Неисправна коробка передач механика

Неисправности механической коробки передач

Каждому автовладельцу известно стремление сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии. Однако это практически невозможно, ведь необходимость его эксплуатации при любой погоде, а также при самых разных условиях влечет постоянный износ узлов и деталей машины, а также периодические поломки, которые требуется оперативно устранять.

Виды неисправностей механической трансмиссии автомобилей

Внутренне строение механизма механического переключения передач имеют свои особенности, при этом его неисправности могут делиться как на поломки самой коробки, так и на неисправности механизма трансмиссии.

Чтобы при возникновении любого вида неисправностей суметь восстановить работу автомобиля, следует вовремя обнаружить их и знать основные приемы по их устранению. Особенно это важно, если поломка настигла на трассе, в дороге, – тогда будет важно возобновить работу машины до момента визита к специалисту по ремонту.

Перечислим основные проявления неисправностей.

Как обнаружить неисправность?

К наиболее распространенным проявлениям неполадок в действии МКПП следует отнести следующие:

МКПП: причины появления основных неисправностей и способы их устранения

Изучим более подробно основные виды неисправностей как самой коробки, так и механизма трансмиссии, а также оказание автомобилю «скорой помощи» в этих случаях.

внутренности мкпп

Шум при положении рычага переключения в нейтральной позиции переключателя скоростей. Причина его появления чаще всего состоит в увеличении износа подшипников, расположенных в ведущем вале автомобиля, а также вследствие критически пониженного уровня масла в самой коробке передач. Также масло в трансмиссии может уже иметь слишком низкий уровень качества.

Устранить данное проявление можно проверкой уровня масла, последующей заменой изношенного подшипника. Если же трансмиссионное масло действительно давно не менялось, следует слить старое, затем заменить его на новое, которое будет соответствовать автомобилю. Старое масло рекомендуется проверить на наличие металлических посторонних частиц, воды, что является недопустимым.

Если же посторонние шумы слышны при переключении скоростей, то причиной этого может также одна из перечисленных выше причин либо деформация и повышенная степень износа блокирующего элемента, а также недостаточная устойчивость резьбовых соединений, неисправность синхронизаторов и не до конца выполненное выключение сцепления.

Устранение постороннего шума в момент включения передач:

замер зазора в мкпп

Замер зазора между шестерней и кольцом

Когда шум слышен в процессе работы коробки, причиной этого может быть высокий износ шестерен, муфт синхронизаторов, подшипников, а также недостаточность уровня масла в трансмиссии.

Устранение шума может произойти при доливании масла, если уровень его ниже критического. Это можно обнаружить по наличию следов подтекания масла из трансмиссии, а профилактически следует заменять масло в автомобиле любой модификации каждые 10 000 км. Также необходимо проверить состояние муфт на предмет изношенности синхронизаторов и при необходимости их заменить.

Изношенность шестерни с синхронизатором

Вот так выглядит изношенная шестерня с синхронизатором

Если же переключение передач осуществляется с затруднениями, здесь возможно ослабление крепления троса привода или его повреждение, не полностью выключенное сцепление, а также повреждение или сильный износ штока переключения скоростей.

Для лучшего переключения скоростей в МКПП следует в первую очередь проверить полноту отключения сцепления, проверить уровень масла и его качество (при непригодности для дальнейшего использования заменить на новое), а также проверить, не заедают ли шестерни и произвести тщательный осмотр на предмет наличия повреждений в системе рычагов переключения передач.

Проверка уровня масла

Не забываем проверять уровень масла

Рычаг переключения передач с трудом меняет положение, приходится прилагать определенные усилия для переключения скоростей. Причина здесь в первую очередь в недостаточном уровне масла в трансмиссии, ведь именно оно во многом отвечает за плавность всех движений, связанных с трансмиссией.

Для устранения этой неисправности следует проверить уровень масла в трансмиссии, а в случае необходимости его долить до установленного уровня.

Читайте также:  Снятие поддона двигателя 21213

В случае, когда передачи самопроизвольно переключаются, возможно, произошло уменьшение прочности резьбового соединения в креплении самой коробки, заел трос привода, либо излишне увеличился износ шестерен, достигла предела изношенность муфт синхронизаторов, а также шлицевых соединений, штока или вилки переключения передач.

привод переключения передач

Селектор передач с тросовым приводом

Для устранения этой неисправности необходимо почистить от загрязнений расстояние между корпусом двигателя и расположенным здесь же рычагом сцепления, внимательно осмотреть резьбовые соединения трансмиссии, при необходимости их подтянуть, а также при излишнем износе синхронизаторов либо шлицевых соединений произвести их полную замену.

Когда в механизме коробки переключения начинает подтекать масло, это видно даже невооруженным глазом. Причиной подтекания может стать недостаточность соединения самой трансмиссии либо изношенность сальников. Сальники при необходимости требуется заменить, резьбовые соединения же проверить и подтянуть.

потёки масла

Перечисленные выше рекомендации по устранению неисправностей как самой коробки передач, так и механизма трансмиссии не исключают, а скорее обязывают владельца показать свой автомобиль специалисту и провести необходимые ремонтные работы в условиях автомастерской.

Неисправности любой из систем или отдельных узлов могут возникнуть в любой машине. Однако для предотвращения их появления следует соблюдать простые, но достаточно эффективные правила, касающиеся эксплуатации автомобиля. Их простота не означает неэффективность, ведь и здесь применимо правило, что любое заболевание легче и быстрее предотвратить, чем потом лечить.

По поводу автомобиля можно сказать, что легче, а также проще произвести профилактический осмотр, чем потом – дорогой ремонт.

Итак, приведем основные советы по предотвращению появления основных неисправностей автомобиля.

Рекомендации по сохранению здоровья механической трансмиссии

Как для начинающих автовладельцев, так и для имеющих солидный стаж езды, перечисленные ниже правила помогут как можно дольше избежать серьезных поломок механической коробки и быть уверенным к надежности своего автомобиля.

Заботясь о состоянии своего автомобиля, вы всегда будете с удовольствием совершать поездки, не беспокоясь о неожиданных неприятностях и будучи уверенными в своей безопасности и безопасности своих близких.

Источник

Неисправности механической коробки передач (МКПП), причины и их устранение

Механическая коробка в разборе

Механическая коробка передач (МКПП) по праву считается одним из самых нагруженных агрегатов – она всегда работает в трудных условиях, что существенно повышает вероятность неисправностей. Как отыскать и исправить поломки «механики», основные неисправности МКПП, какие ремонтные работы допустимо проводить самостоятельно, правила эксплуатации и обслуживания трансмиссии – об этом пойдет и речь.

Устройство механической трансмиссии и причины ее популярности

Одним из главных недостатков любого двигателя, будь то бензиновый или дизельный, является достаточно узкий диапазон оборотов коленвала. Данный факт приводит к снижению КПД, поскольку соотношения вырабатываемой мощности и крутящего момента у силового агрегата не прямо пропорциональны, т.е. не достигают оптимального показателя. Именно для того, чтобы эффективно регулировать мощность, момент и обороты, и нужна «механика», выполняющая роль редуктора. Принципиальная схема МКПП предполагает наличие следующих деталей:

машинавалов с «нанизанными» на них шестернями;

машинашариковых и роликовых подшипников в количестве 4-12 штук – большее количество применяется очень редко;

машинарычага переключения скоростей с механическим узлом;

машинасинхронизаторов;

машинакартера, в котором находится трансмиссионное масло;

машинасальниковых уплотнений.

Механический тип трансмиссии по популярности и степени применимости сегодня уступает автоматическому типу, однако он по-прежнему востребован при проектировании грузового и легкового транспорта. Это объясняется рядом достоинств агрегата, первая из которых – низкая стоимость, почти в 2 раза меньше по сравнению с ценой на стандартные виды АКПП, не говоря уже о сверхдорогих роботизированных КПП. Во-вторых, адаптированность МКПП к высоким температурам и крутящим моментам делает ее более надежной, да и в целом элементы «механики» отличаются повышенной прочностью. Если добавить сюда относительную дешевизну запчастей и расходных материалов, простоту ТО и ремонта в сочетании со способностью экономить топливо, то становится понятным, почему механическая трансмиссия до сих пор не оказалась на «свалке истории».

Также нельзя забывать о том, что принципиальных отличий у разных конфигураций «механики» нет. Однако именно это и приводит к появлению ряда типичных, схожих неисправностей МКПП вне зависимости от вида транспортных средств.

Читайте также:  Резонатор двухтактного двигателя рассчитать

Признаки основных проблем с МКПП и их причины

Причины и признаки неисправностей механической коробки передач

Данное руководство применимо исключительно для самой коробки переключения скоростей, способной стать источником проблем. То есть неисправности МКПП и способы их устранения могут исходить из сцепления или иных систем автомобиля. Соответственно, основными симптомами поломки или изношенности «механики» являются:

Первым в списке низкий уровень смазывающего материала занял свою позицию неслучайно, так как именно данная проблема обычно приводит к гудению внутреннего блока и шестерен трансмиссии. И даже если трансмиссионного масла в достатке, а «механика» все равно непривычно шумит, это может быть вызвано загрязнением расходника мелкими абразивными частицами или более крупной металлической стружкой. Причем довольно часто именно проблемы с маслом становятся причиной помех, негативно влияющих на работоспособность как некоторых, так и всех передач.

Также признаки неисправности МКПП могут проявляться в шуме на определенной скорости, что довольно часто вызвано изношенностью или дефектностью шестерен либо синхронизаторов. Разумеется, не исключены проблемы с подшипниками – особенно ведущего вала – и смещение передач.

Что касается источников проблем вне трансмиссии, способных провоцировать посторонние шумы, то это может быть сам двигатель, опоры КПП, корпус дифференциала или соединение ведущего моста. Однако в любом случае искать источник проблем вначале следует в самой «механике», а для этого ее в обязательном порядке придется снять и разобрать.

Как снимать и что проверять в трансмиссии

В автосервисе снимают механическую коробку

Проблема диагностики МКПП без заезда в автосервис состоит в том, что без демонтажа и разборки агрегата обойтись невозможно. Ведь основная масса проблем с коробкой возникает из-за банального износа компонентов, а выявить дефектную деталь, а уж тем более заменить ее, без разбора никак не получится. Единственным отступлением от данного постулата считается неисправность привода переключения скоростей, ибо найти в нем неисправность и поставить новые рычаги, шарниры, тяги, тросы и пр. можно и после визуального осмотра с последующим безразборным ремонтом.

Впрочем, стандартный порядок снятия «механики» в данном случае несколько облегчает труд автовладельца вне зависимости от марки и модели машины. Алгоритм демонтажа трансмиссии таков:

гаечный ключвывешивание либо поддомкрачивание «передка» автомобиля и КПП для предотвращения повреждения агрегата при его отсоединении от мотора;

гаечный ключотсоединение от коробки всех проводов и других деталей, мешающих ее снятию;

гаечный ключслив трансмиссионного масла из картера;

гаечный ключотсоединение кардана, если речь идет о машине с задним приводом; переднеприводные версии требуют демонтажа колес, отсоединения ШРУСов и отдельных деталей подвески;

гаечный ключвыкручивание болтов, соединяющих трансмиссию с двигателем, с последующим демонтажем крепления опорных подушек МКПП.

Финальные этапы – непосредственно снятие коробки, ее разборка и поиск источников проблем. Чтобы выявить неисправности МКПП, требуется тщательнейшая инспекция буквально всей «начинки» трансмиссии – проверка герметичности сальников, состояния подшипников, синхронизаторов, шлицов валов, шестерен и т. д. Причем после замены изношенных или дефектных деталей и установки коробки на место, она обязательно должна быть заполнена трансмиссионным маслом, указанным производителем транспортного средства.

Разумеется, владелец машины, не чувствующий уверенности в своих силах и навыках, обычно за ремонтом «механики» обращается в автосервис – и там действительно максимально устраняются неисправности механической коробки передач. То же самое правило касается случаев, когда машина все еще находится на гарантии, ибо самостоятельное вмешательство чревато лишением страховки.

Список неисправностей

палец вправо1. Затрудненность включения передачи, хруст. Такие симптомы однозначно свидетельствуют о проблеме с синхронизатором. И все же, прежде чем демонтировать МКПП, желательно проверить сцепление наряду с механизмом выбора ступеней – может быть излишним люфт в кулисе рычага, заедать трос, неправильная регулировка и т. д. Также бывает, что «ведет» сцепление, т. е. оно выключается не полностью, что и становится причиной хруста-скрежета. Ездить с такой поломкой недопустимо, так как она провоцирует быструю поломку синхронизаторов.

Практически стопроцентным признаком проблем с данными деталями является затрудненность «втыкания» 2 либо 3 скоростей. Такая проблема сигнализирует о том, что шестерни включаемой передачи вращаются со скоростью, не совпадающей со скоростью выходного вала. Кроме того, возможен физический износ фрикционной части, приводящий к жесткому зацеплению других деталей коробки. Поэтому во время дефектовки особое внимание следует обращать на целостность муфт включения скоростей с вилками, а также шестерен.

Читайте также:  Почему стучат клапана двигателя

палец вправо2. Шум на нейтральной передаче и вой на скорости, который может возникать из-за нехватки масла в картере коробки. Объясняется это тепловым расширением деталей, которые вдобавок трутся друг о друга насухую. Однако если наблюдается незначительный шум на нейтрали при эксплуатации автомобиля с большим пробегом, пугаться не стоит – достаточно лишь слить старое масло и залить новое. И все-таки нельзя не упомянуть о том, что на некоторых автомобилях ВАЗ шум и вой на скорости вызваны низким качеством изготовления компонентов МКПП. А в отдельных случаях, утверждают специалисты, проблема возникает из-за банального конструктивного дефекта.

палец вправо3. Шум при выжиме сцепления. Скорее всего, «полетел» выжимной подшипник или выработались зубья шестерен. Также способны износиться подшипники любого из валов – их эксплуатационный период может снижаться из-за высокого крутящего момента, масляного «голодания» и повышенных нагрузок. Все это приводит к неравномерной выработке и задирам обойм подшипников.

палец вправо4. Подтекание масла из-за износа сальников, нарушения герметичности пыльника внутреннего ШРУСа или ослабления крепления болта контрольного отверстия. Кроме того, течь может быть вызвана неплотным прижатием поддона трансмиссии.

При вытекании смазывающей жидкости следует обязательно проверить сапун КПП – его забитость продуктами износа вызывает повышение давления масла, что приводит к выдавливанию сальников и самой течи. Кстати, доливать масло в коробку тоже допустимо через сапун, а если доступ к нему ограничен, то провести процедуру с помощью специального шприца можно и через контрольное отверстие.

Продление сроков эксплуатации МКПП

Замена масла в механической коробке

Механическая трансмиссия достаточно объективно является более надежной, чем коробка-автомат. Однако это не отменяет соблюдения правил эксплуатации агрегата, позволяющего продлить ему «жизнь» при обеспечении действительно бесперебойной работы на протяжении всего срока эксплуатации. Для этого достаточно лишь соблюдать несколько нехитрых правил.

галочка1. Своевременность технического обслуживания. Оно должно проводиться 2 раза в год либо после каждых 12-15 тыс.км пробега. В основном ТО заключается в доливе масла до требуемого уровня, причем частота данного действия зависит от многих факторов – условий и интенсивности эксплуатации коробки, стиля вождения и т. д. Одним словом, чем чаще проводится проверка уровня смазки в поддоне – тем лучше для машины.

галочка2. Качество расходных материалов и запчастей. Поскольку признаки неисправности механической коробки передач при надлежащем уходе за ней проявляют себя не так уж часто, ремонт трансмиссии проводится редко. Поэтому экономить на оригинальных комплектующих – подшипниках, шестернях, сальниках и пр. – и расходных жидкостях крайне не рекомендуется. Уже хотя бы потому, что диагностические и ремонтные работы в отношении МКПП весьма трудоемки и дорогостоящи.

галочка3. Соблюдение интервалов замены масла. Полностью менять трансмиссионную смазку следует через каждые 3 года, и никак не реже. Также сигнализатором, что необходимо залить новую порцию масла, является пробег автомобиля, который не должен превышать 40-50 тыс. км. И только для отдельных иномарок интервал может быть несколько увеличен, что должно быть прописано в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

галочка4. Стиль вождения. Нетребовательность МКПП в уходе и обслуживании отнюдь не означает, что езда на запредельных оборотах мотора или часто встречающаяся практика резких торможений добавляет ей «здоровья». Все совсем наоборот: крошатся шестерни, быстро выходят из строя синхронизаторы, «выгорает» масло, вдобавок еще теряет свои свойства из-за попадания в него продуктов износа…

Также существенно страдает и двигатель, стоимость которого при покупке у официальных дилеров способна превосходить рыночную стоимость самой машины на ходу. Соответственно, для «механики» крайне рекомендовано плавное переключение передач в соответствии со скоростью движения – только так можно уменьшить нагрузку на агрегат и предотвратить его преждевременный износ.

Источник