Не цепляет коробка передач

Почему не включаются передачи при работающем двигателе?

Переключение передач в механической коробке должно происходить легко и бесшумно вне зависимости от того, запущен ли двигатель. Вообще, связь двигателя с коробкой передач осуществляется через единственный узел – сцепление. Именно с ним и связана разница в лёгкости переключения. Существует одно исключение из этого правила, которое будет упомянуто в дальнейшем.

Механизм взаимодействия двигателя с коробкой передач

Крутящий момент, создаваемый двигателем автомобиля, снимается и передаётся далее с маховика. Маховик, как правило, установлен на заднем торце коленчатого вала и надёжно прикреплён к нему несколькими болтами. Болты снабжены специальными фиксирующими поясками на участках с резьбой или устанавливаются на анаэробный фиксатор. Проблемы с креплением встречаются крайне редко и связаны с грубыми ошибками невнимательных или недобросовестных сервисменов.

Маховик представляет собой массивную стальную деталь с обработанной при изготовлении торцевой поверхностью, по которой работает передняя фрикционная накладка ведомого диска сцепления. Сам ведомый диск при включённом сцеплении плотно прижат к маховику мощной диафрагменной пружиной ведущего диска. Пружина, рабочая поверхность и корпус ведущего диска образуют корзину сцепления. Корзина прикреплена к маховику несколькими болтами по периметру кожуха.

Ведомый диск сцепления расположен между маховиком и ведущим, иногда называемым нажимным. В его состав входят две фрикционные накладки, соответственно к маховику и к нажимному диску, демпфирующее устройство и шлицевая ступица, свободно скользящая по шлицам первичного вала коробки.

При нажатии на педаль через механический или гидравлический привод происходит перемещение выжимного подшипника вдоль первичного вала коробки передач. Пружина корзины сжимается и перестаёт оказывать давление на ведомый диск. Нулевое усилие на накладках диска повлечёт за собой и нулевое трение между маховиком и накладками. Соединённый шлицами со ступицей диска первичный вал коробки остановит своё вращение. В такой ситуации включение передачи в коробке ничем не отличается от той ситуации, когда двигатель не работает.

Упомянутым выше исключением является ещё одна связь двигателя с коробкой. Первичный вал своим передним концом опирается на запрессованный в торец коленвала подшипник. Трение в исправном подшипнике незначительно, и он не в состоянии раскрутить вал при выжатом исправном сцеплении. Если же вращение затруднено из-за износа подшипника, вал может продолжить вращение, и синхронизатору коробки передач придётся своим внутренним трением преодолевать возникший паразитный крутящий момент. Включение передачи будет затруднено.

Сложности с переключением по вине сцепления

Признаком такой неисправности будет лёгкое включение передачи при выключенном двигателе и затруднения при попытке включить первую или заднюю передачи на стоящем автомобиле с работающим мотором. Возможными причинами могут стать следующие неисправности.

Проблемы в коробке передач

В конечном счёте любые неисправности в коробке приводят к сложностям при переключении. Но проявляется это уже на ходу автомобиля. То есть снова при заведённом двигателе.

Чаще всего проблема создаётся неисправным синхронизатором. Это несложное устройство призвано за счёт внутреннего трения выравнивать относительные скорости вращения заходящих в зацепление шестерёнок. При этом из-за того же трения оно само и изнашивается. Заканчивается всё тем, что без скрежета и большого усилия вогнать шестерни в зацепление не получится. Лечение – замена синхронизатора в сборе. Вместе с муфтой и шестерней конкретной передачи.

Возможны проблемы и с механизмами переключения. Например, с вилками. Они трутся по кольцевым проточкам муфт и, несмотря на специальное очень твёрдое напыление, тоже со временем стираются. Передачи сначала начинают недовключаться, а потом наступает полный отказ.

Существуют и другие причины забастовок в коробке, но их появление можно отсрочить простой процедурой регулярной замены масла. Не стоит слепо верить заводским утверждениям, что масло туда залито пожизненно. Оно может и так, только каждому захочется эту жизнь всё же продлить. Масло стареет и загрязняется. К концу срока жизни сливаемую оттуда мутную жижу уже маслом назвать трудно.

Читайте также:  Паровые двигатели русских инженеров

Автоматические коробки

Как это может ни странно прозвучать, но теоретически принципиальных отличий АКПП от МКПП нет. Везде есть фрикционные пары (сцепления или наборы мокрых дисков), шестерёнчатые передачи и масляная ванна. Поэтому и заболевания те же, как и меры по ремонту и профилактике. Не надо допускать силовых пробуксовок при резких стартах, пропускать замену масла и перегревать механизмы. Просто для АКПП это ещё более актуально. Механизмы тут более нежные, требования к маслу высокие, а цена ремонта в разы выше.

Ситуация усугублена наличием сложной гидравлической автоматики. Переключением передач тут заведует набор клапанов, которым жизненно важно работать с чистым маслом. То, что выдержит МКПП, автомат не потерпит. А вместо сцепления тут работает гидротрансформатор, в котором выделяется много тепла. Свойства масла при нагреве резко ухудшаются. Наличие масляных радиаторов помогает не всегда. А для переборки коробки потребуется высокооплачиваемый специалист нужной квалификации.

Проблемы с переключением на АКПП

Проблемы с переключением на автоматической коробке передач – не редкость. Неполадки с «автоматом» возникают в силу нескольких причин.

Важно! Для решения проблем с АКПП рекомендуется провести компьютерную диагностику неисправностей коробки.

Механическая коробка передач: Что нужно знать переключая передачи

В результате происходит преждевременный износ диска сцепления. Для того чтобы удерживать машину от скатывания на подъеме необходимо выжимать педаль тормоза. Для того чтобы тронуться, конечно, придется нажать сцепление и плавно нажать газ, отпуская сцепление. В этом случае вы уменьшите время нагрузки на корзину сцепления и выжимной подшипник. Также вы можете удерживать машину с помощью поддержания определенных оборотов двигателя, поймав определенный момент, когда будете отпускать сцепление и нажимать газ.

Удивлены? Но на самом деле этот совет действительно очень важен, поскольку имея привычку оставлять руку на ручке переключения передач, может привести к преждевременной поломке коробки передач. Если вы чаще всего оставляете руку на коробке передач, когда останавливаетесь в пробке или на светофоре, то больше всего страдает первая передача МКПП. Помните, что кладя руку на ручку коробки передач, вы создаете лишнее давление на нее, которое передается на коробку передач. В итоге лишнее давление на ручку может привести к несвободному переключению нужной передачи. Это может повредить ручку переключения передач, а также и саму трансмиссию.

По каким причинам происходят перебои?

Причин, по которым не переключаются передачи при заведенном двигателе, может быть много. Однако все они, так или иначе, связаны с двумя важнейшими агрегатами автомобиля – двигателем или КПП. При серьезной поломке следует обратиться в хороший автосервис.

Если проблема в коробке передач, ее потребуется снять для дальнейшей разборки и дефектовки. Если проблема в узлах двигателя, может потребоваться их замена. Впрочем, бывают случаи, когда для устранения неисправности достаточно провести профилактику: снятие, смазку и тщательную настройку узлов.

Почему тяжело переключается рычаг скоростей на механической коробке передач

Основные причины неисправностей Механика также как и автомат, предназначена для передачи и изменения крутящего момента от силового агрегата колесам, причем делать это нужно комфортно и динамично. ТО есть машина должна максимально быстро ускоряться и делать это без каких-либо «рывков» запредельных оборотов мотора (чтобы он «не рычал как потерпевший») и по возможности обладать достаточными тяговыми усилиями.

Источник

Заклинила коробка передач, что делать

Автомобиль — это сложное устройство, состоящее из отдельных узлов и агрегатов, выполняющих разные функции. Как мы знаем, любой механизм имеет свою надёжность, но стоит усовершенствовать его какими-нибудь деталями — она сразу же падает. Происходит это из-за того что у каждой детали тоже есть надёжность, и, если их совмещать, то она будет перемножаться и, соответственно, уменьшаться. Таким образом общий показатель будет зависеть от индивидуального всех деталей. Вернёмся к автомобилю. Все мы знаем, что самый сложный и технологичный агрегат, это двигатель, ведь он является сердцем и вырабатывает мощность, которая преобразовывается в движение. Однако, без других узлов наша машина тоже не поехала бы. Одним из таких является коробка передач или КПП. Она, как и мотор, имеет свою надёжность и может выходить из строя.

Читайте также:  Подушки двигателя ваз 217030

Оглавление:

Вначале 21 века практически на все автомобили стали устанавливать автоматические коробки (АКПП), а в них очень много деталей, следовательно, должна быть низкой и надёжность. Однако, за счёт высокого качества всех составляющих элементов она ломается очень редко и служит намного дольше двигателя. Но это не значит, что механическая и автоматическая коробки (МКПП и АКПП) вообще никогда не выходят из строя. Из-за брака и производственной невнимательности с конвейера сходят экземпляры, неспособные к долгой и надёжной работе, поэтому примерно 30% автовладельцев сталкиваются с данной проблемой. Согласитесь, стать посреди дороги с заклинившей КПП не очень приятно. А, если добавить то, что этот клин будет препятствовать двигаться дальше, то многие стазу же теряются и не знают, что делать. Вот такой случай мы и разберём.

Устройство коробки передач

Чтобы разобраться, почему заклинила коробка передач, нужно сначала вкратце изучить её устройство. На данный момент все автомобили используют два типа: механические и автоматические КПП. Следовательно, надо знать и про одну и про другую.

Устройство МКПП

Механическая коробка передач состоит из нескольких деталей:

Устройство механической коробки передач | Заклинила коробка передач, что делать

Устройство механической коробки передач

Итак, на всех валах расположены шестерни различных передач (в зависимости от того, сколько их). Вышеперечисленный список деталей прилагается к 4-х и пяти ступенчатым коробкам. Шестерни всегда вращаются, а передача включается при помощи синхронизаторов. Рукоятью мы двигаем их вдоль первичного и вторичного валов и включаем определённую шестерню, а на выходе получаем соответствующие обороты и момент. Синхронизатор также перед включением тормозит вращение, чтобы включение прошло без ударно.

Устройство АКПП

Здесь всё немного технологичнее, хотя, если вникнуть и понять как она работает, то вы без проблем определите причину клина. Итак, АКПП состоит из следующий частей:

Устройство автоматической коробки передач | Заклинила коробка передач, что делать

Устройство автоматической коробки передач

АКПП состоит из этих трёх основных частей. Всё начинается с гидротрансформатора. С повышением оборотов он начинает передавать крутящий момент первому планетарному редуктору. За ним может стоять ещё несколько — всё зависит от количества передач. К примеру, 3-х ступенчатый автомат содержит только один планетарный механизм, а шести — три. Сам редуктор состоит из солнечной и коронной шестерён, а также сателлитов, которые скреплены вместе. Таким образом, вращая одно из них, мы получаем разный крутящий момент.

К каждой шестерне идёт свой пакет фрикционов, который срабатывает от давления масла.

Устройство автоматической коробки передач | Заклинила коробка передач, что делать

Его создаёт гидравлический насос, а перекрыванием управляют электромагнитные клапана, которые в свою очередь работают по команде электронного блока. В автомобиле установлено несколько датчиков, считывающих нужную информацию: обороты, скорость, утопление педали акселератора (газа) и т.д. Она поступает в ЭБ и тот уже в нужный момент открывает и закрывает соответствующий клапан. Давление зажимает фрикционы одной шестерни и отпускает пакет другой, включая нужную передачу.

Причины заклинивания МКПП

Стоит сразу сказать, что причин заклинивания КПП может быть очень много. Поскольку это устройство сложное, в нём может сломаться любая деталь, которая и застопорит колёса. Прежде всего клин бывает двух видов — полный (когда перестаёт работать вся трансмиссия) и на включённой скорости (движение возможно, но только на заклинившей передаче). В первом случае причинами могут стать:

Как видите, причиной клина может стать всё что угодно. Но все они связаны с одним — нарушение движения шестерён. Если между ними не будет попадать ничего большого и твёрдого, коробка будет работать бесперебойно.

Если говорить о заклинивании на передаче, то здесь возможна только одна причина — поломка рычага КПП, а, точнее, ползуна, который, собственно говоря, и переключает скорости. Из-за износа, а также небрежного отношения (включения через силу и т.д.) рычаг может выскочить из него и, следовательно, в обратное положение уже не вернуться. Причём разницы нет, какой на вашем автомобиле привод. Отличие будет только в том, какие колёса заклинят — если передний, то, соответственно, ведущие, если полный, то все.

Причины заклинивания АКПП

Автоматическая коробка передач имеет мало общего с механической, поэтому и причины клина различаются. Поскольку это сложный агрегат, состоящий из множества различных устройств и механизмов, сломаться в ней может всё что угодно. Однако, полностью застопоренные колёса являются следствием только одной неисправности — активированная защита электронного блока.

Читайте также:  Почему происходит помпаж двигателя

Причины заклинивания автоматической коробки передач | Заклинила коробка передач, что делать

Электронный блок АКПП

Если в АКПП выходит из строя какой-нибудь важный узел, то ЭБУ распознаёт его как угрозу и, чтобы не усугубить ситуацию и сохранить остальные детали, полностью блокирует трансмиссию.

Если же говорить о заклинивании на передаче, то здесь причин уже несколько:

Это основные причины заклинивания АКПП. Но стоит учесть, что при повреждении электронного блока, она работает в аварийном режиме, то есть, с исходными параметрами. Полная блокировка возможна только при механических повреждениях, поэтому зачастую никто с этим проблем не испытывает.

Что делать, если заклинила коробка передач

Это довольно неприятная ситуация, поскольку в большинстве случаев её ремонт вытекает в круглую сумму. Что же делать, если коробку заклинило вместе с трансмиссией? На самом деле вариантов не очень много. Прежде всего, если вы стали посреди дороги и не имеете возможности двигаться, то нужно как можно быстрее проинформировать об этом остальных участников движения, дабы избежать опасной ситуации. Для этого включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки (красный треугольник носиком вверх). Это даст понять другим водителям, что у вас проблемы и, возможно, вам помогут.

Что делать, если заклинила коробка передач | Заклинила коробка передач, что делать

Заклиненную коробку передач практически невозможно починить посреди дороги, поэтому придется включать аварийные сигналы и ставить знак аварийной остановки

Если же поломка произошла на глухой трассе, где практически никто не ездит, то придётся справляться уже самому. Вне зависимости от привода, у вас остаётся всего два варианта — буксировка либо эвакуатор. Первый подойдёт только для автомобилей с задним приводом. В этом случае можно попытаться отсоединить кардан от ведущего моста и, таким образом, разблокировать колёса.

Что делать, если заклинила коробка передач | Заклинила коробка передач, что делать

Чтобы разблокировать заклинившие колеса, придется отсоединить карданный вал от ведущего моста

После отсоединения его обязательно надо закрепить, чтобы он не цеплял дорогу. Это даст вам возможность толкать машину или попросить, чтобы кто-то дотащил до ближайшего СТО. Там уже можно будет оставить автомобиль и забрать уже отремонтированный.

Если же заклинил рычаг КПП, и вы не можете сменить передачу, то можно двигаться на той, которая включена. При этом старайтесь держаться ближе к обочине, чтобы не мешать другим участникам движения, и включить аварийный сигнал. Однако, есть ещё один вариант. Вы можете попросить отбуксировать вас, а сами при этом выжмете и зафиксируете чем-нибудь педаль сцепления, чтобы мотор не тормозил машину. Такая манипуляция возможна для всех автомобилей, независимо от привода.

Что делать, если заклинила коробка передач | Заклинила коробка передач, что делать

Если заклинил рычаг КПП, то во время буксировки автомобиля придется удерживать или как-то зафиксировать выжатую педаль сцепления, чтобы машина не тормозила

При поломке АКПП, лучше сразу вызывать эвакуатор, поскольку дальнейшие попытки самому исправить проблему приведут к серьёзным последствиям и коробка может вообще выйти из строя. Даже если вы словили клин какой-нибудь передачи, то двигаться на ней дальше тоже нельзя, так как планетарный редуктор не выдержит длительной нагрузки. Следовательно, авто с поломанным автоматом лучше сразу эвакуировать и не пытаться починить самому, даже если вы разбираетесь в этом. Для её ремонта требуется специальное оборудование, которое есть только в сервисе.

Что делать, если заклинила коробка передач | Заклинила коробка передач, что делать

Если автомобиль с автоматической коробкой передач, то остаётся только вызывать эвакуатор. Самостоятельно пытаться исправлять проблему не рекомендуется

Выводы

Коробки передач при нормальной эксплуатации выходят из строя редко поэтому к счастью, сталкиваться с проблемами в пути часто не приходится. Однако, если вдруг у вас что-то случилось и вы не знаете, что сломалось и как это починить, то лучше не лезьте. Гораздо умнее будет попросить помощи у других, чтобы они либо отбуксировали вас до ближайшего пункта ремонта, либо полностью эвакуировали. Но учтите и вы, что дорога — это место, где без взаимопомощи никак не справиться. Поэтому, если увидите что кто-то «причалил» к обочине, не оставляйте его без внимания. В любом случае нужно остановиться и предложить помощь. Помните, что добро возвращается!

Источник