Неисправности двигателя д 442

Дизели типа Д-442 и Д-461

1 ОАО «Алтайский моторный завод» Дизели типа Д-442 и Д-461 Руководство по эксплуатации РЭ Барнаул 2 Барнаул 2014 г.

3 Сведения, отраженные в настоящем Руководстве, соответствуют техническому состоянию дизелей на момент издания Руководства. ОАО «АМЗ» оставляет за собой право вносить в конструкцию и в правила технического обслуживания дизелей изменения. О таких изменениях будет сообщаться в информационных бюллетенях или в дополнениях к Руководству. 3

4 Содержание 1. Введение 7 2. Общие сведения Фирменная табличка Марки дизелей и их назначение Гарантии изготовителя Контакты с техническими и сервисными службами Общие правила техники безопасности и охраны окружающей среды Основные технические данные и характеристики 14 дизелей 4.1. Основные технические данные дизелей Типовые внешние скоростные характеристики дизелей Основные системы дизеля Система питания топливом Система смазки Система смазки дизелей, не имеющих жидкостномасляного 33 теплообменника (ЖМТ) Система смазки дизелей с ЖМТ Система охлаждения Система снабжения воздухом Система электрооборудования Топливо, смазочные материалы и охлаждающая 44 жидкость 6.1. Топливо Моторное масло Качество и вязкость Классификация качества Классификация вязкости Рекомендации по применению моторных масел Общие рекомендации Пластичная смазка Охлаждающая жидкость Консервационные материалы Заправочные объемы Ввод дизеля в эксплуатацию и обкатка Подготовка дизеля к пуску и эксплуатационной обкатке Пуск дизеля Обкатка дизеля 50 4

5 Обкатка на холостом ходу Обкатка дизеля с машиной, передвигающейся без нагрузки Обкатка под нагрузкой Указания по эксплуатации дизеля Общие указания и рекомендации Особенности эксплуатации дизеля в зимних условиях Указания по техническому обслуживанию График технического обслуживания Специальные виды технического обслуживания Техническое обслуживание при подготовке эксплуатационной 57 обкатке Техническое обслуживание в процессе эксплуатационной 57 обкатки Техническое обслуживание по окончании эксплуатационной 57 обкатки Сезонное техническое обслуживание при переходе к 57 осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ) Сезонное техническое обслуживание при переходе к 58 весенне- летнему периоду эксплуатации (СТО-ВЛ) Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации Техническое обслуживание при подготовке к хранению 59 и при снятии с хранения 9.3. Указания о выполнении операций технического обслуживания Регулировка зазоров клапанного механизма Замена фильтр-патронов топливного фильтра Замена масла в картере дизеля Замена фильтрующих элементов масляного фильтра Смазка подшипников Проверка и подтягивание наружных креплений узлов и 63 деталей дизеля Обслуживание пневмокомпрессора Регулировка муфты сцепления Обслуживание воздухоочистителя Проверка и регулировка форсунок Проверка и регулировка топливного насоса высокого 68 давления (ТНВД) Проверка и регулировка установочного угла опережения 72 впрыска топлива Регулировка натяжения ремней привода генератора, вентилятора и пневмокомпрессора 77 5

6 10. Возможные неисправности и способы их устранения Пониженное давление масла в системе смазки дизеля Дизель не запускается, хотя электростартер работает 80 исправно Дизель запускается, но работает с перебоями и не развивает 81 полной мощности Дизель сильно дымит Дизель перегревается Повышенный расход топлива Повышенный расход моторного масла Посторонний шум при работе дизеля Дизель развивает недопустимо высокую частоту вращения Неисправности муфты сцепления Неисправности электрооборудования Правила хранения и консервации Хранение Межсменное хранение Кратковременное хранение Длительное хранение Внутренняя консервация дизеля Наружная консервация дизеля Снятие с хранения 91 Приложение 1. Перечень предприятий, поставляющих 92 узлы и детали на сборочный конвейер ОАО АМЗ» Приложение 2. Моменты затяжки основных резьбовых 94 соединений Приложение 3. Перечень резиновых манжет 95 Приложение 4. Перечень подшипников качения 97 6

Читайте также:  Самая маленькая мощность двигателя

14 РАЗДЕЛ 4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЕЙ 4.1. Основные технические данные дизелей Таблица 4.1 Общие технические данные п/п Наименование параметра Тип дизеля Д-442 Д Тип дизеля 4-хтактный, с газотурбинным наддувом 2 Охлаждение дизеля Жидкостное 3 Охлаждение наддувочного Типа «воздух-воздух» воздуха (кроме дизелей Типа «воздух-воздух» (только у дизеля Д-461ВСИ-1) Д и Д ) 3 Число цилиндров Расположение цилиндров Вертикальное, рядное 5 Порядок работы цилиндров Рабочий объем цилиндров, л 7,43 11,15 7 Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Степень сжатия 16,5±0,5 10 Способ смесеобразования Непосредственный впрыск топлива 11 Тип газораспределения Двухклапанное газораспределение (один впускной и один выпускной клапан на цилиндр) 12 Направление вращения коленчатого вала (вид со стороны вентилятора) Правое (по часовой стрелке) 14

20 4.2. Типовые внешние скоростные характеристики дизелей Рис

34 Основной поток масла подается к масляному фильтру (3) и проходит параллельно через два фильтрующих элемента. Очищенное масло из фильтра поступает в главную масляную магистраль (6), а также для смазки подшипников турбокомпрессора (11). Из главной масляной магистрали масло по каналам подводится к подшипникам коленчатого вала (4 и 5), распределительного вала (9), промежуточной шестерни (10), во внутренние полости осей толкателей (7), в картер ТНВД (8). Рис Схема системы смазки дизелей без ЖМТ Из главной масляной магистрали масло по каналам подводится к подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, промежуточной шестерни, во внутренние полости осей толкателей, в картер ТНВД. Из осей толкателей масло поступает по каналам толкателей в полости штанг, затем к коромыслам и трущимся парам привода клапанов. 34

35 Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, гильзы цилиндров, подшипники верхних головок шатунов смазываются разбрызгиванием масла. Часть масла из главной масляной магистрали используется для охлаждения поршней, внутренняя полость которых орошается маслом из форсунок, установленных на блок-картере. Давление масла в главной масляной магистрали поддерживается в допустимых пределах редукционным клапаном масляного насоса и сливным клапаном масляного фильтра. При давлении масла в основном потоке свыше 0,9 1,1 МПа (9 11 кгс/см 2 ) редукционный клапан масляного насоса перепускает масло в нижнюю крышку картера. Сливной клапан фильтра обеспечивает слив части масла в нижнюю крышку картера при повышении давления на выходе из фильтра более 0,4 0,45 МПа (4 4,5 кгс/см 2 ). В радиаторной ветви масляного насоса установлен предохранительный клапан, который не допускает повышения давления масла более 0,25 0,32 МПа (2,5 3,2 кгс/см 2 ). В масляном фильтре находится также перепускной клапан. Он обеспечивает необходимое давление масла при засорении фильтрующих элементов, а также во время пуска дизеля при большом перепаде давления масла на фильтре, перепуская часть неочищенного масла мимо фильтрующих элементов в главную масляную магистраль. Этот клапан открывается при перепаде давления масла на фильтре более 0,15 0,19 МПа (1,5 1,9 кгс/см 2 ). Внимание! Срабатывание перепускного клапана позволяет временно не допустить заклинивания коленчатого вала, и этот режим работы системы смазки не должен быть длительным. Длительное открытие перепускного клапана рассматривается, как аварийная ситуация. Если Вы будете своевременно, в соответствии с указаниями раздела 9 настоящего Руководства проводить замену моторного масла и фильтрующих элементов, то такая ситуация не возникнет. На масляном фильтре предусмотрены места для установки датчиков давления и температуры масла. 35

Читайте также:  Разборка двигателя д8э видео

36 Система смазки дизелей с ЖМТ Схема системы смазки таких дизелей показана на рис Масло из нижней крышки картера всасывается масляным насосом (1) через маслозаборник. Масляный насос создает на выходе один поток масла (однопоточный масляный насос). Весь поток масла направляется к жидкостно-масляному теплообменнику (ЖМТ) (2), который установлен на дизеле и встроен в его систему охлаждения. Из ЖМТ масло подается к масляному фильтру (3) и проходит параллельно через два фильтрующих элемента. Очищенное масло поступает в главную масляную магистраль (6), а также для смазки подшипников турбокомпрессора (12). Из главной масляной магистрали масло по каналам подводится к подшипникам коленчатого вала(4 и 5), распределительного вала (10), промежуточной шестерни (11), во внутренние полости осей толкателей (8), в картер ТНВД (9) (у ТНВД с централизованной смазкой), для смазки пневмокомпрессора (7). Из осей толкателей масло поступает по каналам толкателей в полости штанг, затем к коромыслам и трущимся парам привода клапанов. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, гильзы цилиндров, подшипники верхних головок шатунов смазываются разбрызгиванием масла. Часть масла из главной масляной магистрали используется для охлаждения поршней, внутренняя полость которых орошается маслом из форсунок, установленных на блок-картере. Однопоточный масляный насос имеет только редукционный клапан, а предохранительный клапан отсутствует. Масляный фильтр имеет сливной и перепускной клапаны. Назначение и регулировка имеющихся в системе смазки клапанов описаны в п На масляном фильтре предусмотрены места для установки датчиков давления и температуры масла. 36

37 Рис Схема системы смазки дизелей с ЖМТ 37

38 5.3. Система охлаждения Дизели имеют жидкостную систему охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система охлаждения предназначена для поддержания в допустимых пределах теплового состояния деталей, нагревающихся при работе дизеля. Блок-схемы систем охлаждения дизелей представлены на рис Основными элементами системы охлаждения являются: центробежный насос (1), вентилятор (14), радиатор (12), жидкостномасляный теплообменник (3), рубашки охлаждения блок-картера (5), головок цилиндров (6) и пневмокомпрессора (11), водяная труба (7), термостатная коробка с термостатом (10), трубопроводы, в том числе пароотводящие (2), датчики температуры охлаждающей жидкости (8 и 9), сливные краны (4). Рис Блок-схема системы охлаждения 4-хцилиндровых дизелей без ЖМТ 38

Читайте также:  Разные типы тепловых двигателей

39 Рис. 5.5 Блок-схема системы охлаждения 4-хцилиндровых дизелей с ЖМТ и пневмокомпрессором Рис Блок-схема системы охлаждения 6-тицидиндровых дизелей без ЖМТ. 39

49 РАЗДЕЛ 7 Ввод дизеля в эксплуатацию и обкатка 7.1. Подготовка дизеля к пуску и эксплуатационной обкатке. При подготовке дизеля к пуску выполните следующие работы: Проверьте уровень моторного масла в нижней крышке картера. Проверку уровня масла надо проводить при горизонтальном положении дизеля. Долейте (слейте) масло до верхней метки маслоизмерителя. Марка моторного масла должна соответствовать сезонным условиям эксплуатации. Не рекомендуется использовать для эксплуатационной обкатки специальные обкаточные масла. Проверьте уровень, тип и качество охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Если в системе охлаждения залита низкозамерзающая охлаждающая жидкость, то перед вводом дизеля в эксплуатацию необходимо убедиться в ее качестве (узнать температуру замерзания жидкости из сопровождающих документов или измерить). Температуру замерзания охлаждающей жидкости рекомендуется измерять рефрактометром (ареометр может дать неправильные показания). Проверьте регулировку муфты сцепления (см. раздел 9). Смажьте подшипники дизеля пластичной смазкой (см. раздел 9). Проверьте натяжение ремней привода вентилятора, генератора и пневмокомпрессора (см. раздел 9). Осмотрите дизель, проверьте затяжку креплений его узлов и деталей. Откройте кран топливного бака. Удалите воздух из топливной системы с помощью ручного топливоподкачивающего насоса Пуск дизеля Включите выключатель «массы» АКБ. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если возможно, то выключите муфту сцепления. Установите рычаг (рычаги) управления ТНВД в положение максимальной подачи топлива. Включите стартер, после начала самостоятельной работы дизеля верните выключатель стартера в исходное положение. Время непрерывной работы стартера не должно превышать 20 секунд. Если дизель не запустился, то пауза перед следующей попыткой пуска должна быть 1-1,5 минуты. Если дизель не запустился после 49

Источник