- Volvodubrovka › Блог › Volvo с дизельным сердцем что важно знать владельцу и тем кто собирается им стать.
- Ресурс двигателя Volvo XC60 2.0, 2.4, 2.5, 3.0, 3.2
- Гамма силовых агрегатов кроссовера
- Маркировка движков Volvo
- Ресурс 2.0-литровых силовых агрегатов
- B4204T23, B4204T27
- D4204T14, D4204T23
- B4204T11, B4204T9
- D5204T7, D5204T2
- B4204T6, B4204T7
- Ресурс 2.4-литровых силовых агрегатов
- D5244T10, D5244T15
- Ресурс 2.5-литрового двигателя
- B5254T12
- Ресурс 3.0-литровых агрегатов
- B6304T2, B6304T4
- Ресурс 3.2-литровых моторов
- B6324S, B6324S5
- Отзывы владельцев авто
- Двигатели 2.0 л
- Моторы 2.4 л
- Двигатель 2.5 л
- Моторы 3.0
- Моторы 3.2
- Надежность, проблемы и болезни турбодизеля Volvo D5 (D5244T)
- Особенности турбин с вакуумным и электронным актуатором для Volvo D5
- Неисправности клапана EGR
- Проблемы в работе впускного коллектора
- Особенности работы форсунок Bosch
- Проблемы с регулятором давления топлива
- Поломки гидрокомпенсаторов
- Проблемы с прокладкой головки блока цилиндров
- Недостатки привода навесного оборудования
Volvodubrovka › Блог › Volvo с дизельным сердцем что важно знать владельцу и тем кто собирается им стать.
Информация, изложенная в настоящей статье, будет весьма полезна владельцам Volvo с дизельным двигателем и тем, кто собирается им стать. Мы разберем моменты не только сервисного обслуживания силового агрегата, но и те ситуации, когда возникает дорогостоящий ремонт двигателя. Начиная с 2002 года, автомобили шведского концерна оснащались 5 цилиндровыми дизельными двигателями. Двигатели совершенствовались и в их конструкцию вносились изменения. О том, какой именно тип двигателя установлен у вас под капотом скажет информационная табличка. Изменения касались, как и мощности самого силового агрегата, так и конструкции впуска — на некоторых двигателях установлены вихревые заслонки, на некоторых двигателях в зависимости от модели и года выпуска автомобиля они отсутствуют.
ЕГР. Система рециркуляции отработавших газов.
Рециркуляция отработавших газов (EGR — Exhaust Gas Recirculation) повышает эффективность работы двигателя, уменьшает расход топлива, снижает «жесткую» работу дизельного двигателя.
Клапан EGR, являющийся основой всей системы, позволяет части сгоревших отработавших газов вернуться обратно во впускной коллектор и смешаться со свежим зарядом воздуха. Кислород повышает температуру, таким образом, за счет введения отработавших газов (т.е. искусственного уменьшения содержания кислорода в составе горючей смеси) происходит снижение температуры сгорания.
Из-за качества топлива и режимов эксплуатации в системе скапливаются отложения. Периодически необходимо обслуживать узел — выполнять профилактическую чистку, благо эта операция может быть выполнена без снятия узла.
Дроссельный узел
С пробегом возникает необходимость обслуживания данного узла. Строгого регламента обслуживания не предусмотрено заводом изготовителем. По нашему опыту частота обслуживания составляет от 40 000 до 60 000 км пробега. В некоторых случаях данный узел приходится обслуживать и при пробеге 20 000 км.
Отложения затрудняют движение самой дроссельной заслонки, происходит ее неравномерный износ прилегания дроссельной заслонки к корпусу, помимо этого, отложения приводят к повышенному износу или подклиниванию электронного моторчика, а именно его сервопривода самой заслонки и стиранию пластиковых шестерен. Поэтому, во избежание неправильной работы механизма и продления срока его службы стоит выполнять профилактическое обслуживание. Детали узла изготовлены на высокоточном оборудовании, а их поверхности тщательно отполированы. При очистке механизма используется специальное моющее средство. Запрещается использование грубых щеток и других изделий, которые могут оставить царапины и риски.
Вихревая заслонка
Данный узел установлен на дизельных двигателях Volvo. К пробегу 100 000 км — 120 000 как показывает практический опыт, необходима замена узла. Первоначальным сигналом для водителя — подтекание масла, поломка пластикового толкателя и ошибка на приборной панели. Если ездить до последнего, а ездить можно очень долго и упорно — двигатель не будет развивать должной мощности и в конце концов произойдет поломка — пластиковая заслонка попадает в цилиндр, затем ее остатки летят в турбокомпрессор.
Процесс замены вихревых заслонок. Volvo XC90
С поршневой двигателя как показывает печальный опыт ничего не случается, а вот турбокомпрессор его лопасти выходят из строя в один миг. Так же владелец, который ездил до последнего, а можно ездить очень долго и упорно может столкнуться с тем что замена данного узла (вихривой заслонки) выйдет в очень большую сумму — топливные форсунки прикипят так, что вынуть их малыми затратами не получится — часть форсунок пострадают при демонтаже, придется снимать ГБЦ и демонтировать остатки форсунок. Клапанная крышка то же потребует замены в таком случае. За многолетний опыт работы был всего один такой случай, но тем не менее мы решили его рассмотреть — когда из за откладывания времени на замену вихревых заслонок владельцу пришлось купить 3 новых форсунки, (чудным образом 2 форсунки удалось спасти) клапанную крышку и оплатить работы по ремонту ГБЦ и в конечном итоге заменить узел вихревых заслонок.
Профилактика топливных форсунок
Дизельный двигатель имеет непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания. Посадочные места в ГБЦ, обработка самой форсунки сделаны с высокой точностью. С пробегом форсунка «прикипает» и ее последующий демонтаж по различным причинам может быть затруднительным. Поэтому желательно при пробеге 100 000 — 120 000 км выполнить профилактический демонтаж форсунок и заменить медные шайбы. Поверьте если вовремя не сделать данную операцию демонтировать форсунку без серьезных потерь будет просто невозможно и абсолютно исправную топливную форсунку придется заменить, а в совсем запущенных ситуациях это количество может увеличиться до 5.
При соблюдении простых правил служит 250 000 — 300 000 км пробега.
Простые правила продления срока жизни турбины являются:
Применение качественных моторных масел
Своевременная замена масла в двигателе (турбина смазывается маслом, поступающим с двигателя и крайне желательно что бы интервал его замены не превышал 10 000 км пробега)
После продолжительной поездки или поездке на высоких оборотах не глушите двигатель, дайте ему поработать 2-4 минуты. За это время турбина охладится и прослужит намного дольше.
Вовремя проводите замену сопутствующих элементов — например вихревых заслонок (если Ваш автомобиль снабжен данным узлом). При поломке вихревая заслонка, вернее то что от нее осталось после встречи с поршнем через выпускные клапана попадает в турбокомпрессор и выводит его из строя.
Мойка двигателя или лучшее — враг хорошего
Каждому из нас хотелось бы видеть чистый моторный отсек и сам двигатель. Казалось бы практически на всех автомобильных мойках оказывают услуги по мойке двигателя и моторного отсека. Зачастую большими буквами написано — что за работу двигателя и электронного оборудования моечный комплекс ответственность не несет. Многие моют на свой страх и риск. Иногда им везет, иногда нет. Как правило, за 500 — 1000 рублей сначала аппаратом высокого давления керхером сбивается грязь, наносится обычная пена, содержащая щелочь, затем через 5- 10 минут все смывается. Хорошо если мойщик предварительно защитил блок предохранителей и накрыл генератор пакетом и потом продул сжатым воздухом весь моторный отсек. Но это максимум что можно представить на обычном моечном комплексе.
Мойка двигателя пеной — весьма рискованная процедура
Качественная мойка двигателя не может стоить 500 — 1500 рублей. Детейлинг студии предлагают мойку моторного отсека паром или с применением диэлектрической химии. Длится такая мойка несколько часов. Затем моторный отсек сушат или пушками или при комнатной температуре один — два дня. Как правило мойку моторного отсека делают совместно с полировкой кузова и химчисткой салона. Цена такой мойки от 3000 тысяч рублей.
Мойка двигателя паром — безопасная процедура, да стоит одна дороже, но риск выхода из строя оборудования минимален.
Конечно автомеханику приятно обслуживать автомобиль когда моторный отсек вымыт. Меньше пачкается форма, не нужно постоянно продувать сжатым воздухом пыль и песок и т д. Но понимая опасность этой процедуры изнутри рекомендовать мойку моторного отсека очень рискованно.
Что же происходит при некачественной мойке двигателя?
Типичная мойка двигателя — просто опасна для автомобиля.
Во- первых щелочь начинает сильно корродировать с алюминиевыми деталями. При попадании бесконтактной пены на электрооборудование — коррозируют внутренние детали генератора, вымывается смазка. Касательно электронных блоков управления хоть они изготовлены с определенном классом защиты, но противостоять сильному давлению керхера могут не все. Пена, вода попадает под декоративную крышку двигателя, а затем проникает под защитный пластик уже самой клапанной крышки и просачивается в места установки форсунок. Проходит время и коррозия делает свое дело — ведь форсунка и посадочное место ничем не окрашены и не защищены от коррозии. В итоге при необходимости демонтажа форсунок сломаются все съемники ив конечном итоге форсунки будут извлечены, но потребуют замены. Поэтому если вы хотите помыть моторный отсек соблюдайте следующие правила
1) Избегайте дешевых моек где нет компрессора для продувки, электронные узлы не накрываются пленкой и при мойке двигателя используется обычная пена.
2) Доверить эту услугу лучше детейлинг студии с хорошей репутацией. Да вы отдадите больше, но риск поломок минимален — там понимают, что делать и как делать
3) Мойку двигателя лучше выполнять в теплое время года.
4) После мойки если у вас есть опасения – посетите на станцию тех обслуживания — пусть они дополнительно продуют узлы сжатым воздухом, снимут декоративные крышки и там все проверят. Поэтому если Вы очень хотите вымыть моторный отсек лучше совместить эту операцию с плановым техническим обслуживанием
Сервисный пробег и когда нужно менять масло
Регламент замены масла согласно заводу изготовителя составляет 15000 км. Одно дело европейские дороги, качество топлива и культура вождения. Другое дело реалии московских и российских дорог — многочасовые пробки, качество топлива. Одно дело проехать 15000 км по загородным дорогам, по трассе, другое, когда 80 % маршрута преобладает город. Помимо пробега стоит учитывать и мото часы т е то время которое двигатель работает на холостом ходу когда вы стоите на светофоре или в пробке. Поэтому в условиях мегаполиса и его пробок интервал замены масла желательно сократить хотя бы до 10 000 км, таким образом вы продлите жизнь не только самому двигателю — поршневой группе, вкладышам, коленчатому валу, но и навесному оборудованию — например турбине. Если Вы эксплуатируете автомобиль крайне редко, то замену технических жидкостей например моторного масла следует выполнять ежегодно. Пакет присадок, добавленный в масло, за длительное время способен выпасть с осадок и масло не будет отвечать своим параметрам.
Мойка радиаторов
С пробегом соты радиатора забиваются пухом, песком и пылью. При каждом техническом обслуживании проверяется чистота сот радиаторов. Если радиаторы сильно забиты — они подлежат демонтажу и последующей мойке.
Как правило это происходит каждые 2-3 года или 100 000 км пробега. Цель мойки — очистка сот. Качественно промыть соты без демонтажа практически невозможно.
Дизельное топливо
Проводите своевременную замену топливных фильтров и избегайте малоизвестных заправок. Высокая цена на топливо не останавливает безымянные АЗС продавать топливо сомнительного качества. Топливная аппаратура Volvo весьма требовательна к качеству дизельного топлива. При качественном топливе у Вас не будет проблем и жалоб на топливную систему, ресурс которой весьма велик.
Увеличение мощности ДВС или чип тюнинг
Прочность агрегатов закладывается инженерами на этапе проектирования автомобиля. Изначально рассчитав узел на прочность, добавляется определенный параметр запаса прочности с учетом будущих изменений.
Чип тюнинг? Делать или нет? Каждый решает сам. Очень важно понимать какие параметры менялись в заводской прошивке и как это реализовано и самое главное кем? Проводить сложные расчеты прочности узлов и агрегатов, проводить испытания стоит тысячи долларов, а прошивка всего несколько сотен…
Вопрос риторический и в большинстве своем зависит от своевременного и качественного обслуживания. Нам встречались автомобили с реальным пробегом под 300 000 — 400 000 км, которые были в очень хорошем техническом состоянии. В основном это автомобили юридических лиц, которые ежедневно эксплуатируются по различным поручениям.
Покупка б/у автомобиля с дизельным сердцем.
Если вы решились на приобретение подержанного автомобиля Volvo с дизельным двигателем перед покупкой сделайте диагностику двигателя и самого автомобиля в целом. Стоит осознавать, что пробег подержанного автомобиля в большинстве случаев изменен в меньшую сторону. Ремонт дизельного двигателя весьма затратный по финансовой части, и при неправильной эксплуатации при его перегревах возможен дорогостоящий ремонт как ГБЦ, топливных форсунок так и навесного оборудования. Проверку наличия трещин в гбц или повреждения прокладки лучше проводить с помощью специального анализатора — он позволяет определить содержание газов в системе охлаждения двигателя.
Понравилась запись в блоге? Делимся с подписчиками и ставим лайк.
Источник
Ресурс двигателя Volvo XC60 2.0, 2.4, 2.5, 3.0, 3.2
Компания Volvo хорошо известна тем, что занимается производством грузового, коммерческого транспорта, автобусов и специальной техники. Раньше специальный отдел Вольво занимался производством легковых автомобилей, но в 1999 году руководство концерна решило продать отделение по конструированию легкового транспорта североамериканскому автогиганту Ford. Именно потому, что Вольво долгое время собирали за счет производственных усилий инженеров Форд, седаны и кроссоверы под одноименной маркой сходили с фордовскими движками. Но уже в 2010 году Ford перепродают Вольво китайскому промышленному гиганту Geely. Так начинается новая эпоха в истории развития предприятия, начавшего активную фазу выпуска комфортабельных и надежных городских автомобилей. Одним из таковых считается компактный кроссовер Volvo XC60, первое поколение которого было разработано еще в 2008 году. Это наиболее продаваемая модель компании в период с 2009 по 2015 год.
За основу первого поколения была взята платформа Volvo P3, и автомобиль был оснащен многочисленными технологиями, позаимствованными с Land Rover Freelander. В 2013 производитель осуществил первый рестайлинг: переработали переднюю часть кроссовера, установили обновленную головную оптику, в салоне обрела свое место новая графическая панель с 8-дюймовым дисплеем, а под рулем специальные переключатели, упрощающие процесс вождения транспортом. Уже в 2017 году во время автосалона в Женеве представители концерна продемонстрировали второе поколение кроссовера. Вторая генерация построена на основе платформы SPA, которую разработали китайские инженеры из Geely. Эта платформа стала базой для других моделей компании – S90/V90 и XC90. В 2018 году модель победила в номинации «Всемирный автомобиль года». Конечно, потенциальных покупателей машины в первую очередь интересует надежность силовых установок. В этом материале подробно расскажем, каков ресурс двигателя Volvo XC60.
Гамма силовых агрегатов кроссовера
С выходом Вольво из фордовского королевства перед шведами возник вполне логичный вопрос: какими силовыми агрегатами оснащать легковые автомобили дальше? До 2010 года седаны, кроссоверы оснащались движками Форд и после перехода компании во владения Geely, конечно, должны были произойти изменения. Китайский концерн никак не подходил на роль поставщика деталей и моторов к автомобилям из премиального сегмента. Поэтому шведы решились на производство собственных установок, соответствующих всем главным современным принципам моторостроения. Помогли в этом денежные средства из Китая: только в реконструкцию производственных предприятий в Скёвде было вложено порядка двух миллиардов крон. Приоритет установлен в стороне наддува, а не объема, как это было принято раньше. Новое семейство моторов Drive-E – это технологический шаг вперед, мера, направленная на отказ от старых моторов Ford.
Моторный ряд модели Volvo XC60 выглядит следующим образом:
В скором будущем Volvo планируют оснастить весь модельный ряд легковых автомобилей двухлитровыми бензиновыми и дизельными движками семейства Drive-E. В качестве трансмиссии выступает новая автоматическая коробка передач производства Aisin. Что касается продаж автомобиля в России, то с 2017 года покупателям доступен 2.0-литровый 249-сильный бензиновый силовой агрегат B4204T23, 320-сильный B4204T27 и два дизельных мотора D4204T14 и D4204T23 на 190 и 235 лошадиных сил соответственно. Мощность двигателя не зависит от рабочего объема. Этот показатель зависит от количества воздуха, поступающего в цилиндры агрегата. За счет турбонагнетателя, существенно повышающего эффективность сгорания топливно-воздушной смеси, увеличивается реальный показатель мощности даже малообъемного двигателя. Однако практика производства и эксплуатации автомобилей с турбированными двигателем показывает, что нагнетатель воздуха не всегда оказывается надежным и выносливым механизмом, что, естественно, не в лучшую сторону сказывается на ресурсе мотора.
Маркировка движков Volvo
Заводское обозначение моторов Вольво на первый взгляд сложное, но на практике все очень просто. Ориентироваться в обозначении двигателей можно, если запомнить порядок присвоения кодовых обозначений силовым агрегатам. Среди автолюбителей получил широкое распространение двигатель T5 – разговорный термин, который может и относиться к 2.0 EcoBoost, 5-цилиндровому двигателю Volvo, и к новым моторам VEA.
Выглядит маркировка на примере агрегата B4204T23 следующим образом:
Теперь перейдем непосредственно к обзору потенциала двигателей из представленного ряда установок, которыми оснащают автомобиль Вольво ХС60.
Ресурс 2.0-литровых силовых агрегатов
Кроссовер последнего поколения поставляется на территорию России исключительно с двухлитровыми бензиновыми и дизельными установками Drive-E, хотя за всю историю существования модели было произведено немалое количество движков с рабочим объемом 2.0. В эту группу входят еще и фордовские агрегаты с наддувом, и пятицилиндровые дизельные моторы с уменьшенным ходом поршня. Похоже, что в будущем основная ставка Вольво будет сделана именно на двухлитровые установки. Таким образом, шведская компания следует двум основным заметным тенденциям в современном автопроме. Во-первых, сокращается номенклатура комплектующих с целью снижения затрат на производство. Во-вторых, уменьшение веса автомобилей, следовательно, рост экономичности. Экономичные двухлитровые двигатели позволяют отказаться Вольво от целого ряда крупногабаритных установок без фактической потери мощности и крутящего момента.
B4204T23, B4204T27
Номинальная мощность B4204T23 составляет 249 лошадиных сил, когда автомобиль с B4204T27 под капотом наделен целыми 320 лошадиными силами. Разница в мощности – существенная. Однако она обусловлена разной настройкой модуля управления, отличительной системой турбонаддува (если в B4204T23 один турбокомпрессор, то B4204T27 присутствует еще приводной нагнетатель Eaton и более эффективная система охлаждения).
Это рядная алюминиевая четверка с чугунными гильзами, 16-клапанной головкой блока цилиндров, непосредственным впрыском топлива и фазовращателями на обоих распределительных валах. Цилиндры силового агрегата расточены под 82 мм, ход поршня составляет 93.2 мм. Общий рабочий объем агрегата составляет 1969 куб. см. Турбина обеспечивает экономию топлива и высокий крутящий момент в 350 Нм уже на 4500 оборотах коленчатого вала в минуту. Максимальная мощность в 249 сил ощущается с выходом двигателя на 5500 оборотов коленвала. С этим двигателем под капотом невозможно насладиться тишиной в салоне, особенно, когда он холодный. В ненадоедливом урчании можно расслышать нотки дизельного мотора, которые со временем исчезают. У многих автомобильных экспертов надежность двухлитрового турбированного движка вызывает определенный скепсис. Всё-таки, 249 «лошадок» для малообъемного мотора показатель ощутимый.
В целом, сейчас рано говорить и надежности или ненадежности новых надувных бензиновых движков для Volvo XC60. Даже 320 лошадиных сил на 2.0 литра – не столь критическое соотношение по нынешним автомобильным меркам. Динамический потенциал автомобиля с турбированным бензиновым мотором ощутим. Это оборотистый двигатель, реагирующий на незначительное прикосновение ноги к педали акселератора. Пока что сложно делать даже предварительные заключения, касательно надежности Drive-E. Никакой статистики нет, и никто этим так и не начал заниматься. Наверное, должно пройти еще несколько лет, прежде чем появились первые сведения и проблемных местах и вероятных поломках агрегата в процесс эксплуатации кроссовера. Если же ориентироваться на опыт производства Volvo прежних движков, то стоит рассчитывать как минимум на 300 тыс. км пробега. Вполне вероятно, что с надлежащим обслуживанием и правильным отношением к авто эта цифра значительно подрастет.
D4204T14, D4204T23
Дизельный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1969 куб. см. функционирует благодаря традиционной системе впрыска Common Rail. Но одновременно с ней была внедрена относительно новая технология – i-Art. Благодаря этой технологии контроль уровня давления происходит на каждой форсунке в отдельности, что обеспечивает наиболее корректный и эффективный впрыск топлива в цилиндры мотора. Как утверждают в Volvo, ранее в системе Common Rail присутствовал один единственный общий датчик давления в системе, который был предназначен для решения этой задачи. Архитектура двигателя вполне обычная – рядная алюминиевая четверка с 16-клапанной головкой блока цилиндров. Цилиндры под 82 мм, поршень ходит на 93.2 мм. По конфигурации дизельные Drive-E действительно схожи с аналогичными бензиновыми двухлитровыми агрегатами (единый блок). Главные отличия сводятся к системе наддува, топливной аппаратуре и навесному оборудованию.
Аккумуляторный впрыск i-Art от Denso с индивидуальным контролем давления по цилиндрам и система охлаждения с механическим насосом – то, что объединяет движки D4 и D5. И в первом моторе на 190 лошадиных сил, и во втором на 235 лошадок двойной турбонаддув – два последовательно расположенных турбокомпрессора, но на D5 один из них с изменяемой геометрией. В чем же отличие между D4 и D5? Главная фишка 235-сильного дизеля заключается в наличии системы PowerPulse. Назначение этой технологии простое, но крайне необходимое – избавить мотор от так называемой «турбоямы», которая характеризует режим расхождения в порядке работы силовой установки и турбокомпрессора в момент резкого увеличения количества подаваемого в цилиндры топлива.
Сама PowerPulse состоит из 2-ступенчатого электрического компрессора, который быстро восстанавливает запас воздуха в специальном баллоне, израсходованного на раскручивание вала турбокомпрессора. Движки работают в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой производства Aisin. Как и в случае с T5, T6, реальный ресурс двигателя Volvo XC60 с D4 и D5 остается неизвестным. Но это должны быть как минимум 350 000 километров пробега.
B4204T11, B4204T9
Одним из первых двигателей семейства VEA (Volvo Engine Architecture) стал силовой агрегат Т5 по старой аббревиатуре или Drive-E T5 по новой или же просто B4204T11 – 245-сильный движок, который впервые установили на Volvo XC60 в 2013 году в результате выполненного рестайлинга первого поколения модели. После чего началась реализация модели XC60 T5 и XC60 T5 AWD – переднеприводная и полноприводная модификация кроссовера. В пике движок производит 350 Нм крутящего момента при 4800 оборотах коленчатого вала, но есть овербуст до 380 Нм. Максимальная мощность в 245 лошадей развивается при выходе мотора на 5500 оборотов коленвала в минуту. Можно отметить, что в нем цилиндры также расточены под 82 мм, а поршень ходит на 93.2 мм. Все дело в том, что многие базовые элементы и бензиновых, и дизельных агрегатов VEA (продвигаемых на рынок под брендом Drive-E) идентичны: коленчатый вал, масляный насос, картер, генератор, компрессор кондиционера. Блок цилиндров и балансовый модуль также похожи.
Технические характеристики в основном зависят от варианта двигателя, системы наддува, которая может состоять из одного турбонагнетателя (как в B4204T11) или из комбинации турбонагнетателя и приводного компрессора (как в B4204T9). Второй движок – Т6 – реализовывали вплоть до 2017 года в версиях XC60 T6 и XC60T6 AWD (на российском рынке полноприводная комплектация). В нем фактически тот же самый блок цилиндров (диаметр 82 мм и ход поршня 93.2 мм), основные принципы были сохранены. Это рядная четверка с 16-клапанной головкой блока цилиндров. В пике производит 306 лошадиных сил и крутящий момент в 400 Нм. Долгое время автолюбители спорили касательно вероятного срока службы двухлитрового 306-сильного движка. Многие сомневались и до сих сомневаются в выносливости малообъемных надувных моторов. Хотя вице-президент по разработке агрегатов Volvo Cars Дерек Крабб настроен весьма положительно. Согласно его заявлению, Drive-E был испытан на Чемпионате Мира по кольцевым гонкам в 2011 году, где оправдал все возложенные на него ожидания.
Отличительная черта B4204T9 заключается в том, что на низких оборотах работает компрессор с ременным приводом от коленчатого вала. С выходом на высокие обороты задействуется турбонагнетатель. Благодаря такому принципу действия система турбонаддува уже на малых оборах обеспечивает высокий крутящий момент. Это были первые бензиновые новые моторы Volvo, предназначенные заменить целую гамму установок от Ford. В целом, они неплохо себя зарекомендовали. Моторам характерно низкое внутренне трение составных частей, включая подшипники распределительного вала, а уникальная система контроля нагрева двигателя с электрическим водяным насосом обеспечивает стабильный рабочий температурный режим. Оба двигателя работают в сочетании с автоматической коробкой передач AW TG-81SC. Четырехцилиндровые двухлитровые бензиновые моторы действительно по техническим характеристикам превосходят 6-цилиндровые аналоги. Также им свойственен меньший уровень потребления топлива. На насколько технически надежны движки Drive-E? Этот вопрос больше всего беспокоит потенциальных владельцев кроссовера. Представители компании заявляют, что ресурс Volvo XC60 с эксплуатацией в Швеции в среднем составит 10 лет (или порядка 350 000 километров пробега).
D5204T7, D5204T2
Первое поколение кроссовера Вольво ХС60 оснащали двухлитровыми дизельными силовыми установками с различным уровнем форсировки. Наименее мощным считается двигатель D5204T7 – в пике производит только 136 лошадиных сил. Популярные силовые агрегаты, встречающиеся не только под капотом Volvo XC60, но и других моделей, например, Volvo S60 (на это авто ставили 163-сильный D5204T2). Вообще приход дизельных двухлитровых силовых агрегатов стал главной новостью от Вольво. Фактически они представляют собой 2.4-литровые установки, но с уменьшенным ходом поршня: этот показатель снижен с 93.2 до 77 мм. А вот диаметр цилиндров остался прежним – 81 мм. Благодаря таким изменениям рабочий объем мотора был снижен до 1984 куб. см. Крутящий момент в пике составляет 350 и 400 Нм соответственно благодаря установленной турбине.
По конфигурации – пятицилиндровые двигатели с 20-клапанной головкой блока цилиндров. Газораспределительный механизм DOHC c двумя распределительными валами. К тому же производитель решил удалить вихревые заслонки. Поршни выполнены из легкого сплава, блок цилиндров алюминиевый, гильзы чугунные, влиты непосредственно в блок. Зарекомендовали себя с хорошей стороны и с правильным обслуживанием ходят по 350 тыс. км. Важно постоянно следить за состоянием технических жидкостей (при необходимости доливать).
Здесь стоят крайне привередливые пьезофорсунки, поэтому качество дизтоплива крайне важно. Такие же форсунки стоят и в D5, но здесь они адаптированы под двигатель с меньшим рабочим объемом. Каждые 10 тыс. км необходимо менять моторное масло. Если делать это чаще, хуже не будет, только в плюс. Не стоит забывать о смене фильтров каждые 20-25 тыс. км.
B4204T6, B4204T7
Это двухлитровые бензиновые силовые агрегаты производства Ford, устанавливаемые на Вольво ХС60 первого поколения. Первый двигатель – B4204T6 – развивает 203 лошадиные силы, второй B4204T7 уже на 240 лошадиных сил. Моторы EcoBoost 2.0, которые установили на XC60 еще в 2008 году, пользовались достаточной популярностью среди отечественных автолюбителей.
В России реализовывали вместе с переднеприводной модификацией кроссовера. Оба двигателя – рядная алюминиевая четверка с 16-клапанной головкой блока цилиндров. Реализован непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Воздух нагнетает небольшая турбина. Сборки B4204T6 и T7 способны обеспечить высокий компрессионный момент. Для регулировки зазоров предназначены стальные толкатели механического типа. Головка блока цилиндров также изготовлена из алюминия. Коленчатый вал чугунный, прочный, получил привод на балансирующие валы и держится на пяти подшипниках.
Система газораспределение получила CVVT и цепной привод с заявленным ресурсом 200 тысяч километров. Как отмечают автовладельцы Вольво ХС60, в этих моторах максимально качественная топливная система. Все детали, контактирующие с бензином, изготовлены из нержавеющего материала. В меру прихотливые силовые агрегаты, отличающиеся неплохим показателем ресурса – около 280 000 километров. Пожалуй, чаще всего подводит только система турбонаддува – выходит из строя электропривод клапана сброса давления. Если двигатель способен без серьёзных проблем отработать 280 и свыше тысяч километров пробега, то турбина нет. Наверняка придет время её ремонта еще до выработки всего заявленного производителем ресурса.
Ресурс 2.4-литровых силовых агрегатов
Ряд моторов с рабочим объемом 2.4 литра один из самых многочисленных в линейке двигателей Вольво ХС60. Это 5-цилиндровый двигатель с 20-клапанной головкой блока цилиндров, получивший огромное количество различных модификаций, которые между собой отличаются преимущественно «мозгами» (программным обеспечением).
D5244T10, D5244T15
2.4-литровые двигатели последнего поколения, которым характерна наибольшая мощность, в коммерческом сегменте известны как D5. В это число входят дизельные D5244T10, D5244T15. Очень популярные и востребованные среди автомобилей Вольво силовые агрегаты. В моторе D5244T10 реализована система последовательного турбонаддува, задействованы керамические свечи накаливания и работают пьезоэлектрические форсунки. В своем классе это стал первый силовой агрегат, соответствующий экологическим нормам Евро-5. Продемонстрировал наивысший показатель экономичности в сочетании с эффективностью работы. Архитектура следующая – пятицилиндровый мотор с 20-клапанной головкой блока (по 4 клапана на каждый цилиндр). В пике отдает 205 лошадиные силы и 420 Нм крутящего момента, который ощущается уже на 3200 оборотах коленчатого вала.
Подобная эффективность обусловлена наличием двух нагнетателей разных по размеру. Они работают в паре, благодаря чему двигатель получает дополнительную мощность в широком диапазоне оборотов. Система дает быструю реакцию и молниеносное ускорение авто в верхнем диапазоне оборотов коленчатого вала. Мотор отличается приятным урчанием. Опытным путем определено, что дизельный D5 примерно на 8-10% расходует топлива меньше предшественника. Он также отличается модернизированными поршневыми кольцами с низким коэффициентом трения. В общем, надежный и долговечный мотор. Но для выработки заявленного производителем ресурса потребуется квалифицированное обслуживание. Хотя Вольво и допускают смену моторного масла каждые 20-25 тыс. км (применительно к европейской среде эксплуатации), лучше всего проводить данное мероприятие каждые 10-15 тысяч пройденных километров. Лить стоит исключительно оригинальный и рекомендованный изготовителем продукт. 400 000 километров – вполне реальный показатель для 2.4-литрового дизеля.
Топовый D5 мотор с маркировкой D52244T15 способен производить уже 215 лошадиных сил и 440 Нм крутящего момента в диапазоне от 1500 до 3000 оборотов в минуту. Модификация любит качественное, а главное своевременное облуживание. Обслуживать подобный автомобиль не так просто, как во временном, так и финансовом плане. Особое внимание следует уделять состоянию расходников. Одна из главных проблем кроссовера с 2.4-литровым D5 заключается в ролике-натяжителе приводного ремня. Его неудачная конструкция приводит к раннему износу ремня. Специалисты рекомендуют менять и ролик, и сам ремень не позже чем через 50-60 тыс. км пробега. Обрыв этого изделия способен нанести серьёзный вред головке блока цилиндров. Потребуется дорогостоящий ремонт. Только эксплуатация на качественном дизельном топливе. Ели пренебречь этим правилом и одновременно допустить загрязнение радиатора рано или поздно начнется процесс разрушения цилиндров. Повышение давления в системе охлаждающей жидкости – один из признаков образования трещин в гильзе. Приобретая данный автомобиль, будьте готовы к регулярному и затратному обслуживанию. С соблюдением всех рекомендаций и правил ресурс двигателя Volvo XC 2.4 в 400 тысяч километров практически гарантирован.
Ресурс 2.5-литрового двигателя
Многоцилиндровые движки Вольво являются модульными. Они созданы по единой архитектуре на основе блока цилиндров с диаметром в 81 или 83 мм. По-сути, отличаются только количеством цилиндров и ходом поршня. После рестайлинга в 2013 году в линейке моторов модели появился 2.5-литровый двигатель на 249 лошадиных сил.
B5254T12
Двигатель с рабочим объемом 2497 куб. см. установили на кроссовер в 2013 году. Комплектовали автомобиль подобным агрегатом вплоть до 2017 года. После чего решили отказаться от затеи. Это Рядный пятицилиндровый движок с 20-клапанной головкой блока цилиндров. Его цилиндры расточены под 83 мм, а поршень ходит на 92.3 мм. Максимальная мощность составляет 249 лошадиных сил при 5400 оборотах коленчатого вала в минуту. Пиковый крутящий момент равняется 360 Нм. Блок алюминиевый, гильзы чугунные. Механически вывести мотор из строя непросто. Для этого необходимо будет действительно постараться. Турбина хорошего качества, особых проблем не доставляет. Обычно ходит 200-250 тыс. км, иногда больше. Единственный недостаток B5254T12 – неудачные составные маслосъемные кольца, которые крайне быстро закоксовываются и приходят в непригодное состояние. В редких случаях повышенный расход масла двигателем наблюдается уже после прохождения 50 тыс. км пробега.
Шведы особо не давали огласку проблеме и только по индивидуальным обращениям производили замену неудачных поршней и колец. На авто с пробегом расход масла может действительно серьёзно увеличиться. Проверить работу колпачков можно путем снятия топливных форсунок или впускного коллектора. Если клапана сухие и нет следов смазочного материала, для переживаний нет никаких оснований. Вообще многоцилиндровые шведские движки даже с наличием системы турбонаддува ходят свыше 400 000 километров. Подобная выносливость характерна и этому 2.5-литровому пятицилиндровому движку. Но, опять же, только качественное обслуживание, соблюдение рекомендаций изготовителя, покупка бензина на бредовых автозаправочных станциях. Только с правильным отношением к авто удастся выработать весь заложенный изготовителем потенциал.
Ресурс 3.0-литровых агрегатов
Шестицилиндровые трехлитровые силовые агрегаты вместе с Вольво ХС60 поставлялись в немногочисленном количестве. Эта линейка моторов представлена двумя агрегатами – B6304T2 и B6304T4. Первый движок отличается мощностью в 285 лошадиных сил, второму характерен немного увеличенный показатель мощности – 304 лошадиные силы. В первом поколении кроссовера устанавливались на полноприводную модификацию 4WD. Агрегируются автоматической коробкой передач. Особой популярностью в России никогда не пользовались, хотя считаются относительно беспроблемными. После рестайлинга первой генерации остался только 304-сильный B6304T4.
B6304T2, B6304T4
Рядные шестицилиндровые турбированные бензиновые моторы больше популярны в западной среде автолюбителей, хотя на российских дорогах также можно встретить Вольво ХС60 с подобным двигателем под капотом. Эти две установки позволяют ощутить мощность и крутящий момент сравнимый с тем, что производит двигатель с восьмью «котлами». Однако новое программное обеспечение и продуманная система управления заточены под экономию топлива. Под экономичность адаптирована и автоматическая коробка передач.
Диаметр цилиндров составляет 82 мм, поршень ходит на 93.2 мм. 285-сильный двигатель производит 400 Нм крутящего момента, когда более мощная 304-сильная версия 440 Нм при 4200 оборотах коленчатого вала в минуту. Фактически моторы отличаются только программным обеспечением, но есть и некоторые отличительные особенности каждого агрегата. Например, в B6304T4 насос ГУР стал электрическим, модернизированный приводной ремень и клапанные толкатели с углеродной структурой повышенной твердости.
С целью уменьшения трения внутренних деталей двигателя была изменена структура поршней и клапанов. За счет эти небольших, но существенных изменений удалось добиться прибавке к мощности. Оба мотора оснащены достаточно надежной системой турбонаддува. В авто особенно уязвим каталитический нейтрализатор. Эксплуатация кроссовера с непригодным топливом способна привести к его быстрому разрушению. Желательно регулярно посещать СТО для диагностики и прожига катализатора в автоматическом режиме. Плавающие обороты могут свидетельствовать о загрязнившейся дроссельной заслонке. Могут застучать клапана на автомобилях с пробегом. Если застучат поршневые пальцы, появится резкий металлический звук, отчетливо доносящийся на небольшой скорости движения. С качественным и должным обслуживанием способны пройти около 400 тыс. км.
Ресурс 3.2-литровых моторов
В первом поколении кроссовера можно обнаружить 3.2-литровые бензиновые силовые установки на 238 и 243 лошадиные силы. Они получили маркировку B6324S и B6324S5 соответственно. Ставились на полноприводную модификацию автомобилю 4WD вместе с автоматической коробкой переключения передач.
B6324S, B6324S5
Бензиновый атмосферный двигатель B6324S в модельном ряду появился в 2007 году, а уже через год его стали ставить на Вольво ХС60 первого поколения. Его блок цилиндров выполнен из легкого металлического сплава. По конфигурации рядная шестерка с рабочим объемом 3192 куб. см. Блок цилиндров накрывает 24-клапанная головка блока цилиндров, выполненная из алюминия. Задействован распределенный тип впрыска, газораспределительный механизм с двумя распределительными валами DOHC. Базовая 238-сильная версия производит 320 Нм крутящего момента при 3200 оборотах коленчатого вала в минуту. Степень сжатия составляет 10.8. Чтобы ощутить мощность в 238 сил придется раскрутить двигатель до 6200 оборотов в минуту. По техническим характеристикам оба движка фактически идентичны. Совершенный 243-сильный двигатель B6324S5 остается более распространенным вариантом, так как он избавился от некоторых недочетов, свойственных базовой модификации мотора.
Хотя ему также присущи некоторые неисправности, способные возникнуть в процессе эксплуатации кроссовера. Через 90-100 тыс. км нередко выходит из строя катализатор. Причина – использование низкокачественного топлива, нарушение регламента прохождения технического обслуживания. Нередко преждевременно ломается масляный насос. Среди автомобилистов и любителей Volvo атмосферные бензиновые движки обрели хорошую репутацию. Их простая конструкция не вызывает особых вопросов. Достаточно легко обслуживаются и ремонтируются.
Отсутствующая система турбонаддува только придает надежности агрегату, ломаться в этом движке фактически нечему. Конечно, если сильно постараться, то даже такой простой агрегат придет в непригодность уже через 100 тыс. км. Но с правильным отношением и добросовестным обслуживанием можно выработать 450 и даже больше тысяч километров пробега. По-праву считается лучшим бензиновым атмосферным двигателем Вольво ХС60. Если вам нужен автомобиль с простым, но надежным бензиновым двигателем – пожалуй, это лучший вариант.
Отзывы владельцев авто
Практически все силовые агрегаты Вольво – надежные узлы, но они нуждаются в регулярном мелком ремонте и качественном обслуживании. Единственное, фордовские моторы не выдерживают той уровни форсировки, которую в них заложил производитель. Отсюда многочисленные не самые положительное отзывы от автомобилистов, касательно их ресурса. Страдают от задир цилиндров, прогоранием поршней, задирами вкладышей и ранним проявлением кольцевой выработки. Дальше приведем отзывы реальных водителей, которые лично замерили, какой ресурс двигателя Volvo XC60.
Двигатели 2.0 л
Самыми надежными считаются турбодизельные двухлитровые силовые установки из представленного разнообразия движков. К бензиновым моторам Форд водители относятся скептически: уж слишком больно часто возникают различного рода неприятности с ними. Ресурс новых моторов Drive-E остается загадкой. О первых поломках и типичных неисправностях можно будет узнать только лишь через несколько лет. Пока что любители Вольво достаточно тепло отзываются о D4, D5 Drive-E, отмечая их превосходные показатели динамичности.
Моторы 2.4 л
Дизельные моторы с рабочим объемом 2.4 литра в меру прихотливые, весьма надежные. Из недостатков можно отметить недостаточно выносливый ремень ГРМ (менять его следует до прохождения 120 000 километров). Дорогостоящая топливная аппаратура страдает от низкокачественного дизтоплива. Имеет смысл приобретать автомобиль с подобным моторам, чтобы экономить на покупке «питания» в долгосрочной перспективе. Дальние выезды, путешествия будут значительно дешевле обходиться поездок на модификации с бензиновым мотором. Ориентировочно ресурс двигателя Вольво ХС60 2.4 составляет 400 000 километров пробега.
Двигатель 2.5 л
Довольно редкий экземпляр кроссовера с 2.5-литровым бензиновым 249-сильным мотором способен подарить приемлемый уровень динамики и экономичности. Снабжается неплохой автоматической коробкой передач, а полный привод позволяет без опасений выезжать за пределы города и покорять бездорожье.
Моторы 3.0
Трехлитровые движки не настолько надежные, как атмосферные бензиновые 3.2 силовые агрегаты. Хотя, в целом, их ресурс и показатель выносливости не вызывает сомнений. Способны отходить от 350 до 400 тыс. км.
Моторы 3.2
3.2-литровые двигатели в представленной гамме силовых агрегатов модели до сих пор считаются самыми надежными и выносливыми. Конструктивно простой бензиновый двигатель без системы турбонаддува способен отходить даже 500 000 километров, если за ним постоянно следить, качественно ухаживать, сразу устранять малейшие неисправности, не дожидаясь усугубления поломки. Но средний показатель – от 400 до 450 тысяч км, что весьма неплохо.
Источник
Надежность, проблемы и болезни турбодизеля Volvo D5 (D5244T)
Автомобили марки Volvo всегда считались надежными и безопасными. Шведский концерн постоянно развивается, внедряет инновационные разработки. Уже в далеком 1990 году на мощностях завода было организовано производство модульных бензиновых силовых агрегатов с количеством цилиндров от 4 до 6. К 2001 году компания изготовила первой собственный мотор с алюминиевым блоком цилиндров.
Предположительно, за образец использовался 5-цилиндровый двигатель немецкого производства, объемом 2,5 литра. Компания Volvo использовала силовые агрегаты Audi и VW в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Моторы с индексом TDI устанавливались на легковой и коммерческий автотранспорт.
Силовые агрегаты D5 собственного производства начали устанавливаться на автомобили Volvo с 2001 года. Моторы семейства D5244T выпускались в нескольких вариантах. Самый младший из них имел маркировку 2.4 D, обладал мощностью 136 лошадиных сил. Мотор D5 развивал 163 лошадиные силы.
Выбрать и купить контрактный двигатель Volvo D5 вы можете в нашем каталоге.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку самой первой версии двигателя D5 (D5244T). Двигатель был снят с Volvo XC70 2004 года.
На дизельные моторы для Volvo с начала производства устанавливали топливную систему Common Rail. Оборудование второго поколения поставлялось компанией Bosch. Также в комплектацию мотора входила одна турбина с изменяемой геометрией. Максимальная мощность дизельного двигателя достигала 200 лошадиных сил при крутящем моменте 420 Нм.
Наиболее качественной и надежной получилась первая модификация мотора, получившая индексы Т и Т2. Агрегат разрабатывался под экологический стандарт Евро-3. В комплектации отсутствуют заслонки впускного и выпускного коллекторов, сажевый фильтр. Разработчики использовали самый простой клапан EGR, работающий без сбоев и нареканий.
Вакуумный актуатор турбины не использует электронный привод. Соответственно отсутствуют проблемы с шестеренками, которые для других двигателей выполняются из пластика. В сумме электронных компонентов у двигателей данного типа существенно меньше. Дополнительным плюсом является отсутствие «прописки» при замене форсунок. Но уже следующее поколение моторов D5 стало намного сложнее, так как разрабатывалось под требования Евро-4.
Особенности турбин с вакуумным и электронным актуатором для Volvo D5
С момента производства первого дизельного мотора D5 и до мая 2006 года в комплектацию двигателя входила турбина с изменяемой геометрией. Надежность агрегата не вызывала сомнений. Основные проблемы были связаны с заклиниванием лопаток.
С середины 2006 года автоконцерн стал использовать турбину с электронным актуатором. Для охлаждения картриджа применялись каналы с антифризом и маслом. Основные проблемы владельцам доставляли патрубки, ведущие к интеркулеру. При интенсивной эксплуатации данные узлы переставали выдерживать высокое давление. Один из вариантов – замена элемента на силиконовый аналог.
На двигателе Volvo D5 под Евро-3 (D5244T и D5244T2) применяются турбины с вакуумным управлением геометрией.
Неисправности клапана EGR
Силовые агрегаты D5, соответствующие требованиям Евро-3, оснащаются клапанами EGR без заслонок. Двигатели, выпущенные под стандарт Евро-4 имеют более сложную конструкцию. В состав мотора входит заслонка с электроприводом. Пластиковые шестеренки, имеющиеся в клапане, периодически выходят из строя при заклинивании заслонки. Такая ситуация фиксируется из-за большого количества сажи и нагара.
Проблемы в работе впускного коллектора
Отсутствие вихревых заслонок – один из плюсов моторов D5 первых модификаций. Начиная с 2006 года данные элементы вошли в состав силовых агрегатов D5244T. Соответственно участились обращения в сервисные центры по причине подклинивания заслонок. Основная проблема – снижение тяги двигателя, отсутствие быстрой реакции на нажатие педали газа. Излишнее образование сажи препятствует качественной работе заслонок. Постепенно разбиваются посадочные отверстия под шарниры сервопривода. Эффективность работы ДВС падает.
Еще одной неприятностью, связанной с заслонками, является просачивание в отверстия масла и отработанных газов. Некоторые собственники сталкиваются со срезанием шестерней сервопривода. Возможны отламывания заслонок и попадание осколков в двигатель. Подобный ремонт обойдется дорого.
Особенности работы форсунок Bosch
Силовые агрегаты Volvo с индексом D5 комплектуются форсунками, на которых указан их класс. Для моторов Евро-3 используются форсунки Bosch. Класс изделий говорит об их производительности, параметрах впрыска и других характеристиках. Чаще всего можно встретить форсунки 1-3 классов, реже 4-го класса. Данный параметр указан отдельно на каждом элементе или входит в маркировку узла.
При замене форсунок на новые или бывшие в употреблении необходимо обращать внимание на этот параметр. Все форсунки должны иметь одинаковый класс. При этом обязательно осуществляется прописывание элементов с использованием специального сканера. Форсунки четвертого класса устанавливаются без прописывания.
Силовые агрегаты, устанавливаемые на автомобили Volvo с 2006 года, также поддерживают замену форсунок. Прописывание IMA-кодов также обязательно. В данных параметрах зашиты индивидуальные характеристики каждого узла. Надежность форсунок достаточно скромная. Лучше всего ежегодно проверять их работоспособность в сервисном центре.
Проблемы с регулятором давления топлива
Ситуации, связанные с плохим запуском силового агрегата, могут быть вызваны различными причинами. Основная из них – поломка регулятора давления топлива. Данный модуль установлен на топливной рампе. Его замена позволяет решить вопрос. Эта же поломка фиксируется, если мотор глохнет на малых оборотах.
Поломки гидрокомпенсаторов
Экономия средств на своевременной замене масла является большой проблемой для двигателей Volvo. При пробеге транспортного средства свыше 300 тысяч километров, использовании некачественного масла, его несвоевременной замене выходят из строя гидрокомпенсаторы. Собственник автомобиля слышит звонкие стуки на этапе прогрева мотора. Посторонние шумы слышны рядом с воздушным фильтром. Параллельно падает мощность мотора.
Если на стуки не обращать внимания, с гидрокомпенсатора может слететь рокер. Следствие подобной поломки – отсутствие открытия клапана. Если рокер попадает под кулачок цилиндра, разбивается посадочное место в ГБЦ. Дорогостоящего ремонта избежать не удастся.
Проблемы с прокладкой головки блока цилиндров
Специалисты сервисных центров иногда сталкиваются с ситуациями, при которых на двигателях D5 пробивает головку блока цилиндров. Выхлопные газы попадают в систему охлаждения мотора. Если двигатель заглушен, в цилиндры может попасть антифриз. Устранение данной проблемы возможно в сервисном центре.
Недостатки привода навесного оборудования
С начала 2007 года силовые агрегаты D5244T претерпели очередное изменение и доработку. Для привода навесного оборудования разработчик предусмотрел 3 ремня. Из-за особенностей конструкции работа привода генератора и натяжного ролика осуществляется неэффективно. Чаще всего выходит из строя подшипник, установленный в ролике, фиксируется перекашивание элемента и слетание ремня.
Источник