Не заводиться роторный двигатель

Содержание
  1. Почему стартер крутит, а мотор не заводится?
  2. При прокрутке стартером двигатель схватывает
  3. Недостаточное давление топлива
  4. Ищем неисправность в системе зажигания
  5. Что влияет на регулировку УОЗ?
  6. Плохая искра
  7. Стартер крутит, но двигатель не запускается
  8. Особенности автомобилей с АКПП
  9. Исключаем сигнализацию из списка причин
  10. АвтоСтронг-М › Блог › Плюсы и минусы роторного двигателя Mazda Renesis для RX8
  11. Что делать, если не запускается мотор?
  12. Что означает – не заводится двигатель?
  13. Компьютерная диагностика
  14. Диагностика системы подачи топлива
  15. Проверка системы зажигания
  16. Проверка состояния поршневой группы
  17. Запуск двигателя после устранения неисправности
  18. Вывод
  19. Рассказываем о проблемах роторного двигателя Mazda Renesis для RX8
  20. Слабые места роторного двигателя
  21. Катушки зажигания
  22. Свечи зажигания
  23. Масляные форсунки
  24. Износ апексов
  25. Износ коренных вкладышей
  26. Особенности конструкции роторного двигателя Mazda
  27. Преимущества роторного двигателя
  28. Недостатки роторного двигателя

Почему стартер крутит, а мотор не заводится?

Неисправный бензонасос, поломка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), забитый топливный фильтр, оборванный ремень ГРМ – небольшая часть списка причин, из-за которых не запускается автомобиль. Мы расскажем, как определить симптомы отсутствия искры, топлива, признаки неправильного угла опережения зажигания (УОЗ), сбитых меток ГРМ и прочих неисправностей, когда двигатель не запускается при исправном стартере

двигатель автомобиля

При прокрутке стартером двигатель схватывает

Понятие «схватывает» означает периодическое воспламенение топливовоздушной смеси в одном или сразу нескольких цилиндрах. Подобные симптомы говорят сразу о нескольких важных вещах:

Выше описаны основные форм-факторы, без которых вспышки в цилиндрах невозможны. Далее нужно определить, достаточно ли топлива подается в цилиндры, качество и своевременность возникновения искры на свечах зажигания.

Чтобы быстрее найти причину, из-за которой стартер хорошо крутит, но мотор не заводится, начните с компьютерной диагностики. Система самодиагностики инжекторного двигателя способна определить обрыв в цепи питания бензонасоса, недостоверный сигнал с датчиков, неисправность катушки зажигания и другие поломки. Наличие кодов неисправности помогает сразу выбрать правильное направление для дальнейшей диагностики.

Недостаточное давление топлива

Определить низкое давление бензина можно при помощи манометра и переходников для подключения к топливным магистралям автомобиля. Основные причины недостаточного давления бензина в рампе:

Ищем неисправность в системе зажигания

Если машина схватывает, но не заводится, обратите внимание на характер вспышек в цилиндрах. Периодические хлопки в выпускном/впускном коллекторе означают, что искра в цилиндры подается несвоевременно. Поджог смеси в таком случае происходит не в конце такта сжатия в каждом цилиндре, а в разнобой.

В случае слишком позднего угла опережения зажигания (УОЗ) часть топливной смеси догорает после открытия выпускных клапанов. Газы с большой силой прорываются в выхлопную трубу, провоцируя громкие хлопки. При слишком раннем УОЗ пиковое давление в цилиндре возникает до верхней мертвой точки (ВМТ), из-за чего на днище поршня, шатун и шейки воздействует ударная нагрузка. Нередко в таких случаях говорят, что двигатель «бьет» по стартеру, так как несвоевременное нарастание пикового давления замедляет коленчатый вал.

Что влияет на регулировку УОЗ?

Регулировка УОЗ в инжекторном двигателе осуществляет электронный блок управления двигателем (ECU). Момент подачи искры в цилиндры определяется на основании сигнала ДПКВ и корректируется исходя из оборотов и фактической нагрузки. Для определения положения первого цилиндра на многих электронных системах управления двигателем (ЭСУД) также используется датчик положения распределительного вала (ДПРВ).

В зависимости от типа ЭСУД показания ДПРВ для запуска двигателя могут иметь как первоочередное, так и второстепенное значение. На многих авто при отказе ДПРВ расчет положения первого цилиндра производится на основе сигнала ДПКВ. Но для запуска в аварийном режиме ECU должен зарегистрировать одну из ошибок по датчику:

Если у ДПРВ появляется инертность, неравномерная амплитуда либо зависание в одном из состояний, ECU может не сразу определить аномалию в работе датчика и пытаться на основании его показаний впрыскивать топливо и регулировать УОЗ. В таком случае при попытке запуска вы можете столкнуться с одним из симптомов.

Схожая ситуация возникнет и при нарушении фаз ГРМ. Следует проверить, правильно ли установлен коленвал относительного распределительных валов. Перескок ремня/цепи ГРМ, несоблюдение сервисных инструкций при установке комплекта ГРМ – основные причины нарушения фаз.

Распространенные причины неправильного УОЗ на автомобилях с карбюраторной системой питания:

Плохая искра

свеча не дает искру зажигания

Какой самый распространенный метод проверки искры? Естественно, метод проверки разряда на выкрученной свече, корпус которой прикладывают на массу в момент прокрутки стартером. Но такой способ проверки не дает исчерпывающий ответ на вопрос исправности катушки зажигания. При атмосферном давлении даже неисправная катушка способна сгенерировать искровой заряд между электродами. Но мало кто учитывает тот фактор, что в камере сгорания в конце такта сжатия давление в 9-12 раз выше атмосферного (зависит от степени сжатия и фактической компрессии в цилиндре). Также сопротивление пробоя искры внутри камеры сгорания возрастает из-за наличия топливовоздушной смеси (ТПВС).

Лучший тест катушки зажигания – проверка разрядником с регулируемым зазором. Исправная катушка зажигания пробивает до 10 мм расстояния между электродами.

Стартер крутит, но двигатель не запускается

обрыв питания бензонасоса

Возможные причины, из-за которых при работающем стартере, двигатель даже не схватывает:

Если вы заметили, что реле не срабатывает, замените его любым другим со схожей логикой работы (реле звукового сигнала, освещения, дворников).

Метод подмены при правильной диагностике – самый быстрый способ найти и устранить неисправность.

Проверка предохранителей всех электрических цепей системы питания – первое, что необходимо сделать.

разрыв ремня ГРМ

Особенности автомобилей с АКПП

На автомобилях с автоматической трансмиссией для разрешения на запуск ECU должен получить информацию о включении режима Parking или Neutral. При этом на многих авто в момент пуска должна быть нажата педаль тормоза. Если же по причине неисправности «лягушки» педали тормоза, селектора АКПП или ошибки связи по CAN шине такая информация не будет получена, двигатель не заведется.

Исключаем сигнализацию из списка причин

Нередко установщики нештатных охранных комплексов в качестве противоугонной меры выбирают разрыв цепи питания бензонасоса или катушки зажигания. В таком случае питание восстановится только после получения соответствующей команды с сигнализации. Обычно цепь разрывает реле, которое коммутирует силовое питание по команде с блока управления охранной системой.

Чтобы исключить неисправность сигнализации, необходимо найти реле и проверить его исправность, наличие управляющего питания на выводах катушки. Также вы можете попросту вставить перемычку между силовыми контактами в колодке реле либо восстановить штатную проводку, после чего попытаться запустить автомобиль.

Столь радикальные меры позволяют ускорить процесс диагностики, если вы не знаете, какую цепь разрывает нештатная сигнализация. Обладая такой информация, вы можете сразу проверить наличие питания в момент запуска на потребителе (бензонасос, катушка зажигания и т.п.).

Источник

АвтоСтронг-М › Блог › Плюсы и минусы роторного двигателя Mazda Renesis для RX8

Автомобильный бренд Mazda был практически единственным заводом-изготовителем роторных двигателей, который выпускал их серийно. Начало было положено в 1967 году при сотрудничестве с французским Citroën и немецким NSU. Через 45 лет серийное производство роторных двигателей было прекращено.

С технической точки зрения устройство роторного двигателя проще, чем бензинового. В то же время, первый требует щепетильного и качественного технического обслуживания. Привычный кривошипно-шатунный механизм здесь отсутствует, так как вместо него вращение поршней осуществляет сам двигатель. Также в роторном двигателе не найдешь и газораспределительного механизма с впускными и выпускными клапанами, а также распределительном валом.

На нашем YouTube-канале вышел отдельный видеоролик, посвященный роторному двигателю Mazda – 13B-MSP Renesis. Это крайняя версия серийного двигателя, выпущенного и установленного на Mazda RX-8 2007 г.в. Он, кстати, не так долговечен, как его предыдущая версия, устанавливаемая на RX-7.

Купить роторный двигатель Mazda можно в нашем интернет-магазине в разделе контрактных моторов.

Уязвимые части роторного двигателя
Одни из самых уязвимых деталей – это уплотнения роторов. Их износ может привести к более серьезным поломкам, поэтому следует следить за состоянием уплотнений. В то же время роторный двигатель не терпит пренебрежение графиком технического обслуживания. Он требует своевременного осмотра, обслуживания, замены масла, катушек и свечей зажигания. Полезно периодически замерять компрессию и проверять состояние масляных форсунок. Если этого не делать, можно упустить момент, когда при недостаточной смазке в секторах начали появляться царапины.

Читайте также:  Прокат двигателей для лодок

Компанией Mazda было зарегистрировано очень много случаев капитального ремонта при пробеге до 50 тыс. км. В связи с этим была принята программа восстановления роторных моторов. Если владельцу автомобиля удавалось вовремя обнаружить проблему, то чаще всего удавалось отделаться заменой ремкомплекта.

При правильном и своевременном обслуживании роторного мотора, можно проехать на нем 150-200 тыс. км., не попав на капитальный ремонт.

Катушки зажигания
На каждой секции роторного двигателя установлено по две катушки зажигания, каждая из которых обслуживает одну свечу зажигания. При самостоятельной замене катушек можно перепутать подключение высоковольтных проводов к свече – важно этого не допустить.

Обсуждая список слабых мест роторного двигателя Mazda, нельзя не упомянуть о катушках зажигания. Обычно их хватало на 30 тыс. км., поэтому японский бренд дважды проводил модернизацию катушек. К последней версии (N3H1-18-100C) претензий уже не возникало. При износе катушек зажигания, их замена проводится одновременно с заменой высоковольтных проводов. В продаже доступны оригинальные катушки зажигания Mazda, однако в разделе можно найти и качественный бюджетные аналоги.

О неисправности катушки зажигания можно судить по характерным «выстрелам» двигателя в выхлопную систему.

Купить катушку зажигания для роторного двигателя Mazda можно в нашем интернет-магазине в разделе контрактных запчастей.

Интересной особенностью двигателя 13B-MSP была большая вероятность залить свечи, если глушишь мотор на холодную. Если такое случалось, то для восстановления его работы требовалось выкрутить свечи зажигания, вытащить предохранитель бензонасоса и просушивать секции путем прокрутки стартера.

Точно также складываются обстоятельства и сейчас, поэтому нельзя допускать холодного выключения двигателя. Владельцы, которым уже не один раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией, вообще советуют глушить двигатель предварительно разогнав его до 5 тыс. об/мин.

Купить бензиновые форсунки и топливную рампу для роторного мотора Mazda можно в нашем интернет-магазине в разделе контрактных запчастей.

Масляные форсунки
Масляные форсунки тоже не могут похвастаться большим сроком службы – обычно их хватает не более чем на 50 тыс. км. Определить изношенность детали позволяет сокращение темпа расхода масла. Владельцы советует проверять исправность форсунок каждый раз, когда проводится замена масла.

Если рассматривать двигатель 13B-MSP в дорестайлинге, то в нем установлены масляные форсунки с обратным клапаном и трубкой, входящей во впускной тракт и соединяющей форсунку с атмосферой. Таким образом производитель добился свободного впрыскивания масла в момент разряжения секции и исключения эффекта выдавливания при повышении давления в секции. Судить о неисправности детали можно при наличии утечек и подтеков на форсунках.

Легкий и быстрый способ проверить техническое состояние форсунки – стянуть воздушный шланг со впускного тракта и организовать в системе вакуум. Если форсунка выдержала, значит она в хорошем состоянии.

Если же речь идет о рестайлинговом двигателе, то здесь соединение форсунок с атмосферой отсутствует. Для проверки работоспособности форсунок нужно подать на них давление в размере 3,5 бара – если деталь продувается, значит она не изношена.

Износ апексов
В верхней части роторов расположены апексы. Так называют уплотнительные пластины, которые разработаны производителем с учетом будущего износа. Предельно допустимый износ составляет 0,8 мм. Как только высота пластины снизились до 4,5 мм и ниже, следует срочно их заменить. Последствия игнорирования изношенного апекса могут быть плачевными. Стертый апекс может вылететь из своего посадочного места и попасть в мотор, где повредит все его внутренние механизмы. Такой двигатель уже не поддается ремонту, так как дешевле приобрести бывший в употреблении мотор.

Износ коренных вкладышей
Масляное голодание может привести к быстрому износу вкладышей эксцентрикового вала, скорость вращения которого значительно превышает скорость вращения роторов. Это может стать причиной изменения положения роторов, а в последствии и выпадению апексов. Ну а дальше уже все известно – апексы повреждают мотор изнутри и приводят его в негодность. При этом владелец может долго ездить с «отвалившимся» апексом – посторонние звуки в двигателе просто не услышишь.

Купить блок цилиндров для роторного двигателя Mazda можно в нашем интернет-магазине в разделе контрактных запчастей.

Специфика устройства роторного мотора Mazda
Здесь нет коленвала – его роль в роторном моторе выполняет эксцентрик с ротором. Ротор треугольного типа соединен с направляющей шестерней, которая установлена на корпус мотора. При вращении ротора попеременно открываются и закрываются впускные и выпускные камеры, сжимается горючая смесь, а в выпускную систему выводятся газы. Таким образом для каждого такта двигателя существует индивидуальная секция. Одно вращение ротора предполагает три рабочих такта.

Как уже было сказано выше, скорость вращения эксцентрика выше скорости вращения ротора в 3 раза. Таким образом, на каждый такт приходится один оборот вала или 1/3 оборота ротора.

Конструкция роторного мотора предполагает наличие двух секций. Сравнивая роторный мотор с поршневым, можно сказать, что первый идентичен по сумме тактов на 1 оборот выходного вала идентичен 4-тактному ДВС с 4-мя цилиндрами. Что же касается технических характеристик, это совершенно разные двигатели. Их рабочий объем отличается по своей эффективности – наиболее популярный мотор 13B объемом 1,3 л. можно сравнить с поршневым ДВС объемом 2,6 л.

В качестве материала для производства ротора выбран чугун, что вполне логично. Сам же ротор пустотелый, а по его краям специально сделаны насечки для камер сгорания.

За герметичность механизма отвечают уплотнительные пластины, расположенные как по бокам ротора, так и на его вершинах. Маслосъемные пластины в роторном двигателе отсутствуют.

Зато маслосъемные и компрессионные кольца можно найти на оси эксцентрика. Здесь кольцевые уплотнения не позволяют отработавшим газам попасть в камеры впуска. А маслосъемные кольца служат в качестве уплотнителя для внутренней камеры ротора, где циркулирует масляная жидкость, смазывающая подшипник, зубья и роторную шейку.

Блок мотора изготовлен из алюминия, а изнутри расположилась стальная гильза. Конструкция блока предполагает наличие 5 элементов – 2 секции и 3 крышки-перегородки. Для охлаждения элементов, между ними постоянно движется антифриз. Чтобы он не вытекал, все детали скреплены единым болтом с дополнительным уплотнением.

По торцам блока расположились окна, через которые проходит впуск и выпуск. Если говорить о более ранних версиях мотора, то там такое отверстие располагалось на гильзе. За попеременное открытие/закрытие окон отвечает торцевая сторона ротора.

В качестве материала для работы мотора роторного типа от производителя Mazda используется бензин, воздух и моторное масло. Для подачи необходимого количества масла отвечает двухсекционный масляный насос, получающий команды от электронного блока управления двигателем. Команды формируются в зависимости от скорости движения и температуры антифриза.

Достоинства и недостатки роторного мотора Mazda
К явным плюсам роторного двигателя можно отнести следующие факты:

– Более высокая удельная мощность в сравнении с поршневым ДВС;
– Высокая мощность при компактности механизма;
– Небольшой вес, улучшающий скоростные характеристики.

Роторный двигатель производит мощность равномерно на всем диапазоне скоростей, чем не может похвастаться поршневой ДВС. Самые привлекательные для приобретения версии – 1,3 л. мощностью 258 л.с. и 1,3 л. турбо на 350 л.с.

Что же касается недостатков, то здесь можно расписать более существенный список:
– Больший расход топлива по сравнению с ДВС;
– КПД роторного мотора меньше, чем у ДВС;
– Мотор очень требователен к качеству масла;
– Двигатель требует постоянного и хорошего обслуживания;
– Очень много слабых мест, которые могут привести к серьезным поломкам;
– Требуется постоянно следить за исправностью элементов, чтобы вовремя обнаружить неисправность.

Двигатель Mazda сломался? Подберите и купите роторный мотор в нашем интернет-магазине в разделе контрактных моторов.

Источник

Что делать, если не запускается мотор?

Двигатели современных автомобилей контролируются электроникой и отличаются повышенной надежностью. Но случается так, что мотор не заводится, а значит, поехать на автомобиле не получится. Это очень неприятная ситуация, особенно, если она случится вдали от гаража. А этом случае может потребоваться эвакуация, но знание причин поломки поможет выявить неисправность самостоятельно, возможно, запустить двигатель и, как минимум, доехать до СТО.

Читайте также:  Системы запуска газотурбинных двигателей

заглох мотор у машины

Что означает – не заводится двигатель?

Под этой поломкой понимают такую ситуацию – стартер функционирует, но машина не заводится, поскольку двигатель не запускается. В ситуации, когда стартер трещит, но не крутит мотор, проблема чаще всего в системе запуска или аккумуляторе, а не самом силовом агрегате. Это очень важно, поскольку не работающий стартер и не запускающийся двигатель требуют внимания различных специалистов. В первом случае потребуется электрик, а во втором – диагностика, которой занимается другой специалист.

Еще один важный момент, который нужно зафиксировать для быстрой и точной диагностики проблемы – обстоятельства поломки. Двигатель может остановиться на ходу, не запускаться, когда он теплый или на холодную. Данная информация поможет сэкономить время при выявлении поломки. Чаще всего проблема возникает при холодном запуске двигателя.

Компьютерная диагностика

Если мотор с исправным стартером не запускается, обратите внимание на индикаторы приборной панели. При повороте ключа зажигания должен загореться индикатор неисправности CHECK, аккумуляторной батареи, датчика давления масла, а индикация иммобилайзера должна прекратиться. В автомобилях с инжектором после поворота ключа должен послышаться характерный звук подкачки топливного насоса – негромкое жужжание.

Если машина не заводится при нормально работающем стартере и стрелка тахометра не шевелится, хотя электродвигатель проворачивает мотор, нужно проверить датчик коленвала. При выходе из строя этого элемента двигатель не сможет завестись, поскольку разрешение на это не дает электронный блок управления.

индикация неисправности на приборной панели

Для получения полной информации через специальный разъем подключается диагностическое оборудование, в котором выбирается модель автомобиля и тип двигателя. После соединения с ЭБУ автомобиля на экране ноутбука высветятся ошибки с кодами, актуальные на данный момент. При необходимости можно открыть схему автомобиля, где будет локализована область с поломкой.

Когда стартер исправен, необходимо снять несколько параметров, сбой которых может приводить к поломке:

Чтобы отследить режим работы мотора, необходимо в реальном времени отследить его обороты при вращении стартером, для чего в ПО есть специальная вкладка. Для этого запускается стартер и на экране появляется частота оборотов коленвала в минуту, которая им обеспечивается. Норма – чуть больше 200 оборотов в минуту. Если данные остаются на нуле – проблема в датчике коленвала, который нужно заменить.

определение ошибки сканером для диагностики

Диагностика системы подачи топлива

Если двигатель не заводится со стартера, необходимо проверить подачу топлива в цилиндры. В холодное время года случается, что вместо бензина по топливопроводу подается вода, скопившая в баке. Для этого в чистую обрезанную бутылку или другую емкость нужно стравить немного топлива.

снятый топливопровод

Чтобы это сделать, отключается топливопровод возле рампы, что позволит заодно проверить проходимость всей системы. Он снимается с фиксатора, на съемнике нажимаются две кнопки и трубка снимается практически без усилий. Трубка помещается в емкость, потом прокручивается стартер. Поток топлива должен быть сильным и стабильным, если же в баке есть вода это будет сразу видно в бутылке.

На следующем этапе замеряете давление в топливной системе, так как визуально определить его невозможно, если бензонасос не качает как следует. К разъему подключается манометр, и опять делается прокрутка стартером. Для запуска достаточным будет давление 3-3,5 бар.

Проверка системы зажигания

Если стартер нормально работает и бензин подается в двигатель, проблема может быть в системе зажигания топлива. Проверьте наличие искры. Для этого берется тестовая свеча, которая подключается к массе на корпусе и выбранному высоковольтному проводу. При прокручивании стартером на ней должна быть стабильная искра, если ее нет, требуется замена или ремонт модуля зажигания. Для уверенности можно проверить искру во всех цилиндрах, последовательно подключая их провода к тестовой свече.

проверка свечей зажигания

Для проведения дальнейшей диагностики требуется выкрутить свечи зажигания. Их колодцы нужно продуть, чтобы вычистить грязь, сорвать их специальным ключом и снова продуть, потом они полностью выкручиваются и вынимаются. Если свечи мокрые, поскольку заливались топливом, искра в них не возникает, что может быть причиной отказа в запуске двигателя. Это случается при подсевшем аккумуляторе, не обеспечивающем искру достаточной силы при запуске двигателя. Чтобы завести двигатель, свечи нужно очистить и полностью высушить, а лучше просто заменить, и двигатель заведется без проблем.

залитые бензином свечи зажигания

Проверка состояния поршневой группы

Чтобы заглянуть в цилиндры с выкрученными свечами, потребуется эндоскоп. Современные системы подключаются к цифровой электронике, и изображение выводится непосредственно на экран. С его помощью можно оценить состояние цилиндра и поршня, увидеть количество нагара, из-за которого они быстрее изнашиваются.

При помощи этого оборудования можно увидеть повреждения, окалину, не разбирая двигатель, иногда в камере сгорания находится песок, смешанный с маслом, это ведёт к ускоренному износу поршня. Такие повреждения тоже могут приводить к тому, что двигатель не будет заводиться.

Запуск двигателя после устранения неисправности

После выявления и устранения неисправности требуется несколько раз провернуть ключ зажигания, чтобы сработал топливный насос. Это нужно для того, чтобы при первом запуске бензин снова не залил свечи. Как только заработает стартер, двигатель должен практически сразу завестись.

В случаях, когда топливопровод отключался от рампы, двигатель первые несколько минут работы может троить, поскольку бензину нужно время, чтобы равномерно распределиться по всей системе. Чтобы ускорить этот процесс, нужно несколько раз нажать на педаль газа. В это время может моргать индикатор CHECK, сигнализирующий о пропусках зажигания. Если проблема не уходит, разберитесь с модулем зажигания и протестируйте высоковольтный провод цилиндра, в котором происходят пропуски зажигания. Это позволит избежать остановки двигателя в дальнейшем.

Вывод

Очень часто случается, что отказ запуска двигатель не является сложной проблемой, требующей серьезного ремонта. В большинстве случаев, все связано с заливом свечей или сбоями в системе зажигания. В то же время выход из строя датчика коленвала, проблемы с инжектором или другими элементами топливной системы могут быть исправлены только на СТО с применением профессионального оборудования опытными ремонтниками.

Источник

Рассказываем о проблемах роторного двигателя Mazda Renesis для RX8

Компания Mazda является чуть ли не единственным автопроизводителем, который на постоянной основе производил роторные двигатели. Серийные роторные двигатели Mazda выпускались с 1967 по 2012 год. Хотя японский автопроизводитель начал это дело в сотрудничестве с европейскими компаниями NSU и Citroёn.

Формально роторный двигатель устроен проще бензинового, но очень требователен к качеству и своевременности обслуживания. Этот двигатель не имеет кривошипношатунной группы, которая превращает прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней во вращение. Этот двигатель сам создает вращение. Причем все вращающиеся части вращаются в одном направлении. Привычного газораспределительного механизма с впускными и выпускными клапанами и управляющими распредвалами в роторном двигателе нет вовсе.

На нашем YouTube-канале мы рассказали о последней серийной версии роторного двигателя Mazda – моторе 13B-MSP Renesis, снятый с RX-8 2007 года выпуска. Этот двигатель имеет меньший ресурс, чем его предшественник для RX-7.

Слабые места роторного двигателя

Самый главный враг роторного двигателя – это износ уплотнений роторов и игнорирование регламента обслуживания. Этому двигателю нужно правильно масло, своевременная замена масла, а также свечей и катушек зажигания. Попутно нужно периодически проверять компрессию и масляные форсунки, чтобы двигатель не погиб из-за отсутствия смазки и не зацарапал поверхность секций.

Во многих случаях роторный двигатель уходил на капитальный ремонт при пробеге в 50 000 км, компания Mazda даже наладила восстановление этих моторов. В самом деле, если владелец вовремя приехал на ремонт, то можно относительно недорого обойтись заменой ремкомплекта.

В руках хорошего владельца мотор может пройти до 150 000- 200 000 км без капремонта.

Катушки зажигания

На каждой секции роторного двигателя установлено по две катушки зажигания, каждая из которых соединена со своей свечей зажигания. При подключении высоковольтных проводов важно не перепутать какой провод к какой свече подлючается.

Катушки зажигания на роторном двигателе были слабым местом – они служили около 30 000 км. Инженеры Mazda два раза улучшали их – надёжность третьего варианта катушек зажигания уже вопросов не вызывает (N3H1-18-100C). Помимо оригинала в продаже есть хорошие и бюджетные заменители, также существуют варианты тюнингованных катушек зажигания. Катушки нужно сразу менять с высоковольтными проводами.

Читайте также:  Ремонта и обслуживания гидромеханических коробок передач

При проблемах с катушкой зажигания двигатель «стреляет» в глушитель.

Свечи зажигания

До 2006 года роторный двигатель 13B-MSP мог залить свечи во время запуска. Владельцам приходилось выкручивать свечи, вынимать предохранитель бензонасоса и крутить стартером до тех пор, пока ротор не проветрит секции.

До сих пор важно помнить, что свечи могут оказаться залитыми, если двигатель заглушить на холодную. Этот мотор стоит глушить хорошо прогретым. Также знатоки рекомендуют глушить этот мотор… раскрутив его до 5 000 об/мин, после чего нужно выключить зажигания.

Свечи зажигания соответственно: запальная, дожигательная, запальная, дожигательная

Масляные форсунки

Ресурс масляных форсунок ограничен – специалисты говорят о лимите в 50 000 км. О неисправности форсунок говорит… уменьшившийся темп расхода масла. Масляные форсунки рекомендуется диагностировать каждые 1-2 замены масла.

На дорестайлинговом двигателе 13B-MSP масляные форсунки оснащены обратным клапаном и сообщаются с атмосферой по трубке, которая входит во впускной тракт. Это необходимо, чтобы форсунки беспрепятственно впрыскивали масло во время разряжения в секции и не продавливались, когда в секции поднимается давление. Поэтому проверка форсунок сводится к определению утечек.

Можно просто снять воздушный шланг со впускного тракта и создать небольшой вакуум. Форсунки должны держать вакуум.

На рестайлинговом моторе форсунки уже не сообщаются с атмосферой. Их нужно снять и подать на них 3,5 бара. При этом они должны продуваться.

Износ апексов

Установленные в вершинах роторов уплотнительные пластины – апексы – созданы с расчетом на износ. Они могут износиться на 0,8 мм. Если остаточная высота пластин – 4,5 мм и менее, то их пора менять. Сильно изношенный апекс может просто выпасть под действием центробежной силы. Естественно, он размолотит ротор, оставит следы на поверхности гильзы. В этом случае ремонт двигателя будет нецелесообразен – проще и дешевле купить б/у или восстановленный мотор, или же мотор под реставрацию, в котором достаточно поменять ремкомплект.

Износ коренных вкладышей

Из-за проблем со смазкой страдают вкладыши эксцентрикового вала, который вращается втрое быстрее роторов. Из-за этого роторы смещаются, после чего апексы могут выпасть и нанести повреждения поверхности статора. Что самое неприятное, роторный двигатель не стучит, поэтому отвалившаяся деталь может довольно долго повреждать внутреннюю поверхность секций.

Особенности конструкции роторного двигателя Mazda

Вместо коленвала здесь используется эксцентриковый вал, на который надет ротор. Кроме того, ротор надет на направляющую стационарную шестерню, которая просто прикручена к корпусу двигателя. Ротор в сечении представляет собой треугольник Рёло? (треугольник с дугообразными сторонами). Между его боковыми сторонами и статором двигателя образуются 3 рабочие полости. Вращаясь, ротор открывает и перекрывает впускные и выпускные окна, сжимает топливовоздушную смесь и «выдавливает» в выпуск отработавшие газы. То есть, каждый такт происходит в отдельном отсеке камеры. Одновременно происходят три разных такта. За один полный оборот ротора проходят три рабочих такта.

Эксцентриковый вал, на который передается произведенная работа, вращается в три раза быстрее. Нехитрыми вычислениями получаем, что один рабочий такт (воспламенение) приходится на один оборот вала (треть оборота ротора). Для сравнения, в одноцилиндровом ДВС на один рабочий такт приходится на два оборота коленвала.

Роторные двигатели Mazda всегда имеют по две секции. В таком исполнении их можно прировнять к поршневому 4-цилиндровому 4-тактному двигателю, но только по количеству рабочих тактов на один оборот выходного вала. И там, и там по 2 рабочих такта на один оборот вала. Но по рабочему объему традиционные ДВС с роторным не сопоставимы. Чтобы не вдаваться в сложные расчеты, сразу отметим, что самый распространенный роторный двигатель Mazda 13B с двумя секциями объемом 654 см. куб. (итого около 1,3 литра) эквивалентен 6-цилиндровому поршневому двигателю рабочим объемом 2,6 литра.

Отметим, что 654 см. куб. – это наибольший рабочий объем на такте впуска над одной стороной ротора.

Роторы изготовлены из чугуна, они пустотелые. На дугообразных сторонах есть проточки под камеры сгорания.

Каждый ротор имеет несколько видов уплотнений. На вершинах и на торцах (боках) ротора предусмотрены пластины, которые препятствуют прорыву газов, то есть играют роль компрессионных колец. Отметим, что маслосъемных пластин на роторе нет.

Однако на каждом роторе предусмотрены и кольцевые уплотнения, расположенные вдоль оси эксцентрикового вала. В этих уплотнениях собраны компрессионные и маслосъемные кольца. Компрессионные кольца препятствуют прорыву отработавших газов во впускные окна (на двигателе 13B-MSP для Mazda RX-8). Маслосъемные кольца уплотняют внутреннюю полость ротора, в которую подается масло для смазки зубьев, подшипника и роторной шейки.

Статор (блок) двигателя – алюминиевый, его внутренняя полость сформирована стальной гильзой. Статор двухсекционного роторного двигателя состоит из пяти деталей – две детали секций и 3 крышки между ними. Через все эти детали циркулирует охлаждающая жидкость. Болты, крепящие воедино все 5 деталей, оснащены сальниками, предотвращающими утечку антифриза.

Отверстия для впуска и выпуска находятся на боковых стенках статора, они не имеют каких-либо запорных механизмов (клапанов). У ранних версий роторного двигателя Mazda выпускное отверстие находилось прямо на поверхности гильзы. Впускное и выпускное окна открываются и закрываются боковой поверхностью ротора.

Ротор изготовлены из чугуна, эта деталь пустотелая, с несколькими внутренними рёбрами. Во внутрь запрессован роторный подшипник.

Роторный двигатель работает не только на воздухе и бензине, но и сжигает моторное масло. Масло для смазки попадает на поверхность гильзы и ротора через специальные форсунки, по две на каждую секцию. Подача масла невелика и дозируется отдельным масляным насосом по команде ЭБУ исходя из скорости работы двигателя и температуры охлаждающей жидкости.

Основной масляный насос двухсекционный, роторного типа – состоит из двух пар трохоидных шестерней. Он приводится цепью от эксцентрикового вала и собирает масло из неглубокого поддона.

Эксцентриковый вал имеет две роторные и две коренные шейки, опирается на подшипники скольжения. В эксцентриковом вале есть каналы для подачи масла к подшипникам скольжения и две маслофорсунки, орошающие внутреннюю полость роторов.

Преимущества роторного двигателя

В чем заключаются преимущества роторного двигателя? Удельная мощность выше – примерно в два раза выше, чем у поршневого ДВС. Этот двигатель генерирует мощность практически постоянно, в нём практически отсутствуют неравномерно и неуравновешенно движущиеся части. 1,3-литровый двигатель Mazda RX-8 выдает до 258 л.с. с 1,3 литров рабочего объёма. А ведь был еще и турбированный двигатель (на Mazda RX-7), который с того же объема выдавал 350 л.с. Роторный двигатель гораздо компактнее и легче.

Недостатки роторного двигателя

Из-за особенностей протекания рабочего хода роторный двигатель совсем не блещет топливной экономичностью. Рабочие газы не успевают сполна передать давление на ротор и довольно рано выходят в выпускную систему. На практике 1,3-литровая Mazda RX-8 запросто расходует 20 л бензина на 100 км.

К тому же площадь камеры сгорания гораздо больше, чем в поршневом двигателе. Следовательно, немало энергии газов уходит на нагрев ротора и статора двигателя. Вдобавок, смесеобразование происходит хуже. Следовательно, КПД роторного двигателя хуже, чем у поршневого бензинового.

Также развиваемый крутящий момент мал, существует постоянный прорыв газов в соседние секции через уплотнения вершин двигателя и гнезда свечей зажигания.

Роторный двигатель очень требователен к качеству моторного масла, которое должно быть и очень эффективным и экологичным. Масло следует менять каждые 5 000 км и в течение этого интервала следить за уровнем и доливать масло. На практике получается так: владелец покупает 5-литровую канистру масла, 3,5 литра помещается в поддон, а оставшиеся 1,5 литра уходят на постепенную доливку. Проверять уровень масла желательно ежедневно. А заливать следует минеральное с вязкостью от 10W-30 до 15W-40 и низкой зольностью или полусинтетику на гидрокрекинговой основе с вязкостью 5W-30.

Выбрать и купить двигатель для Mazda вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.

Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Mazda заказать с них автозапчасти.

Источник