Неисправности коробки передач трактора

Помощник слесаря

Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…

Возможные неисправности коробки передач Т-150К.

Отсутствует давление на всех передачах, трактор не движется, не работает рулевое управление, гидросистема навески, ВОМ.

Причина отказа — несвоевременная смазка подшипника в маховике и шлицевого соединения вала ВОМа (смазка 158 или Литол-24 через 500 моточасов).

Давление на всех передачах стабильно, трактор не движется.

Смятие шлицев вала муфты и первичного вала коробки передач. Заменить детали вышедшие из строя.

Возможная причина – нарушение центровки корпуса муфты относительно двигателя, вследствие ослабления крепления. Но особенно часто происходит при замене этого корпуса без центровки с применением технологического вала и индикаторной головки рекомендуемых заводом-изготовителем. Это относится и к двигателям ЯМЗ-236, если корпус муфты ставится на штифтах, а не по установочному пояску.

Надо проверить касание тяги полика кабины. Но нередко это происходит от ослабления крепления рычага распределителя или среза шпонки, на которую этот рычаг насаживается.

Затруднено переключение передач или клинение на одной из передач, особенно при нагреве масла.

Это происходит от попадания грязи в полость золотника распределителя (рис. 1).
Необходимо не снимая распределитель с коробки передач, снять боковую крышку, вынуть золотник, промыть полость и золотник, установить золотник на место так, чтобы метка между зубьями золотника была направлена вверх по центру корпуса распределителя.

Рис. 1. Распределитель переключения передач: А — проточка; 1 — винт регулировочный; 2 — сектор; 3 — крышка; 4 — клапаны перебросные; 5 — вал вторичный коробки передач; 6 — золотник; 7 — пружина; 8 — контргайка; 9 — колпачок; 10 — пружина; 11 — клапан-делитель потока; 12 — золотник подпитки; 13 — шарик; 14 — пружина; 15 — пружина; 16 — пробка

Убедится, что перебросные клапаны расположенные в боковой крышке свободно перемещаются под собственной тяжестью при поворачивании крышки. Если же они клинят, необходимо их промывать до тех пор, пока они не станут свободно перемещаться.

Установить клапанную крышу на место, предварительно установив сектор так, чтобы метка на среднем зубе была по центру, что соответствует включению второй передачи, и совпала с меткой между зубьями на золотнике. Если после сборки распределителя и запуска двигателя, отсутствует одна из передач (первая или четвертая), значит метки на золотнике и секторе не совпали. Необходимо снять на распределителе крышку, которая расположена с обратной стороны клапанной крышки и вынуть золотник. Включить рычагом вторую передачу, а затем установить золотник так, чтобы метка между зубьями была направлена строго вверх.

Этот отказ происходит только в том случае, когда не работает фильтр. Поэтому надо найти причину. Или фильтр уже не работоспособен, или он собран неправильно (не установлено уплотнительное кольцо) или заклинил предохранительный клапан в открытом положении. Обязательно надо устранить причину, чтобы вслед за распределителем не стали отказывать другие узлы и коробку передач не пришлось капитально ремонтировать.

Трактор не реагирует на включение одной из передач (на коробке переключения, где установлены клапана подпитки вместо гидроаккумулятора) происходит странный отказ.

При включении третьей передачи, трактор начинает идти на третьей передаче. При переключении с третьей передачи на вторую, трактор продолжает движения на третьей передаче. Это происходит, когда на выключаемой передаче в поршне заклинило уплотнительное кольцо. Для устранения отказа необходимо снять коробку переключения передач с трактора, разобрать до гидроподжимных муфт включительно и промыть все полости и заменить вышедшие из строя детали.
Отсутствие давления или давление низкое на одной или нескольких передачах, происходит при заклинивании или разрушении уплотнительных колец. Для восстановления работоспособности требуется полная разборка коробки передач и замена деталей вышедших из строя.
Трактор берет нагрузку на всех передачах кроме одной. Это происходит при выходе из строя дисков гидроподжимных муфт на этой передаче. Коробку передач разобрать, заменить детали вышедшие из строя.
Давление на всех передачах стабильное, но трактор на одной или нескольких передачах останавливается. Возможно заклинивание поршня в барабане гидроподжимной муфты или срез шлицов металлокерамических дисков. Коробку передач разобрать, заменить детали вышедшие из строя.

Самопроизвольное выключение рабочего или транспортного ряда.

В случаях, когда рычаг переключения передач не фиксируется в определенном положении или когда для переключения передач нужно прилагать большое усилие, необходимо отрегулировать фиксатор золотника маслораспределителя. Для этого нужно отвернуть колпачок 9 (рис. 1), ослабить гайку и вращать винт 1. Золотник 6 должен фиксироваться в четырех положениях, переключаться без заедания, момент переключения должен быть 9±2 Н·м (0,9±0,2 кГс·м).

При обнаружении утечек масла через прокладку между распределителем и корпусом коробки передач необходимо снять распределитель. Для этого отсоединяют тягу управления, отворачивают болты его крепления к передней плоскости коробки передач и заменяют дефектную прокладку. При установке распределителя на коробку передач следят за тем, чтобы установочный штифт на его корпусе попал в паз стакана переднего подшипника вторичного вала.

Если ряды скоростей, задний ход и ходоуменьшитель включить невозможно, регулируют механизм блокировки переключения рядов. Для этого регулируют длину тяги, соединяющей рычаг управления муфтой главного сцепления с рычагом валика блокировки. Отсоединяют тягу от рычага валика блокировки, выжимают полностью педаль муфты сцепления и устанавливают валик блокировки так, чтобы положение рычага совпало с расположенным на корпусе специальным указателем. Скручивая и наварачивая вилку регулируют длину тяги, а затем соединяют вилку с рычагом.

Самоотварачивание болтов и крепления карданов к фланцам валов привода карданов раздаточной коробки. Подтяжки этих болтов хватает ненадолго. В этом случае надо проверить в токарном станке биение (изгиб) вала промежуточной опоры. Биение и изгиб должны быть не более 0,05 мм. Также следует произвести замер коробления фланцев приводных валов раздаточной коробки и размер отверстий под болты карданов в этих же фланцах. Диаметр отверстий должен быть не более 16+0,2 мм. Коробление фланцев валов и карданов допускается не более 0,075 мм. Не допускаются забоины на установочных поясках фланцев карданов.

При включении транспортного ряда или задней скорости коробки передач, двигатель глохнет, как при включении двух скоростей. Это происходит в коробке передач выпуска до 1995 года, где устанавливались в раздаточную коробку шестерни с металлокерамическими втулками. В настоящее время эта шестерня ставится на двух роликовых подшипниках. Для устранения этого дефекта, кроме разборки коробки передач, требуется прихваченную шестерню разрезать электро- или газос варкой, чтобы снять.

Основная причина клинения шестерни — буксировка трактора без включения привода гидросистемы от колес, или задом. Если, по каким-либо причинам, нельзя включить привод от колес или трактор можно отбуксировать только задом, необходимо задний кардан отсоединить от хвостовика заднего моста, а передний мост обязательно отключить.

Неисправности коробки передач, связанные с отказами перепускного распределителя, распределителя переключения передач, вилок переключения диапазонов, фильтра линии нагнетателя, а также некоторые другие неисправности устраняются без снятия коробки передач с трактора. В других случаях требуется снятие и разборка коробки передач.

Источник

Неисправности трансмиссии МТЗ-80, 82

Неисправности сцепления МТЗ-80, 82

Технически исправное сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением.

Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.

Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент.

Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.

Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-82, 80: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть.

Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.

Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин.

При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированное сцепление продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин.

Читайте также:  Расшифровка ошибок двигателя ваз

В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.

Возможные неисправности сцепления МТЗ-82, 80 и способы их устранения

Неполное выключение сцепления МТЗ-82, 80

Основные неисправности КПП, редукторов и приводов ПВМ трактора МТЗ-80, 82

Передачи коробки передач МТЗ-82, 80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-82, 80 с переключением под нагрузкой

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, 82

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.

Передний мост МТЗ-82, 80 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора

Неисправности ведущих мостов и конечных передач тракторов МТЗ-80, 82

Повышенный шум при движении

Повышенный шум при торможении

Пульсирующий шум при включении сцепления и переключении передачи

Непрерывный шум при движении

Повышенный шум в главной передаче переднего моста МТЗ-80, 82

Не работает блокировка дифференциала

Источник

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Неисправности сцепления и коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82

Неисправности коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связаны с нарушением правильного зацепления шестерен, зубчатых муфт и другими дефектами деталей механических передач: вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов и т. д. Признаками возможных неисправностей могут быть тугое включение и выключение шестерен и зубчатых муфт при переключении передач, появление повышенных шумов и стуков, самопроизвольное выключение шестерен, большой свободный ход рычага переключения и т. д.

Если у трактора при работе слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует или о неправильной регулировке механизма управления сцеплением, износе его дисков или об износе фрикционных дисков и тормозка и проверхностей в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка.

В том случае, когда после регулировки или устранения неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 не удается ликвидировать скрежет шестерен, регулируют механизм управления тормозком. Регулировка заключается в правильном натяжении его пружины. В отрегулированном механизме управления тормозком сжатая пружина должна иметь длину 31-32 мм.

Если и этой регулировкой не удается устранить неисправность, то снимают пол кабины и крышку верхнего люка корпуса сцепления и понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (см. рис. 1), измеряют толщину накладок дисков тормозка, зазор между цапфами отводки и вилкой включения. Ведущий диск тормозка заменяют при толщине его накладок менее 1,5 мм, а отводку и вилку включения — если зазор между ними превышает 2,2 мм.

Для этого разъединяют и раскатывают остов, отсоединяя корпус сцепления от КПП, снимают крышку механизма управления понижающим редуктором (рис. 2), технологическими
болтами 1 выпрессовывают вал 2 сцепления и заменяют ведущий диск тормозка.

Рис. 1. Понижающий редуктор и редуктор вала отбора мощности трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— ведомый вал привода ВОМ; 2— корпус понижающего редуктора и сцепления; 3, 10— зубчатые муфты; 4— ведомые шестерни привода ВОМ; 5— вал сцепления; 6— вилка; 7—
ведущий диск тормозка; 8— ведомый диск тормозка; 9—рычаг понижающего редуктора; 11 — первичный вал коробки передач

Рис. 2. Снятие механизма управления понижающим редуктором МТЗ-80, МТЗ-82 и зубчатой муфтой; спрессовка вала сцепления

1— технологические болты; 2— вал сцепления; 3— механизм управления

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения паза зубчатой муфты. Для этого также снимают пол кабины и крышку механизма управления понижающим редуктором трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Отсоединяют вилку, вставляют ее в паз зубчатой муфты 10 (см. рис. 1) и измеряют зазор. Если зазор более 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления 2 от коробки передач.

Большой свободный ход рычага переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют
об износе поверхностей трения вилок переключения кулисы 12, пазов скользящих кареток 13, вилки, потере упругости пружин фиксаторов 9.

Если неисправности КПП МТЗ-80, МТЗ-82 возникают при включении или выключении первой передачи и заднего хода, снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. Если обнаружены следы износа и толщина щек вилки при замере окажется менее 8,0 мм, вилку первой передачи и заднего хода заменяют.

Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы
скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если он превышает 1,5 мм, вилку заменяют новой. Блок-шестерни заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в КПП МТЗ-80, МТЗ-82 и чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов коробки передач. Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач и при необходимости боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях.

При этом обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипни­
ков, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, пользуясь съемниками и заменяя изношенные подшипники.

Рис. 3. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82

1— вторичный вал; 2— монтажная лопатка; 3— индикатор

Если внешний осмотр показал, что зазоров, ощутимых рукой, нет, проверяют индикатором осевой зазор в подшипниках вторичного вала (рис. 3). Для этого ножку индикатора упирают в
торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении.

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82 не должен превышать 0,3 мм. При этом следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и из-за отворачивания гайки вторичного вала. Поэтому сначала проверяют надежность фиксации гайки, степень ее затяжки.

Для регулировки осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала отсоединяют коробкупередач от заднего моста, отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 4).

Рис. 4. Регулировка осевого зазора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в подшипниках вторичного вала

1—стакан подшипника вторичного вала; 2— регулировочные прокладки

Степень затяжки конических подшипников проверяют динамометрическим ключом при выключенных передачах. Момент, с которым должен проворачиваться вторичный вал при правильной регулировке подшипников, должен находиться в пределах 7-8 Нм. После регулировки осевого зазора проверяют и при необходимости регулируют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 5).

К торцу ведущей шестерни КПП МТЗ-80, МТЗ-82 прикладывают планку определенной толщины и измеряют высоту штангенглубиномером или штангенциркулем. Она должна быть в пределах 57,85-58,15 мм. Если результат отличается от допустимого, то снимают ведущую шестерню и либо шлифовкой регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты.

Рис. 5. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— штангенглубиномер; 2— линейка; 3— коробка передач

Стуки в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен. Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках КПП и снятой раздаточной коробке. При этом рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. Обнаружив дефекты шестерен, коробку передач разбирают и заменяют изношенные детали.

Основные неисправности раздаточной коробки (раздатки) МТЗ-80, МТЗ-82 : износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости их прижимных пружин, а также
износ вилки включения муфты. Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной
коробки МТЗ-80, МТЗ-82.

Для обнаружения неисправностей раздаточной коробки ее разбирают, измеряют диаметры посадочных мест и при необходимости заменяют изношенные детали. Втулку обгонной муфты и шестерню заменяют при износе поверхностей под ролики до размеров соответственно 78,98 и 109,75 мм. О большом износе вилки зубчатой муфты раздаточной коробки свидетельствует невозможность принудительного включения переднего моста. В этом случае вилку снимают, измеряют толщину ее щек (она не должна быть менее 8,4 мм) и при необходимости заменяют новой или отремонтированной.

Читайте также:  Разработка двигателя для беспилотника

Допустимые параметры сборочных деталей механизма переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 (мм)

Источник

На тракторах «Кировец» установлена механическая, шестнадцатискоростная коробка передач (рис. 21) с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением переключением передач и механическим управлением зубчатыми муфтами переключения режимов. Особенность конструкции коробки — наличие в ней четырех многодисковых сцеплений
(фрикционов), с помощью которых осуществляется включение четырех передач. Коробка передач позволяет изменять скорость и направление движения трактора и тяговое усилие на крюке, передавать мощность двигателя через независимый ВОМ на сельскохозяйственные машины и орудия, имеющие активные рабочие органы, отключать задний ведущий мост и в случае буксировки трактора передавать вращение от колес к редуктору привода насосов и масляному насосу коробки передач. В картере коробки передач размещены: ведущий 1, промежуточный 5, грузовой 9 и раздаточный 14 валы, а также вал привода масляного насоса 26.

Ведущий вал (рис.. 22) несет на себе четыре фрикциона 3, 6, 7 и 9. Ведущие барабаны И фрикционов установлены на шлицах
ведущего вала 1, а ведомые барабаны 14, соединенные с шестернями 2, 5, в и 10, — на двух подшипниках каждый. С зубьями ведущего барабана зацеплены пять ведущих дисков трения 15; между ними расположены шесть ведомых дисков трения 16, зацепленные с зубьями ведомого барабана. Диски трения стальные, ведомые-—из стали 40ХЗМ2ФА (УСП-40) толщиной 2,94—3,00 мм, термообработанные на твердость по Бринеллю dотп=3,1—3,4; ведущие — из стали 65Г толщиной 3,52—3,60 мм (твердость — dотп=3,7—4,0), подвергнутые специальной термохимической обработке (сульфоцианированию). Диски трения свободно перемещаются по зубьям барабанов. На ступице ведущего барабана установлен нажимной диск 18, который может перемещаться в осевом направлении под действием давления масла в сторону дисков трения или под действием одиннадцати отжимных пружин 12, создающих усилие 177—237 Н (17,7—23,7 кгс) каждая, в противоположную сторону. Замкнутое пространство между дисками 18 и 19 (бустер), в которое подается масло для включения фрикциона, уплотнено с помощью двух чугунных упругих разрезных колец 17, устанавливаемых в канавку диска 19 со смещением стыка на 180° относительно друг друга, и круглого резинового кольца, расположенного в канавке на ступице ведущего барабана фрикциона.

На ведущем валу имеются четыре торцевых уплотнения, позволяющих подводить масло под давлением из каналов в неподвижных деталях и картере коробки передач в каналы во вращающихся деталях, установленных на ведущем валу. Через каждое уплотнение масло подводится к одному из фрикционов. Основные детали уплотнения — два одинаковых чугунных кольца 20. Кольца удерживаются от вращения усиками, упирающимися в два штифта, ввернутые в обойму 23, но могут перемещаться в осевом направлении. На наружной цилиндрической поверхности колец имеются канавки, в которых находятся резиновые уплотнительные манжеты 21. Кромки манжет прилегают к внутренней цилиндрической поверхности обоймы. Под давлением масла, поступающего к фрикциону, кольца 20 прижимаются наружными торцевыми поверхностями к торцевым поверхностям сопряженных стальных деталей (втулок, установленных на вал) — в двух крайних уплотнениях; средних дисков и шайб 22 — в двух средних уплотнениях.

Для подачи масла внутрь ведущего вала в левой части вала предусмотрена стальная втулка с четырьмя радиальными сверлениями и кольцевой канавкой. Она располагается внутри бронзовой втулки, запрессованной в стакан левой опоры вала. Сопряженные диаметры втулок равны соответственно 74,755—74,805 и 75,00—75,03 мм. Малый зазор и канавки на бронзовой втулке обеспечивают достаточное уплотнение. Ведущий вал — полый, в его внутреннее сверление с обоих концов вставлены маслопроводы 24, которые служат для подвода масла к фрикционам первой и четвертой передач. Маслопроводы уплотнены круглыми резиновыми кольцами. От осевого перемещения маслопроводы удерживаются пружинами,
установленными в выточки гаек, вворачиваемых в торцы вала. Шестерни всех фрикционов ведущего вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Шестерня 4 зацеплена с шестерней вала привода насоса коробки передач. Осевые усилия, возникающие в результате давления масла в бустерах, достигают 20 кН (2 тс) и более; замыкаются на ведущий вал с помощью двух промежуточных гаек, упирающихся в ведущие барабаны фрикционов II и III передач, а также двух гаек, упирающихся в торцы переднего и заднего фланцев.

Ведущий вал установлен в разъеме картера на двух ролико-подшипниках и одном шарикоподшипнике.

На ведомых барабанах фрикционов I и IV передач имеются тормозки-синхронизаторы, предназначенные для затормаживания
шестерен в коробке передач при остановках трактора. Под действием давления масла колодки тормозков прижимаются к ведомым
барабанам и затормаживают их вместе с прикрепленными к ним шестернями. Когда давления масла нет, пружины отводят колодки
от барабанов. Необходимость в установке тормозков-синхронизаторов вызывается способностью фрикционов, работающих в масле,
передавать некоторую часть мощности двигателя (в выключенном состоянии) вследствие «склеивания» дисков трения попадающим на
них маслом. Это приводит к вращению шестерен ведущего, промежуточного и грузового валов, а когда режим включен, может
привести к самопроизвольному движению незаторможенного и ненагруженного трактора.

Промежуточный вал 5 (см. рис. 21) установлен в картере коробки передач на двух роликоподшипниках и одном шарикопод-
шипнике. На шлицах вала имеются семь шестерен 2, 3, 4, 21, 22, 23и 24.Шестерни 3, 4, 22и 24находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала; при включении фрикционов вращение через них передается от ведущего вала промежуточному.

Грузовой вал 9 опирается на два шарикоподшипника и один роликоподшипник. На валу имеются пять шестерен 6, 7, 8, 17 и 19. Шестерни 6 и 19 установлены на двух шарикоподшипниках каждая и имеют два зубчатых венца — один с наружными, а другой—с внутренними зубьями. Между шестернями на шлицевой втулке находится режимная зубчатая муфта 20, имеющая три фиксированных положения; нейтральное, включения первого или третьего режимов (перемещение муфты влево до соединения с шестерней 19), включения второго или четвертого режимов (перемещение муфты вправо до соединения с шестерней 6). Шестерня 17 также установлена на грузовом валу на двух шарикоподшипниках и име-
ет два зубчатых венца. Она находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода и с помощью зубчатой муфты 18 может соединяться с валом. Шестерня 17 вращается в направлении, противоположном вращению шестерен 6 и 19. Шестерни 7 и 8 установлены на шлицах грузового вала и постоянно зацеплены с шестернями 10 и 13 раздаточного вала. Детали, расположенные на грузовом валу, удерживаются от осевого перемещения гайкой и контргайкой, навинченными на левый, резьбовой конец вала, и буртиком — на правой стороне. Правый опорный ролико-подшипник удерживается на валу стопорным кольцом.

Раздаточный вал состоит из двух валов. На левом валу 14 на шарикоподшипниках установлены шестерни 10 и 13, имеющие по два зубчатых венца каждая. Между ними на шестерне 12, сидящей на шлицах вала, находится зубчатая муфта 11, имеющая два положения; правое (I и II режимы) и левое (III и IV режимы). Вал 14 опирается на картер через роликовый и шариковый подшипники. Правый вал 16 через шарикоподшипник и стакан опирается на картер, а через игольчатый подшипник — на выточку в левом валу. Валы соединяются только с помощью зубчатой муфты 15, по этому при правом положении этой муфты мощность двигателя на правый вал и на задний ведущий мост не передается. При левом положении муфта 15 соединяет валы, они вращаются как одно целое, и мощность двигателя передается на передний и задний ве-
дущие мосты.

Вал 26 привода масляного насоса коробки передач расположен в разъеме между верхней и нижней половинами картера. На валу на шарикоподшипниках установлены шестерни 27 и 29, которые могут соединяться с валом 26 подвижной зубчатой муфтой 28.
Шестерня 29 постоянно зацеплена с шестерней ведущего вала, а шестерня 27 — cпромежуточной шестерней заднего хода. В правом
положении муфта 28 соединяется с шестерней 29, и вращение на вал передается от работающего двигателя. В левом положении муфта соединяется с шестерней 27, и тогда вращение на вал передается от колес при движении трактора. В это положение муфту устанавливают при буксировании трактора для приведения в действие насоса коробки передач, насоса гидросистемы управления поворотом трактора и чтобы завести двигатель. От вала привода насоса вращение через конический редуктор 31 и вертикальный валик 30 передается масляному насосу коробки передач, а через червячную передачу 25 и гибкий валик — тахоспидометру.

Гидравлическая система коробки передач (рис. 23) служит для включения фрикционов четырех передач 15, 16, 17 и 18, фрикциона
13 соединительной муфты ВОМ и двух тормозков-синхронизаторов 12; для смазывания под давлением сборочных единиц и деталей, расположенных на ведущем валу 20, полужесткой муфты с редуктором привода насосов 22 и соединительной муфты ВОМ; для охлаждения масла, циркулирующего в радиаторе 23. Рассмотрим устройство основных сборочных единиц гидравлической системы коробки передач.

Читайте также:  Опора двигателя фольксваген поло

Клапанная коробка гидросистемы (см. рис. 23) состоит из трехперекидных золотников 6, 19 и 21, которые под действием давления масла свободно перемещаются в своих каналах. Эти каналы сообщаются с каналами, ведущими от золотника переключения передач к фрикционам.

Гидроаккумулятор представляет собой цилиндр, в котором установлен поршень, находящийся под воздействием пружины. При заполнении гидроаккумулятора поршень, сжимая пружину, перемещается, освобождая объем для масла (450 г). При падении давления во фрикционе поршень под действием сжатой пружины выталкивает находящееся в гидроаккумуляторе масло во фрикцион.

Неисправности КПП и их устранения

В процессе эксплуатации тракторов «Кировец» выявлено, что наиболее подвержены износу и повреждениям диски трения фрик­ционов, уплотнительные кольца и манжеты торцевых уплотнений, нажимные диски фрикционов, отдельные шестерни, подшипники и др. Рассмотрим возможные неисправности коробки передач.

1. Нарушены правила эксплуатации трак­тора.

1.1. Эксплуатация трактора при пониженном давлении масла в гидросистеме коробки передач(ниже 850 кПа, или 8, 5 кгс/см 2 ).

1.2. Очень медленное отпускание педали слива при трогании трактора с места или движение при неполностью отпущенной пе­дали.

1.3. Эксплуатация трактора при тяговом усилии, превышаю­щем допустимые для данной передачи.

1.4. Эксплуатация трактора на маслах, не соответствующих инструкции по эксплуатации.

2. Во фрикционе установлены диски, имею­щие отклонения от заданных размеров.

Признаки неисправности «коробление дисков»:

б. Затруднено включение режимных муфт при работающем двигателе.

в. Быстро изнашиваются колодки тормозков-синхронизаторов.

Признаки неисправности «спекание дисков»:

б. Затруднено или невозможно включение режимных муфт при работающем двигателе.

Признаки неисправности » износ дисков»:

Медленно набирается скорость при включении передачи, во фрикционе которой изношены диски. При большом износе возмож­на остановка трактора при движении с нагрузкой.

Перечисленные выше неисправности устраняют путем разборки ведущего вала и замены вышедших из строя деталей. При разбор­ке вследствие выхода из строя одного из фрикционов надо обяза­тельно проверять на соответствие конструкторской документации диски всех фрикционов, так как при работе трактора с неисправным фрикционом на другие фрикционы действует дополнительная нагрузка.

3. В гидросистеме коробки передач на всех передачах пони­жено давление масла.

3.1. Недостаточен уровень масла в под доне коробки передач. Вывернуть верхнюю контрольную пробку и проверять уровень масла. Если он недостаточен, долить до по­явления из отверстия верхней контрольной пробки.

3.2. Ошибочны показания манометра гидро­системы коробки передач. Снять манометр и установить его на стенд для проверки. Если стенда нет, вместо штатного. мано­метра установить образцовый и сравнить его показания с показа­ниями штатного при том же уровне масла в поддоне и той же час­тоте вращения коленчатого вала двигателя. Устраняют неисправ­ность, заменив манометр.

3.3. Нарушена регулировка редукционного клапана коробки передач.

3.3.1. Под клапан попало загрязненное масло.Промыть клапан.

3.3.2. Усадка пружины клапана. Между пружиной и пробкой клапана установить одну или две дополнительные прокладки тол­щиной

3.3.3. Сломана пружина клапана. Заменить пружину.

3.4. Уменьшилась подача масляного насоса коробки передач.

3.4.1. Забилась грязью заборная сетка масляного насоса, рас­положенная в поддоне коробки, передач.Промыть сетку.

4. Понижено давление масла в гидросистеме коробки передач на одной или нескольких передачах.

4.1. Большая утечка масла через торцевое уп­лотнение, находящееся на пути потока масла к фрикциону данной передачи.

4.1.1. Неравномерно изношена торцевая поверхность чугунного уплотнительного кольца.

4. 1. 1 а. При сборке ведущего вала не выдержаны заданные размеры. Отклонение размеров Н и П, обеспечивающих требуемое взаимное положение колец торцевого уплотнения и деталей опор, приводят к защемлению и износу колец.

4. 1. 1б. Эллипсность уплотнительных колец (производственный дефект).

4. 1. 1в. На торцевую поверхность уплотнительных колец попа­ла грязь.

Для устранения неисправности 30.1 разобрать ведущий вал, заменить вышедшие из строя детали; собрать вал в соответствии со сборочным чертежом и заменить масло в коробке передач.

4.2. Большие утечки масла через чугунные уплотнительные кольца в бустере фрикциона.

4.2.1. Неправильно установлены чугунные уплотнительные кольца в канавке крайнего (среднего) диска(стыки колец не раз­ведены относительно друг друга на 180°).

4.2.2. Изношена цилиндрическая поверхность нажимного диска под воздействием чугунных уплотнительных колец с образованием обнаруживаемой на ощупь канавки.Вышедшие из строя детали за­меняют.

5. Нет давления масла в гидросистеме коробки передач.

5.1. Неисправен манометр гидросистемы. См. неисправность 29. 2.

5.2. Зубчатая муфта переключения привода насоса с режима «Буксировка» на режим «При­вод от двигателя» не вошла в зацепление с шес­терней привода от двигателя. Проверить правильность положения рычага переключения привода насоса (задний фиксатор должен находиться в прорези рычага). Для устранения неисправно­сти перевести рычаг в нейтральное положение, а затем вновь вклю­чить муфту.

5.3. Вышел из строя конический редуктор привода насоса.

5.3.1. Разрушен шарикоподшипник № 107.

5.3.1а. При изготовлении шарикоподшипника не все заклепки установлены в сепаратор(производственный дефект).

5.3.1б. Овальность и конусность посадочных мест шарикопод­шипника не соответствуют требованиям, ГОСТа(производственный дефект).

5.3.1 в. В шарикоподшипник вместе с маслом попала грязь. Неисправность выявляется по наличию в масле, сливаемом из ко­робки передач, кусочков сепаратора шарикоподшипника, а также отсутствию давления в ее гидросистеме. Устраняют неисправность путем замены шарикоподшипника и масла. При разборке коробки передач необходимо обратить внимание на состояние зубьев шес­терен, так как возможно их повреждение частями разрушенного шарикоподшипника.

5.3.2. Изношены, смяты и заклинивают зубья конических шес­терен.

5.3.2а. Неправильно отрегулировано зацепление шестерен.

5.3.26. Заклинивают шестерни масляного насоса.

5.3.2в. Выпадают пружинные стопорные кольца. Заменить дефектный масляный насос. Разобрать коробку передач и заменить дефектные детали. Отрегулировать зацепление конических шестерен.

5.3.3. Смяты шлицы, изогнут и изломан валик привода насоса.

5.3.3а. Неправильно отрегулировано зацепление шестерен.См. неисправность 31. 3. 2 а.

5.3.3б. Заклинивают шестерни масляного насоса. См. неис­правность 31. 3. 2 б.

5.3.3в. Понижена твердость шлицев (производственный де­фект). Снять насос, вынуть валик и осмотреть его, дефектный валик заменить.

5.3.4. Разрушен корпус редуктора привода насоса. См. неис­правность 31. 3. 1 и 31. 3. 2.

6. Разрушен шарикоподшипник № 114 под наружными бара­банами фрикционов II и III передач (Часто встречающаяся неисправность.) или другие подшипники ко­робки передач.

Разобрать коробку передач и ведущий вал, заменить дефект­ные детали. Обратить внимание на состояние зубьев шестерен, так как возможно их повреждение частями разрушенного подшипника. Сменить масло.

7. Сколы, питтинговое выкрошивание, повреждение зубьев шестерен и зубчатых муфт, вмятины на шлицах валов. Наиболее на­груженными деталями в коробке передач (см. рис. 21) являются режимные шестерни 2, 6, 19, 23,шестерни 8 и 13 изубчатые муф­ты 11, 18и 20.Поэтому они чаще выходят из строя. Причины не­исправности могут быть следующие:

7.1. Детали изготовлены с отклонениями от заданных размеров. Эти отклонения проявляются в по­ниженной твердости сердцевины или цементованного слоя детали, уменьшенной глубине цементован­ного или закаленного слоя, наличии микротрещин на рабочей по­верхности зубьев.

7.1. Н а рушены прави­ла эксплуатации.

7.1.1. Используются масла, не предусмотренные инструкцией по эксплуатации.

7.1.2. Переключение зубчатых муфт во время движения трак­тора.

7.2.3. В картер коробки пе­редач попали посторонние пред­меты.

Неисправности 7 могут быть выявлены по наличию стуков и затрудненному включению одной из зубчатых муфт. Затрудненное включение муфт может наблюдать­ся и при

8. При включенных режимах и передаче, нормальном давлении масла в гидросистеме коробки передач и выключенном стояночном тормозе трактор не трогается с места.

8.3. Нарушена регулировка привода пере­ключения передач.

8.3.1. Нарушена регулировка привода золотника слива. (Пе­даль слива не возвращается в исходное положение. ) Регулировку производить в такой последовательности. Отсоединив тягу 8 от рычага 6 педали слива, двигают педаль на расстояние 425 мм от наружной поверхности верхней половины картера до оси отверстия крепления педали к рычагу. Повернуть рычаг 11 золотника слива по часовой стрелке до отказа. Изменяя длину тяги 8, соединить рычаг педали и рычаг золотника, выбрать зазоры в шарнирных со­единениях тяги с рычагами. Если рычаг педали не упирается в болт на корпусе фильтра коробки передач, вывернуть болт до его контакта с рычагом плюс еще на один оборот и законтрить.

8.3.2. Нарушена регулировка привода золотника переключения передач. Признак неисправности; рычаг переключения передач про­скакивает фиксированное положение «IV передача». Способ регу­лировки: установить рычаг переключения передач 6 (см. рис. 27) в положение «IV передача», вывернуть болт Iдо упора в рычаг и законтрить.

Карданная передача. Карданная передача тракторов «Кировец» включает четыре карданных вала (коробки передач, переднего ве­дущего моста, заднего ведущего моста и промежуточный), а также промежуточную опору. Устройство карданного вала показано на рис. 31. Уплотнение шарниров состоит из самоподвижной манжеты 21, изготовленной из особо износостойкой и устойчивой к нагреву резины, поролонового уплотнительного кольца 19 и стальной обрезиненной обоймы 20. Эта конструкция надежно защищает шарнир от попадания в него пыли и грязи и способствует удержанию долго­работающей смазки № 158.

Рис. 29. Регулировка привода управления зубчатыми муфта­ми грузового вала и заднего хода:

Источник