Недостатки при ремонте автомобиля

Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА

Закон этот — один из старейших в современной России (7 февраля 2012 года он отпраздновал 20-летний юбилей) и в силу возраста успел обрасти многочисленными изменениями, дополнениями, комментариями, а также посвященными его применению постановлениями пленумов Верховного суда РФ.

Структура его не совсем обычна — он снабжен преамбулой, в которой даны определения использованных терминов. Существенный недостаток товара (работы, услуги) определен в ней как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Само определение недостатка также установлено законом, и оно, в отличие от определения существенного недостатка, исчерпывающее и не допускает расширительного толкования. Так что любителям выдать за недостаток товара свое субъективное ощущение придется убедить остальных, что налицо именно объективный дефект.

БЕЗ ВАРИАНТОВ

Неустранимые недостатки в точном значении этого слова встречаются крайне редко и чаще касаются кузова — самой дорогой и наименее ремонтопригодной части автомобиля. Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.

Еще один вариант — неправильно выполненное отверстие под люк, который начинает заедать или протекать. Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

Требуемый для переделки объем ручной работы приемлем при восстановлении редкого ретроавтомобиля, но в значении терминов закона можно считать недостаток неустранимым — именно по причине трудоемкости и нецелесообразности его устранения. Ведь переделка кузова может оказаться намного дороже его замены, а то и всего автомобиля.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, также отнесен к существенным. Несоразмерными расходы на устранение дефектов последний пленум Верховного суда для технически сложных и дорогостоящих товаров повелел определять индивидуально, исходя из особенностей товара, его цены или свойств (постановление от 28 июня 2012 года № 17). Мнение автотехнических экспертов — считать существенными расходы на ремонт, составляющие 10% и более от стоимости нового аналогичного автомобиля либо 7% и более — если недостаток влияет на безопасность движения и экологию. Если речь идет об агрегате — 20% и более от стоимости нового аналогичного агрегата либо 14% в случае влияния недостатка агрегата на безопасность дорожного движения и экологию.

О сроках, они же затраты времени, мы уже рассказывали в ЗР, 2014, № 2. Лимит составляет 45 дней по отдельно взятому единичному недостатку либо подразумевает невозможность эксплуатации в течение 30 или более дней в каждом году гарантийного срока по разным ремонтам. Ожидание запасных частей включается в срок гарантийного ремонта и не прерывает его течения, ибо процесс этот для дилера — технологический, а для потребителя важен лишь результат к установленной дате.

ОДИН ЗА ДРУГИМ

В чем разница между недостатком, выявляющимся неоднократно, и недостатком, выявляющимся вновь после его устранения?

Верховный суд определяет недостаток, выявленный неоднократно, как «различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора купли-продажи, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию». Сложновато для восприятия, но после неоднократного прочтения понять вполне можно.

А вот недостаток, проявляющийся вновь после устранения (его выявили, установили причину и устранили), — это гораздо понятнее. Здесь существует тонкий момент — считать ли последовательное устранение дефектов разных (правого переднего и левого заднего) амортизаторов повторным проявлением недостатка? Практика почти однозначна — нет. Повторно проявившимся следует считать только недостаток того же самого узла или детали. Так что однократная гарантийная замена деталей подвески или ходовой части по кругу не дает оснований говорить о существенном недостатке автомобиля. При эксплуатации его на отечественных дорогах это, согласитесь, справедливо. А вот трехкратная замена одного и того же узла или детали вполне дает такие основания. В подобном случае вероятность того, что именно эта деталь дефектная, вполне допустима.

ПО ПОНЯТИЯМ

На этом конкретная часть определения термина «существенный недостаток» заканчивается и начинается так любимая обществами защиты прав потребителей и потребителями-экстремистами «резиновая», в которую нередко пытаются втиснуть всё что угодно. В тексте закона она звучит так: «. и иные подобные недостатки». Пленум Верховного суда не стал утруждать себя расшифровкой туманной формулировки, предоставив решать проблему младшим коллегам — мировым судьям и судьям районных судов. Исходя из практики, можно сказать, что к «иным подобным недостаткам» суд вполне может отнести:

Здесь доказать причинно-следственную связь сможет не каждый, но в случае успеха компенсации могут оказаться внушительными. Хотя лучше, конечно, оставаться здоровыми, чего всем и желаю.

ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ

Для авто- или мотовладельца именно фактор существенности либо несущественности недостатка (или дефекта) зачастую оказывается очень значимым, ибо автомобили и мотоциклы (хотя и не только они) отнесены постановлением правительства к технически сложным и дорогостоящим товарам, к которым у закона «О защите прав потребителей» особое отношение. Права потребителя технически сложного и дорогостоящего товара несколько отличаются от прав просто потребителя — в сторону их уменьшения. Наверное, это справедливо. Ведь при небольшом и легкоустранимом дефекте менять на новый либо возвращать такой товар, как автомобиль или мотоцикл, и правда излишне, особенно если обслуживающая организация быстро устраняет неисправность по гарантии.

Читайте также:  Рендж ровер объемы двигателя

ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ

Где же проходит та граница между несущественным и существенным недостатками, при переходе которой права потребителя становятся максимальными, то есть позволяют ему требовать от дилера, импортера или изготовителя замены автомобиля на новый аналогичный либо возврата уплаченных за него денег, да еще с индексацией? Безусловной рекомендацией к применению для судов являются прямые указания закона — то есть текст преамбулы — и указания Верховного суда, а комментарии — скорее совещательные нормы без обязательного применения. И если вдруг комментарий даже признанного теоретика расходится с указаниями Верховного суда, то, вероятнее всего, будут применены указания ВС. Связано это еще и с тем, что комментарии к закону появляются обычно гораздо раньше, чем обзор практики по категории дел Верховным судом.

Источник

Что делать, если есть претензии на некачественный ремонт автомобиля?

Как действовать перед сдачей ТС в автосервис, чтобы избежать некачественного ремонта дефектов автотранспорта?

Если машину необходимо ремонтировать, то, конечно, страховая компания предпочтет, чтобы этим занимались профессионалы. Когда автокар еще на гарантии, то, соответственно, владелец также отправляется в сервисный центр. Однако далеко не всегда там встречаются профессионалы. Существует довольно распространенная практика, когда в штате у автосалона нет механиков или из-за большой себестоимости салон предпочитают отправлять ТС в частные мастерские. Таким образом, они берут с владельца определенную сумму, подтверждая все чеками, и зарабатывают на несчастье других.
Чтобы быть уверенным в том, что на машине не появится новых существенных недостатков, вмятин, царапин и прочих поломок, следует зафиксировать состояние любимого транспортного средства на видео или фото. Желательно, чтобы на материалах присутствовал принимающий автомобиль представитель. Также следует добиться подписания бумаги представителем о том, что автотранспорт имел конкретные повреждения или же они отсутствовали.

1Обязательно при сдаче ТС на устранение дефектов получить акт приема-передачи и заказ-наряд, где будет указанно, какой авторемонт производится гарантийный или коммерческий и какие работы будут производиться с автомашиной. В противном случае, доказать свою правоту очень трудно, даже если за дело берется опытный юрист.

Какие бывают претензии, если сто сделало некачественный ремонт бракованного автомобиля?

Наиболее распространенной проблемой, является порча машины в тех местах, которые авторемонту вообще не подвергались. К примеру, сдавался автотранспорт на выравнивание и покраску бампера, а после завершения работ оказывается, что на лобовом стекле появились трещины или царапины. Однако это не все случаи, с которыми приходится иметь дело из-за безответственности и небрежности мастеров.

На каждый случай некачественного ремонта автомобиля существуют свои образцы мер воздействия. К сожалению, самостоятельно клиенту редко удается добиться справедливости, поэтому приходится прибегать к профессиональной юридической помощи. Эффективная работа юриста, знание закона о защите прав потребителей и грамотно выстроенная позиция часто не доводят дело до суда. В случае существенного нарушения Ваших прав юрист сможет осуществить возврат автомобиля ненадлежащего качества.

Причины ненадлежащего ремонта недостатков машины.

Под гарантийным авторемонтом подразумевается выход из строя узлов и агрегатов автомашины. Если это стало причиной ДТП, в котором нет вины водителя, то страховая компания полностью или частично покрывает ущерб, отправляя транспортное средство к профессиональному дилеру определенной марки авто. Гарантийным можно считать ремонт и замену: двигателя, ходовой части, электроника и др. Все условия гарантийного обслуживания обычно прописаны в сервисной книжке.

Претензии на сделанный некачественный ремонт автомобиля к автосервису у автолюбителя могут быть по двум причинам:
— непрофессионализм мастера;
— низкое качество замененных деталей.

В первом случае из-за неопытности специалиста или простой халатности в дилерском центре нарушили методику и последовательность проведения ремонтных процедур. Случается, что «до» машина работала лучше, чем «после». Факт некомпетентного проведения ремонтных работ должен быть зафиксирован на месте. В этом случае, клиенту не рекомендуется забирать неработающий автомобиль и подписывать какие-либо бумаги. Необходимо составить претензию, указав на все недостатки, при этом тщательно осмотрев транспортное средство на предмет других явных и скрытых повреждений. Если автосалон настаивает, что его вины здесь нет, пытается выпроводить автомобилиста вместе с авто, можно сразу же смело звонить адвокату.
Чаще всего представителей автодилеров это не пугает, а дает повод припугнуть автовладельца тем, что юристы компании засудят его, отобрав за моральный ущерб имущество. Если есть уверенность в том, что простыми разговорами справедливости не добиться, тогда необходимо обязательно и как можно скорее связаться с представителем Фемиды.
Опытный водитель, как и просто обожатель своей «ласточки», сразу же заметит, если геометрия кузова нарушена после проводимых работ. Также достаточно хорошего дневного света, чтобы понять, равномерно ли нанесена краска, правильно ли подобран цвет, хорошо ли работает двигатель. Если покраска выполнена некачественно, защитный слой сохранит лишь часть изделия. Следите, чтобы все части кузова, в особенности крылья, были прокрашены хорошо. В противном случае коррозии не миновать.
За качеством лакокрасочной покраски необходимо следить особенно тщательно, ведь устранить такой дефект можно, лишь проведя все работы заново. Доказать свою правоту в этом случае реально, но не стоит откладывать.

Увеличение сроков и стоимости устранения дефектов неработающего автомобиля.

Эти две причины часто зависят друг от друга. Одно дело, когда мастер связывается с автовладельцем и приносит извинения, объясняя причину задержки и изменения цены, а совсем другое, когда автомобилист приходит забрать авто, а его там ждет неприятный сюрприз.
Если причина обоснована, то не остается ничего, как смириться. Однако зачастую срок авторемонта увеличивается не из-за задержки поставки, а из-за некачественно сделанного ремонта автосервисом. Простая ошибка автослесаря, допущенная во время работы, может стоить замены одной из деталей. Последнюю и стараются внести в чек, чтобы оплату совершил автовладелец.

1Автолюбитель может вернуть авто по гарантии, если срок нахождения в автосервисе превысил 45 дней или автомашина находилась на многократном исправление заводского брака в течение гарантийного года более 30 дней.

Читайте также:  Проблемы системы охлаждения двигателя

Отказ от устранения заводского брака в неисправном авто.

1Если сервисный центр в лице автопроизводителя необоснованно и бездоказательно отказывается устранять дефекты в бракованном автомобиле по гарантии, то это дает право потребителю вернуть такую машину обратно в салон и получить за нее деньги в полном объеме.

Что делать, если дилер не хочет решать Ваши проблемы?

Если у автовладельца появились какие-то сомнения относительно поставленного «диагноза», то наилучшим способом избавиться от подозрений будет отправить авто к независимому эксперту на диагностику. Незаинтересованное лицо проведет экспертизу и поможет установить истину и докажет, что неисправность, названная в салоне, существует или же отсутствует.
Бывает сложно получить автомашину обратно, а тем более для проверки в другом месте. Прибыль от процедур липовых или настоящих работ настолько велика, что автосервис не хочется упускать такую возможность. Поэтому он и не отдает машину, аргументируя это разными причинами:
— авто не транспортабельно;
— есть вероятность специальной порчи владельцем;
— машина отогнана на сто.
Последний пункт особенно примечателен, поскольку многие дилер-центры не обладают собственными мастерскими. Для авторемонта они используют посреднические фирмы, часто не заботясь о качестве. В этих случаях возникают дополнительные траты, могут появиться новые повреждения из-за халатности специалистов.

Дефекты и брак в неработающем авто Если машину владельцу не хотят отдавать, мотивируя это одним из вышеупомянутых пунктов, попросите о возможности вызвать мастера прямо к салону, где независимый эксперт сможет провести оценку повреждений и диагностику на месте. В случае отказа и на эту просьбу, придется прибегнуть к юридической помощи. Получив консультацию юриста, клиент узнает о своих правах и обязанностях дилерских центров, особенно, что касается гарантийного обслуживания транспортного средства. Далее адвокат может работать в тандеме с клиентом или же полностью взять на себя его представительство, составив все необходимые образцы заявлений, претензий и требований на возврат денег за некачественный ремонт автомобиля, двигателя и т. д.

Автомагазин не должно в принципе интересовать кто стал виновником ДТП, если к нему прибыла машина для устранения повреждений и недостатков по страховке. Данный факт не должен влиять на сумму или сроки ремонтирования. Если же совершается гарантийное обслуживание, то здесь представитель имеет право провести внутреннее расследование причин поломки транспортного средства. Однако, когда действие превращается в фарс и напоминает плохую игру актеров в театре, необходимо незамедлительно брать ситуацию в свои руки. Любой дилер, каким бы уверенным он ни был, знает, что закон на стороне потребителя, поэтому грамотная юридическая защита, организованная вовремя, поможет не довести дело до суда и даже получить хорошую компенсацию от сотрудников дилерского центра.

Источник

Существенные недостатки автомобиля

Таким образом, несмотря на то, что ст. 56 ГПК РФ как норма процессуального права в любом случае подлежит применению в рамках судебного разбирательства, обязанность доказывать не сам факт наличия недостатка, а его эксплуатационный (непроизводственный) характер Закон возлагает именно на продавца (изготовителя, импортера).

Однако это не снимает с потребителя обязанности в ходе судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, а именно доказывать сам факт наличия в товаре недостатка (в том числе существенного).

Какие должны быть основания, чтобы у потребителя появились указанные права на отказ от договора купли-продажи или замену автомобиля на новый?

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае выявления в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении требования о замене автомобиля следует отметить, что в случае, если потребитель, указывая на наличие существенного недостатка в товаре, предъявляет требование не о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, а о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), суд может обратить внимание на то, что удовлетворение такого требования потребителя возможно только в случае, если аналогичный товар не снят с производства и продолжает выпускаться и поставляться на российский рынок. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона и ст. 503 ГК РФ требование. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

-обнаружение существенного недостатка товара

-нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара

-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Таким образом, из толкования закона можно сделать вывод, что до истечения 15 дней с даты приобретения автомобиля потребитель вправе вернуть товар продавцу или потребовать заменить его на новый вне зависимости от того, насколько существенными являются его недостатки. То есть формально, даже при обнаружении неработающей лампы подсветки номерного знака, потребитель вправе предъявить указанные требования.

Что следует понимать под существенным недостатком товара?

Читайте также:  Стенд кантователь двигателя чертеж

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Понятие существенного недостатка товара раскрывается не только в Законе, но и дублируется в ГК РФ. Пункт 3 ст. 503 ГК РФ предусматривает, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475). Понятие несоразмерности расходов также является в значительной степени абстрактным, так как ни в одном нормативном правовом акте мы не найдем так называемую точку отсечения, свыше какой суммы или свыше какой величины процента от стоимости автомобиля расходы становятся несоразмерными. Единственным исключением может являться документ, хотя и не являющийся нормативным актом, но применяющийся экспертами-техниками в отдельных случаях, а именно Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС», утв. Минюстом России 15 декабря 2000 г.

Несоразмерность затрат времени на устранение недостатка является абсолютно субъективным понятием. Определение несоразмерности полностью отдано законодателем на усмотрение суда. Говоря о несоразмерных затратах времени на устранение недостатка, важно исходить из временных показателей, установленных заводом-изготовителем в регламенте для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей соответствующей марки и модели. Возникает вопрос о наличии запасных частей, необходимых для устранения недостатка. В случае с отечественными автомобилями проблем, как правило, не возникает. А при необходимости устранения недостатка в автомобиле иностранного производства зачастую возникает проблема отсутствия необходимых деталей на складе дилерского предприятия, так как на практике невозможно постоянно поддерживать в наличии весь ассортимент запасных частей. Как следствие, отсутствующие детали приходится заказывать и ждать их поставки.

Отдельные аспекты судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товаре

При рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы. При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что, по нашему мнению, существенность недостатка является исключительно правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать подобные комментарии, в заключениях экспертов в некоторых случаях все же встречаются оценочные суждения о том, какой характер носит недостаток автомобиля. При этом, отвечая на этот вопрос, эксперты, как правило, ссылаются на Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС».

Методическое руководство в разд. 3.3 «Экономические и автотовароведческие термины», ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия «существенный недостаток», приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:

— снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия

-неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией

— дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:

— выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке

— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке. Такие признаки, как «неустранимый дефект базовой детали изделия» и «дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения», в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе. Иные признаки, такие как «снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия», «дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия» и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия «существенный недостаток», установленного Законом.

Таким образом, возникает ситуация, когда нормы федерального закона дополняются (уточняются) документом, не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.

Сам факт наличия какого-либо из указанных в Методическом руководстве критериев без соотнесения его с признаками существенного недостатка, установленными Законом, не может являться основанием для признания судом того или иного дефекта существенным. Указанные признаки существенного недостатка товара должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия «существенный недостаток», используемого в Законе. Единственным нормативно-правовым актом, подлежащим применению в данном случае и содержащим определение понятия «существенный недостаток», является Закон РФ «О защите прав потребителей».

Очевидно, что данное Методическое руководство носит сугубо технический характер и не является нормативно-правовым актом. Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного руководства, не должны рассматриваться судом в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу. Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам. При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты. В настоящее время общим нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, является Федеральный закон от 27.12. 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Таким образом, если технический регламент в определенной сфере (например, требования к лакокрасочным покрытиям) еще не разработан и не вступил в законную силу, а соответствующий государственный стандарт не отвечает целям, поименованным в п. 1 ст. 46 Федерального закона, то такой государственный стандарт носит исключительно рекомендательный характер, не подлежит обязательному применению и не должен применяться судами при рассмотрении дел.

Источник