Неисправности двигателя смд 18

Корпусные детали дизельных двигателей СМД-23-24-31

СМД-18

Именно технические характеристики двигателя СМД-18 сделали его одним из самых востребованных вариантов. Однако, прежде, чем изучить их, следует более подробно ознакомиться с данным агрегатом. Впервые он начал массово выпускаться на Харьковском заводе в 1958 году и пользовался столь высоким спросом, что его производство было приостановлено лишь к 2000 году из-за наличия более совершенных аналогов.

Существует сразу несколько популярных силовых агрегатов этой марки, поскольку его конструкция периодически дорабатывалась и обновлялась:

Несмотря на то, что массовый выпуск подобного рода моторов был полностью прекращен, благодаря отличным рабочим показателям они сохраняют свою актуальность и способны конкурировать со многими современными аналогами.

Мотор СМД

Двигатель СМД-18

Описание двигателя

Прежде чем выяснить, как часто должна выполняться регулировка зажигания СМД 18, необходимо более подробно ознакомиться с особенностями данного двигателя. Он представляет собой существенно доработанную версию СМД 14, которая стала основой для целого поколения силовых агрегатов, выпускаемых этим концерном.

Среди характерных преимуществ оборудования 18-ой серии необходимо отметить следующие особенности:

Самым современным вариантом представляется модификация 18Н, оснащенная ТНВД Моторпал, который производился на момент сборки в Чехии, что позволило значительно продлить срок службы устройства. Упоминания заслуживает поршневая группа, которая отличается износостойкостью и надежностью.

Устройство СМД-18

Желая выяснить, сколько весит подобного рода двигатель, необходимо ознакомиться с его устройством. Оно предусматривает сразу несколько отличий от предшественников, за счет которых обладает более продвинутыми рабочими показателями и применяется во многих транспортных средствах до сих пор. Среди них упоминания заслуживает:

Если изучить каталог запчастей для подобной модели двигателя, можно отметить, что большинство позиций отличается низкой стоимостью. Это позволяет значительно сократить затраты на ремонт, поскольку водитель может приобрести шатун или коленвал, после чего выполнить его установку самостоятельно.

Важным элементом конструкции представляется пусковой двигатель П-10Уд, который оснащен редуктором РП1.000М. Он отличается высокой стабильностью работы и позволяет даже в условиях низких температур эффективно запускать этот дизельный мотор.

Харьковский завод

Двигатели изготавливали на

Особого упоминания заслуживает система фильтрации двигателя, поскольку она отличается отсутствием необходимости демонтажа мотора и его разбора для последующей очистки элементов. Это позволяет сделать обслуживание агрегата крайне простым и удобным. Важно упомянуть длительный срок службы данных моторов, поскольку они сравнительно редко требуют ремонта или замены отдельных элементов, несмотря на внушительный пробег.

Двигатели СМД

Двигатели СМД имеют несколько модификаций, самыми популярными из которых являются СМД-14, СМД- 21 и 22 и СМД-60. Такие двигатели применяют в сельскохозяйственном машиностроении. Их, чаще всего, ставят на трактора и комбайны таких марок как «Нива», «Колос», «Енисей», «Славутич» и другие. Также двигатели СМД иногда устанавливают на технические средства, которые принимают участие в дорожных работах, например, автогрейдеры, экскаваторы и на погрузчики.

Группа этих двигателей включает в себя четырёхцилиндровые, шестицилиндровые и шестицилиндровые V – образные.

Одним из самых главных преимуществ двигателей СМД является их экономичность. Также в качестве плюсов можно назвать сравнительно маленькие размеры и вес. Мощность такого двигателя можно менять по желанию, что тоже является очень удобной функцией.

Такие двигатели просты в обслуживании. Для того, чтобы промыть фильтр, не нужно разбирать всю конструкцию.

Мощность таких двигателей колеблется от 60 до 200 киловатт. Все модификации имеют различную мощность и различное число оборотов вала. Достаточно сильным является популярный среди сельских механизаторов двигатель СМД-31. Самым маломощным можно считать старый двигатель СМД-14. Их, кроме лёгких тракторов устанавливают на небольшие катера и моторные лодки.

Для примера рассмотрим дизельный двигатель СМД-60. Он имеет шесть цилиндров, которые располагаются под углом в 90 градусов в 2 ряда, один за другим со смещением на тридцать шесть мм. Это сделано для того, чтобы можно было установить 2 шатуна противоположных цилиндров на одной шейке коленчатого вала. Цилиндры составляют единый блок с верхней частью картера.

В заднем сегменте находится насос (НД-22/6Б4). Привод идёт от системы газораспределения. Турбокомпрессор располагается в развале цилиндров, там же находятся и выпускные коллекторы. Преимуществом таких двигателей является полнопоточная центрифуга, которая занимается фильтрацией масла. Двигатель имеет центробежный насос, который находится на крышке картера спереди. От него идёт клиноременной привод к шкиву, который находится на носке коленчатого вала.

В воздухоочистителе имеется автоматическое очищение пылесборников. Такой воздухоочиститель называется циклонным.

Для запуска применяется одноступенчатый редуктор. Для холодного времени года предусмотрен предпусковой подогреватель. Двигатель имеет генератор переменного тока.

Приобрести двигатель СМД можно очень дёшево. Их цена несравнима с импортными двигателями подобного класса или даже двигателями российского или белорусского производства. Дёшево будут стоить и запасные части, если понадобится ремонт.

Не стоит бояться того, что вы не найдёте нужных комплектующих, так как эти двигатели уже не производятся. В прошлые годы их выпускали так много, что сейчас все запасные части имеются в огромных количествах. А коленчатый вал к двигателю СМД модификации 18, 19, 20 можно купить и производства завода ЛЗКВ, который продолжает и сейчас выпуск этой продукции.

Двигатели СМД

Вернуться к статьям

Технические характеристики двигателя

Рабочие характеристики являются одним из факторов, благодаря которым этот двигатель до сих пор не утратил своего значения. 18-ая версия значительно улучшена по сравнению с предыдущими, поскольку в ней внедрено сразу несколько новых для концерна технологий. К числу наиболее значимых технических характеристик можно отнести:

Мотор отличается скромными габаритами, что значительно упрощает самостоятельный ремонт агрегата и делает возможным его выполнение без дополнительного оборудования, при условии наличия незначительных неисправностей

Техобслуживание и ремонт двигателя СМД-18

Моторы этого производителя отличаются длительным сроком службы и сравнительно редко требуют ремонта. Как правило, большинство проблем связано с износом комплектующих, что обусловлено датой выпуска агрегатов. Если было приобретено б/у-устройство, рекомендуется выполнить капитальный ремонт с полной заменой расходников и изношенных комплектующих.

После этого должна быть выполнена регулировка клапанов, системы зажигания и других узлов конструкции. Крайне важно по мере необходимости очищать топливный, масляный фильтры, поскольку сделать это можно без демонтажа агрегата, его разбора. При поломке турбины потребуется помощь квалифицированного специалиста либо её замена на аналогичную.

Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения

Какой уход необходим за системой смазки двигателя СМД-14НГ?

Уход за системой питания двигателя Д-144

Какой уход необходим за системой смазки двигателя СМД-14НГ?

Уход за системой смазки двигателя заключается в систематическом наблюдении за температурой и давлением масла, регулярной проверке количества и поддержания необходимого уровня масла в картере, промывке масляного фильтра и своевременной замене масла. Температура масла работающего двигателя должна поддерживаться в пределах 80— 95 °С.

Читайте также:  Причины нет динамики двигателя

При температуре окружающего воздуха выше 5 °С следует работать с включенным масляным радиатором. Температуру масла в определенных пределах можно регулировать при помощи шторки радиатора, управляемой из кабины трактора. При низкой температуре окружающего воздуха радиатор нужно отключить, повернуть переключатель радиатора в положение, соответствующее зимней эксплуатации.

Давление масла в системе смазки при нормальной температуре масла и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть 0,3—0,5 МПа (3—5 кгс/см2), на минимальной частоте вращения холостого хода давление масла — не ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Если давление масла ниже нормальной величины, двигатель нужно остановить и устранить причины, вызывающие пониженное давление масла.

Проверять уровень масла в картере двигателя нужно ежесменно на неработающем двигателе перед запуском или спустя 20 мин после остановки.

Имеющееся в картере двигателя масло должно находиться на уровне верхней метки маслоизмерительного стержня.

Если масло будет залито выше верхнего уровня, то это может привести к повышенному угару масла, нагарообразованию и закоксовыванию поршневых колец.

При недостаточном же количестве масла в картере ухудшается смазка и охлаждение трущихся поверхностей, что может привести к повышенному износу деталей и аварии двигателя.

При работе двигателя смазочные свойства масла ухудшаются, масло окисляется под действием высоких температур и загрязняется металлическими включениями, нагаром и пылью.

Масло в картере двигателя заменяют через 240 ч работы двигателя при техническом обслуживании №2.

Сливать масло из картера следует сразу же после остановки двигателя, пока оно еще горячее и механические примеси, находящиеся в нем во взвешанном состоянии, могут быть удалены вместе с грязным маслом.

Если масло сильно загрязнено, следует промыть поддон картера дизельным топливом. Поддон промывают обычно при техническом обслуживании №3.

Для промывки фильтра необходимо снять колпак, отвернуть гайку крепления верхнего упора ротора, снять ротор и крышку ротора вместе с гайкой крепления крышки. Детали фильтра промыть в дизельном топливе. Отложения во внутренней полости крышки ротора очистить деревянным скребком. При сборке ротора уплотнительное резиновое кольцо смазать универсальной смазкой, затянуть гайку с усилием, соответствующим моменту 20—40 Н-м (2—4 кгс-м).

Паз на крышке ротора должен совпадать со штифтом остова.

Собранный и установленный на ось ротор должен при этом легко и свободно вращаться от руки без заеданий.

После техобслуживания и сборки центрифугу проверяют на двигателе. После остановки работающего двигателя ротор центрифуги должен вращаться по инерции не менее 40 с. Если время вращения ротора меньше указанного, следует проверить состояние уплотнптельных прокладок, состояние шеек оси и опорных поверхностей остова, ротора, засоренность сопел форсунок. Обнаруженные неисправности устранить.

Рекламные предложения:

Читать далее: Уход за системой питания двигателя Д-144

атегория: — Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения

Источник

Двигатель серии СМД: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель СМД – дизельный мотор, хорошо знакомый работникам машинно-тракторных станций (МТС), широко распространенных во времена существования СССР. Выпуск этих моторов был освоен в 1958 году на харьковском заводе «Серп и Молот» (1881). Серийное производство семейства двигателей СМД, предназначенных для агрегатирования различных видов сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны и пр.) было прекращено в связи с прекращением деятельности предприятия (2003).

В линейку этих силовых агрегатов входят:

При этом любой мотор СМД обладает очень высокой надежностью. Она заложена в оригинальных конструкторских решениях, которые даже по современным меркам обеспечивают достаточный запас эксплуатационной прочности этих моторов.

В настоящее время силовые агрегаты типа СМД выпускаются на Белгородском моторном заводе (БМЗ).

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Раб. объем цилиндров, л 9.15
Мощность, л. с. 160
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу) 2000/800/2180
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 115
Степень сжатия 15
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Система питания Непосредственный впрыск топлива
Вид топлива/марка Дизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность) 175/182
Тип турбокомпрессора ТКР-11Н-1
Система пуска Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б
Топливо пускового двигателя Смесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Тип моторного масла М-10Г, М-10В, М-112В
Количество моторного масла, л 18
Система охлаждения Водяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Моторесурс, час 10000
Вес, кг 950. 1100

Силовой агрегат устанавливался на тракторы Т-150, Т-153, Т-157.

Описание

Дизельные 6-ти цилиндровые V-образные двигатели СМД представлены рядом моделей СМД-60…СМД-65 и более мощными СМД-72 и СМД-73. У всех этих моторов ход поршня меньше, чем диаметр цилиндра (коротходовый вариант).

При этом в моторах:

Перегородки между смежными цилиндрами вместе с торцевыми стенками блок-картера придают конструкции необходимую жесткость. В каждом блоке цилиндров имеются специальные расточки цилиндрической формы, в которые устанавливаются гильзы цилиндров, изготовленные из титано-медистого чугуна.

Компоновка всех узлов мотора учитывает все преимущества, которые дает V-образное расположение цилиндров. Размещение цилиндров под углом 90° позволило разместить в развале между ними турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Кроме того, за счет смещения рядов цилиндров на 36 мм относительно друг друга позволило установить по два шатуна противоположных цилиндров на одной шатунной шейке коленчатого вала.

Компоновка деталей газораспределительного механизма отличается от общепринятой. Его распределительный вал является общим для двух рядов цилиндров и расположен по центру блок-картера. Со стороны маховика на его конце установлен блок шестерен, который включает в себя шестерни привода газораспределительного механизма и топливного насоса.

В процессе работы мотор обеспечивает грубую и тонкую очистку дизельного топлива. Моторное масло очищается полнопоточной центрифугой.

Охлаждается силовой агрегат водой. В зимнее время допускается использование антифриза. Циркуляция жидкости в замкнутой системе охлаждения осуществляется благодаря центробежному водяному насосу. Участвуют в процессе охлаждения также шестирядный трубчато-пластинчатый радиатор и шестилопастный электровентилятор.

Система охлаждения двигателя СМД 60 обеспечивает и термосифонную циркуляцию охладителя внутри водяной рубашки пускового двигателя. Однако она способна обеспечить охлаждение последнего только в течение непродолжительного времени. Во избежание перегрева время работы пускового двигателя на холостых оборотах не должно превышать 3 минут.

Техническое обслуживание

Техобслуживание двигателя СМД 60 сводится к постоянному наблюдению за процессом его работы и регулярному проведению регламентных работ, оговоренных в инструкции по его эксплуатации. Только при выполнении этих условий изготовителем гарантируется:

Виды техобслуживания (ТО) определяются сроками их проведения в зависимости от количества отработанных моточасов:

Перечень работ, которые должны проводиться по каждому виду техобслуживания, приведены в инструкции по эксплуатации двигателя. При этом работы, требующие разборки силового агрегата, необходимо проводить только в закрытых помещениях.

Неисправности

Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.

НЕИСПРАВНОСТЬ МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу. 1. Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах.
2. Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора.
3. Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора.
Выброс автомасла через картер маховика. 1. Разрушен самоподжимной сальник.
2. Срезано уплотнительное кольцо редуктора.
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм. 1. Проворачивается втулка распределительного вала.
2. Засорение масляных каналов головки цилиндров.
3. Ослабление крепления шестерни распределительного вала.
Посторонние стуки в двигателе:
1. Звонкий резкий стук. Сломана форсунка.
2. Детонирующий стук. Нарушен угол впрыска.
3. Неясно выраженный стук. Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала.

Тюнинг

Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

Источник

СМД-18: технические характеристики

Двигатель СМД-18: технические характеристики

Старинный советский дизель СМД-18 представляет собой четырёхтактный четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива и, в модификации СМД-18Н – с турбонаддувом. Эта рядная «четвёрка» харьковского завода «Серп и молот» была создана еще в 1950-х годах, однако продержалась в серийном производстве до второй половины 1990-х, а в применении – и до 2010-х. Потому что это простой, надёжный, исключительно выносливый и неприхотливый двигатель.

Дизельными двигателями СМД-18 и СМД-18Н комплектовали трактора сельскохозяйственные (например, ДТ-75) и трелёвочные (лесохозяйственные, напрмер, ТДТ-55), комбайны (например, СК-5 «Нива») и экскаваторы. В советские время эти моторы были выпущены в огромном количестве, поэтому даже несмотря на многолетнее отсутствие их завода-изготовителя, проблем с запасными частями или ремонтным фондом не возникает.

Устройство дизеля СМД-18

Главными составными частями дизельного мотора СМД-18 являются блок-картер; головка цилиндров; кривошипно-шатунный механизм; механизм газораспределения; системы: питания, смазки, охлаждения, пуска; агрегаты электрооборудования.

Принципом действия дизельного двигателя является преобразование тепловой энергии газов, образующихся при сгорании дизтоплива, в механическую работу.

Блок-картер и головка цилиндров

Блок-картер – это самая основная корпусная деталь дизеля СМД-18. В нём размещаются детали механизмов кривошипно-шатунного и газораспределительного. Блок-картер – это отливка из чугуна, у которой формирует блок цилиндров, а нижняя – верх картера коленвала.

В вертикальные расточки верхней части блок-картера вмонтированы гильзы цилиндров. В полости между стенками блок-картера и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. В поперечные перегородки нижней части блок-картера интегрированы расточки-постели – в них установлены коренные подшипники коленвала. Вкладыши коренных подшипников сделаны из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом.

Блок-картер и головка цилиндров

На боковых поверхностях блок-картера есть несколько обработанных привалочных поверхностей для монтажа узлов и агрегатов систем питания, смазки и охлаждения. К передней стенке блок-картера прикреплены картер и крышка 3 картера распределительных шестерён. К крышке картера шестерён крепится разъёмная передняя опора. К задней стенке блок-картера прикреплён картер маховика. У картера маховика имеется особый прилив с обработанной площадкой и фланцем для монтажа пускового мотора и редуктора.

Каждый цикл проходит в ходе 2-х оборотов коленвала, включая в себя четыре такта: впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Рабочий ход поршней в цилиндрах следует в таком порядке работы цилиндров: 1-3-4-2.

Гильзы цилиндров – «мокрые», изготовленные из специального чугуна. Уплотнение гильз по нижнему бурту выполнено в виде 2-х колец из резины.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленвала. Основные детали данного механизма – это поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленвал и маховик.

Поршни выполнены из алюминиевого сплава, снабжены тремя канавками для поршневых колец – 2-х компрессионных и 1-го маслосъёмного.

Поршневые пальцы являются полыми, изготовлеными из хромоникелевой стали. Наружная поверхность их – цементированная и полированная.

Шатуны являются штампованными, стальными. Стержень шатуна в поперечном сечении – двутавровой формы. В верхней головке шатуна выполнена биметаллическая втулка. Для смазывания поршневого пальца в верхней головке имеются 3 отверстия. Головка нижняя у шатуна разъёмная.

Вкладыши шатунные – тонкостенные, сталеалюминиевые, со сплавом антифрикционным. Они покрыты, для наилучшей приработки, приработочным слоем. Вкладыши верхний и нижний взаимозаменяемы.

Кривошипно-шатунный механизм

Коленвал – литой из чугуна, с увеличенными противовесами, имеющий 4 шатунных и 5 коренных шеек. Для коренных подшипников применяются вкладыши тонкостенные, с антифрикционным сплавом.

На заднем конце коленвала к фланцу 6-ю болтами прикреплен маховик. Маховик обеспечивает равномерное вращение коленвала, вывода поршней из мёртвых точек, облегчает пуск двигателя. Для минимизирования вибраций коленвал и маховик обязательно балансируют.

Механизм газораспределения

Газораспределительный механизм обеспечивает впуск воздуха в цилиндры и вывода из них продуктов сгорания дизтоплива. Данный механизм оборудован подвесной системой клапанов в составе: распредвал, клапаны впускные и выпускные, детали их установки и привода: направляющие втулки, пружины, тарелки с сухариками, толкатели, штанги, стойки, коромысла, оси и регулировочные винты с гайками.

Распредвал (трёхопорный) выполнен из стали. Его опорные шейки имеют различные диаметры. Наибольший диаметр – у передней шейки. Распредвал вращается от коленвала через шестерни распределения, расположенные в специальном картере в передней части блока.

Топливная система двигателя

Система питания предназначается для очистки и подачи в цилиндры мотора распылённого дизтоплива в количествах, в соответствии с текущим режимом его работы.

В её состав входят: топливный насос с регулятором, топливоподкачивающая помпа с насосом ручной подкачки, форсунки, фильтры грубой и тонкой очистки солярки, топливопроводы низкого и высокого давления, бак для дизтоплива.

Кривошипно-шатунный механизм

Дизельное топливо из бака поступает в фильтр грубой очистки, для очищения от крупных механических загрязнений и отстоя воды. Из фильтра грубой очистки солярка засасывается подкачивающей помпой и подаётся под давлением в фильтр тонкой очистки. Очищенное дизтопливо идёт в топливный насос, который его нагнетает по трубкам высокого давления к форсункам.

Когда давление дизтоплива достигает давления затяжки пружины форсунки, иглы распылителей форсунок приподнимаются, и дизтопливо впрыскивается в камеры сгорания цилиндров двигателя.

Топливный насос – четырёхплунжерный, закреплённый на моторе с левой стороны 4-мя болтами к картеру распределительных шестерёнок и ещё снизу 2-мя болтами к спец. кронштейну.

Топливный насос оборудован всережимным регулятором центробежного типа, который в автоматическом режиме, в зависимости от нагрузок, изменяет мощность дизельного двигателя, поддерживая его работу в устойчивом и экономичном режиме. Регулятором также ограничивается максимальная и поддерживается минимально-устойчивая частота вращения коленвала дизеля. Регулятор прикреплён к заднему фланцу корпуса топливного насоса.

Турбокомпрессор (в модификации СМД-18Н)

Для дополнительного наддува воздуха в цилиндры на модификации дизеля СМД-18Н установлен турбокомпрессор модели ТКР 8,5Н-1. Он состоит из компрессора (центробежного одноступенчатого) и турбины (радиальной центростремительной).

Корпус данной турбины выполнен из чугуна, снабжён газоподводящим спиральным каналом («улиткой») с фланцем для прикрепления к выпускному коллектору. У компрессора корпус отливается из алюминиевого сплава, снабжён центральным входным патрубком и спиральным каналом с выходным патрубком. В корпусе компрессора имеется диск диффузора.

Система смазки

В систему смазки входят: маслонасос с маслоприемником, центрифуга, радиатор масляный, маслоканалы, маслопроводы и масляный фильтр турбокомпрессора. Масляный насос шестерёнчатый, расположенный в передней части картера, приводится в действие от шестерни коленвала.

Система смазки бесперебойно подаёт масло к трущимся деталям дизельного двигателя, уменьшая их трение и износ, а также отводя от них тепло и продукты постепенного износа. Система смазки выполнена по комбинированной схеме: одна часть деталей (коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала, клапанный механизм, втулки промежуточной шестерни и шестерня топливного насоса) п смазывается под давлением, а другая (гильзы, поршни, кольца, пальцы поршней, кулачки распредвала, толкатели, шестерни) – разбрызгиванием.

Во время работы двигателя масло закачивается из нижнего картера маслонасосом через маслоприёмник и подаётся под давлением по маслопроводу и сверлениям в блок-картере к центрифуге полнопоточной, а затем – к масляному радиатору. Очищенное в центрифуге и охлаждённое в масляном радиаторе масло идёт в главную масломагистраль, которая проходит вдоль блока.

Из неё масло по наклонным каналам в блок-картере подаётся к коренным подшипникам коленвала, смазывая их, и далее по сверлениям в шейках и щеках коленвала – к шатунным подшипникам, и т.д.

Для очищения масла на двигателе имеется масляный фильтр – масляная центрифуга полнопоточного типа.

Система охлаждения дизеля СМД-18

Система охлаждения отводит тепло от самых нагретых деталей мотора (гильзы, блока цилиндров, головки блока) и поддерживает необходимое тепловое регулирование дизеля.

В качестве охлаждающей жидкости используют как антифриз, так и обыкновенную воду.

Система охлаждения у дизеля СМД-18 – закрытая принудительная, циркуляция жидкости по ней производится при помощи центробежного водяного насоса.

В составе система охлаждения – радиатор, водяной насос с вентилятором, водяные полости в блоке и головке цилиндров, соединёнными с системой охлаждения пускового двигателя.

Для автоматического регулирования температурного режима на дизель устанавливается термостат модели ТС-107. Термостат находится в алюминиевом корпусе, закреплённом на водяной трубе, и присоединён к верхнему бачку радиатора и водяному насосу шлангами.

Он представляет собой неразъёмную конструкцию, которая состоит из латунного корпуса, стойки, держателя, скреплённых между собою. Принцип работы термостата таков. Когда температура охлаждающей жидкости становится выше +80°С, наполнитель, нагреваясь, расширяется в объёме и давит на резиновую вставку 10, которая в свою очередь, сжимается и стремится вытолкнуть поршень. При продолжении повышения температуры охлаждающей жидкости, клапан открывается полностью и поток проходит через радиатор.

Охлаждающая жидкость заливается через горловину радиатора, заполняет всю систему охлаждения дизельного двигателя и пускового мотора.

При работе дизельного двигателя охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора через патрубок идёт к водяному насосу, а он нагнетает её в водораспределительный канал блок-картера. Из водораспределительного канала охлаждающая жидкость сквозь окна поступает в пространство между стенками блока и гильзами (водяную рубашку), и, омывая гильзы, охлаждает их.

Из блок-картера по водоподводящим каналам она поднимается в водяную рубашку головки цилиндров, оттуда – по водоотводной трубе через термостат (если клапан открыт) поступает в верхний бак радиатора. Протекая по трубкам сердцевины радиатора, жидкость охлаждается потоком воздуха, который нагнетает вентилятор.

Водяной насос объединяется с вентилятором общим приводом и стоит на переднем торце блока цилиндров.

Пусковое устройство дизеля СМД-18

Для лёгкого запуска дизельного двигателя имеется пусковое устройство, которое состоит из пускового двигателя модели П-10УД и редуктора модели РПД1.000М.

Пусковой мотор П-10УД – 1-цилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камедной продувкой. Его рабочая мощность составляет 10 лошадиных сил (7,36 кВт), при частоте вращения коленчатого вала 58,3 об/сек (З500 об/мин). Моторчик прикреплён на фланце картера маховика двигателя. Его запуск производится стартером СТ З62.

Пусковой двигатель состоит из следующих частей: картер, цилиндр, кривошипно-шатунный механизм, карбюратор, система зажигания и регулятор. Поскольку частота вращения коленчатого вала пускового мотора при малых нагрузках или на холостом ходу быстро возрастает, это может привести к его поломке. Поэтому для ограничения наибольшей частоты вращения коленвала на двигателе имеется однорежимный центробежный шариковый регулятор. В ходе вращении валика регулятора шарики, под воздействием возникающей центробежной силы, стараются раздвинуться в пазах ведущего диска и отодвинуть подвижный диск 10. От перемещения подвижный диск удерживается специальной пружиной.

При изменениях частоты вращения коленвала центробежная сила шариков меняется, в результате чего они расходятся или сходятся, воздействуют на подвижный диск и поворачивают рычаги – внутренний и наружный. Рычаг, соединённый с рычагом дроссельной заслонки карбюратора, при поворачивании прикрывает или открывает заслонку, тем самым ограничивая максимальную частоту вращения мотора.

В составе системы зажигания пускового двигателя – магнето М124-Б1, провода высокого напряжения и свечи зажигания. Магнето используется для формирования импульсов электротока высокого напряжения и его подачи на свечу зажигания в строго определённый момент.

Счетчик моточасов дизеля СМД-18

На крышке картера распределительных шестерён смонтирован счётчик моточасов модели СЧ-103. Он представляет собою измерительный прибор, который показывает количество проработанных дизельным двигателем часов, приведенных к 30 об/сек (1800 об/мин) его коленчатого вала.

Счетчик моточасов дизеля СМД-18

Гидравлические насосы дизеля СМД-18

Для обеспечения эксплуатации гидравлических механизмов, которые применяются на тракторе или вместе с ним, данный дизельный двигатель оснащён двумя шестерёнными насосами: НШ5О-2-Л (левого вращения), который применяется в гидронавесной системе трактора, и НШ1ОЕ-3-Л левого вращения, который применяется в системе гидросервироания для подачи масла в гидроусилитель управления главной муфтой сцепления.

Гидронасос прикрепляется к приводу, установленному на картере шестерён, и приводится во вращение шестернёй, которая находится в постоянном зацеплении с шестернёй распределительного вала. Передача вращения гидронасосу производится кулачковой соединительной муфтой, неподвижная половина которой сделано заодно с валиком привода, а другая – свободным образом перемещается по шлицевому валу ведущей шестерни насоса.

При вращении шестерён выходящими из зацепления зубьями создаётся разрежение, и масло засасывается из резервуара в корпус насоса. При заполнении впадин между зубьями, жидкость перекачивается в полость нагнетания. Входя в зацепление, зубьями шестерён масло выдавливается в нагнетательный трубопровод.

Для уменьшения внутренних перетеканий масла через зазоры между торцевыми поверхностями шестерен и втулок в насосе предусмотрено автоматическое регулирование величины зазоров по торцам шестерен. Масло из камеры нагнетания поступает в полость над втулками и стремится поджать втулки 13 и 15 к торцам шестерен, в то же время со стороны шестерен на втулки также давит масло, но на несколько меньшую площадь, в результате чего усилие, прижимающее втулки к торцам шестерен, невелико, и втулки изнашиваются незначительно.

Технические характеристики двигателя СМД-18

Стоимость подержанного двигателя СМД-18

Новых дизельных двигателей данной модели уже много лет приобрести невозможно: в Харькове они давно не выпускаются, и самого завода «Серп и молот» не существует. Некоторое время двигатели СМД-18 выпускались «Белгородским моторным заводом», но это была не новая продукция, а двигатели восстановленные и (или) после капитального ремонта. На вторичном рынке предлагается немало подержанных дизельных двигателей СМД-18, за них просят сущие пустяки – от 30-ти до 60-ти тысяч рублей.

Источник

Adblock
detector