Неисправности дизельных двигателей тракторов

Содержание
  1. Спецтехника
  2. Отказы в двигателях тракторов
  3. Отказы в двигателях тракторов — признаки, причины, ремонт.
  4. Отказы в двигателях тракторов: выброс картерного масла.
  5. Отказы в двигателях тракторов: повышенный расход масла.
  6. Появление масла в топливе и воде.
  7. Двигатель у трактора идёт «вразнос».
  8. Отказы в двигателях тракторов из-за затрудненного ввода шестерни механизма включения редуктора в зацепление с венцом маховика.
  9. Отказы в двигателях тракторов из-за воды в цилиндре.
  10. Отказы в двигателях тракторов из-за отсутствия подачи масла на клапанный механизм.
  11. Появление стука в двигателе трактора или комбайна.
  12. Подсос воздуха в системе питания двигателя у трактора.
  13. Отказ топливной аппаратуры, турбокомпрессора, воздухоочистителя у трактора.
  14. Опасность подтекания топлива и масла в тракторе.
  15. Правила эксплуатации для безотказной работы трактора.

Спецтехника

Техническое состояние двигателя изменяется в процессе его эксплуатации. Состояние, когда при выполнении заданных функций значения установленных нормативно-технической документацией параметров нарушаются называют отказом.

    Параметрами и качественными признаками нормального функционирования дизеля являются следующие факторы:

В случае отклонения какого-либо из перечисленных параметров от допускаемых пределов или появления какого-нибудь из упомянутых признаков нарушения нормальной работы дизеля нужно выявить причину отказа или неисправности и устранить ее.

Если в процессе контроля технического состояния или в результате поиска причины отказа установлено, что двигатель по какому-либо критерию достиг предельного состояния — его направляют на капитальный ремонт.

    Общие указания по разборке и сборке:

Плотность прилегания головки к блоку может нарушиться вследствие недостаточного затягивания гаек крепления головки, трещин деталей, несоответствия выступания торцов гильз цилиндров относительно плоскости блока, коробление нижней плоскости головки цилиндров.

    При необходимости замены прокладки между головкой и блоком цилиндров поступают следующим образом (рассмотрим на примере Д-245):

Для равномерного прижатия головки к блоку цилиндров гайки шпилек крепления нужно затягивать динамометрическим ключом в определенной последовательности (рис. 1).

Рис. 1. Схемы последовательности затягивания гаек крепления головок блоков цилиндров дизелей:
а — Д-240 и Д-245; б — Д-65

Момент затяжки должен быть 150…180 Н·м. При падений мощности, интенсивном дымлении и выходе газов через сапун, трудном пуске, падении давления масла ниже 0,15 МПа, появлении стуков (предположительно связанных с кривошипно-шатунньм механизмом), а также при большом выгорании моторного масла дизель следует разобрать и осмотреть (в закрытом помещении).

При разборке дизеля для ремонта нужно очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Для этого следует вынуть шплинты и вывернуть резьбовые пробки. Осматривают разобранный дизель с учетом того, какие признаки наблюдались перед разборкой. Так, если дизель сильно дымит, расходует много масла, не развивает требуемой мощности, трудно запускается, нужно проверить, в первую очередь, состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней и цилиндров.

Поршневые компрессионные кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 5 мм или если зазор по высоте между кольцом и канавкой превышает 0,5 мм. Перед заменой поршневых колец тщательно очищают от нагара канавки под кольца и маслоотводящие отверстия в поршне и промывают его дизельным топливом. Перед установкой нового поршневого кольца его нужно проверить по цилиндру и поршню. Чтобы проверить кольцо по цилиндру, его устанавливают внутрь и замеряют зазор в замке. Затем кольцо прогоняют поршнем до самого низа цилиндра, чтобы установить характер его возможной выработки. При проверке кольца по поршню его прокатывают по его канавке: при толщине кольца, большей, чем глубина канавки поршня, оно считается непригодным. Для подгонки по зазору в замке кольцо нужно осторожно зажать в тисках (с применением съемных медных, свинцовых или алюминиевых губок, чтобы не нарушить его правильной формы), и личным напильником осторожно спилить лишний металл с одной стороны. Для подгонки по высоте кольцо нужно положить на разостланный на ровном месте кусок наждачного полотна и аккуратно, с равномерным нажимом руки, круговыми движениями сточить его с одной торцевой стороны. Признаком правильной подгонки колец по высоте является их медленное перемещение в канавках без заеданий под влиянием собственного веса, если поршень на весу вращать руками в осевом направлении.

Снимать старые и надевать на поршень новые кольца лучше со специальным съемником: если его нет, можно использовать несколько узких и тонких металлических пластинок, которые осторожно, по одной заводят под каждое снимаемое (надеваемое) кольцо.

При установке колец хромированное ставят в верхнюю канавку; второе и третье конические («минутные») в канавки меткой «верх» в сторону днища поршня. Маслосъемное («двойное») кольцо с расширителем ставят так, чтобы в верхней части канавки находилось кольцо с дренажными пазами (пазами вниз), а в нижней части кольцо без дренажных пазов, прямоугольной выточкой вниз.

При установке поршня в цилиндр замки колец располагают под углом 90° одно к другому, но так, чтобы замки колец не были бы напротив отверстия под палец. Поршни ставят в те же цилиндры, в которых они работали, зеркало цилиндра перед установкой поршня смазывают моторным маслом.

О большом износе подшипников кривошипно-шатунного механизма свидетельствуют характерные звуки двигателя, а также снижение рабочего давления в системе смазки. Износ шатунных подшипников обнаруживается по глухим стукам на уровне нижней мертвой точки хода поршня; износ коренных характеризуется четкими стуками низкого тона в зоне расположения коленчатого вала.

Определяя необходимость замены вкладышей подшипников по падению давления масла следует убедиться в отсутствии других причин снижения давления (неисправность манометра, засорение фильтра масляного насоса, неисправность сливного клапана, перегрев двигателя и др.). Величину зазора нужно проверять сначала у шатунных подшипников, так как они изнашиваются значительно раньше коренных.

Величина радиального зазора между шейкой вала и вкладышем может быть определена с помощью свинцовой проволоки или калиброванной латунной пластинки щупа. Для этого у одного из шатунов расшплинтовывают и отворачивают гайки шатунных болтов и снимают крышку вместе с нижним вкладышем. Вкладыши и шейка насухо протираются. На внутреннюю поверхность вкладыша кладутся наискосок два отрезка смазанной маслом проволоки из чистого свинца длиной 70 — 80) мм и толщиной 1-1,5 мм. Затем крышка шатуна осторожно ставится на место, шатунные болты затягиваются с усилием 70 — 80 Н и коленчатый вал проворачивается на 360°. После этого нужно проверить, не ослабли ли гайки шатунных болтов, снять крышку подшипника и вынуть куски обжатой проволоки. Если после проворачивания вала гайки шатунных болтов окажутся ослабленными, их необходимо подтянуть, вновь провернуть вал на 360° и опять проверить затяжку болтов. Толщина обжатой проволоки замеряется, и, если она будет превышать определенную величину радиального зазора, вкладыши заменяются у всего комплекта шатунов (обязательно одновременно верхние и нижние). Так же с помощью свинцовой проволоки могут быть замерены зазоры и в коренных подшипниках коленчатого вала.

    При сборке коренных и шатунных подшипников категорически запрещается:

Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслопроводящие каналы в картере и коленчатом вале, а также полости шатунных шеек следует очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. Постели и наружные поверхности вкладышей следует протереть насухо, а шейки вала смазать тонким слоем моторного масла. Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков заедания, а нижние головки шатунов перемешаться вдоль шеек от усилия руки.

Ремонт трещин в блок-картере и головке цилиндров. Трещины разделывают под углом 60° на 2/3 толщины стенок и засверливают по концам, прилегающую поверхность зачищают до металлического блеска. Сварку ведут при постоянном токе обратной полярности электродами 034… 1 без местного подогрева. Диаметр электрода — 3 мм, сила тока 90… 120 А. Для обеспечения герметичности рекомендуется пропаивать сварной шов мягким припоем или пропитывать эпоксидным клеем. После ремонта проводят испытания на герметичность при давлении 0.4…0.5 МПа в течение 2 мин используя раствор, содержащий в 1 л воды 10… 15 г кальцинированной соды, 2…3 г нитрата натрия и 0,1.. 0,3 г эмульгатора ОП-7.

Неисправность может быть устранена и путем наложения заплат. Для этого используют клеевую композицию на основе эпоксидной смолы: на 100 весовых частей смолы ЭД-6 приходится 15 частей дибутилфталата и 10 частей полиэтиленполиамина.

Читайте также:  Порядок осмотра состояния двигателя

Дополнительно 50 частей графита (или 150 частей чугунного порошка и 20 частей молотой слюды).
Перед нанесением клея поверхность подготавливают так же, как перед восстановлением сваркой с дополнительным обезжириванием ацетоном или бензином.

Исправный ГРМ открывает и закрывает клапаны в точном соответствии с принятой для данного двигателя диаграммой фаз газораспределения. Нарушаются фазы газораспределения вследствие неправильной установки шестерен либо в случае изменения зазоров между бойками коромысел и стержнями клапанов.

Зубья шестерен распределения, кроме шестерен привода насоса системы смазки, должны быть установлены по меткам: зуб шестерни привода коленчатого вала, на котором нанесена метка «с», должен быть установлен между двумя зубьями промежуточной шестерни с метками «с». Техническое состояние шестерен контролируют внешним осмотром и проверкой зазора в зацеплении, который должен быть 0.2…0,5 мм. При поломке хотя бы одного зуба более чем на восьмую часть его длины — нужна замена шестерни. Зазор в зацеплении шестерен проверяют щупом или прокачиванием свинцовой пластины: пластины толщиной 0,5…1,1 мм кладут на зубья шестерни в трех равноудаленных местах и, прокручивая шестерни, прокатывают их; по толщине смятого участка определяют зазор; если он превышает 1,1 мм — нужна замена шестерен.

Уменьшение тепловых зазоров в клапанном механизме приводит к более раннему открытию и более позднему закрытию клапанов. Отсутствие зазоров приводит к частичному декомпрессированию дизеля, что сопровождается обгоранием клапанов.

    При работе дизеля вследствие износа рабочих поверхностей клапанных седел и фасок клапанов нарушается герметичность сопряжения «клапан-седло». Иногда можно устранить это притиркой клапанов, которая выполняется таким образом:

Снятые с дизеля форсунки промывают в керосине или дизельном топливе, проверяют давление впрыска с помощью устройств КИ-562 или КИ-3333, а также герметичность распылителей и качество распыливания топлива.
В процессе разборки откручивают колпак и отпускают контргайку регулировочного винта, откручивают регулировочный винт, ослабляя пружину, после чего откручивают гайку распылителя и снимают распылитель. Далее, погружают корпус и иглу распылителя на 10… 15 мин в керосин (их нельзя разукомплектовывать). Осматривают и измеряют промытые детали: те, которые имеют трещины, задиры, изломы и цвета побежалости и следы коррозии на прецизионных поверхностях корпуса и иголки меняют. Из закоксованых сопловых отверстий иголкой или струной диаметром 0,25…0,28 мм удаляют нагар и промывают их, сверлом или проволокой прочищают топливопроводные отверстия распылителя. Остатки нагара и смолистых отложений удаляют щеткой (латунь) или скребком. Игла распылителя, смоченная дизельным топливом и выдвинутая на одну треть длины из корпуса, при наклоне распылителя на 45° должна свободно опускаться под действием своей массы.
Собирают форсунки, затягивая гайки распылителей с моментом 70…80 Н·м, регулируют давление начала впрыска и проверяют герметичность распылителя и качество распыливания (при неудовлетворительных результатах — распылитель меняют). Устанавливают форсунки на дизель. После пуска нужно убедиться в отсутствии подтекания в местах крепления топливопроводов высокого давления, проверить плотность прилегания форсунок к посадочным местам головки цилиндров (просачивание газов не допускается, определяется по шипению).

Топливопроводы высокого давления ремонтируют высадкой или заменой наконечников (они повреждаются вследствие износа уплотнительного конуса). Для замены конусного наконечника конец трубки с повреждением отрезают и снимают заусеницы. Затем изготовляют новый наконечник и приваривают, его к торцу топливопровода (рис. 3).

Рис. 3. Приварка наконечника и сварка изломанного трубопровода

Центральное отверстие рассверливают сверлом диаметром 2 мм на глубину 25…30 мм. Отремонтированные трубопроводы должны пройти гидравлическое испытание при давлении 30 МПа в течение одной минуты.

Нередки случаи срыва резьбы на штуцерах, когда навертываемая гайка идет с перекосом. Для предупреждения этого необходимо последовательно, от руки навинтить накидные гайки на нажимной штуцер насоса и штуцер форсунки, а потом затянуть их ключом. При отсоединении топливопровода от форсунки ослабляют затяжку накидной гайки топливопровода и на нажимном штуцере насоса. При смятии граней гайки распылителя форсунки туго входят в отверстия головки. Поэтому перед монтажом форсунки на головку дизеля очищают место их стыка, надевают прокладку уплотнения на распылитель и прижимают к гайке. В противном случае она может сместиться относительно отверстия, в которое входит распылитель, и смяться при монтаже. Стык «форсунка — головка цилиндров» будет разгерметизирован или распылитель установлен с перекосом, что ведет к ею перегреву и заклиниванию.

Неисправности топливонодкачиваюшего насоса вызывают снижение его производительности и влияют на пуск и работу дизеля. Прежде всего затрудняется пуск. т.к. при малой частоте вращения коленчатого вала насос будет подавать меньше топлива даже при более низком давлении. В случае возрастания нагрузки и малой подачи насосом топлива — будут перебои в работе дизеля. При повышенном износе основных рабочих поверхностей насоса (поршня и цилиндра) — снижается давление в магистрали (при давлении менее 0,1 МПа дальнейшее использование насоса нецелесообразно). В таких насосах обычно наблюдается износ клапанов, поршня, отверстия под поршень, гнезд клапанов, увеличенный зазор между стержнем толкателя и втулкой.
Ремонт топливоподкачиваюших насосов производится на специальных приспособлениях.

Рис. 4. Приспособления для ремонта топливоподкачиваюцего насоса:
1 — зенкер; 2 — втулка; 3 — гнездо клапана; 4 — клапан; 5 — плита

С целью устранения неровности и следов износа уплотняющую поверхность А (рис. 4) обрабатывают торцовым зенкером 1 вручную. Для этого хвостовик вставляют в отверстие направляющей втулки 2, которую вместе с зенкером ввертывают на место пробки клапана. Затем на хвостовик надевают вороток с квадратным отверстием, которым и вращают зенкер. В случае недостаточной высоты пояска перезапрессовывают в отверстие новое гнездо клапана. Перед запрессовкой сопрягаемые поверхности гнезда и корпуса покрывают эпоксидным клеем или клеем БФ-2.

Уплотняющую торцовую поверхность клапана 4 (из поликапролактама) притирают до устранения следов износа пастой на чугунной плите 5 или мелкозернистой шлифовальной шкуркой, положенной на плиту.

Увеличенный зазор между стержнем толкателя и втулкой восстанавливают развертыванием отверстия во втулке под увеличенный ремонтный размер стержня толкателя. Изношенное отверстие под поршень обрабатывают до ремонтного размера чугунными притирами.

Поршень шлифуют на бесцентро-шлифовальном станке, хромируют, снова шлифуют и притирают по месту.
Ремонт деталей толкателя сводится к развертыванию отверстий в корпусе и ролике, и изготовлению оси увеличенного диаметра.

Неисправности ТНВД в процессе работы можно выявить лишь частично, большинство их определяют с помощью специального оборудования (в мастерской).

    Замена шланга верхнего патрубка радиатора производится в следующей последовательности:

Основные неисправности дизеля и их возможные причины обобщены в таблице.

Исправный жидкостный предпусковой подогреватель характеризуется тем, что при подаче тока на клеммы электромагнитного клапана слышится щелкание контактов, нагреваясь, контрольная спираль приобретает светло красный цвет, вентилятор включается в работу сразу после включения. Возможные неисправности электрофакельного и жидкостного подогревателей и способы их устранения приведены в таблице.

[Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]

Источник

Отказы в двигателях тракторов

Отказы в двигателях тракторов — признаки, причины, ремонт.

В этой статье мы рассмотрим отказы в двигателях тракторов и их причины, поговорим о том, как исправить поломки. Мы рассмотрим тракторы, в качестве силовой установки на которых используется дизельный двигатель.

Приходится сталкиваться с тем, что фермеры, механизаторы и руководители инженерных служб ряда хозяйств недостаточно еще знают устройство, конструкцию и эксплуатационные особенности этих дизельных двигателей.

Рассматривая случаи отказа двигателей в различных областях страны, чаще всего приходишь к выводу, что отказы в двигателях вызваны в основном нарушениями правил технической эксплуатации.

Отказы в двигателях сельскохозяйственной техники: тракторов и комбайнов. Отказы в двигателях тракторов и комбайнов.

За время эксплуатации двигателей накоплен большой опыт быстрого и точного определения причин неисправностей и способов их устранения.

К таким нарушениям относятся:

Отказы в двигателях тракторов: выброс картерного масла.

Выброс картерного масла возникает во время длительной работы на малых и холостых оборотах при низком тепловом режиме, менее 65°С.

Выводом двигателя в тепловой режим 85–95°С эта неисправность устраняется. Нарушение этих условий приводит к закоксовыванию поршневых колец, к повышенному расходу масла, к ухудшению мощностно-экономических показателей и повышенному износу деталей.

Читайте также:  Скачать тепловой расчет двигателя

Залегание (закоксовывание) газомасляных чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора со стороны выхлопной трубы также вызывает выброс масла. Причиной этой неисправности является длительная работа двигателя на малых оборотах.

Выброс масла происходит, если есть аварийный зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора эту неисправность определяют, трогая рукой гайку колеса компрессора (воздухоочиститель снят), а также по отсутствию характерного звука высокого тона, при резкой остановке двигателя.

Причиной неисправности является несвоевременная промывка масляного фильтра турбокомпрессора.

Выброс масла возможен, когда пережато проходное сечение сапуна.

В новых машинах осматривают двигатель и проверяют, есть ли деревянная заглушка в сапуне. При вынутом маслощупе хорошо просматривается выброс масла из направляющей трубки маслоизмерителя, что свидетельствует о большом давлении картерных газов. Если снять дюритовый шланг с сапуна, выброс масла прекращается.

Следует иметь в виду, что при не полном пережатии шланга утечка масла происходит только через трубку маслоизмерителя, что внешне не проявляется и вводит в заблуждение механизаторов.

Неисправность в обоих случаях можно устранить, освободив проходное сечение шланга от пережатия.

Наличие масла в воздушном ресивере возможно при раковине или выпадении масляной заглушки.

Определяют неисправность через 3-е резьбовое отверстие крепления передней части крышки ресивера со стороны автокомпрессора. Если, сняв турбокомпрессор и крышку ресивера, причину неисправности определить нельзя, то следует запустить двигатель без турбокомпрессора. Для этого надо заглушить трубку подвода масла к турбине. Выявленную раковину в полости ресивера заделывают эпоксидной смолой.

Выброс масла через картер маховика происходит при разрушении самоподжимного сальника в нем или при наличии там раковины.

Выброс масла определяют через правый боковой лючок картера маховика. Для устранения дефекта снимают двигатель с трактора. Иногда причиной выброса масла из картера маховика может быть срезанное уплотнительное кольцо редуктора при постановке в картер маховика. Метод определения — выброс масла через левый боковой лючок картера маховика, утечка масла из масляного картера редуктора. Способ устранения — замена уплотнительных колец.

Бывают случаи, когда картерное масло выходит через обратный клапан из-за залегания его штока через самоподжимной сальник предпускового насоса, через уплотнительные кольца редуктора.

Метод определения — обильная течь масла через левый боковой лючок картера маховика. Следует иметь в виду, что если поток масла не разрушает уплотнительные кольца редуктора, то он полностью заполняет полость пускового двигателя и может проявиться при слабой затяжке через уплотнение магнето. Устраняют эти дефекты, заменив обратный клапан и манжеты предпускового насоса. Демонтаж двигателя требуется только в первом случае, когда выброс масла происходит через правый боковой лючок.

Отказы в двигателях тракторов: повышенный расход масла.

При повышенном расходе масла, интенсивном выходе сизого дыма из шланга сапуна проверяют, не нарушена ли целостность прокладки головки цилиндра и не соединилась ли газовая полость с полостью масляного картера.

Выхлопные газы при выходе через сапун увлекают за собой частицы масла. Метод определения— поочередное отключение левого и правого ряда форсунок, что определит уменьшение выхода газа из шланга сапуна. Если при отключении левого ряда форсунок выход газов уменьшается, то снимают левую головку цилиндров, обратив внимание на возможные сколы поршня по наружному диаметру.

Следует знать, что при длительной работе двигателя с прорывом газов может закоксоваться зазор между направляющей шпилькой и отверстием головки цилиндров.

Съем головки при этом весьма затруднителен. Чтобы снять головку, рекомендуется приварить гайку на закоксованной шпильке и вывернуть ее из блока. При отсутствии электросварки шпильку расклепывают.

Появление масла в топливе и воде.

Отказы в двигателях тракторов происходят и из-за того, что масло попадает в систему охлаждения.

В этом случае причина одна — канал подачу масла на клапанный механизм в верхней плоскости головки цилиндров соединен с водяной рубашкой двигателя.

Во время работы двигателя масло, имеющее давление во много раз выше, чем давление воды, нагнетается в водяную рубашку. Метод определения — при снятии клапанного механизма в масляном канале хорошо видно, есть ли вода. Если она есть, необходимо заменить головку цилиндров.

Некоторые механизаторы, заметив течь воды из-под контрольного отверстия в водяном насосе, устанавливают заглушки.

Такой способ не рекомендуется, потому что может произойти соединение масляной системы с системой охлаждения. К сожалению, на двигатели с такими неисправностями составляют акты, рекламации и направляют их за сотни километров на завод.

Иногда в масле оказывается вода.

Это может быть, когда есть раковина и трещина в блоке или в головках цилиндров, а также из-за нарушений целостности прокладки головки. Определить это можно опрессовкой водяной системы, когда снят поддон.

Следует иметь в виду, что пористость или раковина могут открыться иногда только на прогретом двигателе. Тогда необходимо прогреть двигатель и в водяную рубашку радиатора подвести воздух для создания дополнительного давления.

Особо следует помнить: если вода попадает в картер во время работы двигателя, а в нерабочем положении уровень воды в радиаторе не понижается, значит, нарушена прокладка головки цилиндров компрессора.

Вода, попадая в цилиндры компрессора через зазор гильза — поршень и сливное окно кронштейна, сливается в масляный картер. Найти эту неисправность можно, открыв вентиль правого воздушного ресивера трактора. Если с воздухом выходит вода, то причина отказа — компрессор.

Отказы в двигателях тракторов вызываются попаданием топлива в масло, что бывает при подтекании форсунки, изломе коромысла и неисправности штанги. Из-за поступления увеличенной дозы дизельного топлива в цилиндры, а также при отказе топливного насоса двигатель может пойти «вразнос».

Двигатель у трактора идёт «вразнос».

Идет у трактора двигатель «вразнос» и тогда, когда — излишек дизельного масла в воздушном ресивере, поступающего с воздухом в камеру сгорания.

Надо особо иметь в виду, что избыточное топливо, поступающее по зазору между корпусом и иглой распылителя, отводится от форсунок в фильтр — кронштейн, а от четвертой форсунки поступает для промывки компрессорной части турбокомпрессора с последующим поступлением в воздушный ресивер для смазки выпускных клапанов и их седел.

При заедании распылителя часть топлива четвертой форсунки, предназначенного для поступления в камеру сгорания, направляется в воздушный ресивер, где и накапливается.

В определенный момент запас топлива подхватывается сжатым воздухом и направляется в камеру сгорания, при получении избыточной дозы топлива двигатель работает на увеличенных разносных оборотах.

Чтобы предотвратить «разнос» двигателя, необходимо в первом случае проверить работу топливного насоса в мастерской, во втором — найти причину поступления масла в ресивер, а в третьем — отрегулировать 4-ю форсунку.

Перед последующим запуском двигателя, который работал на разносных оборотах, внимательно осмотрите клапанный механизм и убедитесь в отсутствии неисправностей клапанов (рассухаривания).

Отказы в двигателях тракторов из-за затрудненного ввода шестерни механизма включения редуктора в зацепление с венцом маховика.

Отказ в работе двигателя трактора может быть вызван затрудненным вводом шестерни механизма включения редуктора в зацепление с венцом маховика. Механизаторы иногда вводят шестерню механизма включения в зацепление после запуска пускового двигателя, что категорически запрещается.

Надо помнить, что во время работы пускового двигателя имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения. Это явление резко увеличивается при низких температурах окружающей, среды.

В этих условиях шестерня редуктора, вращаясь как фреза, вводится в зацепление, что приводит к поломкам зубьев и к разрыву картера маховика и корпуса муфты сцепления.

Чтобы не было поломки, редуктор снимают и заменяют или зачищают зубья шестерни. Через посадочное окно редуктора зачищают и зубья венца маховика.

Во избежание повышенной вибрации и выхода из строя венца вала муфты сцепления, а также первичного вала коробки передач необходимо при замене картера маховика или корпуса муфты сцепления производить ее центровку.

Отказы в двигателях тракторов из-за воды в цилиндре.

Если перед запуском двигателя коленчатый вал не проворачивается на 360°, то не спешите снимать двигатель. Эта неисправность может возникнуть не только из-за посторонних предметов под маховиком, но и из-за воды в цилиндре.

Читайте также:  Рукоятка коробки передач приора

Чтобы установить, есть ли вода в цилиндрах, необходимо отпустить на несколько оборотов все гайки крепления форсунок и приподнять их. Вращая коленчатый вал, определяют, из каких цилиндров поступает вода.

Наличие воды в головке цилиндров свидетельствует о том, что открылась раковина на нижней плоскости. Головку цилиндров следует заменить.

Отказы в двигателях тракторов из-за отсутствия подачи масла на клапанный механизм.

Отказы в двигателях тракторов может происходить из-за отсутствия подачи масла на клапанный механизм. Это происходит при провороте втулки распределительного вала. Метод определения — нет ли подачи масла на правую головку цилиндров. Снимите головку и запустите двигатель, предварительно заглушив отверстие водяной рубашки.

При отсутствии подачи масла следует заменить блок двигателя. Если подача масла не нарушена, ищите засоренность в маслоканалах головки цилиндров.

Иногда происходит изгиб одной из штанг, в результате чего заедает толкатель. Бывает это из-за среза шпонки или ослабления крепления шестерни распределительного вала. Следует подтянуть крепление или заменить этот вал.

В случае заклинивания шеек его необходимо заменить блок двигателя. Давление масла в главной масляной магистрали двигателя должно соответствовать не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) на номинальных оборотах и не менее 0,12 МПа (1,2 кгс/см2) — на минимальных оборотах при температуре масла 80–95°С.

При меньшем давлении надо найти причину падения давления и устранить неисправность. Давление, создаваемое предпусковым насосом более 0,1 МПа (1 кгс/см2), свидетельствует о том, что по зазору между подшипником и коленчатым валом нарушений нет. Значит, в масляной системе произошла разгерметизация на участке от маслозаборника до манометра.

Этот вывод подтверждается, если также быстро падает давление на манометре при уменьшении частоты вращения двигателя.

Для проверки контрольный манометр подсоединяют к Г-образной выводной трубке масла, которую устанавливают на картере маховика. Включают в работу масляную центрифугу и определяют выбег ее ротора в течение 40 с после глушения двигателя.

Проверяют сливной клапан (не залег ли шток), целостность прокладки между центрифугой и блоком. Только после этого снимают поддон, обращая внимание на крепление маслозаборника, маслонасоса, редукционного клапана нагнетательной секциии масло-подводящей трубки от насоса к блоку. Опрессовывают масляную систему, подводя воздух в главную масляную магистраль, предварительно сняв маслодатчик, находящийся возле фильтра турбокомпрессора.

Есть ли трещины в главной масляной магистрали блока при опрессовке, укажет характерный звук воздуха. Когда нельзя опрессовать систему воздухом, используют другой способ, правда, менее удобный. Сняв поддон, на трубку забора масла насоса надевают шланг и опускают его в ведро с топливом. Запустив пусковой двигатель, опрессовывают систему и по выходу топлива определяют место ее разгерметизации.

Появление стука в двигателе трактора или комбайна.

Отказы в двигателях тракторов проявляются и стуком в двигателях. Стук в двигателе сельскохозяйственной техники может быть при выплавлении шатунных вкладышей, ослаблении болтов крепления нижней крышки шатуна, обрыве направляющей втулки клапана, а также при попадании постороннего предмета под поршень, заедании толкателя и т. д. Характерный звонкий стук указывает на неисправную форсунку. Поочередно отключая форсунки, определяют неисправную, так как при отключении неработающей форсунки стук прекратится. Ее заменяют.

Не спешите снимать двигатель, обратите внимание на возможное клинение поршня, хорошо просматриваемого, когда снят поддон.

Отказы в двигателях тракторов происходят и при задире поршня, алюминиевая стружка попадает в масло-картер и оседает на роторе центрифуги. Задир поршня возможен из-за местного перегрева по причине образования накипи или при недосверленных водяных отверстиях в блоке.

Обрыв маховика и фланца коленчатого вала также вызывает отказ в работе двигателя. Если резко повышается вибрация двигателя, вскрывают боковой лючок картера маховика и монтировкой определяют люфт маховика. Когда люфт не соответствует регулировочным данным, двигатель снимают для замены болтов крепления маховика и фланца коленчатого вала.

Подсос воздуха в системе питания двигателя у трактора.

Отказы в двигателях тракторов появляются и при подсосе воздуха в системе питания. Подсос воздуха в системе питания двигателя может быть при раковинах и нарушениях в местах крепления топливных трубок, а также при отказе механической подкачки топливого насоса. Если ручной подкачкой воздух удален, но двигатель через 1-2 мин глохнет, значит, зависла игла распылителя форсунки.

Возможны случаи, когда газы вместе с избыточным топливом попадают в фильтр-кронштейн, а оттуда — в топливную систему. Эту неисправность определяют, отсоединяя топливоотводящую трубку от фильтра-кронштейна. При подсосе воздуха снимают форсунки и проверяют качество распыла и давление впрыска.

Отказ топливной аппаратуры, турбокомпрессора, воздухоочистителя у трактора.

Отказы в двигателях тракторов происходят из-за отказа топливной аппаратуры, турбокомпрессора, воздухоочистителя, разрегулировки клапанов, задира поршня и ряда других причин дизель не развивает мощность. Механизаторы с большой охотой в этих случаях меняют поршневую группу.

Часто слышишь от них нарекания: «Заменил даже поршневую, а двигатель не тянет».

После замены фильтрующих элементов в топливных фильтрах двигатель «потянул». Надо иметь в виду, что конструкция двигателя обеспечивает безотказность поршней на весь моторесурс.

На тракторе Т-150К трудно устанавливать топливный насос из-за близкого расположения кабины. Не каждый тракторист может наблюдать за текстолитовой шайбой топливного насоса. Обычно устанавливают насос вдвоем.

Предлагается следующий порядок снятия и установки насоса. Прежде чем его снять, вскрывают клапанную крышку правой головки цилиндров и, поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, следят за всасывающим клапаном второго цилиндра (четвертый по счету от передней части головки). Как только клапан начнет закрываться, что соответствует верхней мертвой точке первого цилиндра, вал прекращают прокручивать. Сняв и проверив насос, перед его постановкой следят за тем, чтобы метка (на кулачковой полумуфте) топливного насоса находилась вверху.

Опасность подтекания топлива и масла в тракторе.

Большую опасность представляют собой подтекания топлива и масла. Может возникнуть пожар. Бывает, форсунка из-за плохого качества распыла и низкого давления впрыска подтекает. Топливо в камеру сгорания поступает с опозданием и догорает в выхлопном коллекторе, повышается тепловой режим турбокомпрессора.

При повышении теплового режима турбина развивает ««разносные» обороты, которые приводят к ее разрыву. Поток газов температурой до 700°С направляется на топливопровод, что приводит к загоранию топлива.

Если наблюдается свечение сильфонов, что свидетельствует о догорании топлива в выхлопном коллекторе, работу двигателя немедленно надо остановить. Проверка топливной аппаратуры при третьем техническом обслуживании обязательна.

Известно, что высокооборотные двигатели, к которым относится двигатель семейства СМД-60, работают при относительно высоких нагрузках, когда кривошипно-шатунный механизм испытывает значительные нагрузки от газовых сил и сил инерции. Безотказная работа этого механизма зависит от соблюдения следующих правил при эксплуатации.

Правила эксплуатации для безотказной работы трактора.

В холодное время года, при температуре ниже 5°С, запускайте двигатель с помощью подогревателя. Если его нет, воду и масло в систему заливают при температуре 90–95°С. Запуск основного двигателя проводите только после прокачки масла предпусковым насосом. Применяйте только летом масло М-10Г, топливо марки Л с содержанием серы не более 0,2%.

Зимой — масло М-8Г, топливо марки 3. Работа на заменителе масла летом — М-10В, зимой — М-М-8Б допускается как крайность с обязательной сменой масла через 120 ч работы двигателя.

Допускается кратковременное использование топлива с содержанием серы более 0,2% с обязательной сменой через 120 ч работы.

Категорически запрещается одновременно применять маслозаменители и высокосернистое топливо.

Особое внимание обращайте не только на замену масла в указанные сроки, но и на обязательную очистку фильтра турбокомпрессора и ротора масляной центрифуги от шлака и смолистых отложений.

Иначе турбокомпрессор и центрифуга быстро выйдут из строя.

Применяйте топливо после 48-часового отстоя, с отделением его через грязеспускные пробки. Верхние горловины масляных и топливных емкостей тщательно герметизируйте. Двигатели при длительном хранении должны быть законсервированы согласно инструкций. При обкатке двигателя масло заменяйте.

Выполнение перечисленных правил эксплуатации обспечивает безотказную работу трактора и позволяет увеличить продолжительность его работы.

Источник