Неисправности грм дизельного двигателя

Основные неисправности ГРМ и способы их устранения.

Повышение надёжности автомоби­лей в эксплуатации и снижение затрат на их содержание составляют одну из проблем эксплуатацион­ного значения. Решение этой пробле­мы, с одной стороны, обеспечивает­ся автомобильной промышленностью, выпускающей новые автомобили, обладающие большей эксплуатацион­ной надежностью и технологич­ностью (ремонтопригодностью), с другой — службой технической эк­сплуатации, совершенствующей методы поддерживания автомобилей в технически исправном состоянии.

В процессе эксплуатации техни­ческое состояние автотранспортных средств непрерывно ухудшается, при­чем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во мно­гом определяются совершенством конструкции, качеством изготовле­ния, применяемыми эксплуатационными материалами, дорожными и климатическими условиями, организацией технического обслуживания и хранения автомобилей.

Влияние дорожных условий. До­рожные условия характеризуются видом покрытий, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане, ровностью дорож­ного покрытия и его пыленасыщенностью.

По виду покрытий дороги бы­вают капитальными, облегченными с усовершенствованным покрытием и грунтовыми. Покрытием для капитальных дорог служит бетон, ас­фальтобетон и брусчатка; для облегченных — щебенка, гравий, булыж­ник. Грунтовые дороги бывают профилированными и естественными.

Влияние режимов работы. Реали­зация технических возможностей автомобиля характеризуется режимами его работы в соответствии с условиями эксплуатации. Режимы движения определяются сочетанием скоростей движения и силой тяги на ведущих колесах автомобиля. Режи­мы движения задаются водителем в зависимости от дорожных условий, его квалификации и технического состояния автомобиля.

Режим движения автомобиля мо­жет быть постоянным и перемен­ным. При постоянном режиме сила тяги и скорость движения автомоби­ля на заданном участке пути неиз­менны, а при переменном они изме­няются.

Влияние качества вождения. Топ­ливная экономичность, долговеч­ность автомобиля и безопасность его движения зависят от качества его вождения.

Качество вождения определяется, во-первых, методами вождения и, во-вторых, мастерством водителя. Основными методами вождения яв­ляются импульсивный метод (раз­гон-накат), вождение без использо­вания наката и смешанный метод.

Влияние технического обслужива­ния. Качество и своевременность выполнения технического обслужи­вания автомобилей существенно вли­яют на надежность, долговечность, топливную экономичность, безопас­ность движения и другие эксплуата­ционные качества автомобиля.

Для удобства и простоты, неисправности газораспределительного механизма будут приведены в виде таблицы с описанием самой неисправности её характерных признаков и способами устранения.

Таблица 2. Возможные неисправности газораспределительного механизма, их признаки и способы устранения.

Неисправность Характерные признаки Причины неисправности Способы устранения
Неплотное закрытие клапанов Двигатель теряет мощность, появляются перебои в работе цилиндров, затрудняется пуск двигателя, выстрелы (хлопки) из глушителя (для выпускного клапана). Износ, обгорание ра-бочей фаски, отсутствие зазора между рычагами и кулачками распределительного вала. Замена изношенных и вышедших из строя деталей, регулировка тепловых зазоров клапанов.
Неполное открытие клапанов Ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, двигатель теряет мощность, возникает сильный стук. Увеличенный зазор между рычагами и кулачками распределительного вала, усиленный износ торцов клапанов. Восстановление или замена изношенных деталей, регулировка тепловых зазоров.
Износ маслоотражательных колпачков Появление дыма при перегазовках, после долгой работы на холостом ходу, сразу после торможении двигателем, повышенный расход масла. Износ и разрушение в следствии истечения срока службы, неправильная установка. Замена маслоотражательных колпачков клапанов.
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок Появление дыма при перегазовках, после долгой работы на холостом ходу, сразу после торможении двигателем, повышенный расход масла. Неправильная регулировка или работа газораспределительного механизма, достижение максимального срока службы. Замена клапанов, ремонт головки блока цилиндров.
Поломка распределительного вала Стук впускных и выпускных клапанов при правильной регулировке, как правило с равномерными интервалами, упало давление в системе смазки двигателя. Износ или не корректная работа подшипников распределительного вала, использование низкокачественного масла, повреждения масляного фильтра Заменить распределительный вал, и рычаги клапанов.
Поломка цепи привода газораспределительного механизма Чрезмерный шум цепи, четко прослушивающийся при малой частоте вращения коленчатого вала. Ослабление натяжения цепи, поломка башмака натяжителя или успокоителя, заедание штока плунжера натяжителя цепи. Натянуть цепь, заменить башмак натяжителя или успокоитель, устранить заедание.
Поломка клапанной пружины Стук впускных и выпускных клапанов. Износ, усталостные разрушения. Заменить пружину.
Нарушение фаз газораспределения Двигатель не развивает полной мощности, и не обладает достаточной приемистостью. Износ роликов и осей роликов цепи, вытягивание цепи, износ зубьев звездочек распределительного и коленчатого вала. Восстановление или замена изношенных деталей, регулировка натяжения цепи, проверка правильности установки распределительного вала.
Читайте также:  Ресурс двигателя opel kadett

В таблице приведены наиболее часто встречающиеся неисправности и их краткое устранение. Рассмотрим в качестве примера более подробно регулировку клапанов и замену распределительного вала.

Регулировка зазоров в приводе клапанов.

О необходимости регулировки зазоров в приводе клапанов свидетельствует отчетливый громкий стук, слышный при закрытом ка­поте с места водителя при работе двигателя на холостом ходу. Увеличенные зазоры не приводят к аварийным поломкам двигателя, но вызывают усиленный износ деталей кла­панного механизма. Кроме того, регулиро­вать зазоры необходимо после выполнения всех работ, связанных со снятием распреде­лительного вала.

Перед началом регулировки обязательно проверьте и при необходимости отрегулируй­те натяжение цепи привода распределитель­ного вала.

Потребуются: отвертка с плоским лез­вием, ключи (желательно торцовые) «на 8», «на 10», «на 13», специальный ключ для про­ворачивания коленчатого вала или головка «на 36», плоский щуп толщиной 0.15 мм и ключ «на 17».

Пользуйтесь специальными щупами увеличенной ширины для регулировки зазоров «классических»

двигателей ВАЗ, так как стандартные узкие щупы не перекрыва­ют по ширине весь зазор между кулачками распределительного вала и нажимными рычагами, вследствие чего его значение будет определено неправильно. Иногда на чехле щупа бывает приведена таблица последовательности регулировки зазоров.

1. Снимите крышку головки блока цилинд­ров и установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. В этом положении 6-й и 8-й клапаны (отсчет ведется от перед­ней части двигателя полностью закрыты, за­зоры между нажимными рычагами и кулач­ками максимальны.

2. Вставьте щуп в зазор у очередного регулируемого клапана (табл. 3). Щуп должен перемещаться в зазоре с довольно ощути­мым сопротивлением.

3. Если зазор не соответствует норме, отрегулируйте его:

— ключом б ослабьте затяжку контргайки;

— ключом а заверните или отверните регу­лировочный болт, добиваясь необходимого зазора;

— ключом б затяните контргайку.

При затяжке контргайки зазор обычно несколько уменьшается, поэтому обязательно проверяйте его окончательную ве­личину и при необходимости повторите регулировку.

4. Последовательно проворачивая колен­чатый вал на 180°, проверьте и при необходи­мости отрегулируйте зазоры, соблюдая оче­редность, указанную в табл. 3.

Величину поворота коленчатого вала удобно контролировать по положению бе­гунка распределителя зажигания, у кото­рого нужно снять крышку. Нужно поме­тить любым способом положение бегунка при установке поршня 4-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и затем проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока бегунок не повернется на четверть оборота.

Более точно зазоры в приводе клапанов можно отрегулировать с помощью

имеюще­гося в продаже индикаторного приспособления, Однако, для работы с ним нужны не­которые навыки. Поэтому предварительно внимательно ознакомьтесь с инструкцией, приложенной к комплекту приспособления.

5. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Таблица 3. Последовательность регулировки зазоров в клапанном

Угол поворота коленчатого вала Угол поворота распределительного вала Номера цилиндров Номера регулируемых клапанов
0 о 0 о 4 и 3 8 и 6
180 о 90 о 2 и 4 4 и 7
360 о 180 о 1 и 2 1 и 3
540 о 270 о 3 и 1 5 и 2

Задания.

1. Выполнить операции по ТО-1 двигателя.

2. Проверить состояние ГРМ двигателя.

3. Описать регулировки ГРМ.

Содержание отчёта.

Отчёт должен содержать операции с подробным описанием по ТО-1 двигателя, проверке и регулировке ГРМ.

Контрольные вопросы.

2. Какие недостатки и преимущества ГРМ автомобилей ВАЗ-2101(07)?

3. Чем отличаются впускные и выпускные клапана?

Источник

Ремень ГРМ дизельного двигателя: особенности эксплуатации и замены

Ремень ГРМ дизельного двигателя: особенности эксплуатации и замены

Вопросы, рассмотренные в материале:

Нужно очень внимательно относиться к обслуживанию дизельных моторов. Эти агрегаты не прощают небрежности. Возьмем, например, такой элемент как ремень ГРМ дизельного двигателя. Если вовремя не осуществить его замену, то можно столкнуться с необходимостью проведения капитального ремонта силового агрегата, который потребует затрат в размере нескольких тысяч долларов США.

Что из себя представляет ремень ГРМ

Система газораспределения ДВС обеспечивает своевременную подачу воздуха (дизельный двигатель) или рабочей смеси (бензиновый мотор) в цилиндры силовой установки на такте впуска и отвода отработавших газов из цилиндров на такте выпуска.

Для решения таких задач механизм газораспределения (ГРМ) управляет открытием/закрытием клапанов впуска и выпуска, которые присутствуют в каждом цилиндре двигателя. В систему распределения газов входит также и распредвал, который непосредственным образом управляет работой клапанов в цилиндрах.

Выполнение функций распределительного вала обеспечивается за счет вращательного момента, который передается от коленвала с помощью особого привода. Приводной механизм включает шкивы коленчатого и распределительных валов, а также соединяющий их ремень ГРМ.

При конструировании дизельных двигателей разработчики чаще всего размещают ремни ГРМ между радиатором и блоком цилиндров. Такая зона находится в передней части моторного отсека. В некоторых моделях авто ремень газораспределения можно увидеть после открытия капота, но чаще этот элемент закрыт защитными кожухами. Независимо от конструкции дизельного мотора добраться до ремня ГРМ не так сложно.

Читайте также:  Средняя температура двигателя ваз

Внешне ремень ГРМ дизельного двигателя выглядит как замкнутый контур, который имеет зубчики на внутренней стороне. Нужно отметить, что для каждого типа моторов выпускается отдельный вид газораспределительных ремней, поэтому подобрать универсальную запчасть не получится. Если раньше для производства ремня ГРМ дизельного двигателя использовали резину с кордом из текстиля, то в настоящее время чаще применяется стекловолокно и различные полимерные составы, имеющее высокую степень прочности. Готовое изделие устойчиво к механическим нагрузкам и износу.

Ремень ГРМ

Компании, занимающиеся производством ремней ГРМ для дизельных двигателей, отмечают, что их продукция имеет высокую степень устойчивости к нагрузкам. Подобное утверждение полностью подтверждается опытом практического использования таких деталей. Конечно, прочность ремней нельзя сравнить с подобными характеристиками цепей для газораспределительных механизмов, но и они могут эффективно справляться со своими функциями на протяжении нескольких десятков тысяч километров. В тоже время при нарушении требований эксплуатации ремень ГРМ дизельного двигателя может износиться и оборваться гораздо раньше расчетного срока.

Рекомендуем

Как часто нужно менять ремень ГРМ на дизельном двигателе

По инструкции завода-изготовителя замена ремня ГРМ на дизельном силовом агрегате должна производиться не реже, чем каждый 100 тыс. км. пробега. На практике имеют место случаи обрыва этой детали гораздо раньше. На долговечность ремня ГРМ дизельного мотора влияют такие факторы как условия эксплуатации, наличие контакта с маслом или различными техническими жидкостями. Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением работы механизма газораспределения, рекомендуем выполнять замену ремня ГРМ дизельного двигателя после каждых 60 тыс. пробега. При этом осмотр узла и проверку целостности ремня газораспределения нужно проводить при каждом посещении автосервиса.

Ремень ГРМ на дизельном двигателе

Вас должны насторожить такие моменты как неровности на краях ремня ГРМ, трещинки возле основания зубьев и другие дефекты, которые указывают на возможность разрыва изделия. В таких случаях ремень ГРМ дизельного двигателя нужно сразу менять.

Рекомендуем

Последствия обрыва ремня ГРМ на дизельном двигателе

Что происходит с дизельным мотором при разрыве ремня ГРМ? Тут многое зависит от конструкции двигателя (для моторов с простой конструкцией последствия будут менее серьезными).

Чем грозит разрыв ремня ГРМ дизельному двигателю:

Подобная ситуация характерна для дизельных двигателей с уменьшенной камерой сгорания или при отсутствии выборки на поверхности поршней. Чтобы определить характер полученных повреждений, необходимо провести демонтаж ГБЦ и сделать дефектовку двигателя. Для этих операций нужно обратиться в автосервис. При выявлении повреждений стоит заменить полный комплект клапанов.

Для дизельных моторов характерны более серьезные последствия разрыва ремня ГРМ (в сравнении с бензиновыми ДВС). Их конструкция почти не допускает хода клапанов, которые во время обрыва расположены в ВМТ. В этот момент происходят следующие процессы:

В результате чрезмерного износа ремень ГРМ может не разорваться сам, но будут «слизаны» несколько его зубцов, что также приводит к негативным последствиям. При таком варианте коленвал и распредвал по инерции продолжают вращательное движение, в результате которого поршня бьют по расположенным по близости деталям. Негативные последствия будут иметь место и в том случае, когда ремень ГРМ дизельного двигателя остается целым, но перескакивает на несколько зубьев.

Рекомендуем

Основные признаки износа ремня ГРМ на дизеле

Можно выделить ряд симптомов, при выявлении которых следует срочно обратиться на СТО для диагностики ГРМ. О повреждении ремня могут свидетельствовать следующие факторы:

Признаки износа ремня ГРМ

Если описанные выше признаки не выявлены, замена ремня ГРМ дизельного двигателя производится согласно регламенту производителя.

Рекомендуем

Особенности замены ремня ГРМ в дизельном двигателе

Опытные автолюбители могут сказать, что заменить ремень ГРМ на дизельном моторе не так сложно, но есть у этой процедуры свои особенности, которые нужно учитывать при выполнении работы.

Прежде всего, необходимо выставить ремень по меткам. Если это требование нарушено, то во время работы двигателя клапана могут встретиться с поршнями, что повлечет за собой серьезные последствия. Кроме того, необходима замена прохождение ремня ГРМ дизельного двигателя (нужно обязательно менять натяжные ролики).

Чем обусловлена такая необходимость? Дело в том, что вращение ременному механизму придается с помощью натяжных роликов, которые включают подшипники, имеющие ресурс службы такой же, как и у ремня ГРМ. Если вы обратитесь к профессионалам для того, чтобы поменять ремень, вам обязательно предложат провести его замену в комплекте с натяжными механизмами. Не стоит расценивать такое предложение как желание сотрудников СТО увеличить стоимость услуги. Нарушение технологических требований при замене ремня ГРМ дизельного двигателя может привести к серьезным поломкам мотора. Кроме того, для некоторых моделей силовых агрегатов производителями предусмотрен также регламент замены гидравлических натяжителей.

Читайте также:  Разобрал двигатель чем промыть

Стоит отметить, что замена натяжных роликов имеет свои особенности. Неквалифицированные мастера совершают ошибку, меняя только ролик и оставляя старый «палец» (натяжной болт).

Особенности замены ремня ГРМ

Подобное решение противоречит технологическим требованиям в отношении замены ремня ГРМ дизельного мотора. Дело в том, что изнашивается вся деталь, а не отдельная ее часть, поэтому и менять механизм следует в комплекте.

Технология замены ремня газораспределения отличается для разных модификаций автомобилей. Так, в двигателях Volkswagen нужно выкрутить болт, который крепит центральный шкив. Уникальность данной конструкции заключается в том, что крепежный элемент может использоваться только один раз. Таким образом, в автомобиле Фольксваген при замене ремня ГРМ нужно установить новый болт крепления шкива. Если это условие не выполняется, то резьба на болте быстро разрушается, что приводит к увеличению шпоночного паза. В результате шкив будет проворачиваться на коленчатом валу, а это может привести к поломке дизельного ДВС. Этот пример демонстрирует, что, сэкономив небольшую сумму на замене ремня ГРМ, можно потерять большие средства на капитальный ремонт силового агрегата.

Рекомендуем

Этапы замены ремня ГРМ в дизельном двигателе

Чтобы предотвратить поломку дизельного двигателя из-за обрыва ремня ГРМ, необходимо своевременно выполнять замену этого элемента, а также сопряженных с ним деталей и механизмов (ролики, натяжители, а в некоторых моделях и помпы). На авто с большим пробегом необходимо поменять и ведущую звездочку, так как при сильном износе эта деталь быстро приведет ремень в негодность. Кроме того, нужно заменить сальники при обнаружении следов протекания масла.

Замена ремня ГРМ дизельного двигателя – ответственная задача. Для ее выполнения нужны квалифицированные специалисты с опытом, знанием устройства и пониманием принципов работы дизельных двигателей. Кроме того, чтобы безошибочно выполнить замену ГРМ, понадобится техническая документация и специальные приспособления для выставления меток, распредвалов, коленвала и ТНВД.

Стоимость квалифицированных услуг по замене ремня газораспределения от 2-х до 8 тыс. руб. Такая работа в зависимости от типа двигателя занимает около 4-х часов.

В комплект ГРМ входит зубчатый (синхронный ремень), который имеет зубчики, позволяющие не проскальзывать на шкивах. Некоторые современные дизельные моторы комплектуются цепью ГРМ, которая отличается более высокой прочностью, поэтому менять ее приходится крайне редко.

На СТО работу по замене ремня ГРМ дизельного двигателя выполняют автослесари – мотористы. Но сперва с помощью специальной технологической программы выполняется проверка параметров установки ремня (такие параметры отличаются для разных моделей авто и типов двигателей). Важно, чтобы ремень ГРМ был выставлен строго по меткам. Это позволит предотвратить возникновение проблем в работе двигателя.

Этапы замены ремня ГРМ

Основные этапы выполнения замены ремня ГРМ дизельных моторов:

Случается, что метки ГРМ дизельного двигателя совпадают, но при этом валы стоят неправильно. Это может быть обусловлено тем, что метки сбиты или нанесены своими силами с нарушением технологических требований. Если установить ремень ГРМ по неправильным меткам, то после запуска мотора очень вероятна «встреча» клапанов с поршнями, которая приведет к дорогостоящему капитальному ремонту. Именно поэтому нужно не только выставить ремень ГРМ по меткам, но и перепроверить правильность их нанесения.

На рынке автозапчастей представлен широкий выбор ремней ГРМ разных брендов. Автовладельцы могут без проблем подобрать такую деталь для своего авто. Для замены могут использоваться как оригинальные ремни ГРМ, так и их аналоги от других производителей.

Нужно учитывать, что ремни от разных моделей редко могут быть взаимозаменяемыми, поэтому к их выбору нужно подходить со всей ответственностью.

Рекомендуем

Как минимизировать риски обрыва ремня ГРМ

Особые проблемы доставляют поломки в дороге. Чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ дизельного двигателя в самый неподходящий момент, следует проводить его замену ориентировочно каждые 60 000 км пробега. При этом нужно использовать только качественные запчасти и комплектующие. Периодически надо проверять уровень натяжения ремня ГРМ, проводить визуальный осмотр помпы и натяжных механизмов. Натяжение газораспределительного ремня должно быть равномерным на всех участках. Кроме того, чтобы предотвратить неприятные последствия, стоит обратить внимание не следующие моменты:

Риски обрыва ремня ГРМ

Точное соблюдение всех требований по эксплуатации авто и замене ремня ГРМ дизельного двигателя не может гарантированно защитить от неприятностей в пути, поэтому стоит иметь в автомобиле новый ремень и комплект приспособлений для его самостоятельной замены.

Источник