Недостаток масла в двигателе

Почему низкий уровень масла в моторе, какие могут быть последствия?

Автолюбителей интересует вопрос: «Почему низкий уровень масла в моторе опасен, к каким готовится последствиям?». Некоторые водители утверждают: видели на рекламных стендах двигатели, работающие без масла продолжительное время. По их мнению: низкий уровень моторного масла не приведет к поломке мотора. Кто прав, давайте разберемся.

Мотор работает без смазочного материала?

На рекламных стендах, размещены автомобили, приводы которых работают без масла, поддон полностью снят. Указанная ситуация вызывает интерес, водители благодаря ей считают: низкий уровень моторной жидкости в системе не является проблемой. Такое мнение ошибочно. Режим работы машины на рекламном стенде отличается от реальных условий эксплуатации силового агрегата:

pochemu nizkij uroven masla v motore

Причины возникновения «масляного голодания» мотора

Масляным голоданием мотористы называют процессы, вследствие которых некоторые узлы силового агрегата недополучают смазочный материал. Причины возникновения:

Последствия «масляного голодания» привода

pochemu nizkij uroven masla v motore

Ездить на автомобиле с низким уровнем масла не стоит. Подшипники коленчатых валов современных автомобилей представлены парой трения, состоящей из шейки коленвала, выполненной из твердого материала и вкладыша, изготовленного из мягкого материала. В зазор между вкладышем и шейкой под давлением подается моторная смесь. При нормальных эксплуатационных условиях этот зазор полностью заполняется маслом, которое препятствует непосредственному соприкосновению шейки с вкладышем. При малом давлении масла происходит соприкосновение поверхностей указанных элементов — образовываются блестящие отполированные участки на вкладышах. Такая ситуация не приведет к разрушению подшипника, если контакт деталей будет иметь кратковременный характер, плюс температура на поверхности вкладышей не будет высокой.

Дальнейшее снижение подачи моторной смеси и увеличение нагрузки на силовой агрегат увеличит площадь контакта шейки коленвала с вкладышем, температура их поверхностей возрастет. Через некоторое время работы мотора с низким уровнем смазочного материала расплавится слой на поверхности вкладыша, раскаленный материал попадет на поверхность шейки вала. Плюс, расплавленный материл выдавится под нагрузкой к краям вкладыша. Далее, возможно, два варианта развития событий:

При остановке привода, произойдет постепенное охлаждение перегретых деталей силового агрегата. Детали, сделанные из стали, остыв, приобретут характерный для реакции окисления оттенок.

Вкладыши являются тонкостенными деталями, их плавление приводит к деформации и увеличению зазора в подшипнике. Увеличенный зазор сопровождается стуком подшипника, возникающим при достижении соприкосновения вала и вкладыша в нижней и верхней мертвой точке поршня. В двигателе возникает хорошо слышимый стук.

Низкий уровень масла вызывает перегрев нижней головки шатуна, материал из которого он изготовлен, теряет изначальную прочность — происходит обрыв шатуна в любой части нижней головки. Излишний перегрев снижает прочность шатунных болтов, они деформируются или обрываются. Оборвавшись, болт, разогретый до высокой температуры, или нижняя головка шатуна попадают в пространство между коленвалом и неподвижной стенкой мотора, нагрузка внутри блока очень большая, с ее помощью обломок может пробить стенку блока насквозь. Обломок, попав под противовес коленвала и масляного экрана, образовывает пробоину в поддоне картера.

Уменьшенное количество масла внутри двигателя, снижает объем смазочного материала, попадающего на стенки цилиндров, ситуация усугубляется попаданием в цилиндро-поршневую группу мелких частичек, образованных при разрушении внутренних деталей привода — образовываются царапины на стенках цилиндров.

Недостаточное количество масла в поддоне картера образовывает внутри двигателя «масляной туман» — разбрызгивание капель масла вращающимися деталями мотора с последующим их разделением на более мелкие, напоминающие туман. В результате внутренние элементы мотора имеют замасленный вид, особенно просматривающийся в нижней части привода.

Причины отсутствия давления моторной жидкости

pochemu nizkij uroven masla v motore

Лампочка-индикатор давления масла начинает гореть — давление моторной смеси в двигателе недостаточное. В большинстве ситуаций она горит несколько секунд, затем гаснет: повод для беспокойства отсутствует. К примеру, индикатор загорается при холодном пуске силового агрегата, при низкой температуре за бортом машины. Аналогичная ситуация происходит после плановой замены моторной жидкости — после первого запуска мотора индикатор давления горит несколько секунд. Если лампочка горит и не гаснет: необходимо искать поломку.

Читайте также:  Предохранители газ 31105 рестайлинг

Посмотрите видео о причинах отсутствия давления моторной смеси:

Убедившись, что датчик горит и не гаснет, проверьте его исправность. Для этого вместо датчика подсоедините к системе стрельчатый манометр. Затем запустите мотор, посмотрите на показания манометра — нормальное давление не меньше 0,4 мПа. Если замеры ниже, вероятными причинами срабатывания датчика есть:

Проверьте состояние прибора, возможно, насос сломан, нуждается в замене.

Заключение

Отвечая на вопрос: «Почему низкий уровень масла в моторе, какие последствия?», мы пришли к выводу: допустимая разница объемов смазочного материала в моторе и соответствующего метке на щупе «максимум» приравнивается к одному литру. Уменьшение уровня моторной жидкости ниже отметки «минимум» недопустимо: возникает падение давления масла, о чем указывает лампочка-индикатор на панели управления машины. Такая ситуация приводит к кратковременному контакту частей подшипника, которую мы описали выше и не представляет большой опасности, если ее сразу устранить. Если продолжительное время ездить на машине с пониженным уровнем моторной смеси: падение смазочного материала можно считать затяжным, достаточным для износа или повреждения внутренних деталей двигателя.

Определенный расход моторной смеси наблюдается даже в новых, совершенно исправных приводах, поэтому не стоит игнорировать проверку уровня масла. Задаваясь вопросом: «Почему пропадает масло?», проверьте отсутствие течей из двигателя или смазочной системы, измерьте компрессию привода.

С наступлением «масляного голодания» температура смазочного материала значительно возрастает — жидкость утрачивает свои изначальные свойства, присадки перестают выполнять защитные и антиизносные функции, происходит перегрев внутренних деталей силового агрегата, нарушающий их работу, возможен клин двигателя.

Делаем вывод: ДВС способен работать без смазочного материала непродолжительное время, на малых оборотах. Длительная езда на автомобиле с низким уровнем моторной жидкости будет иметь разрушительные последствия для мотора, вплоть до утилизации.

Источник

М-Сервис › Блог › Масляное голодание двигателя

Причины масляного голодания двигателя

Даже начинающему водителю не нужно объяснять, что двигатель является сердцем автомобиля. Его конструкция, объем и характеристики могут разниться, однако именно он занимается выработкой энергии, которая позволяет двигаться транспортному средству, а также функционировать дополнительным системам. Если речь идет о двигателях внутреннего сгорания, то их легко классифицировать по типу используемого топлива. На сегодняшний день основными являются 4 категории – это бензиновые и дизельные ДВС, а также те, что работают на природном газе и гибридные установки. Последняя система подразумевает установку батареи, которая позволяет существенно снижать расход горючего. Однако подобные модификации в нашей стране большой популярности не имеют.

Работа силового агрегата связана с высокими нагрузками. Здесь стоит сказать о двух основных факторах. Во-первых, сжигание топлива приводит не только к производству энергии, но и к выработке тепла. Естественно, элементы системы имеют определенные штатные температурные рамки, которые закладываются при производстве ДВС. Вредны как невозможность достичь рабочих показателей, так и их превышение. Однако последнее гораздо быстрее приводит к серьезным негативным последствиям. В этой связи мотор оснащен специальной системой охлаждения, которая позволяет контролировать прогрев. В современных автомобилях рабочим материалом, отводящим тепло, является антифриз – жидкость с пониженной температурой замерзания.

Во-вторых, нужно понимать, что компоненты двигателя находятся в тесном сопряжении друг с другом. Это требуется и для достижения нужной компрессии и для обеспечения компактных размеров двигателя. Поэтому в процессе функционирования ДВС между компонентами системы возникает трение. Так как скорость движения элементов весьма высока, этот процесс способен в кратчайшие сроки привести к критическим повреждениям металлических деталей. Чтобы максимально снизить негативные последствия при таком взаимодействии, используется специальный смазочный состав. Он подбирается под определенные параметры двигателя. Также от этих показателей зависит и объем жидкости.

Омывая подвижные элементы, масло создает защитную пленку, которая ограждает компоненты от повышенного трения. Конечно, ввиду особенностей работы, смазочный материал имеет ограниченный срок службы. В зависимости от нагрузок он способен должным образом выполнять свои функции 8-10 тысяч километров. Затем требуется его полное обновление, а также замена фильтрующего элемента, в материале которого накапливаются продукты износа. Отметим, что крайне важно подбирать масла, которые соответствуют допускам производителя автомобиля. В противном случае нужного уровня защиты обеспечить не удастся. Также следует поддерживать регламентный объем смазки.

Читайте также:  Сажевый фильтр в двигателе тди фольксваген

Его снижение приводит к ускоренному износу элементов агрегата. Для предотвращения так называемого масляного голодания устанавливаются специальные сенсоры (датчик уровня масла) и измерительное устройство (масляный щуп). И если электронный прибор сигнализирует о недостатке смазки (или критически низком давлении в системе) в автоматическом режиме, то щуп позволяет определить уровень состава самостоятельно. Однако многие современные модели не имеют такого элемента, поэтому проверка происходит только с помощью электроники.

Но, если ДВС является замкнутой системой, как смазка может его покидать? Рассмотрим некоторые распространенные причины возникновения масляного голодания:

• Расход масла на угар. Такая ситуация возникает при попадании смазочного материала в камеру сгорания. Отметим, что многие автоконцерны напрямую указывают, что такое положение дел является нормой. Однако следует сказать, что расход должен укладываться в определенные производителем рамки (в зависимости от модификации ДВС объем может колебаться от 100 до 1000гр на тысячу километров пробега).
• Утечки. От высоких нагрузок нередко приходят в негодность прокладки и сальники. Уплотнители начинают пропускать смазочный материал наружу. Особенно актуально это для прокладки клапанной крышки и сальников коленвала.
• Выход из строя масляного насоса. Смазка из поддона картера ДВС поступает в каналы, конечно же, не сама по себе. Ее нагнетает специальный механизм. Если он работает неправильно или не функционирует вовсе, должный объем материала не сможет быть подан к элементам ДВС. В этой связи, естественно, начинается их повышенный износ.
• Износ маслосъемных колпачков. Когда эти элементы приходят в негодность, расход масла на угар существенно возрастает.
• Залегание маслосъемных колец. Ввиду образовавшегося нагара эти элементы перестают выполнять свои функции, пропуская масло в камеру сгорания.

!Важно! Если Вы знаете о том, что двигатель Вашей машины склонен к потреблению масла, следует пристально следить за его уровнем. Также необходимо иметь запас материала, чтобы вовремя совершить долив.

Признаки недостатка масла в двигателе

Как уже говорилось выше, при снижении уровня смазочного материала до минимально отметки, в современных автомобилях срабатывает электронный датчик. Он передает сигнал, который зажигают специальную лампу на приборной панели (обычно она выглядит как масленка) или же отправляет текстовое сообщение (на щиток приборов или экран мультимедиа). В этой ситуации необходимо провести долив смазочного материала. Обычно такая сигнализация срабатывает, когда уровень масла равен значению MIN на щупе. То есть, чтобы довести его до показателя MAX, необходимо заправить 1 литр жидкости.

Опасность масляного голодания состоит в том, что кроме подобной системы оповещения проблема никак не проявляет себя до наступления критических последствий. Поэтому, зная особенности своего автомобиля, следует проводить самостоятельный мониторинг. Наиболее актуально частое осуществление проверки для возрастных автомобилей и мощных модификаций (особенно, если ДВС укомплектован турбонагнетателем). Еще одним признаком угара масла является сизый дым и характерный запах выхлопных газов.

Последствия масляного голодания

Масляное голодание негативным образом сказывается практически на всех подвижных компонентах двигателя. В первую очередь, конечно же, страдает кривошипно-шатунный механизм, который является наиболее нагруженной частью ДВС. Из-за недостатка смазки возникает повышенное трение между компонентами (или между корпусом двигателя и подвижными частями), что приводит к их ускоренному износу. Последствия в этой связи будут катастрофическими – вплоть до заклинивания коленвала, что сделает работу мотора невозможной.

Следует отметить негативные последствия для системы ГРМ. Например, распредвалы также нуждаются в смазке, поскольку при их вращении тоже возникает трение. Если механизм приводится в действие цепью, от масляного голодания пострадает и она. Нельзя не сказать о том, что турбины, которыми оснащены многие современные моторы, не имеют собственного смазочного состава, поэтому используется тот, что заправлен в двигатель. Естественно, при его недостатке повышенная нагрузка ложится и на этот механизм.

Читайте также:  Проверить форсунки дизельного двигателя

В целом, смазочный материал является неотъемлемой составляющей штатного (и, что немаловажно, продолжительного) функционирования двигателя и дополнительных систем. Именно поэтому его выбору, частоте осуществления замены и поддержанию нужного объема уделяется столько внимания. Однако для других узлов наличие масла также является определяющим фактором продолжительности срока службы (например, для КПП или иных компонентов трансмиссии).

Проверка уровня масла самостоятельно

Для тех автомобилей, которые не оборудованы датчиками уровня масла, мониторинг его объема связан с самостоятельным выполнением операций. Отметим, что существует две методики проверки – на холодном и на прогретом двигателе. В обоих случаях речь идет об измерении уровня с помощью масляного щупа. Нижняя часть этой детали имеет специальную область, на которой стоят две основных отметки – MIN и MAX. Первая, как нетрудно догадаться, обозначает минимально допустимое количество, а вторая – максимальное. Диагностика на холодную осуществляется до запуска ДВС. Если проверяется уровень на горячем моторе, то его необходимо прогреть до рабочей температуры, а затем остудить в течение 15-20 минут (чтобы вся смазка смогла стечь в поддон картера).

Затем следует достать масляный щуп и протереть его чистой тряпкой или салфеткой. После этого необходимо погрузить элемент до конца и, вновь его вытащив, посмотреть, какой отметки достигает состав. Отметим, что оптимальным значением является середина между двумя крайними точками. Важно понимать, что избыток масла также ведет к негативным последствиям – увеличивается давление в системе, за счет чего приходят в негодность прокладки и сальники.

Недостаток смазки может привести к серьезным негативным последствиям:

• Ускоренный износ кривошипно-шатунного механизма
• Выход из строя дополнительных систем (ГРМ)
• Износ компонентов вспомогательного оборудования (турбин)

!Важно! Снижение уровня смазочного материала редко происходит мгновенно (если речь не идет о механических повреждениях). Поэтому поломки возникают в результате достаточно долгого масляного голодания.

Также нельзя не сказать, что важен и выбор смазочного материала. При использование некачественного и/или неподходящего состава выход деталей ДВС из строя может произойти даже при условии наличия нужного количества материала.

Некоторые важные параметры:

• Допуски производителя. Речь идет о свойствах масла, которые необходимы для обеспечения защиты компонентов мотора. Их можно узнать в инструкции по эксплуатации модели. Что касается масла – обычно производители указывают их на лицевой стороне упаковки.
• Вязкость. Необходимые показатели рассчитываются инженерами во время испытаний силовой установки. Обычно допускается использование составов с несколькими параметрами (выбор может зависеть как от условий, так и от манеры эксплуатации).
• Производитель. При выборе масел стоит остановиться на проверенных брендах. Выбор дешевых аналогов приведет к невозможности обеспечить нужный уровень защиты. Также следует приобретать жидкости в сетевых магазинах, что минимизирует вероятность покупки подделки.

Регламентные операции

Для обеспечения защиты компонентов систем следует не только пристально следить за уровнем смазочного материала, но и своевременно проводить его замену. Отметим, что для автомобиля, который эксплуатируется в городских условиях, интервал обновления смазочного материала не должен превышать 8-10 тысяч километров. Естественно, также необходимо обновлять и фильтрующий элемент. Отдельная замена абсолютно бессмысленна – новое масло, проходя через старый фильтр, незамедлительно загрязнится. Также старый смазочный материал быстро приведет в негодность новый фильтр.

Ушли те времена, когда замена масла происходила в собственном гараже. Сегодня эти помещения не оборудованы ни ямами, ни эстакадами (не говоря уже о подъемниках, поскольку цена профессиональной техники весьма высока). Тем более, стоит отметить, что такая практика была распространена сначала ввиду банального отсутствия сервисных центров, а затем по причине экономии, так как услуги обходились весьма недешево. Однако сегодня качественное обслуживание на достойной СТО стоит не так дорого. Более того, высококвалифицированные сотрудники автосервиса М-Сервис проведут замену масла бесплатно при условии покупки смазочного материала. Подобные выгодные предложения избавят от размышлений на тему самостоятельного выполнения регламентных работ.

Источник