Hyundai Accent (1999-2012) – дела житейские
Автор: Валерий Моторин Раздел: HYUNDAI
Hyundai Accent второго поколения (индекс LC) дебютировал в 1999 году. Автомобиль предлагался в кузове хэтчбек и седан. В 2001 году стартовала сборка в Таганроге. Через 2 года (в 2003 году) модель пережила рестайлинг, но российский рынок ее не увидел. Из ворот «ТагАЗа» по-прежнему выезжали седаны в дорестайлинговом обличии.
В краш-тесте по версии NHTSA (американской национальной ассоциации по безопасности на транспорте) Accent заработал 4 звезды при фронтальном и боковом ударе. Но тот автомобиль был укомплектован 4 подушками безопасности.
Двигатели
1,3-литровый мотор (60 и 75 л.с. / G4EH) имеет один распредвал и 12 клапанов. 1,5-литровый предлагался в двух вариантах исполнения: 12-клапанном (91 л.с. / G4EB) и 16-клапанном (102 л.с. / G4EC). Первый (с одним распредвалом) не получил широкого распространения. На рынке абсолютное лидерство за 16-клапанным агрегатом с двумя распредвалами. 1,6-литровый мотор (105 л.с. / G4ED) можно найти в машинах, ввезенных из США.
Все двигатели имеют привод ГРМ ременного типа. В агрегатах с двухвальной схемой газораспределения DOHC (1.5/102 л.с. и 1.6/105 л.с.) зубчатый ремень приводит в движение только выпускной распредвал, а впускной связан с выпускным однорядной цепью.
Ремень ГРМ рекомендуется менять через каждые 50 000 км. На практике встречалось немало случаев, когда ремень обрывался ближе к 60 000 км. Стоимость нового комплекта – от 2 000 рублей.
Цепь привода распредвалов (от 1 000 рублей) многие механики советуют менять на пробеге 100-120 тыс. км. К этому времени она нередко растягивается.
Обслуживание привода ГРМ не представляет большой сложности. Однако при замене ремня ГРМ следует обновить и помпу (от 2 000 рублей). Она может потечь или зашуметь уже через 80-110 тыс. км. А снять ее мешает привод ГРМ: один болт крепления помпы перекрывает ремень, а другой – натяжной ролик.
Регулировка зазора клапанов осуществляется с помощью гидравлических толкателей (250 рублей за штуку). Они могут застучать после 200-250 тыс. км. Порой причина кроется в ослаблении плунжерной пружины масляного насоса. В итоге, для нормальной работы компенсаторов просто не хватает давления масла. Стоимость пружины всего 250 рублей, а для ее замены необходимо снять картер двигателя.
Спустя 100-150 тыс. км может прохудиться прокладка крышки клапанов – около 600 рублей. Через 150-200 тыс. км нередко начинает увеличиваться расход масла. Зачастую в этом виноваты задубевшие маслосъемные колпачки. Стоимость нового комплекта – 1 300 рублей, а работ по замене – от 5 000 рублей.
Штатный стартер может захандрить после 100-150 тыс. км – чаще в морозы. В большинстве случаев его можно «оживить», в противном случае за новый стартер придется выложить более 5 000 рублей. Вскоре приходится обновлять и опоры двигателя (2-3 тыс. рублей за штуку).
Нередко прогорает гофра выхлопной системы. Аналог можно подобрать за 500 рублей. Но гофра в оригинальной трубе (от 2 000 рублей) служит, как правило, намного дольше. Перебои в работе двигателя порой вызваны отказом подкачивающего топливного насоса (от 2 500 рублей) либо кислородного датчика (от 2 000 руб.).
С годами стареют и дают течь патрубки системы охлаждения и радиатор. Если во время не заметить утечки, то возможен перегрев. Последствия бывают весьма печальны – вскрытие и капитальный ремонт двигателя.
Трансмиссия
В пару моторам назначалась либо 5-ступенчатая механика, либо 4-скоростной автомат (A4AF3).
Механическая коробка весьма надежная. Проблем с ней практически не встречается. Завидной долговечностью отличается и сцепление – более 250 000 км. Новый комплект доступен за 4 000 рублей. А вот выжимной подшипник может зашуметь спустя 100-150 тыс. км. Эпизодические затруднения с включением передач возникают из-за закисания механизма выбора передач.
АКПП не столь долговечна, как МКПП, но при должном уходе легко проедет до первого ремонта 200-250 тыс. км. Главное, не забывать обновлять масло каждые 40-60 тыс. км. Для переборки понадобится около 50 000 рублей. Порой сбои в работе автомата вызваны обрывом проводки контактного разъема.
Ходовая
Мягко настроенная подвеска способна поглощать крупные неровности без ущерба для комфорта пассажиров. Но в этом есть и свои минусы. Кузов в поворотах сильно кренится, а управляемость заслуживает посредственных оценок, как и тормозная система. На сухом асфальте до полной остановки требуется 43,3 метра. Напомним, что современный стандарт – не более 40 метров.
Самое слабое место в подвеске – втулки стабилизатора. Порой их приходится менять уже через 20-40 тыс. км. Рычаги передней подвески (2-4 тыс. рублей) прослужат 100-150 тыс. км, а задней – более 150-200 тыс. км.
На отрезке 100-150 тыс. км могут прийти в негодность ступичные подшипники. На передней оси меняются только подшипники (1 000 руб.), а на задней – ступица в сборе (от 2 000 рублей).
После 100-150 тыс. км порой закисают тормозные цилиндры задних тормозных барабанов. Зачастую их достаточно разобрать, почистить и смазать. Новый цилиндр доступен за 600 рублей.
Проблемы с ABS могут возникнуть из-за окисления моторчика. Он быстро приходит в чувство после прочистки.
Рулевая рейка может потребовать внимания после 150-200 тыс. км. В худшем случае ее придется заменить – от 18 000 рублей.
Кузов и салон
Кузовное железо Хундай к коррозии не склонно. Ржавчина, скорее, признак некачественно ремонта в прошлом. Тем не менее, на отдельных экземплярах старше 10 лет можно обнаружить рыжие пятна в районе задних колесных арок и порогов. Кроме того, с бамперов нередко отслаивается краска.
В отделке интерьера использован дешевый пластик, который со временем начинает скрипеть. Неважно обстоят дела и с шумоизоляцией. Ее нельзя оценить иначе, как ниже среднего. В салон проникают звуки из моторного отсека и колесных арок.
После 120-140 тыс. км может выйти из строя генератор. Зачастую отдается отделаться заменой регулятора напряжения (1 000 рублей). Если же восстановить генератор не удастся, то придется поискать новый – от 5 000 рублей.
Со временем закисает механизм привода стеклоочистителей. Появляется стук и скрип, а поводки движутся медленно и не на полный ход. Новая трапеция обойдется в 2 000 рублей.
Время от времени начинает дергаться и жужжать стрелка указателя скорости. Недуг легко устраним. Иногда встречаются сбои в работе центрального замка.
Заключение
Hyundai Accent простой и надежный автомобиль, который можно обслужить или отремонтировать за небольшие деньги в любом сервисе. Главное, не нарваться на заезженный экземпляр, поработавший в такси.
Источник
Hyundai Accent (Хендай Акцент)
Ремонт автомобиля Hyundai Accent (Хендай Акцент) своими руками
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ Hyundai Accent (Хендай Акцент)
Двигатель Hyundai Accent (Хендай Акцент) и его системы
Перечень возможных неисправностей
Коленчатый вал не проворачивается стартером
Аккумуляторная батарея разряжена
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи
Зарядите батарею; если она не заряжается
при выыключенных потребителях ниже 12 В. При
включении стартера из-под капота может
Снижение емкости аккумуляторной батареи
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи
Зарядите батарею малым током (не более 1
при выыключенных потребителях больше 12 В, но
А); если емкость все же недостаточна —
при включении стартера падает ниже 6-8 В. При
этом из-под капота может раздаваться треск
Окисление выводов аккумуляторной
При включении стартера напряжение в бортовой
Подтяните клеммы, зачистите контактные
батареи и клемм проводов, неплотная их
сети падает намного больше, чем на выводах
поверхности, смажьте их техническим
аккумуляторной батареи. При этом из-под капота
может раздаваться треск
Заклинивание двигателя или навесных
Проверьте, вращаются ли коленчатый вал дви-
Отремонтируйте двигатель, генератор,
гателя, шкивы генератора, насоса охлаждающей
замените насос охлаждающей жидкости,
жидкости, насоса гидроусилителя рулевого
насос гидроусилителя рулевого управления
Повреждены шестерня привода стартера
Осмотр после снятия стартера
или зубья венца маховика
Неисправна цепь включения стартера:
При поворачивании ключа зажигания в положение
Замените неисправные: предохранитель,
перегорел предохранитель цепи пуска
«START» тяговое реле стартера не срабатывает
реле стартера, провода, контактную группу
двигателя, неисправно реле стартера,
(нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли
повреждены! провода, не замыкаются
при этом +12 В на управляющий контакт тягового
контакты выключателя зажигания
Перечень возможных неисправностей
Неисправно тяговое реле стартера: за-
При поворачивании ключа в положение «START»
Неисправное тяговое реле замените
мыкание или обрыв во втягивающей
тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под
обмотке, заедание якоря реле (перекос
капотом), но +12 В подается на управляющий
якоря, загрязнение поверхностей, коррозия
контакт тягового реле. Снимите реле, проверьте его
Окислены контакты тягового реле или
При включении стартера слышен щелчок под
Подтяните наконечники проводов,
проводов, плохой контакт «массы»
капотом, но якорь стартера не вращается.
обожмите клеммы. Неисправное реле
Проверьте омметром сопротивление цепи
«аккумуляторная батарея—стартер», в том числе и
провод «массы». Если цепи исправны, снимите
стартер и проверьте работу его реле
Обрыв или замыкание в удерживающей
При включении стартера из-под капота раздается
Замените тяговое реле стартера
обмотке тягового реле стартера
треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву
Обгорание коллектора стартера, зависание
Якорь стартера не вращается или вращается
При низкой частоте вращения замените
щеток или их сильный износ
медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!
Обрыв или замыкание в обмотке якоря
Якорь стартера не вращается или вращается
медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи! Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции
Пробуксовывание муфты свободного хода
При включении стартера якорь вращается, маховик
На автомобиле с автоматической коробкой передач рычаг не находится в положениях
Замените муфту или стартер
Сильный шум при работе стартера
Включите режим «Р» или «N»
Стартер закреплен на двигателе с пе-
Подтяните резьбовые соединения ука-
рекосом, ослабло его крепление или
занным моментом, при поломке крышки
сломана крышка со стороны привода
Чрезмерный износ втулок подшипников
Осмотр после разборки стартера
или шеек вала привода
Зубчатый венец проворачивается на
При включении стартера зубчатый венец вра-
щается, маховик и коленчатый вал — неподвижны. Слышны визг, вой со стороны картера сцепления
Изношены зубья шестерни привода
Осмотр после снятия стартера
Замените шестерню привода или
стартера или чаще венца маховика
Перечень возможных неисправностей
Шестерня не выходит из зацепления с
Проверьте, снимается ли напряжение с управ-
Замените тяговое реле стартера или
маховиком: заедание рычага привода,
ляющего контакта реле стартера при отпускании
стартер в сборе, контактную группу
ослабление или поломка пружины муфты
ключа зажигания, возвращается ли ключ в
свободного хода или тягового реле
положение «ON». Размыкание контактов вы-
стартера, заедание муфты на шлицах вала
ключателя зажигания можно проверить омметром.
якоря или сердечника тягового реле,
Если напряжение на тяговом реле стартера
неисправность выключателя зажигания (не
исчезает при выключении зажигания, снимите и
размыкаются контакты выключателя зажи-
разберите стартер для проверки
енчатый вал проворачивается стартер
но двигатель не пускается
В баке нет топлива
По указателю уровня топлива и контрольной лампе
Аккумуляторная батарея разряжена
Коленчатый вал проворачивается стартером очень
Зарядите батарею; если она не заряжается
медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной
батареи при выыключенных потребителях ниже 12 В
Снижение емкости аккумуляторной батареи
Коленчатый вал проворачивается очень медленно.
Зарядите батарею малым током (не более 1
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи
А); если емкость все же недостаточна —
при выыключенных потребителях больше 12 В, но
при включении стартера падает до 6-8 В
Окисление клемм проводов на выводах
Коленчатый вал проворачивается стартером очень
Подтяните клеммы, зачистите контактные
аккумуляторной батареи, неплотная их
медленно. При включении стартера напряжение в
поверхности, смажьте их техническим
бортовой сети падает намного больше, чем на
выводах аккумуляторной батареи
Повышенное сопротивление вращению
Коленчатый вал проворачивается стартером очень
Используйте моторное масло в соот-
коленчатого вала двигателя: задиры на
ветствии с климатическими условиями
валах, вкладышах подшипников, деталях
Если стоит холодная погода, а накануне двигатель
При посторонних шумах в зоне блока или
цилиндропоршневой группы; деформация
работал устойчиво и без посторонних шумов,
головки блока цилиндров отремонтируйте
валов; застыло моторное масло; заклинен
скорее всего, причина повышенного сопротивления
генератор, насос охлаждающей жидкости,
вращению—застывшее масло. В этом случае
насос гидроусилителя рулевого управления
можно попробовать пустить двигатель с помощью
второй аккумуляторной батареи. После пуска не
допускайте работы двигателя на высоких оборотах
и следите за контрольной лампой давления масла:
при ее загорании на работающем двигателе
немедленно остановите его на 1-2 минуты, чтобы
загустевшее масло успело стечь в поддон
Если при пуске или работе двигателя слышны
Замените генератор, насос охлаждающей
посторонние шумы, проверьте свободное вращение
жидкости, насос гидроусилителя рулевого
шкивов насоса охлаждающей жидкости, генератора,
насоса гидроусилителя рулевого управления,
Перечень возможных неисправностей
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя
Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов
Устраните неисправность соединений, разъемов
Неисправность в системе зажигания
Выньте предохранитель топливного насоса. Поочередно снимите с каждой свечи зажигания наконечник высоковольтного провода и вставьте в него заведомо исправную свечу зажигания. Удерживая свечу за шестигранник корпуса пассатижами с изолированными рукоятками, обеспечьте надежный контакт бокового электрода свечи с «массой» двигателя. При этом помощник проворачивает стартером коленчатый вал двигателя. Между электродами свечи должна регулярно проскакивать искра. Если искра отсутствует, причиной этого могут быгть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (ЭБУ, катушки зажигания) или высокого напряжения (катушки зажигания, высоковольтные провода)
Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях
Высоковольтные провода подсоединены к катушкам зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод
Подсоедините провода в соответствии с маркировкой на катушках зажигания
Зазоры между электродами свечей не соответствуют норме
Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и искрообразова-ние между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого вала и распределительного вала выыпускных клапанов
Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Неисправны ЭБУ, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже — датчик температуры охлаждающей жидкости)
Проверьте, поступает ли +12 В на ЭБУ, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика При неисправном датчике температуры ЭБУ может неправильно рассчитать состав топливной смеси
Замените неисправные ЭБУ, датчики, провода
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
Неисправный регулятор замените
Перегорел предохранитель или неисправно реле системы управления
Проверьте предохранители и реле системы управления
Устраните причину перегорания предохранителя. Предохранитель или неисправное реле — замените
Перечень возможных неисправностей
Перегорел предохранитель топливного насоса, неисправны: цепь питания насоса, его реле или сам насос
При включении зажигания не слышен звук работы топливного насоса. Проверьте предохранитель. Омметром проверьте цепь питания топливного насоса. Напрямую подайте питание на выводы топливного насоса
Замените сгоревший предохранитель, зачистите контакты, обожмите наконечники проводов, замените неисправное реле, насос
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали
При проворачивании коленчатого вала стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином
Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки
Топливный насос не создает необходимого давления в системе
Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра топливного модуля
Очистите сетчатый фильтр топливного модуля. Неисправный топливный насос замените
Неисправны форсунки или цепи их электропитания
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод
Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер на впускном трубопроводе
Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя
Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов
Устраните неисправность соединений разъемов
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Много нагара на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами
Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних повреждений и искрообразования между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразо-вания в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода
Замените поврежденные катушки зажигания, высоковольтные провода (отсоединяя провод, тяните за его наконечник)
Перечень возможных неисправностей
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого вала и распределительного вала выыпускных клапанов
Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 12 бар (1,2 МПа)): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, гидрокомпенсаторов клапанов, залегание или поломка поршневых колец
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи зажигания. Отсоедините колодки жгутов проводов от катушек зажигания. Выньте предохранитель топливного насоса. Полностью нажмите педаль «газа» и, поочередно вставляя в свечные отверстия компрессо-метр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см 3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 бара (0,2 МПа), возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 12 бар (1,2 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, гидрокомпенсаторов клапанов
Замените неисправные гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Ремонт двигателя
Неисправны ЭБУ, его цепи, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки (перегорели обмотки или сильно загрязнены распылители)
Замените неисправные ЭБУ, датчик, провода, форсунки. Загрязненные форсунки можно промыгть на специальном стенде
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи
Замените регулятор заведомо исправным
Неисправный регулятор замените
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод
Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер впускного трубопровода
Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Неисправен регулятор давления топлива
Проверьте манометром давление в топливной системе (3,5 бар (350 кПа))
Замените неисправный регулятор
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи
Замените неисправный датчик и провода. Обеспечьте контакт цепей датчика
Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В этих условиях ЭБУ не регулирует работу двигателя на холостом ходу
Проверьте напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените дроссельный узел
Неисправен датчик концентрации кислорода
Горит лампа Оценить работу датчика можно тестером: целостность элемента подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами)
Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик замените
Износ кулачков распределительного вала
Осмотр после частичной разборки двигателя
Замените распределительный вал
Перечень возможных неисправностей
Неисправен датчик скорости
После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но вскоре обороты холостого хода стабилизируются
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
Низкие обороты холостого хода
Неисправный регулятор замените ;
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.)
Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
Неисправен регулятор давления топлива
Проверьте манометром давление в топливной системе (3,5 бар (350 кПа))
Земените неисправный регулятор
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод
Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер впускного трубопровода
Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Не полностью закрывается дроссельная заслонка
Высокие обороты холостого хода
На просвет видна щель между заслонкой и стенками корпуса дроссельной заслонки
Убедитесь, что привод дроссельной заслонки имеет свободный ход
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
Может гореть лампа Замените регулятор заведомо исправным
Неисправный регулятор замените
Неисправны датчик положения дроссельной заслонки, датчик абсолютного давления и температуры воздуха во впускном трубопроводе или их цепи
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
Повышенное давление в топливной магистрали из-за неисправности регулятора давления топлива
Проверьте манометром давление в топливной системе (3,5 бар (350 кПа))
Замените неисправный регулятор
Негерметичность форсунок (перелив)
Замените неисправные форсунки
Двигатель не развивает Ры
Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра
полной мощности и не обладает доста вки и провалы при движении автомоб
Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра
гточной приемистостью. иля
Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра
Повышенное сопротивление движению газов в выпускном тракте
Осмотрите систему выпуска на наличие помятых и поврежденных трубопроводов
Замените поврежденные элементы системы выпуска отработавших газов
Перечень возможных неисправностей Диагностика
Подсос постороннего воздуха во впускной
Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов,
Замените прокладки, детали с дефор-
штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время
мированными фланцами, неисправный
отключите вакуумный усилитель тормозов,
заглушив штуцер впускного трубопровода (осторожно: усилие на педали тормоза значительно возрастет!)
Неполное открытие дроссельной заслонки
Определяется визуально на остановленном
Отрегулируйте привод дроссельной
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на шкивах колен-
Установите правильное взаимное рас-
чатого вала и распределительного вала выыпускных клапанов
положение валов (по меткам)
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и
Замените неисправные пидрокомпенсаторы
(менее 12 бар (1,2 МПа)): износ или
выверните свечи зажигания. Отсоедините колодку
зазоров клапанов. Ремонт двигателя
повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, гидрокомпенсаторов зазоров клапанов, залегание или поломка поршневых колец
жгута проводов от катушек зажигания. Выньте предохранитель топливного насоса. Полностью нажмите на педаль «газа» и, поочередно вставляя в свечные отверстия компрессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см 3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 бара (0,2 МПа), возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 12 бар (1,2 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, пидрокомпенсаторов зазоров клапанов
Зазор между электродами свечей не
Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода ус-
тановите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на электродах свечей
Очистите свечи сжатым воздухом или
зажигания; попадание частиц нагара в
механическим способом (не повредите
зазор между электродами
изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних по-
вреждений и искрообразование между
электродами на вывернутой свече не
позволяют сделать вывод о ее ра-
нагарообразования в камере сгорания, при
необходимости замените свечи
Повреждение изоляции высоковольтных
Омметром проверьте на обрыв или «пробой»
Замените поврежденные катушки за-
В баке недостаточно топлива
(замыкание на «массу») обмотки катушек зажигания, высоковольтные провода
По указателю и контрольной лампе уровня топлива
жигания, высоковольтные провода (отсоединяя провод, тяните за его наконечник)
Перечень возможных неисправностей
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в
Проверьте давление в топливной системе (3,5
Замените топливный фильтр. Зимой
системе питания, пережаты шланги,
поместите автомобиль в теплый гараж,
деформированы топливные магистрали
продуйте (шинным насосом) топ-
ливопроводы!. Замените дефектные
Топливный насос не создает необходимого
Проверьте давление на выходе топливного насоса
Очистите сетчатый фильтр топливного
давления в системе
(не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте
модуля. Топливный насос, не обеспечи-
сетчатого фильтра топливного модуля
вающий нужного давления в системе,
Плохой контакт в цепи питания топливного
Зачистите контакты, обожмите клеммы,
насоса (в т.ч. провода «массы») или
замените неисправное реле, провода
неисправно его реле
Неисправны форсунки или их цепи
Замените неисправные форсунки,
форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого
обеспечьте контакт в электрических цепях
Неисправен датчик положения коленчатого
Восстановите контакт в электрических
или замените его заведомо исправным. Очистите
цепях, замените неисправный датчик
от металлических частиц стержень датчика,
проверьте зазор между ним и зубьями задающего
диска коленчатого вала (0,5-1,5 мм)
Неисправен датчик температуры охла-
Восстановите контакт в электрических
ждающей жидкости или его цепи
сопротивление датчика при различной температуре
цепях, замените неисправный датчик
Заедание дроссельной заслонки или ее
Проверьте напряжение сигнала датчика положения
Отрегулируйте привод, положение
привода. В этих условиях ЭБУ не регулирует
дроссельной заслонки. Замените дрос-
работу двигателя на холостом ходу
Неисправен один или оба датчика кон-
Восстановите поврежденные электроцепи.
можно тестером: целостность элемента подогрева
Неисправный датчик замените
проверяется омметром, выходное напряжение —
вольтметром (подключать вольтметр следует не
разрывая цепь, например, проткнув провода
Неисправен ЭБУ или его цепи
Замените неисправный ЭБУ
замените его заведомо исправным
Неисправен регулятор давления топлива
Проверьте манометром давление в топливной
Замените неисправный регулятор
системе (3,5 бар (350 кПа))
Сильный износ кулачков одного или обоих
Осмотр после частичной разборки двигателя
Замените изношенный распредели-
Осадка или поломка клапанных пружин
Осмотр при разборке двигателя
Неисправны датчик положения дрос-
При неисправности датчиков или их цепей горит
Восстановите контакт в электрических
сельной заслонки, датчик абсолютного
цепях, замените неисправный датчик
давления и температуры воздуха во
положения дроссельной заслонки или его цепи
впускном трубопроводе или их цепи
полностью прогретый двигатель работает
Перечень возможных неисправностей
неустойчиво и автомобиль лишь с трудом способен передвигаться на небольшое расстояние. Выход из строя датчика абсолютного давления и температуры воздуха во впускном трубопроводе или его цепей на ездовых характеристиках автомобиля практически не отражается.
Гидрокомпенсаторы зазоров впускных клапанов неработоспособны
Хлопки во впускном трубопроводе
Осмотр при разборке двигателя
Велико давление масла (заклинен редукционный клапан масляного насоса), из-за чего гидрокомпенсаторы зазоров клапанов не позволяют клапанам закрыться под действием пружин
Давление можно измерить подключением манометра к масляной магистрали, вывернув датчик давления масла. При любых оборотах двигателя давление не должно быгть выше 5 бар (0,5 МПа)
Отремонтируйте масляный насос
Впускные клапаны заедают во втулках: смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин
Осмотр при разборке двигателя
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого вала и распределительного вала выыпускных клапанов
Установите правильное взаимное положение валов (по меткам)
Гидрокомпенсаторы выыпускных клапанов неработоспособны
Выстрелы в глушителе
Осмотр при разборке двигателя
Велико давление масла (заклинен редукционный клапан масляного насоса), из-за чего гидрокомпенсаторы зазоров клапанов не позволяют клапанам закрыться под действием пружин
Давление можно измерить подключением манометра к масляной магистрали, вывернув датчик давления масла. При любых оборотах двигателя давление не должно быгть выше 5 бар (0,5 МПа)
Отремонтируйте масляный насос
Клапаны заедают во втулках: смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин
Осмотр при разборке двигателя
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого вала и распределительного вала выыпускных клапанов
Установите правильное взаимное положение валов (по меткам)
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода
Свечи проверяются на специальном стенде «СТО>. Отсутствие внешних повреждений и искрообразования между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в ис-крообразовании
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода
Замените неисправные катушки зажигания, поврежденные высоковольтные провода (отсоединяя провод, тяните
Перечень возможных неисправностей
за его наконечник). В тяжелых условиях
эксплуатации желательно заменять
провода раз в 3-5 лет
Повышенный расход топлива
Засорен фильтрующий элемент воздушного
Проверьте состояние фильтрующего элемента
Продуйте или замените фильтрующий
элемент воздушного фильтра
Негерметичность системы питания
Запах бензина, потеки топлива
Подтяните резьбовые соединения. Проверьте посадку штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по
трещинам в изоляторе или по нагару на
Отсутствие внешних повреждений и
тепловом конусе, плохой контакт
искрообразования между электродами на
вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности
Неисправность привода дроссельной
Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе
Замените неисправные детали, трос
(свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали
смажьте моторным маслом
Неисправен регулятор холостого хода или
Замените неисправный регулятор
Не полностью закрывается дроссельная
На просвет видна щель между дроссельной за-
Повышенное давление в топливной
слонкой и стенками корпуса
Проверьте манометром давление в топливной
Замените дроссельный узел
магистрали из-за неисправности регулятора
системе (3,5 бар (350 кПа))
Замените неисправный регулятор
Негерметичность форсунок (перелив)
Замените неисправные форсунки
Неисправен датчик температуры охла-
Восстановите контакт в электрических
ждающей жидкости или его цепи
сопротивление датчика при различной температуре
цепях, замените неисправный датчик
Неисправен один или оба датчика кон-
Восстановите поврежденные электроцепи.
можно тестером: целостность элемента подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами)
Замените неисправный датчик
Неисправен ЭБУ или его цепи
Для проверки замените ЭБУ заведомо исправным
Замените неисправный ЭБУ, восстановите поврежденные электроцепи
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и
Замените неисправные гидрокомпен-
(менее 12 бар (1,2 МПа): износ или
выверните свечи зажигания. Отсоедините колодки
саторы зазоров клапанов. Ремонт дви-
повреждение клапанов, их направляющих
жгутов проводов от катушек зажигания. Выньте
втулок и седел, гидрокомпенсаторов
предохранитель топливного насоса. Полностью
зазоров клапанов, залегание или поломка
нажмите педаль «газа» и, поочередно вставляя в
свечные отверстия ком-
Перечень возможных неисправностей
прессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см 3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 бара (0,2 МПа), возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 12 бар (1,2 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, гидрокомпенсаторов зазоров клапанов
Неисправны датчик положения дрос-
При неисправности датчиков или их цепей горит
Восстановите контакт в электрических
сельной заслонки, датчик абсолютного
цепях, замените неисправный датчик
давления и температуры воздуха во
положения дроссельной заслонки или его цепи
впускном трубопроводе или их цепи
полностью прогретый двигатель работает неустойчиво и автомобиль лишь с трудом способен передвигаться на небольшое расстояние. Выход из строя датчика абсолютного давления и температуры воздуха во впускном трубопроводе или его цепей на ездовых характеристиках автомобиля практически не отражается
Негерметичность системы выпуска (на
Замените дефектную прокладку, под-
участке катколлектор — промежуточная
тяните резьбовые соединения
Течь масла через: сальники коленчатого и распределительного валов; прокладки поддона картера, головки блока цилиндров, корпуса масляного насоса; датчик давления масла; уплотни-тельное кольцо масляного фильтра
Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега)
Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки
Подтяните элементы крепления головки блока цилиндров, крышки привода газораспределительного механизма, поддона картера, замените изношенные сальники и прокладки
Износ, потеря упругости маслоотража-тельных колпачков (сальников клапанов). Износ стержней клапанов, направляющих втулок
Замените изношенные детали
Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, цилиндров
Осмотр после разборки двигателя
Замените кольца; очистите канавки в поршнях, замените изношенные поршни. Расточите и отхонингуйте цилиндры
Применение масла несоответствующей вязкости
Износ, потеря упругости маслоотража-тельных колпачков (сальников клапанов). Износ стержней клапанов, направляющих втулок
Замените изношенные детали
Засорена система вентиляции картера
Прочистите систему вентиляции
Перечень возможных неисправностей
Детонация (металлические стуки высокого тона,
возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой,
особенно на низких оборотах — разгон «внатяг» и т.п., —
и исчезающие при снижении нагрузки)
Недопустимо низкое октановое число
Заправляйте автомобиль топливом,
По указателю температуры охлаждающей
Устраните причину перегрева (см. ниже
Много нагара в камере сгорания, на днищах
Осмотр после снятия головки блока цилиндров
Устраните причину нагарообразования (см.
поршней, тарелках клапанов
«Повышенный расход топлива»,
«Повышенный расход масла»). Приме-
няйте масла рекомендованной вязкости и,
по возможности, с низкой зольностью
Используются свечи с несоответствующим
Используйте свечи, рекомендованные
Недостаточное давление масла
(горит контрольная лампа)
Мало масла в двигателе
По указателю уровня масла
Применение масла несоответствующей
Засорение сетки маслоприемника
Неисправен масляный фильтр
Замените фильтр заведомо исправным
Замените неисправный фильтр
Перекос, засорение редукционного клапана
Очистите клапан. Замените неисправный
масляного насоса или ослабление пружины
Определяется промером деталей после снятия
Износ шестерен масляного насоса
Чрезмерный зазор между вкладышами
Определяется промером деталей после разборки
Замените изношенные вкладыши. При
подшипников и шейками коленчатого вала
необходимости замените или отре-
монтируйте коленчатый вал
Неисправен датчик давления масла
Проверка с помощью манометра и омметра (при
давлении ниже 0,7 бар (70 кПа) контакт датчика
замыкается на «массу» — включается контрольная
лампа на панели приборов, при давлении выше 0,7
бар (70 кПа) контакт размыкается)
перегревается (стрелка указателя темп
охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы)
Неисправен датчик или указатель тем-
Проверьте указатель и датчик тестером
Неисправные датчик, указатель—замените
Перечень возможных неисправностей
См. «Замена термостата» в главе «Система ох-
Замените неисправный термостат
Недостаточное количество охлаждающей
Уровень жидкости ниже метки «MIN» на рас-
Устраните утечки. Долейте охлаждающую
Слабо натянут или оборван ремень
Может гореть лампа заряда аккумуляторной
Подтяните или замените ремень
Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством
для удаления накипи. Не используйте
жесткую воду в системе охлаждения.
Концентрированный антифриз разводите
только дистиллированной водой
Загрязнены! ячейки радиатора
Промойте радиатор струей воды! под
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Снимите насос и осмотрите узел
Замените насос в сборе
Не включается электровентилятор системы
Если не включается вентилятор — неисправны его
Восстановите контакт в электрических
реле, электродвигатель или цепь питания.
цепях. Неисправные предохранитель, реле,
Недопустимо низкое октановое число
Исправность электродвигателя можно проверить,
электродвигатель, блок управления, датчик
подав 12 В непосредственно на его контакты. Если
Много нагара в камере сгорания, на днищах
электродвигатель работает, проверьте, подается ли
Заправляйте автомобиль топливом,
поршней, тарелках клапанов
питание на обмотку реле и поступает ли
управляющий сигнал с ЭБУ. Если да, то
Устраните причину нагарообразова-ния (см.
неисправны реле, предохранитель, электрические
«Повышенный расход топлива»,
цепи, иначе — ЭБУ или датчик температуры
«Повышенный расход масла»).
Применяйте масло рекомендованной
Осмотр после снятия головки блока цилиндров
вязкости и, по возможности, с низкой
Прорыв отработавших газов в систему
В расширительном бачке ощущается запах от-
Замените прокладку головки блока
охлаждения через поврежденную прокладку
работавших газов и всплывают пузырьки
цилиндров. Проверьте неплоскост-ность
головки блока цилиндров
головки блока цилиндров
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения
двигателя (даже на холодном двигателе)
Обрыв в датчике температуры охлаж-
Замените неисправный датчик
дающей жидкости или его цепи
Не размыкаются контакты реле включения
Замените неисправное реле
Перечень возможных неисправностей
Неисправен ЭБУ или его цепи
Проверьте ЭБУ или замените заведомо исправным
Замените неисправный ЭБУ
пь долго прогревается до рабочей тем
См. «Замена термостата» в главе «Система охлаждения»
Замените неисправный термостат
Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади
Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках
адение уровня охлаждающей жидкост расширительном бачке
Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением 1 бар (0,1 МПа)
Замените поврежденные детали
Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Замените насос в сборе
Повреждена прокладка головки блока
На указателе уровня масла эмульсия с белесым
Поврежденные детали замените. Не
цилиндров. Дефект блока или головки блока
оттенком. Возможно появление обильного белого
используйте воду в системе охлаждения,
дыма из глушителя и масляных пятен на
заливайте охлаждающую жидкость,
поверхности охлаждающей жидкости (в
соответствующую климатическим условиям
расширительном бачке). Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Гидрокомпенсаторы зазоров клапанов неработоспособны: зазоры между кулачками и рычагами слишком велики
Посторонние шумы и стуки в двигател
Стук клапанов прослушивается в зоне крышки головки блока цилиндров
Осадка или поломка клапанных пружин
Осмотр при разборке двигателя
Изношен зубчатый ремень газораспределительного механизма. Неисправен натяжной или опорный ролик привода газораспределительного механизма
Замените ремень. Замените неисправный натяжной или опорный ролик привода
Стук коленчатого и распределительных валов, шатунных и коренных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках генератора, насосов охлаждающей жидкости и гидроусилителя рулевого управления
Ремонт деталей или замена
Потеряли упругость или разрушились одна или несколько опор силового агрегата
Перечень возможных неисправностей
Низкое давление в масляной магистрали
Проверьте давление в системе смазки. Давление можно измерить подключением манометра к масляной магистрали, вывернув датчик давления масла
Устраните неисправности в системе смазки
Неравномерность компрессии по цилиндрам более 2 бар (0,2 МПа): износ или повреждение клапанов, седел, пидрокомпенсаторов зазоров клапанов; износ, залегание или поломка поршневых колец
Сильная вибрация двигателя
Компрессометром измеряем компрессию в цилиндрах двигателя, прогретого до рабочей температуры, проворачивая стартером коленчатый вал при полностью нажатой педали «газа» (компрессия должна быгть не менее 12 бар (1,2 МПа))
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в ис-
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» обмотки катушки зажигания и высоковольтные провода
Замените неисправные катушки зажигания, поврежденные высоковольтные провода (отсоединяя провод, держитесь за его наконечник). При тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет
Высоковольтные провода подсоединены к катушкам зажигания в неправильном порядке; отсоединился один или несколько проводов
Подсоедините провода в соответствии с маркировкой на катушках зажигания
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и искрообразова-ния между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности
Замените дефектные свечи
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами
Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя
Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразо-вания в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Обрыв или замыкание в обмотках форсунок или их цепях
Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители
Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. «Система питания»)
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
Неисправный регулятор замените
Перечень возможных неисправностей
Ослабло крепление опор силового агрегата
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители
овышенное содержание вредных веще в отработавших газах
Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. «Система питания»)
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в ис-крообразовании
Для проверки высоковольтных проводов и катушек зажигания замените их заведомо исправными
Замените неисправные катушки зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и искрообразова-ния между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности
Замените дефектные свечи
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи
Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре. При обрыве в цепи или датчике горит лампа и непрерывно работает электровентилятор системы! охлаждения
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправны датчик положения дроссельной заслонки, датчик абсолютного давления и температуры воздуха во впускном трубопроводе или их цепи
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
Неисправен один или оба датчика концентрации кислорода
Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик (датчики) замените
Негерметичность системы выпуска (на участке катколлектор — промежуточная труба
Замените дефектную прокладку кат-коллектора, подтяните резьбовые соединения
Неисправен ЭБУ или его цепи
Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
Неисправны ЭБУ, его цепи, датчики, форсунки. Неисправность может быть временной — тогда лампа может погаснуть сама, без какого-либо вмешательства
Отсоединяли (возможно, для проверки) отдельные датчики, форсунки, после чего включали зажигание (пускали двигатель). При этом в память компьютера записывается соответствующий код неисправности, который не стирается даже после восстановления электрических соединений
Проверьте, поступает ли +12 В на ЭБУ (см. схему в «Приложениях»), для проверки ЭБУ замените его заведомо исправным
Осмотр, проверка манометром давления в топливной системе (не более 3,5 бар (350 кПа)) на холостом ходу
Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т. п.)
1 ампа горит при работе двигател
См. предыдущие разделы «Диагностики неисправностей». Полная диагностика системы управления проводится с помощью специализированного оборудования
Замените неисправный ЭБУ Замените неисправный регулятор
Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
При выходе из строя большинства датчиков (кроме датчика положения коленчатого вала) можно доехать до места ремонта своим ходом. Неисправные ЭБУ, датчики, форсунки, провода—замените
Снимите не менее чем на 10 с клемму «минусового» провода с вывода аккумуляторной батареи. При этом все коды неисправностей стираются из памяти ЭБУ
Источник