Неисправности двигателя автобуса паз

Возможные неисправности тормозной системы автобуса ПАЗ и способы их устранения

В таблице даны вероятные причины отказа тормозной системы, а так же методы устранения отказов

Вероятная причина (Метод устранения)

Не заполняются воздушные баллоны (регулятор давления срабатывает):

— Засорение трубопровода от компрессора до регулятора давления

— Повреждение клапана регулятора давления

Заменить клапан регулятора давления

Не заполняются воздушные баллоны до нижнего давления (регулятор давления не срабатывает):

— Утечка сжатого воздуха из пневмопривода

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

Отремонтировать или заменить компрессор

Не заполняется воздушный баллон контура задних тормозов:

— Не работает или не отрегулирована секция четырехконтурного защитного клапана соединенная с баллоном задних тормозов

Отрегулировать или заменить аппарат

Не заполняется воздушный баллон контура передних тормозов:

— Не работает или не отрегулирована секция четырехконтурного защитного клапана соединенная с баллоном передних тормозов

Отрегулировать или заменить аппарат

Не заполняется воздушный баллон стояночной тормозной системы:

— Не работает или не отрегулирована секция 4-х- контурного защитного клапана соединенная с баллоном стояночной тормозной системы

Отрегулировать или заменить аппарат

Частое срабатывание регулятора давления:

— Утечка сжатого воздуха из пневматического привода на участке от регулятора до защитного клапана

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

Медленно заполняются воздушные баллоны:

— Утечка сжатого воздуха из пневматического привода из-за нарушения герметичности: в местах соединения трубопроводов; повреждения трубопроводов; в стыках корпусных деталей аппаратов из-за их повреждения; неисправности атмосферных выводов аппаратов.

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

— Неисправен компрессор из-за износа или повреждения деталей

Отремонтировать или заменить компрессор

Давление в воздушных баллонах выше или ниже нормы (регулятор давления срабатывает):

— Разрегулирован регулятор давления или неисправен манометр

Отрегулировать регулятор давления. Заменить манометр.

Неэффективное торможение при нажатии на педаль тормоза:

— Утечка сжатого воздуха из пневматического привода

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

— Замасливание накладок колодок

Промыть накладки керосином, заменить манжеты ступиц

— Большой зазор между колодками и тормозным барабаном в одном или нескольких тормозных механизмах

Проверить величины ходов штоков во всех тормозных механизмах и, при необходимости, заменить регулировочный рычаг

— Нарушена регулировка привода тормозного крана

Отрегулируйте привод тормозного крана

— Неисправен тормозной кран

Отремонтируйте или замените тормозной кран

— Разрегулированы или неисправны рабочие тормозные механизмы

Отрегулировать или отремонтировать тормозные механизмы

— Негерметичность мембраны тормозной камеры

— Ограничение хода педали из-за загрязнения полости под резиновым чехлом рычага тормозного крана

Восстановить ход толкателя крана при необходимости заменить резиновый чехол

— Ход штоков тормозных камер превышает установленную величину

Отрегулируйте ход штоков

При включении тормозного крана стояночной тормозной системы задние колеса не затормаживаются:

— Утечка сжатого воздуха из пневматического привода в контуре привода стояночной тормозной системы

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

— Ход штоков тормозных камер задних колес больше нормы

Отрегулируйте ход штоков

— Неисправна тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором

Заменить неисправный аппарат

— Неисправен тормозной кран стояночной тормозной системы

Заменить неисправный аппарат

— Неисправен ускорительный клапан

Заменить неисправный аппарат

— Неисправен четырехконтурный защитный клапан

Заменить неисправный аппарат

Не загораются или не гаснут фонари стоп-сигнала при нажатии на педаль или включении стояночного тормоза:

— Неисправны датчики включения сигнала торможения или неисправна электропроводка

Заменить неисправный датчик или отремонтировать электропроводку

— Неисправен один из аппаратов пневматического привода

Заменить неисправный аппарат

Не растормаживаются колеса после отпускания педали тормоза при выключенном стояночном тормозе:

— Отказ регулировочного рычага

— Неисправен двухсекционный тормозной кран или разрегулирован его привод

Отрегулировать привод крана или заменить кран

— Неисправен кран стояночной тормозной системы

Заменить неисправный аппарат

— Неисправен ускорительный клапан

Заменить неисправный аппарат

— Нарушено уплотнение между полостью пружинного энергоаккумулятора и рабочей камерой

Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

Не растормаживаются задние колеса при выключении стояночного тормоза:

Читайте также:  Печка для разогрева двигателя

— Утечка сжатого воздуха из пневматического привода в контуре привода стояночной тормозной системы

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

Не растормаживается одно из колес:

— Поломка стяжных пружин колодок

— Заедание вала разжимного кулака

Промыть и смазать вал с втулками

Наличие масла в первом воздушном баллоне:

— Увеличенный выброс масла из компрессора, вызвавший отказ адсорбирующего элемента осушителя

Отремонтировать или заменить компрессор. Заменить адсорбирующий элемент осушителя

Наличие конденсата в воздушных баллонах:

— Засорение фильтра осушителя, заедание обратного клапана регенерационного баллона или засорение продувочного отверстия в нем

Провести техническое обслуживание осушителя

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

Компрессор

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

Компрессор не развивает требуемого давления:

— Утечки сжатого воздуха в пневмосистеме

Проверить состояние трубопроводов, пневмоаппаратов и их соединений

— Ослабло крепление головки

Подтянуть гайки крепления головки

— Повреждена прокладка между головкой и клапанной плитой

— Закоксовывание клапанов компрессора

Очистить от нагара клапаны и плиту клапанную

— Износ поршневых колец

Заменить кольца и проверить исправность воздушного фильтра

Появление шума при работе компрессора:

— Увеличение зазоров между шатуном и шейкой коленчатого вала

— Давление срабатывания мембранной камеры очень высокое

Дефект мембраны 16. Заменить мембрану

— Шток камеры после выпуска воздуха не возвращается в исходное положение

Дефект возвратной пружины 19. Заменить пружину

— Давление срабатывания пружинного энергоаккумулятора

Повреждена рабочая поверхность цилиндра 7

— Разбух уплотнитель 6

Заменить дефектные детали

При подаче воздуха пружинный энергоаккумулятор не оттормаживается:

— Негерметичен уплотнитель 6 или кольцо 3

Заменить уплотнительное кольцо и уплотнитель

— Сжатый воздух проходит по разъему цилиндра 7 и фланца 14

Дефект уплотнительного резинового кольца в разъеме. Заменить кольцо

Пружинный энергоаккумулятор работает неэффективно:

Большое давление срабатывания пружинного энергоаккумулятора:

— Повреждена рабочая поверхность цилиндра

Пружина энергоаккумулятора не сжимается при подаче воздуха в цилиндр. Имеется выход воздуха из дренажных отверстий корпуса тормозной камеры и из отверстия самой камеры:

— Повреждено уплотнительное кольцо поршня

Кран тормозной

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

В свободном состоянии рычага 1 крана наблюдается утечка воздуха в атмосферу через выпускное окно 21.

Дефекты клапанов 17, 29 и пружин 13, 24.

Заменить дефектные детали и очистить седла клапанов

Утечка воздуха по разъему корпусов:

— Дефект уплотнительного кольца

— Повреждение торцевых поверхностей корпусов.

Зачистить поврежденное место

При возрастании давления в верхней секции медленный рост давления в нижней секции:

— Набухание уплотнительных колец

Заменить дефектные кольца

Заедание рычага крана:

— Загрязнение рычажного механизма из-за повреждения защитного чехла

Очистить от грязи детали рычажного механизма, заменить дефектный чехол

Нарушение следящего действия по ходу рычага:

— Дефект упругого элемента 31

Заменить упругий элемент

Кран стояночного тормоза

Утечка воздуха в атмосферу:

— Дефект клапана или его пружины

Заменить клапан или пружину

Нарушение следящего действия крана:

— Поломка уравновешивающей пружины. Набухание уплотнительного кольца

Проверить и заменить пружину или уплотнительное кольцо

Клапан быстрого оттормаживания

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

Утечка сжатого воздуха по разъему крышки и корпуса:

— Дефект уплотнительного кольца 4

— Ослабло крепление крышки 2

При подаче сжатого воздуха в вывод / воздух выходит в атмосферу:

— Дефект диафрагмы 3

Клапан контрольного вывода

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

Негерметичность клапана:

— Дефект уплотнителя на толкателе 5

— Дефект уплотнительной прокладки между штуцером 1 и корпусом 2

Кран слива конденсата

Возможные неисправности пневмоаппаратов тормозной системы

Негерметичность крана:

— Клапан 2 или корпус загрязнены или имеют дефекты

Привести в действие кран. Очистить клапан или корпус

Утечка воздуха из-под прокладки корпуса крана

— Дефекты (забоины, задиры и пр.) на уплотнительной прокладке, торцах крана или бобышке ресивера

Заменить прокладку или кран слива конденсата. Зачистить торец бобышки ресивера

Источник

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Рулевое управление (рис. 1) состоит из рулевого колеса, рулевой колонки с кожухом, карданного шарнира, рулевого механизма, силового гидравлического цилиндра, насоса гидроусилителя, трубопроводов с шлангами, продольной и поперечной рулевых тяг

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Рулевая колонка 15 крепится стремянкой 14 к кронштейну кузова. Момент вращения вала 16 рулевой колонки – (0,3-0,8) Нм.

Регулировка осевого зазора в подшипниках рулевой колонки производится гайкой 17.

После регулировки гайка стопорится шайбой отгибанием на грань гайки. Гайка 3 крепления рулевого колеса стопорится кернением в двух противоположных точках.

Рулевой механизм (рис. 2) состоит из картера, винта с шариковой гайкой-рейкой и зубчатого сектора.

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Передаточное число рулевого механизма 23,6. Винт вращается в двух pадиальноупоpных сферических подшипниках, зазор в которых регулируется прокладками 9.

На верхнем торце картера и хвостовике винта установлен распределитель, предназначенный для распределения рабочей жидкости под давлением в рабочие полости силового цилиндра в процессе управления колесами.

Читайте также:  Системы топливоподачи бензиновых двигателей

Силовой гидравлический цилиндр (рис. 3) предназначен для создания усилия на сошке рулевого механизма.

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Силовой цилиндр задней опорой крепится к кронштейну основания цилиндрическим пальцем, установленным в шарнире.

Шарнирный наконечник крепится через шаровой палец 5 к верхнему плечу сошки гайкой, которая шплинтуется.

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Насос ГУР шестеренчатого типа приводится во вращение от распределительных шестерен двигателя.

Перед эксплуатацией автобуса при отрицательных температурах внешнего воздуха рабочая жидкость должна быть прогрета на оборотах холостого хода двигателя без нагрузки насоса.

Бачок для масла (рис. 4) имеет сменный фильтрующий элемент 4 мод. ФГМ 620-1.

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Сверху на шпильку 9 надевается резиновая 7 и металлическая 8 шайбы, которые используются как предохранительный клапан.

В том случае, если регулировкой не удается уменьшить чрезмерный зазор в шарнире, следует заменить палец с вкладышами или наконечник в сборе.

Крышка уплотняется по контуру манжетой 5. Во втулку крышки ввинчен щуп указателя уровня жидкости 3 с отметками «min» и «max».

Внимание! В случае выхода из строя гидроусилителя рулевого привода перевозка пассажиров запрещается. Допускается движение к месту ремонта (в автопарк) с соблюдением мер предосторожности.

Рулевая тяга – трубчатая, с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники с шарнирами.

Наконечники рулевых тяг могут быть регулируемые (рис. 5) или не регулируемые (рис. 6).

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

При ежедневном техническом обслуживании рулевого управления проверяется свободный ход рулевого колеса, а также герметичность соединений и трубопроводов гидравлического усилителя.

Проверку свободного хода рулевого колеса следует производить при работающем на холостом ходу двигателе, при установленных прямо управляемых

колесах, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес. Свободный ход рулевого колеса при этом не должен превышать 20°, что соответствует перемещению обода рулевого колеса примерно на 80 мм.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, то необходимо проверить состояние шарниров рулевых тяг, крепление картера рулевого механизма, зазор в карданном шарнире вала рулевого управления и его крепление, проверить регулировку подшипников ступиц передних колес, состояние

шкворневого узла, провести регулировку рулевого механизма.

Если в шарнире рулевой тяги имеется зазор, то его следует отрегулировать, если наконечник регулируемый или заменить.

Для регулировки шарнира рулевой тяги следует вынуть шплинт 8 (рис. 6) и ввернуть пробку 7 в наконечник до упора, а затем вывернуть до первого положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/8 оборота.

Повторное применение шплинта не допускается.

После сборки и регулировки шарнира нужно проверить моменты, необходимые для вращения и качания шарового пальца.

Эти моменты должны быть не более 40 Нм. Перед замером момента вращения надо повернуть два-три раза шаровой палец от руки в обе стороны.

Эксплуатация шарниров, у которых момент вращения и качания шаровых пальцев из одного крайнего положения в другое более указанного, может привести к поломке пальцев.

Для измерения момента на резьбовой конец шарового пальца навинчивается специальная насадка, имеющая места под захват динамометрического ключа в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

После регулировки зазоров необходимо вывесить передние колеса автомобиля и при неработающем двигателе убедиться, что нет заметного нарастания усилия на рулевом колесе при его повороте из одного крайнего положения в другое.

При обслуживании проверяется крепление: рулевого колеса, рулевой колонки, телескопического вала, рулевого механизма, рулевой сошки, силового цилиндра, насоса усилителя, трубопроводов, рулевых тяг, проверяется уровень масла в бачке усилителя рулевого привода, производится смазка шарниров рулевых тяг.

При этом обращается внимание на состояние узлов и деталей рулевого управления. Не допускается отсутствие или повреждение шплинта гайки рулевой сошки, гайки клина телескопического вала, гаек рычагов поворотных кулаков, гаек шаровых пальцев.

Защитные чехлы шаровых пальцев не должны иметь повреждений.

Обслуживание системы гидроусилителя руля требует соблюдения особой чистоты деталей и рабочей жидкости.

При эксплуатации необходимо не допускать загрязнения гидросистемы, так как это ведет к повышенному износу насоса и подвижных уплотнителей, а также к перегреву гидросистемы из-за затрудненного слива масла в бачок насоса.

Смазка шарнира рулевой тяги выполняется через пресс-масленку. Пресс-масленка вворачивается вместо пробки КГ 1/8″ в наконечник тяги. Смазку проводить до выдавливания свежей смазки из-под чехла.

Если в процессе пополнения смазочного материала чехол его не пропускает, то для предотвращения повреждения чехла смазывание следует прекратить после заполнения смазочным материалом полости чехла, которое определяется возрастанием его упругости. После смазывания надо установить пробки на место.

Проверка уровня масла в бачке производится по щупу, который выворачивается из крышки бачка. Уровень масла должен находиться между отметками щупа «max» и «min».

При необходимости следует долить масло до отметки «max» по щупу.

Читайте также:  Объем двигателя nissan liberty

Не разрешается эксплуатировать гидpоусилитель при пониженном уровне масла в бачке насоса, так как это ведет к вспениванию масла и повышенному износу насоса.

Первая замена масла и фильтра в бачке насоса проводится после промывки гидросистемы при первом ТО-1. Последующие замены масла и фильтра проводятся один раз в год при сезонном обслуживании, или через 64000 км пробега.

Рекомендуется замену фильтра (мод. ФГМ-620-1) проводить при возрастании перепада давления на входе и выходе бачка до 0,15 МПа, при расходе 28 дм 3 /мин и вязкости рабочей жидкости 35 сСт.

При засоренном фильтре в зимнее время при пуске двигателя может произойти срыв или разрушение сливного шланга.

Во избежание перегрева масла в системе избегать удержания рулевого колеса в крайних положениях более (8-10) секунд.

Перегрев масла выше 100 °С ведет к снижению смазывающих качеств масла, повышенному износу и выходу из строя резиновых уплотнителей из-за потери эластичности.

Замена масла в системе гидроусилителя руля

Замена фильтрующего элемента

Конструкция рулевого управления автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Заливка рабочей жидкости

Возможные неисправности рулевого управления и методы устранения

Примечание: перед определением причин неисправности следует проверить давление в шинах и регулировку рулевых тяг

Автобус плохо держит дорогу

— Велики потери на трение в шарнирах рулевых тяг и шкворнях

Смазать шкворни и шарниры рулевых тяг

— Неправильная установка передних колес

Отрегулировать и проверить схождение и углы установки передних колес

— Повышенный свободный ход рулевого колеса

Определить причину повышенного свободного хода, провести регулировку или заменить изношенные детали

— Велик дисбаланс передних колес

— Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя рулевого механизма

Отрегулировать затяжку гайки

Автобус постоянно отклоняется в сторону от заданного направления

— Неправильная установка мостов автобуса относительно его продольной оси

Проверить установку мостов автобуса, сравнить размер базы справа и слева

— Неисправность тормоза в одном из передних колес

Проверить тормоза и устранить неисправность

— Нарушение гидравлического равновесия рулевого механизма

Разобрать распределитель рулевого механизма и проверить не засорено ли отверстие в распределителе, проверить подвижность золотника и плунжеров

Повышенный свободный ход рулевого колеса

— Износ шарниров рулевых тяг или шаровых пальцев

Заменить изношенные детали

— Ослабло крепление карданного вала рулевого управления

Подтянуть клинья крепления карданного вала и резьбовой крепеж

— Увеличен зазор в зубчатом зацеплении

— Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя

— Износ шариковой пары рулевого механизма (осевое перемещение винта относительно гайки-рейки более 0,3мм)

Заменить шариковую пару

— Износ деталей карданного вала

Заменить карданный вал

Рулевой усилитель не обеспечивает достаточного усилия или его работа неравномерна

— Недостаточный уровень масла в бачке.

Долить масло до требуемого уровня.

— Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное).

Удалить воздух. Если воздух не удаляется, проверить затяжку всех соединений, герметичность всасывающих трубок бачка и насоса, состояние фильтра. Если все указанное выше исправно, сменить масло и фильтрующий элемент.

— Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении рулевого механизма

— Зависание перепускного клапана насоса

Проверить подвижность клапана

— Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя

Отсутствие усиления при повороте рулевого колеса на различных режимах работы двигателя

— Отвернулось седло предохранительного клапана насоса.

Разобрать насос, завернуть седло

— Зависание перепускного клапана насоса

Разобрать насос и проверить подвижность клапана

Повышенный шум при работе насоса

— Недостаточный уровень масла в бачке насоса

— Засорение или неправильная установка фильтра

Проверить установку или заменить фильтр

— Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное)

Удалить воздух или заменить масло

— Износ деталей насоса

Рулевое управление заклинивает при поворотах

— Заедание золотника или плунжеров распределителя

Разобрать распределитель и проверить подвижность золотника и плунжеров

Стук в рулевом механизме

— Увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма

— Ослабло крепление карданного вала рулевого управления

Подтянуть клинья крепления карданного вала и резьбовой крепеж

Выбрасывание масла через сапун бачка (в масляном щупе)

— Чрезмерно высокий уровень масла

Установить нормальный уровень масла

— Засорен или неправильно установлен фильтр

Проверить установку фильтра или заменить его

— Наличие воздуха в системе

Удалить воздух прокачкой системы

Возникновение колебаний рулевого колеса при скорости движения (60-70) км/ч

— Ослабление крепления рулевого механизма, затяжки рычагов рулевого привода, нарушение регулировки подшипников ступиц передних колес (повышенный люфт), износ втулок шкворней, деформация дисков или чрезмерная величина дисбаланса управляемых колес

Произвести подтяжку узлов деталей рулевого управления и регулировку подшипников ступиц передних колес. Переставить на шпильках диски колес на (60-180)° или произвести балансировку передних колес.

Источник