Неисправности дизельного двигателя 4м41

Двигатель Mitsubishi 4M41. Неплохо, но не идеально

С 1999-го года японский внедорожник Mitsubishi Pajero стали оснащать турбированным дизелем 4M41 с объемом 3,2 литра, ставший развитием схожего по конструкции 2,8-литрового 4M40, который мы уже разобрали, и имеющий более скромный объем.

Особенностями 16-клапанного агрегата выступает ГБЦ из алюминия, цепь ГРМ с роликами и отсутствие гидрокомпенсаторов. Серийное производства агрегата было организовано только в исполнении с непосредственным впрыском и турбиной. Первоначально двигатель имел ТНВД Zexel VRZ, замененный после модернизации в 2006-м году топливной аппаратурой Common Rail, созданной специалистами Denso.

Подробный процесс разборки мотора 4M41, демонтированного с Mitsubishi Pajero 2000-го года выпуска, смотрите в видео на YouTube-канале «Автостронг-М».

Приобрести двигатель для автомобилей Mitsubishi не составит труда, заглянув в каталог контрактных моторов нашего онлайн-магазина.

Шкив коленвала

Шкив демпферный, поэтому не удивительно, что со временем резиновая обойма начинает рассыхаться и приходить в негодность. Это в свою очередь ведет к перекосу и появлению посторонних трущихся шумов. При обрыве демпфера шкив, а точнее только его внешняя часть, останавливается. Все это сопровождается металлическим скрежетом и прекращением подачи момента на присоединенное навесное оборудование.

Ремень генератора

Работа генератора и помпы осуществляется от поликлиновых ремней. Отдельный ремень идет на компрессор, отвечающий за работу кондиционера. Натяжители у всех механические, поэтому их рекомендуется периодически проверять и подтягивать при возникновении такой потребности. Особенно обратить внимание на ремни стоит при появлении характерного свиста. При его сохранении после выполнения работ останется только приобрести новые ремни.

Срок службы помпы составляет около 100 тысяч километров, а ее проверка необходима в первую очередь на предмет появления люфтов. Выявить его можно по легкому шуршанию в процессе работы двигателя.

Дроссель

Заслонка дросселя на моторах 4M41 располагается во впуске, и управляется электроникой. При выключении зажигания заслонка плотно закрывается, обеспечивая меньшую нагрузку на силовой агрегат за счет плавности его остановки. Кроме того, при работе на холостых ходах в систему попадает меньше воздуха, снижая общую шумность работы мотора и оптимизацию качества формируемой топливно-воздушной смеси.

В целом работа заслонки отличается надежностью, а ее подключение к ЭБУ позволяет оперативно узнать о неисправностях сразу после их возникновения. Те немногие проблемы, встречающиеся в работе дросселя японского двигателя, связаны с потерей подвижности.

Турбокомпрессор MHI

В сочетании с ТНВД устанавливается высокоэффективный компрессор MHI TF035HL, обладающий очень высоким уровнем надежности. Практика показывает, что он способен отработать без каких-либо проблем до 250 тысяч километров и даже больше.

Протечки у масляного фильтра

Одной из распространенных проблем рассматриваемого двигателя является появление подтекания масла по теплообменнику. Выдавливает его из системы в точке соединения масляного фильтра с удерживающим его кронштейном. При отсутствии должного внимания к проблеме, из системы может быть выдавлена почти вся смазка, и неминуемо станет причиной перегрева силового двигателя и его выхода из строя.

Для ликвидации течи требуется провести смену уплотнителей на кронштейне, всего их три. Продают их комплектом (MH035094).

Клапан EGR

Со временем система впуска склонна к засорению продуктами сгорания, что ведет к постепенному снижению сечения впускного коллектора и сокращению объема подаваемого воздуха. В первую очередь его дефицит негативно сказывается на тяге двигателя, особенно при попытках агрессивного ускорения.

В случае падения тяги при отсутствии каких-либо видимых причин для этого, целесообразна в первую очередь прочистка впуска или замена коллектора на новый элемент.

В редких случаях встречается ситуация с появлением на поверхности теплообменника трещин, через которые внутрь системы просачивается антифриз. В дальнейшем после сгорания в двигателе он становится причиной появления видимого парения из выхлопной системы.

В магазине «АвтроСтронг-М» вам всегда доступны клапан EGR для двигателя Mitsubishi и радиатор системы EGR. Интересующие образцы доступны в каталоге контрактных моторов.

Цепь ГРМ

Для японского двигателя характерно наличие комбинированного привода. Цепь однорядная, вращающая оба вала. Для работы балансирных валов и ТНВД момент передается косозубыми шестернями.

В среднем проблемы с ГРМ могут начаться после 200 тысяч пройденных километров. При относительно высокой степени износа цепи она начинает работать с характерным грохотом и увеличенными вибрациями. Дополнительные нагрузки бьют по верхнему успокоителю, который начинает быстро разрушаться. Не исключено и повреждение малого «башмака» с появлением металлических сколов каркаса. Попадая между вращающимися шестернями, не исключен риск повреждения последних.

Читайте также:  Плохой пуск инжекторного двигателя

Одной из особенностей цепи мотора 4M41 является возможность работы без каких-либо отклонений от нормы вплоть до момента разрушения. Если шума в работе нет, определить критический износ детали практически не представляется возможным. Чаще всего разрывы цепи происходят после 250 тысяч километров, поэтому специалисты рекомендуют не рисковать и проводить замену при приближении пробега к 200 тысячам километров.

При использовании рекомендаций производителя по замене ГРМ потребуется демонтаж, но на самом деле это не обязательно. Для снятия изношенной цепи необходимо просто разомкнуть один из пальцев, в то время как новые цепи изначально продаются в разомкнутом состоянии, поэтому набросить ее на распределительные валы не составит никакой проблемы.

Как и в большинстве других двигателей, разрыв цепи во время работы силового агрегата приводит к повреждению клапанов и поршней, что ведет к необходимости проведения дорогостоящего ремонта. В некоторых случаях повреждения получают даже распредвалы, чьи бугели просто отрывает силой удара.

ТНВД Zexel

Для первых двигателей, выпускавшихся до 2006-го года, одним из наиболее проблемных мест являлся ТНВД, не удивительно, что на обновленном двигателе его заменили на систему Common Rail. Вместе с этим необходимо признать, что причиной преждевременного выхода из строя насоса является в основном не очень высокое качество топлива на российских заправках.

Зачастую проблемы ТНВД приводят к высвечиванию ошибок Check engine. При наличии кода ошибки 25 можно говорить о проблемах с насосом и необходимости проведения ремонтных работ. Чем быстрее он будет выполнен, тем меньше окажется итоговая сумма затрат автовладельца.

Среди визуальных проблем с ТНВД необходимо выделить длительный период пуска мотора и появление выхлопов сизого цвета. Кроме того, в движении автомобиль теряет в «резвости» и сталкивается с периодическими провалами мощности. Последнее характерно для ситуаций, когда засоряется и ломается автомат опережения впрыска. По статистике именно он принимает на себя большую часть посторонних частиц, содержащихся в топливе.

Муфта автомата зачастую приходит в неисправное состояние в случаях, когда в насос поступает недостаточный объем солярки. Связано это может быть с излишне густым топливом в зимние морозы или повышенным содержанием воздуха в подаваемой топливной смеси. Определить недостаточную подачу топлива в ТНВД можно по заметному стуку, производимому поршнем при работе «в пустоту». Одновременно выхлопы приобретают светло-сизый оттенок.

При длительной работе в таком режиме на внутренних стенках поршня появятся задиры, практически гарантировано разрушение штока датчика опережения впрыска и другие проблемы. Стоимость ремонт ТНВД от компании Zexel оказывается довольно серьезной, а в отдельных случаях его придется заменить на новый (б/у).

Предельная работоспособность топливного насоса составляет не больше 200 тысяч километров. К этому времени значительного износа достигает вал и дозирующие кольца. Это негативно сказывается на производительности насоса, ведет к проблемной работе двигателя на нейтральной передаче, способствует плохой заводке на горячую, самопроизвольному выключению и недостаточной тяге. Временно исправить проблему, например, чтобы доехать до сервиса, можно простым охлаждением ТНВД, например, просто полить его холодной водой. Стоит отметить, что современные технологии позволяют выполнять ремонт различных элементов топливного насоса.

Топливные форсунки

Используемые форсунки механические, предусматривающие за каждый рабочий цикл наличие двух впрысков, совершаемых при давлении в 180 и 240 бар соответственно. Их надежность очень хорошая, а в продаже не составит проблем найти распылители в случае возникновения необходимости в их замене.

Тепловые зазоры

Конструктивно двигатель 4M41 не предполагает наличия гидрокомпенсаторов, а проверять тепловые зазоры рекомендуется после пробега в 15 тысяч километров. Для выпуска их величина составляет 0,15мм, а для системы впуска 0,1мм. Процесс регулировки не отличается трудоемкостью, и может быть произведен при наличии минимального набора инструментов (гаечный ключ + плоская отвертка).

Одной из проблем, пусть и не распространенных для ГБЦ двигателя, является появление на ней трещин. В этом случае начинает уходить охлаждающая жидкость, а выхлопы сопровождаются наличием пара. Устранить трещину представляется возможным, поэтому единственным возможным способом решения проблемы является установка новой головки.

Трещины могут стать и причиной возникновения жора масла с выделением характерных сизых выхлопов. Изначально никто не думает о возможности влияния данной проблемы на расход масла, поэтому до проверки ГБЦ в большинстве случаев добираются только после того, когда все остальные возможные неисправности уже перепроверены.

Изредка возможно столкновением с пробитием прокладки, после чего в цилиндры возможно проникновение охлаждающей жидкости.

Со временем возможна изношенность направляющих втулок клапанов. Последние в этом случае приобретают люфт. Направляющие в случае выявления подобной неисправности потребуется заменить на новые.

Балансирные валы

Значительная часть дизельных двигателей компании Mitsubishi предусматривает наличие балансирных валов. Не исключением является и мотор 4M41. Привод правого вала обеспечивается шестерней масляного насоса, присоединяясь к ней через отверстие в корпусе. В целом никаких проблем владельцам японских внедорожников балансирные валы не приносят, но при капиталке моторов с большим пробегом целесообразно проведение проверки на образование люфта. Ликвидировать его можно за счет смены вкладышей, приобретаемых отдельно.

Читайте также:  Ревитализанты для коробок передач

Для того, чтобы подобрать конкретные детали с конкретных автомобилей Mitsubishi, имеющихся в наличии на европейских разборках, вы можете перейти по ссылкам здесь.

Источник

Проблемы и надёжность двигателя 3.2 Di-D (4M41) для Mitsubishi Pajero 3

Двигатель Mitsubishi 4M41 – это 3,2-литровый турбодизель, появившийся в 1999 году. Он был создан на основе 2,8-литрового 4М40, который мы уже разобрали.

У этого двигателя алюминиевая ГБЦ с двумя распредвалами, приводящими 16 клапанов, но гидрокомпенсаторов в их приводе нет. Привод ГРМ комбинированный – с шестернями и однорядной роликовой цепью.

3,2-литровый турбодизель выпускался только в турбированном варианте и имел непосредственный впрыск топлива. До 2006 года мотор оснащался впрыском с распределительным ТНВД Zexel VRZ. В таком исполнении этот двигатель устанавливали только на Mitsubishi Pajero 3. На Pajero 4-го поколения дебютировал мотор 4М41 c новой ГБЦ, в которую были помещены форсунки системы Common Rail от компании Denso.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 4M41, снятого с Mitsubishi Pajero 3 2000 года выпуска.

Шкив коленвала

Шкив коленвала двигателя 4M41 является демпферным, т.е. оснащен резиновой обоймой, гасящей колебания. Резиновый демпфер не вечный – он лопается, трескается. При этом сначала внешняя обойма шкива перекашивается, что приводит к появлению постороннего звука трения ремней навесного оборудования. Далее демпфер целиком обрывается, что приводит к остановке внешней части шкива. При этом слышен отчетливый скрежет или скрип, а привод навесного оборудования (генератора, помпы и компрессора кондиционера) не осуществляется.

Ремень генератора и помпа

Генератор и помпу системы охлаждения на двигателе 4М41 приводят сразу два поликлиновых ремня. Еще один ремень приводит компрессор кондиционера. Все ремни имеют неавтоматический механический натяжитель, поэтому периодически ремни нуждаются в регулировке их натяжения. На необходимость регулировки в первую очередь указывает свист ремней. Если и после подтяжки скрип возобновляется, то придется менять ремни. Каждый раз необходимо проверять шкив коленвала на предмет биения, а помпу – на предмет люфта. Оригинальная помпа служит около 100 000 км, при возникновении люфта она поскрипывает и шуршит.

«Дроссельная заслонка»

С июня 2000 года на двигателях 4М41 под Евро-3 используется электронная «дроссельная» заслонка, установленная во впускном тракте перед коллектором. Эта заслонка служит для мягкой и надёжной остановки двигателя – она закрывается в момент выключения зажигания. Также она ограничивает всасывание воздуха на холостом ходу, чтобы снизить шумность работы двигателя и создать лучшие условиях для смешивания воздуха с отработавшими газами.

Данная заслонка обычно проблем не создаёт. Она имеет обратную связь, поэтому ЭБУ сразу сигнализирует о любых неполадках, вызванных, как правило, нарушением ее подвижности.

Турбокомпрессор MHI

На двигателях 4M41 с распределительным ТНВД используется очень живучий турбокомпрессор MHI TF035HL с перепускной заслонкой. Ресурс этой детали – 250 000 км и более. Турбокомпрессор вызывает минимум жалоб.

Течь масла по кронштейну масляного фильтра

Бывают случаи возникновения течи масла по кронштейну масляного фильтра и теплообменнику. Масло давит оттуда во время работы двигателя. Если владелец вовремя не заметит вытекания в этом месте, то двигатель может выдавить почти весь объем масла, что приведёт к печальным последствиям для всех пар трения.

Для устранения течи нужно заменить три уплотнительных кольца на кронштейне фильтра, которые продаются единым комплектом (MH035094).

Клапан EGR

Масляные пары и сажа, поступающая во впуск, оседают на внутренней поверхности впускного трубопровода, значительно уменьшая его сечение. Это значит, что со временем двигатель 4М41 будет задыхаться, получая меньше воздуха. Естественно, при этом значительно снижается при попытках ускориться на полном газу. Одним словом, если этот турбодизель стал плохо тянуть на высокой скорости работы, настала пора снять и тщательно почистить впускной коллектор.

Кроме того, известны редкие случаи появления трещин в теплообменнике EGR, из-за чего на впуск попадает антифриз. При этом двигатель парит из выхлопной трубы.

Цепь ГРМ

Привод ГРМ двигателя 4М41 комбинированный. Однорядная цепь приводит оба распредвала от звезды на оси промежуточной шестерни. Косозубые шестерни приводят ТНВД, маслонасос и балансирные валы.
3,2-литровый турбодизель Mitsubishi не славится ресурсом цепи ГРМ. На практике, цепь ГРМ служит порядка 200 000 км, а затем потихоньку начинает шуметь и греметь. Из-за вибраций цепи между звёздами распредвалов может разрушиться верхний успокоитель, а также малый «башмак», расположенный под направляющей, в которую давит гидронатяжитель. Он может отломаться с кусочком металлического каркаса, который может повредить шестерни при попадании между их зубъями.

Если владелец не замечает посторонний звон, который можно услышать на холостом ходу. Кроме шума двигатель никак не намекает на то, что нужно отправляться на замену цепи ГРМ. Все параметры работы мотора будут в норме вплоть до обрыва цепи. Обрывы случаются на рубеже 250 000 км. Поэтому цепь ГРМ двигателя 4M41 следует менять каждые 200 000 км или даже раньше.

Читайте также:  Низкочастотный гул из двигателя

Оригинальная инструкция по замене цепи ГРМ на этом двигателе подразумевает снятие ГБЦ, т.к. иначе не получается сбросить цепь с распредвалов. Однако есть хорошее и более простое решение – размыкание старой цепи с выпрессовыванием одного из пальцев. Новые цепи поставляются разомкнутыми. Таким образом, новую цепь можно установить, не снимая ГБЦ.

При обрыве цепи ГРМ на двигателе Mitsubishi 3,2 Di-D поршни ударяют по клапанам, что влечёт за собой серьезный ремонт. Загнутся не только клапаны, но и могут оторваться бугеля распредвалов.

ТНВД Zexel

Радиально-плунжерный ТНВД Zexel VRZ c электронным управлением считается самым слабым местом ранних двигателей 4М41, которые еще не были оснащены впрыском типа Common Rail от Denso. Этот насос высокого давления становится жертвой некачественной и плохо очищенной солярки, в результате нередко в нём изнашиваются практически все детали.

Mitsubishi 4M41 11

Во многих случаях неисправность ТНВД Zexel сопровождается появлением индикатора check engine. Если в памяти неисправностей появилась ошибка с кодом «25» (неисправность датчика опережения), то нужно отправить ТНВД на ремонт. И чем раньше владелец это сделает, тем дешевле обойдется реставрация ТНВД.

Однако и без очевидных кодов неисправностей мотор будет долго запускаться, затем будет дымить сизым дымом. Вдобавок значительно ухудшится разгонная динамика, появятся провалы мощности.

Такие симптомы появляются при выходе из строя автомата опережения впрыска – этот узел буквально впитывает в себя все примеси, содержащиеся в топливе, и продукты износа пар трения ТНВД.

К тому автомат опережения впрыска, в частности его муфта, быстро выходит из строя при проблемах с подачей топлива в сам ТНВД. Проблемы могут быть вызваны как завоздушиванием топливной системы, так и загустением дизтоплива в сильные морозы. Эксплуатация ТНВД Zexel при нарушении подачи топлива приводит к появлению частого стука в его корпусе – это в отсутствие топлива стучит поршень опережения. При этом из выхлопной трубы валит светло-синий дым.

Если продолжить эксплуатацию «голодающего» ТНВД, то поршень может развалиться, обязательно появятся задиры на его втулках, поломается шток датчика опережения впрыска и к тому же может обломаться штифт на шайбе муфты опережения впрыска. После этого насос перестаёт выполнять свои функции. Далее следует недешёвый ремонт или установка б/у ТНВД.

К пробегу в 200 000 км в ТНВД Zexel наступал критический износ вала и дозирующего кольца, в результате снижалась производительность насоса. При этом двигатель начинает неровно работать на холостом ходу, в жару будет плохо заводиться, плохо тянуть и глохнуть на ходу. Но если охладить ТНВД, полив его водой, мотор на время будет работать хорошо. На сегодняшний день ротор, его втулки и дозирующее кольцо поддаются ремонту.

Топливные форсунки

Топливные форсунки двигателя 4M41 чисто механические, но способны производить два впрыска топлива за цикл. Для этого в их конструкции предусмотрены две пружины, благодаря которым первый впрыск топлива происходит при давлении 180 бар, а второй при 240 бар.

Эти форсунки обладают большим ресурсом, распылители к ним есть в продаже.

Регулировка тепловых зазоров

В приводе клапанов двигателя 4M41 отсутствуют гидрокомпенсаторы, этот двигатель нуждается в проверке тепловых зазоров клапанов каждые 15 000 км. Тепловые зазоры регулируются при помощи отвертки и гаечного ключа. Зазоры впускных клапанов – 0,1 мм, а выпускных – 0,15 мм.

Трещины в ГБЦ

Редко на двигателях 4M41 появляется трещина в ГБЦ, о чём, как правило, говорит появление пара из выхлопной трубы и сопутствующее снижение уровня охлаждающей жидкости. К сожалению, в этом случае ГБЦ придётся менять. Шансы хорошо и надолго заварить образовавшуюся трещину очень малы.

Из-за трещин в ГБЦ, захватывающих масляные каналы, в этом моторе может появиться повышенный расход масла и повышенное дымление сизого цвета. Вина трещин в случае жора масла всегда неочевидна, поэтому до снятия и проверки ГБЦ владельцы успевают перепроверить множество других версий, включая замену маслосъемных колпачков.

Также известны редкие случаи пробивания прокладки ГБЦ (MD03020S), из-за чего антифриз также попадает в один или несколько цилиндров.

Кроме того, иногда голову мотора 4М41 приходится поднимать для замены направляющих втулок клапанов – из-за их износа клапаны сильно люфтят.

Балансирные валы

Двигатель 4М41, как и многие другие турбодизели Mitsubishi, оснащён парой балансирных валов. Правый балансир входит в корпус масляного насоса и приводится через его шестерню. На практике, балансирные валы 3,2-литрового турбодизеля Mitsubishi никаких проблем не создают. Однако при капремонте мотора с огромным пробегом обращают внимание на люфт балансиров. Этот люфт можно устранить заменой вкладышей балансиров, которые продаются как отдельная деталь.

Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Mitsubishi заказать с них автозапчасти.

Источник