон. «Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора.
Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя.
Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.

Возможны такие симптомы перегрева двигателя:
— двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат.
— двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается. Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью.
— двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты:
Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять. Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора.
Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ).
Вариант 3. Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.

Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.

Термостат. Просто меняем термостат.

Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.

Хорошо, если протекает куда капает вниз. Замените резиновую трубку, поставите новый обжимной хомут, и проблема исчезнет.
Если протекает изношена помпа, замените насос.
Если протекает радитор, то вам на СТО запаяють радиатор, либо придется заменять радиатор. Если протекает водяная рубашка двигателя, аргонной сварки на СТО вам иногда смогут спасти двигатель.
Но если перетекает из системы охлаждения в систему смазки, или наоборот, это гораздо хуже.
Здесь есть следующие варианты:
— время от времени количество масла в двигателе вроде увеличивается, количество охлаждающей жидкости уменьшается, а если померить щупом уровень масла в двигателе, то заметно, что оно пенится при работающем двигателе. Это плохо, у вас охлаждающая жидкость попадает в систему смазки.
— охлаждающая жидкость очень быстро становится почти черной. Это также плохо, могла пргориты прокладка блока головок цилиндров, некоторая часть выхлопа попадает в охлаждающую жидкость.

Бестолковые слухи и «мнение»

1. Нельзя доливать воду в охлаждающую жидкость.
Это неправда. Когда у вас в дороге начало протекать, и вам надо как-то доехать домой, не бойтесь долить воды. Дома отремонтируете, и поменяете жидкость в системе охлаждения.

2. Нельзя смешивать «тосол» и «антифриз», а особенно различные виды «антифриза».
Это неправда, но здесь придется объяснить немного подробнее.
«Антифриз» — это английское слово «anti freeze» (замерзания). Это жидкость, которая при наших температурах не замерзает. Традиционный антифриз, то есть охлаждающая жидкость для двигателя, изготавливается на основе этиленгликоля или диэтиленгликоля или пропиленгликоля. Эти три химических соединения, так сказать, «родные сестры», они как-то переживут, если их зачем смешать.
«Тосол» — это лишь техническое название популярного антифриза на основе диэтиленгликоля. Он является устаревшим, ухудшенным вариантом современных жидкостей для охлаждения.
Антифриз также некоторые полезные добавки против накипи. Они не ликвидируют накипь, но уменьшают его.
Итак! Если поломка в дороге заставила вас доливать в систему охлаждения какой-то неизвестный антифриз, или даже воду, не бойтесь. Главное — доехать до точки ремонта.

3. Крысы и мыши могут погрызть резиновые трубки в системе охлаждения.
Это неправда. Крысы могут грызть изоляцию в электрооборудовании, но они не грызут бензостойк, высокотемпературную резину.

4. В старом двигателе система охлаждения всегда перегревается.
Это неправда. Даже в плохо отрегулированном двигателе с низкой компрессией система охлаждения держит нормальную температуру. Надо только хороший радиатор и нормально работающий термостат, и чтобы помпа крутилась нормально, ремень не пробуксовывал.

5. В старом двигателе накипь полностью забивает водяную рубашку блока цилиндров, двигатель отремонтировать невозможно.
Это спради возможно, но такая поломка — не про вашу честь. Для этого придется поездить этим двигателем лет 500. Каналы водяной рубашки блока цилиндров в несколько раз шире, чем каналы радиатора.
Но система охлаждения может быть забитой черным, густым маслянистым грязью, который попадает в систему охлаждения, если через прогорела прокладка блока головок цилиндров у вас масло попадает в систему охолодення.
Но отмыть эту грязь — не проблема.

Система охлаждения — конструкция, которая очень нужна в двигателе.
И она очень проста.

Источник

Почему на ходу остывает двигатель и как с этим бороться?

Что является причиной снижения температурного режима

Любая техника не застрахована от выхода из строя некоторых узлов и агрегатов. Нужно уделять внимание состоянию машины и ее систем. Неприятная ситуация, когда падает температура двигателя при движении, происходит по вине неисправностей элементов системы охлаждения. Для понимания сути проблемы необходимо иметь общее представление о том, как происходит охлаждение силовой установки.

Необходимо контролировать уровень охлаждающей жидкости и состояние соединительных патрубков и самого радиатора. Система имеет малый и большой контуры охлаждения. Разница заключается в том, что полный контур циркуляции гоняет жидкость через радиатор. Механизм, переключающий контуры, называется термостатом. Ситуации, когда не поднимается температура двигателя, часто имеют место в зимнее время. Редко на панели приборов неисправен указатель состояния рабочей жидкости. Возможно использование некоторых материалов для утепления силовой установки.

Читайте также:  Руководство системы управления двигателем

Уровень охлаждающей жидкости падает температура двигателя при движении Как охладить перегревшийся двигатель автомобиля Как охладить перегревшийся двигатель автомобиля

На ходу падает стрелка температуры. Возможны ли естественные причины?

Да, такой вариант профильными специалистами также допускается. Даже если в работе систем транспортного средства не наблюдается никаких сбоев, при езде стрелка указателя все равно может упасть.

Подобные ситуации происходят зимой, когда температура воздуха опускается до низких значений. Например, совершая поездку в сильный мороз по загородным трассам, водитель может обратить внимание на значительное охлаждение мотора.

Водитель за рулем

Дело в том, что поток ледяного воздуха, поступающий в моторный отсек, может превосходить интенсивность нагрева движка. При средней скорости 90-100 км/ч, являющейся оптимальной для большинства моделей авто, внутри цилиндров прогорает минимальное количество горючего.

Взаимосвязь этих факторов прямая: чем меньше топлива воспламеняется в камерах сгорания, тем медленнее будет прогреваться ДВС. Если же к этому добавить и принудительное охлаждение, возникающее от встречного воздушного потока, двигатель может не просто не нагреться, а даже значительно снизить свою температуру, в случае предварительного прогрева.

Как диагностировать причину понижения температуры мотора

Если в движении стрелка датчика падает и перестает реагировать на протяжении некоторого времени, тогда проблема в неисправности самого датчика, и его будет нужно заменить.

Передвижение осуществляется на средней скорости (70 км/час), при этом сохраняется низкая температура двигателя. В большинстве случаев проблема заключается в заклинивании термостата. При нагревании теплоотводящей жидкости устройство переключает ход на большой круг циркуляции и выполняет функцию регулятора. В зимний период жидкость практически все время ходит по малому контуру без участия радиатора.

Естественного обдува вполне достаточно, чтобы поддерживалась рабочая температура работающего двигателя. Но при заклинивании термостата в открытом положении теплоотвод не сможет происходить полноценно. Силовая установка просто не сможет вырабатывать столько тепла, чтобы нагреть теплоотводящий носитель в режиме большого контура циркуляции. Здесь потребуется замена термостата.

Проверка работы регулятора температуры может быть проведена без движения авто. На месте потребуется завести и прогреть машину в течение 20-30 минут. После этих действий открыть капот автомобиля и попробовать нагрев патрубков вверху и внизу радиатора. Одна трубка должна быть теплой, другая – холодной. Если патрубки обладают равной температурой, тогда термостат вышел из строя.

Если автомобильный мотор долго прогревается и не поднимается температура двигателя, тому причина — неисправность клапана устройства.

не поднимается температура двигателя Утепленный двигатель Заклинивший термостат

Стрелка температуры двигателя скачет, плавает или прыгает: причины и основные неисправности

Итак, в норме стрелка должна подниматься до определенного значения после полного прогрева ДВС и не отклоняться от занятого положения. Отметим, что при этом во время езды вполне допускаются небольшие отклонения, причем зачастую в меньшую строну.

Обычно такое явление наблюдается в холодное время года, часто при движении по трассе. Это объясняется тем, что в морозы двигатель интенсивно охлаждается на высокой скорости встречными потоками холодного воздуха.

Также часть тепла от мотора в зимний период отнимает печка. В результате стрелка может немного «упасть» (на 2-3 мм. от обычных значений). Если же снизить скорость движения или позволить автомобилю несколько минут поработать на ХХ, тогда указатель температуры поднимется до нормального значения.

Если же говорить о неполадках, никаких явных скачков указателя температуры быть не должно. В случаях, когда стрелка указателя температуры плавает, при наличии цифровой индикации «палочки» температуры постоянно изменяются, тогда это служит главным симптомом различных неполадок. Давайте разбираться.

Другими словами, изменение показаний в средних рамках 75-95 градусов не отражает действительной картины, так как нагретая охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) не может так быстро нагреваться и остывать. Получается, указатель не отображает реальную температуру мотора.

Если иначе, плавное изменение показаний можно принимать за норму, причем делая поправку на условную погрешность самого стрелочного или цифрового указателя. При этом если колебания температуры не выходят за допустимые пределы, вполне вероятно, что это рабочая температура двигателя.

Поводом для беспокойства служат хаотичные, обычно резкие колебания стрелки, причем амплитуда таких колебаний довольно велика. В этой ситуации нужно определить, действительно ли происходит нарушение теплового баланса, нормально ли работает сам индикатор, а также по каким причинам возникла неисправность.

Статья в тему: Компьютерная диагностика автомобиля

Простейшим способом первичной диагностики является оценка степени нагрева подводящих патрубков, идущих к радиатору. Достаточно потрогать патрубки рукой. Если нижний патрубок имеет температуру ниже верхнего, вполне вероятно, что клапан термостата заклинивает. В результате даже на холодном ДВС охлаждающая жидкость попадает в большой круг, а двигатель не может выйти на рабочие температуры.

На практике это проявляется следующим образом, когда сначала водитель прогревает двигатель, стрелка температуры поднимается до рабочих температур, затем происходит открытие термостата. Далее ОЖ идет по большому кругу, температура мотора снижается, однако затем термостат подклинивает и не закрывается до конца.

Естественно, жидкость продолжает частично или полностью идти через радиатор (по большому кругу). В результате двигатель начинает остывать, стрелка температуры падает. Затем термостат или закроется, после чего произойдет нагрев ОЖ до рабочих температур, или же останется в заклинившем положении и мотор не будет до конца прогреваться.

При этом часто после остановки двигателя и падения давления в системе охлаждения далее стрелка сначала поднимется до нормальных температур по мере прогрева, однако затем после открытие термостата все повторится заново. Также возможны случаи, когда термостат может подклинивать не постоянно, а через раз, а также не открывать доступ для ОЖ в большой круг.

В этом случае двигатель будет перегреваться. Бывает так, что работа термостата нарушается как на открытие, так и на закрытие, то есть уместно говорить о совокупности проблем. Так или иначе, нужно убедиться в том, что термостат исправно и нормально работает.

Это значит, что нужно проверять указанный датчик. При этом важно учитывать, что на многих авто таких датчиков может быть 2, 3 или даже 4. Стоят эти датчики также в разных местах в зависимости от конструкции того или иного ДВС.

Также на панель приборов сигнал подает отдельный датчик, чтобы его показания в случае выхода из строя не вносили изменений в работу ЭСУД и ЭБУ двигателем. Обнаружив нужный датчик температуры, нужно проверить его контакт. Достаточно пошевелить датчик или клемму-фишку на нем.

В это время помощник должен следить, происходят ли колебания индикатора температуры на панели приборов в салоне авто. Часто плохой контакт становится причиной того, что стрелка температуры скачет, при этом система охлаждения работает нормально.

Статья в тему: Установка бортового компьютера – авто станет мощнее

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему падает температура двигателя в движении. Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах, по которым стрелка указателя температуры падает при езде.

Если же дело не в контакте, сам датчик может оказаться вышедшим из строя. Чтобы это проверить, следует замерить сопротивление при разной температуре ОЖ. Для этого нужно знать, какое сопротивление считается нормальным для датчика на одном или другом ДВС в тех или иных условиях.

Данную информацию можно найти на специализированных форумах, в технической литературе и т.д. Также отметим, что не следует сразу поспешно и однозначно списывать все проблемы на термостат, не проверив датчики температуры. Стрелка может прыгать и скакать в том случае, если места контактов на датчике попросту окислились, соединение прослаблено. Более того, скачки могут происходить только при включении мощных энергопотребителей (подогрев сидений, стекол, включение фар и т.п.).

Еще добавим, что в случае неисправности самого датчика показания обычно меняются в определенном диапазоне. Если же они изменяются хаотично, тогда вероятнее всего проблемы возникли с проводкой. Нередко виновником становится минусовой контакт.

Отмечены случаи, когда при проблемах с «массой» указатель температуры показывал критический перегрев, а после остановки мотора нормальные 90 градусов. При этом замеры на клеммах АКБ при заглушенном моторе составляли около 12.5, после запуска поднимались до 13.7 В.

При этом ни замена АКБ с температурными датчиками, ни диагностика и проверка генератора проблему не решила. Выходом из сложившейся ситуации оказалась дополнительная «разминусовка» двигателя.

Особенности охлаждения отечественных авто

Зимнее время года никогда не проходит беззаботно для автолюбителей-владельцев ранних марок «Жигулей». Температура двигателя (ВАЗ-«шестерка» не исключение) часто разочаровывает по причине достаточного количества изъянов в конструкции термостата и трубопроводов системы охлаждения. Существует вероятность в холодное время года, что мотор не сможет набрать рабочую температуру по причине природного обдува блока. Поэтому автомобилисты пользуются функцией закрывания жалюзи, размещенных возле радиатора. При их отсутствии возможно применение других приспособлений.

Многие автовладельцы используют утеплитель двигателя (кладется одеяло либо специальная ткань, сохраняющая тепло). Существует метод для сохранения тепла системы при передвижении — производить демонтаж крыльчатки вентилятора для избегания дополнительного обдува.

Советы по улучшению прогрева ДВС

Чтобы автомобиль эксплуатировался в оптимальном режиме работы силового агрегата, нужно соблюдать несколько правил:

Какие действия предпринять для устранения неисправностей

Самым простейшим способом является замена неисправного устройства. Но на ранних марках техники отечественного производства даже новые термостаты не всегда справляются со своей функцией, когда систематически падает температура двигателя при движении.

Причиной неприятности является несовершенность его конструкции. Есть способ установки более усовершенствованных регуляторов. Они установлены на десятой модели ВАЗ. Такой термостат оборудован шестью отверстиями, способен сделать так, чтобы температура двигателя зимой эффективно поддерживалась, и является разборным. В последующем времени не потребуется менять полностью узел, только лишь неисправные элементы. Причем в летнюю пору года работа термостатов не отличается.

Можно ли замедлить остывание мотора в холода

В прошлом применяли разные материалы с целью создать утеплитель двигателя. Это разные войлочные ткани, имеющиеся в обращении. Но такие решения ненадолго сохраняли тепло. Сейчас применяются современные теплоизоляционные автомобильные одеяла.

Читайте также:  Самолет с двигателем вихрь

Их состав не позволяет допустить воспламенения, что положительно сказывается на безопасности эксплуатации транспортного средства. Также не потребуются многочисленные прогревы мотора. Это позволит экономить время и топливо. Когда наблюдаются слишком суровые погодные условия, то такие приемы смогут сохранять тепло в короткий промежуток времени. Есть возможность использования специальных чехлов для радиатора. Нижняя его часть вместе с патрубком должна быть теплоизолированной, чтобы удерживалась стабильная температура работающего двигателя.

Действия при подготовке системы охлаждения к зиме

Зимний период эксплуатации является сложным для всех владельцев автотранспорта. Быть во всеоружии поможет проведение подготовительных работ. Нужно проверить работоспособность защитных жалюзи, ремень привода вентилятора и помпы, залить жидкость для работы в условиях низких температур (тосол, антифриз), проверить состояние термостата.

Количество антифриза, которое нужно заправлять в систему, должно быть на 5-6 % меньше, нежели простой жидкости, — при нагреве имеет свойство расширяться. При переходе на зимний режим работы нужно прогнать через систему охлаждения химический реагент с целью удаления накипи и ржавчины. Когда падает температура двигателя при движении, то понятен алгоритм действий.

Возможные причины

Давайте по порядку:

Машина остывает на ходу причина

Использование воды в качестве охлаждающего носителя

Применение воды для охлаждения силовой установки в зимний период не рекомендуется, но допускается. Наполнять систему нужно уже нагретой водой, чтобы исключить тяжелый запуск двигателя с повышенным износом деталей. Радиатор и мотор необходимо утеплить. Прогретую воду требуется заливать с открытыми спускными кранами несколько раз. Потом закрыть краны, наполнить систему и приступить к запуску.

После окончания поездки жидкость необходимо слить, когда произойдет остывание до 45-50 градусов. Если опорожнить систему сразу по приезде, могут появиться трещины и другие дефекты. Оставить систему с водой в морозных условиях недопустимо. При замерзании жидкость будет расширяться и приведет мотор, радиатор и остальные узлы в негодность.

Как остудить перегревшийся мотор

Как охладить перегревшийся двигатель автомобиля

Вот что требуется сделать для охлаждения двигателя авто после перегрева:

Нужно узнать, что произошло с вашим автомобилем. Если от мотора выступает белый дым – это пар из-за его перегревания. Обычно мотор перегревается в случаях, когда мотору не хватает остужающей жидкости для полного остывания. Такое может случиться в случае, если вы регулярно разгоняетесь и сразу притормаживаете.

Вариант того, как можно охладить мотор:

Рекомендации

Если вы двигаетесь по незнакомой территории или в ночное время, и вам нужно продолжать движение, вы можете двигаться и с перегревшимся мотором. Поезжайте потихоньку, как только указатель температурного датчика передвинется в красную область, – остановитесь и дайте мотору остынуть. Потом продолжайте движение. Подобный способ сможет помочь в тех случаях, когда ехать недалеко.

Как охладить перегревшийся двигатель автомобиля

Предупреждение! Не откручивайте крышку радиатора, если тот еще не охладился. Остужающий раствор располагается под давлением, по этой причине подобные действия могут послужить причиной травмы. Если же вы не хотите / не можете ждать, возьмите толстую тряпку и будьте готовы уклоняться от небольшого фонтана кипятка.

Проверка работоспособности термостата своими руками

Когда необоснованно падает температура двигателя при движении, потребуется демонтировать данный элемент, подготовить тару с жидкостью, поместить туда устройство и выяснить, при какой температуре произойдет открытие клапана. Если такового не происходит, налицо его неисправность.

Для проведения работ по съему любых механизмов нужно иметь понятие об их строении. Иначе возможно появление других незапланированных проблем. Если представления об устройстве механизмов нет, тогда стоит обратиться к специалистам, выполняющим качественно данные работы. Они дополнительно дадут несколько полезных советов и ответят на интересующие вопросы.

Источник

Ржавчина, наросты, язвы. Как выглядит «больной» радиатор изнутри (таблица симптомов)

Как мы уже упоминали в первой публикации, посвященной расследованию по антифризам, в четырех из десяти случаев поломка двигателя связана с некорректной работой системы охлаждения. Слова словами, а каковы доказательства? Вместе со специалистами мы изучили радиаторы и расширительные бачки с помощью эндоскопа. Это трубка с камерой (даже двумя) наподобие медицинского зонда, который приходится «глотать» пациентам гастроэнтеролога. Только в данном случае в роли больного — элементы системы охлаждения автомобилей.

«Герметик не устранит проблему, а только усугубит ее»

Нам демонстрируют внешний (основной) радиатор, который ранее был установлен на легковом автомобиле. Выглядит он вроде бы не так уж плохо, разве что сильно загрязнен: соты забиты пухом, семенами растений, дорожной пылью.

— Радиатор периодически рекомендуется чистить, правда не используя мойку высокого давления, — рекомендует Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Около трети энергии сгоревшего топлива рассеивается именно через радиатор. И сор, скопившийся на сотах, существенно затрудняет этот процесс.

Однако это малая из бед. У специалистов большие вопросы по поводу внутреннего состояния радиатора. То, что недоступно невооруженному глазу, видит эндоскоп. На кончике его трубки установлены две камеры: одна в торце, другая под углом в 90 градусов. Это позволяет досконально рассмотреть внутренности и поставить точный диагноз.

— Если заглянуть в основной коллектор, то видны наросты, которые могут препятствовать переносу тепла, — комментирует специалист. — Это отложения герметика. Скорее всего, в системе охлаждения была течь, поэтому в антифриз добавляли данный компонент. Он и оставил характерные следы.

Пожалуй, уместно напомнить о предназначении герметика системы охлаждения (продается в виде жидкости или порошка). Некоторые автовладельцы ошибочно считают, что его добавление позволяет устранить проблему. В действительности это экстренная мера для аварийных ситуаций. Например, при обнаружении течи в системе охлаждения герметик добавляют для того, чтобы была возможность доехать своим ходом к месту ремонта.

— Это хороший инструмент. Однако нужно понимать, когда и в каких обстоятельствах его можно использовать, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Герметик не «вылечит» возникшую проблему, а при длительном использовании добавит еще и других — в виде наростов, которые будут мешать процессу теплопередачи.

Чем опасны пузырьки?

Но это еще не все. В свете камеры эндоскопа что-то поблескивает. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: это явно следы ржавчины. Та самая коррозия, которая разъедает металл, делая его хрупким, и образует язвы, раковины, отверстия.

— Различают химическую и электрохимическую коррозию, а также кавитационную эрозию, которые могут возникать в системе охлаждения автомобиля, — перечисляет эксперт.

Из школьного курса физики известно, что для образования химической коррозии достаточно наличия двух контактирующих веществ, для электрохимической — разности потенциалов.

А вот объяснение, что такое кавитационная эрозия, требует комментария специалистов.

Кавитационная эрозия — разрушение деталей вследствие воздействия ударной волны от схлопывающихся пузырьков газа. Это происходит из-за возникновения зон высокого и низкого давления в жидкости. В зоне низкого давления пузырьки образуются, а при попадании в зону высокого давления схлопываются. Что-то подобное можно наблюдать, когда закипает вода в чайнике. Представьте, что пузырьки воздуха не поднимаются на поверхность, а «лопаются» в воде, выбивая накипь.

В результате происходит выбивание мелких кусочков металла, например, с поверхности крыльчатки помпы — вплоть до полного разрушения лопастей. Обычно в зоне риска оказываются элементы, которые подвержены повышенной вибрационной нагрузке («мокрые» гильзы в блоке цилиндров, как правило, дизельных моторов).

— Предотвращать образование коррозии и кавитации могут присадки, — напоминает Евгений Рязанов. — Они составляют интеллектуальную основу рецептуры антифриза. Присадки должны купировать образование ржавчины и препятствовать появлению новых очагов коррозии в системе охлаждения автомобиля.

Каждому автомобилю — свой тип антифриза

Переходим к исследованию отопителя салона, который ранее трудился на благо «Газели». Судя по всему, в поте лица: соты сильно загрязнены, заметны следы коррозии. Когда деталь переворачивают, она стыдливо оставляет рыжую лужицу на столе.

Эндоскоп обнажает внутренние проблемы: на стенках имеется огромное количество типичных отложений.

— Вероятно, это продукты коррозии чугуна, из которого состоит блок цилиндров автомобиля российского производства, — предполагает Евгений Рязанов. — Скорее всего, основной радиатор также будет заполнен следами ржавчины. Это чревато тем, что они, попадая в систему охлаждения, затрудняют теплообмен (а это первейшая задача антифриза!) и становятся абразивом, увеличивая износ других деталей.

Вот только не надо грешить на производителя радиатора. Специалисты считают, что проблема возникла из-за неправильного обращения с охлаждающей жидкостью: либо использовался не тот антифриз, либо его замена производилась несвоевременно.

— Что значит «использовался не тот антифриз»? — продолжает наш собеседник. — Для каждого типа двигателя в зависимости от группы металлов (алюминий, чугун, сталь и др.) рекомендуется применять определенный тип охлаждающей жидкости. Автовладельцы их, скорее всего, знают под классификацией, которая получила широкое распространение с легкой руки Volkswagen Group: G11, G12+, G12++.

Например, для мотора с чугунным блоком цилиндров рекомендован антифриз на силикатной основе. Если в двигателе больше алюминиевых деталей, то советуют заливать охлаждающую жидкость, сочетающую силикаты и карбоксилаты. Словом, каждому свое.

Как говорилось выше, второй причиной образования ржавчины может стать нарушение регламента замены охлаждающей жидкости. Обычно завод — изготовитель автомобиля устанавливает регламент.

Так, Volkswagen дает рекомендацию при использовании антифриза класса G11 производить замену не реже одного раза в три года или по истечении 70 тысяч километров пробега. Для класса G12+ этот показатель составляет пять лет (или 250 тысяч километров). Охлаждающую жидкость класса G12++ можно не менять на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля (т. е. до десяти лет).

Это не значит, что если машина эксплуатируется долгое время с одной и той же охлаждающей жидкостью, то однажды она заглохнет и не заведется. Тем не менее негативные процессы внутри системы охлаждения (коррозия, кавитация) значительно ускорятся и неминуемо приведут к повреждению деталей, поскольку концентрация специальных присадок снизится до минимального уровня.

Читайте также:  Порядок работы двигателя такты

— Может возникнуть и другая проблема, которая в конечном счете повлияет на эффективность работы системы охлаждения, — приводит пример начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Так, если использовались антифризы на силикатной основе, они должны образовывать на поверхности металла изолирующую пленку, так называемую защитную рубашку. Однако со временем при увеличении толщины данного слоя это приведет к ухудшению теплообмена.

Замерзание и закипание. Причины

Что касается использования некачественных антифризов, то дела с этим обстоят гораздо хуже. Автовладелец вообще может не подозревать до определенного момента, что охлаждающая жидкость, содержащая, скажем, запрещенный у нас метанол, не выполняет свои основные функции (не говоря уже про предотвращение коррозии и кавитации).

— Метанол вскипает при температуре +67 градусов и выводится из системы охлаждения через клапанную крышку, — поясняет специалист. — Температура кристаллизации антифриза повышается.

Однажды, придя в крепкий мороз к автомобилю, водитель замечает, что охлаждающая жидкость замерзла.

— Если в составе залитого антифриза имеется этиленгликоль, то пугаться не стоит, — считает Евгений Рязанов. — Откройте капот и пощупайте патрубки. Они наверняка будут мягкими, поскольку при низких температурах этиленгликоль превращается не в монолитный лед, а в снежную кашу, которая при запуске двигателя растает и начнет циркулировать.

Обратная проблема возникает в жару. Как вы уже догадались, речь о закипании. Летом в большой пробке на трассе обязательно найдется пару автомобилей, стоящих на обочине с открытым капотом, из-под которого валит пар.

— Бывает, что недобросовестный производитель охлаждающей жидкости вместо этиленгликоля использует метанол (запрещено техрегламентом Таможенного союза), — рассказывает специалист. — В результате получается антифриз, у которого температура кипения слишком низкая. При низком рассеивании тепла через радиатор происходит закипание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя.

К закипанию содержимого системы охлаждения, впрочем, может приводить также ее негерметичность. Тут тоже ничего сверхъестественного: при работе двигателя не создается необходимое давление. Если температура кипения антифриза меньше рабочей температуры двигателя (может достигать в современных моторах +120 градусов), то жди беды.

Зачем нужно менять крышку радиатора и патрубки?

Евгений Рязанов берет в руки еще один обязательный элемент системы охлаждения — помпу (водяной насос). Крыльчатка, которой, как мы помним, грозит кавитация, в порядке. А вот на обратной стороне детали можно увидеть высохшие яркие пятна. Это к слову о том, зачем нужны вырвиглазные цвета антифриза — для идентификации утечек. В данном случае большой проблемы нет, неисправность удалось своевременно устранить.

— Обычный автолюбитель может обратить внимание на неисправности системы охлаждения только по косвенным признакам, — замечает эксперт. — Рекомендуется периодически проверять уровень антифриза по отметкам расширительного бачка и оценивать визуальное состояние охлаждающей жидкости (она должна быть прозрачной, без продуктов коррозии), обращать внимание на пятна под капотом, подтекания в районе патрубков, хомутов, а также следить за температурой охлаждающей жидкости.

Не лишним будет заглянуть в расширительный бачок и радиатор, чтобы проверить, нет ли там отложений, хлопьев, сгустков, которые могут затруднять работу системы охлаждения. В случае пробоя прокладок антифриз может попадать в моторное масло, образуя эмульсию.

А патрубки со временем разбухают, теряют упругость, дубеют и трескаются. Охлаждающая жидкость не должна вести себя по отношению к ним агрессивно. Если она качественная, то относится к эластомерам нейтрально. Иначе.

Большая разница: следы многолетней эксплуатации / идеальное состояние расширительного бачка

Евгений Рязанов просит нас пройти к «живому» автомобилю — Audi A6, которую пригнали для техобслуживания. Эндоскоп заглядывает в расширительный бачок универсала.

— Как видите, ничего страшного, — комментирует полученную картинку эксперт. — Но есть следы каких-то отложений. Это не говорит о серьезных проблемах. Скорее — о многолетней эксплуатации машины. Возможно, не соблюдался регламент замены охлаждающей жидкости или она была недостаточно качественной. В любом случае будем рекомендовать промыть систему и залить хороший антифриз.

Для справки: промывать систему охлаждения советуют раствором антифриза и воды. Залив такую смесь, следует прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы открылся термостат, и дать поработать около получаса. После этого смесь нужно слить и заправить радиатор готовой жидкостью.

Нам для сравнения показывают, как должна выглядеть идеальная система охлаждения. Камера прибора видит белые стенки бачка, на котором заметны лишь следы высохшего антифриза.

Таблица симптомов неисправностей системы охлаждения и двигателя

Причина (неисправность, поломка и пр.) Симптомы (явные и скрытые) Негативные последствия
Неправильное приготовление охлаждающей жидкости из концентрата / некачественный антифриз / использование жидкости, выработавшей ресурс (время, пробег или моточасы) Перегрев или закипание охлаждающей жидкости; кавитация; образование воздушной пробки. Утечка охлаждающей жидкости, стравливание паров из-за повышенного давления. Неизбежен перегрев блока цилиндров и его головки.
Утечка охлаждающей жидкости, пробой прокладок, попадание моторного масла (отработанных газов) в антифриз или наоборот. Из-за большого процента содержания воды охлаждающая жидкость превращается в лед. В результате происходит разгерметизация системы — образуются трещины в блоке цилиндров и его головке, а также в радиаторе, происходит разрыв шлангов, патрубков, крепежных элементов.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки (БЦ/ГБЦ), сужение и закупорка каналов БЦ/ГБЦ, радиаторов, термостата, датчиков.
Образование пены из-за несовместимости присадок при смешивании разных типов охлаждающих жидкостей. Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки; утечка охлаждающей жидкости или стравливание пены.
Агрессивное воздействие на эластичные материалы (патрубки, шланги, прокладки). Разгерметизация системы охлаждения / утечка охлаждающей жидкости.
Агрессивное воздействие на металлы и эластомеры (активная коррозия); образование отложений. Окисление (старение) охлаждающей жидкости. Низкое содержание ингибиторов коррозии.
Неисправность рубашки системы охлаждения блока цилиндров и его головки Утечка охлаждающей жидкости, попадание масла или отработанных газов в антифриз или, наоборот, повышение температуры выпускных газов. Образование микротрещин, деформация деталей блока цилиндров и его головки, прогорание клапанов, кавитация гильз.
Снижение теплопередачи. Образование продуктов коррозии и отложений.
Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
Снижение мощности двигателя. Повышенный расход топлива и охлаждающей жидкости. Угар моторного масла с образованием золы, которая становится абразивом.
Неисправность внешнего радиатора Загрязнение радиатора: пух, пыль, грязь, масло, битум, насекомые и т. д. Снижение эффективности рассеивания тепла.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи.
Результаты коррозии: образование трещин, язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
Утечка охлаждающей жидкости или стравливание ее паров. Негерметичность пробки (крышки) радиатора.
Неисправность термостата Заклинило в закрытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит только по малому кругу. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Заклинило в открытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит по большому кругу. Антифриз нагревается медленно. Повышается расход топлива.
Заклинило в промежуточном положении. Охлаждающая жидкость нагревается медленно. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров. Повышается расход топлива.
Негерметичность корпуса термостата. Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность помпы (жидкостного насоса) Заклинило подшипник. Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Разгерметизация подшипника помпы. Утечка охлаждающей жидкости. Неизбежно наступит заклинивание подшипника.
Кавитация разрушила крыльчатку помпы. Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Негерметичность корпуса помпы. Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность радиатора (отопителя салона) Невозможен полноценный обогрев лобового стекла и салона. Закупорка отопителя продуктами коррозии и отложений.
Образование продуктов коррозии и отложений. Снижение теплопередачи.
Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий. Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
На ковриках в салоне — следы влаги, пятна, капли антифриза. Коррозия, грибок, плесень.
Ощущается привкус (сладковатый) охлаждающей жидкости в салоне. Отравление парами охлаждающей жидкости.
Неисправность вентилятора (внешнего радиатора) Заклинило подшипник/крыльчатку. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Сломался привод вентилятора (электродвигатель/гидромуфта/ремень). Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Сломался датчик/реле/предохранитель вентилятора. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
Повреждение или отложения в расширительном бачке охлаждающей жидкости Трещина в корпусе. Утечка охлаждающей жидкости.
Негерметичность крышки (клапанов). Утечка охлаждающей жидкости.
Неисправность датчика уровня охлаждающей жидкости. Недостаточный объем охлаждающей жидкости.
Закупорка продуктами коррозии и отложений. Недостаточный объем или повышенное давление охлаждающей жидкости в системе.
Повреждение шлангов/патрубков/прокладок Потеря герметичности из-за агрессивности охлаждающей жидкости и старения из-за перепадов температур (трещины/усыхание/набухание). Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
Крепежные хомуты Ослабление затяжки или поломка. Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
Моторное масло Перегрев масла. Снижение теплопередачи маслом, ухудшение смазывающих свойств, перегрев головки блока цилиндров, угорание масла и образование абразива.
Густое масло при низких температурах. Дефицит смазки, повышенный износ деталей, снижение теплопередачи.
При низких температурах происходит разжижение масла топливом — детали испытывают дефицит смазки. Дефицит смазки, износ и повышенный расход топлива, снижение теплопередачи маслом.

— Антифриз — не такой уж простой компонент, как может показаться неопытному автомобилисту, — подытоживает третью публикацию в рамках расследования по антифризам Евгений Рязанов. — К чему может привести использование некачественной охлаждающей жидкости или ее несвоевременная замена, увы, зачастую можно увидеть только с помощью специального оборудования на СТО. А чтобы не доводить дело до поломок системы охлаждения и двигателя, следует вдумчиво подходить к выбору этого компонента автомобиля.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Источник