Неисправности механизма коробки передач

Содержание
  1. Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения
  2. Основные неисправности МКПП и их причины
  3. Самостоятельная диагностика механической коробки передач
  4. Неисправности механической коробки передач и их устранение
  5. Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП
  6. Неисправная трансмиссия: выявляем и устраняем неполадки
  7. Основные элементы трансмиссии и их назначение
  8. Диагностика трансмиссии
  9. Ремонт трансмиссии
  10. Основные неисправности автомобильной трансмиссии
  11. Особенности конструкции трансмиссии разных авто
  12. Неисправности трансмиссии, признаки
  13. Сцепление
  14. Коробка передач
  15. Карданные валы
  16. Ведущий мост
  17. Приводные валы
  18. Раздаточная коробка
  19. Неисправности коробок передач
  20. Неисправности коробок автомат
  21. Признаки неисправности АКПП
  22. Причины неисправностей коробки автомат
  23. Таблица неисправностей автоматической коробки передач
  24. Неисправности механических коробок передач
  25. Признаки неисправностей механической коробки автомобиля
  26. Причины поломки МКПП
  27. Таблица возможных неисправностей в МКПП
  28. Неисправности вариаторной коробки
  29. Признаки поломки вариаторной коробки
  30. Причины неисправностей в CVT
  31. Неисправности коробки передач робот
  32. Признаки неисправностей роботизированной коробки
  33. Причины возникновения неисправности ДСГ

Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения

Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.

Основные неисправности МКПП и их причины

Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.

Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.

Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:

• Шум во время работы и при переключении передач;
• Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач;
• Затрудненное включение передач;
• Самопроизвольное выключение передач;
• Утечка масла из коробки передач.

Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.

Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:

• Естественный износ или выработка ресурса деталей;
• Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем;
• Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества;
• Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие;
• Неквалифицированное обслуживание трансмиссии;
• Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.

Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.

Самостоятельная диагностика механической коробки передач

Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно. Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки. И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.

Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:

• Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя;
• Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу;
• Слить масло из коробки;
• На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал;
• На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески;
• Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе;
• Демонтировать крепления подвесных опорных подушек;
• Снять коробку передач;
• Разобрать коробку передач и провести диагностику.

При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.

Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.

Неисправности механической коробки передач и их устранение

Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.

Неисправность МКПП Причина неисправности
Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач Падение уровня масла в КПП
Загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло
Повреждение подшипника ведущей шестерни
Износ или разрушение подшипника ведущего вала
Шум при работающем двигателе на одной из передач Поломка или износ синхронизатора
Разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи
Шум при работающем двигателе при включении всех передач Те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче
Износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни
Картер сцепления и коленчатый вал двигателя не соосны
Шум в момент переключения передачи Не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления
Износ или поломка муфт синхронизаторов
Поломка блокирующего устройства или его деформация
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю
Вибрации при работающем двигателе Нарушение режима работы двигателя на холостом ходу
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя
Утечка масла из коробки Износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю
Чрезмерное количество масла в коробке
Поломка или загрязнение сапуна
Нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов)
Затрудненное или невозможное переключение передач Не до конца выключено сцепление
Поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев
Просадка или поломка пружин синхронизаторов
Заклинивание шестерен
Нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности)
Поломка блокирующего устройства
Самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках
Низкий уровень масла
Загрязненное масло, попадание воды в масло
Залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя
Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач Износ или повреждение синхронизаторов
Износ или поломка шестерен
Износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову
Износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала
Потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач
Поломки в приводе переключения передач
Отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника
Износ шлицев на муфтах синхронизаторов
Разрушение или износ вилки или штока переключения
Просадка или повреждение пружин фиксаторов

В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП

Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.

Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки. Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.

При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора. Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП. И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.

Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются. Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.

Читайте также:  Рено дастер мойка двигателя

Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла. Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.

Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега. Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).

Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.

При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.

Источник

Неисправная трансмиссия: выявляем и устраняем неполадки

Трансмиссия – система автомобиля, по важности сопоставимая с двигателем. Ведь именно она является связующим звеном между силовым агрегатом и ходовой частью.

Трансмиссия – система автомобиля, по важности сопоставимая с двигателем. Ведь именно она является связующим звеном между силовым агрегатом и ходовой частью, передавая крутящий момент от коленвала мотора на ведущие колеса. Без этого узла авто не тронется с места, даже если с двигателем все в полном порядке. Передача крутящего момента – основное назначение трансмиссии, также она изменяет его величину и направление и перераспределяет между ведущими колесами. Трансмиссия автомобиля состоит из ряда взаимосвязанных систем, а те, в свою очередь, из множества деталей. При износе, поломке, заклинивании некоторых из них возникают неисправности в работе трансмиссии, которые отражаются на динамике автомобиля.

Основные элементы трансмиссии и их назначение

Люди, слабо разбирающиеся в автомобилях, обычно ставят знак равенства между трансмиссией и коробкой передач. На самом деле механическая или автоматическая коробка переключения передач (МКПП и АКПП) является лишь одним из элементов автомобильной трансмиссии. Конструкция трансмиссий в автомобилях с передним и задним приводами имеет свои особенности.

Конструкция трансмиссии на примере автомобиля ВАЗ

Конструкция трансмиссии на примере автомобиля ВАЗ

В заднеприводном она состоит из следующих элементов:

сцепление – обеспечивает плавное соединение двигателя с трансмиссией и их кратковременное разъединение;

коробка передач обеспечивает длительное разъединение, а ее основное назначение – изменение крутящего момента. Именно этот узел отвечает за выбор скорости и направления движения авто;

карданная передача передает крутящий момент между двумя валами – вторичным валом КП и валом главной передачи;

главная передача увеличивает крутящий момент и передает на полуоси задних колес;

дифференциал его распределяет.

Основное отличие конструкции трансмиссии переднеприводного автомобиля – наличие промежуточного элемента между дифференциалом и передними (ведущими) колесами. Это шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), передающие крутящий момент на полуоси. В разных моделях полноприводных авто, где ведущими являются и задние, и передние колеса, используются трансмиссии с незначительными различиями конструкции и сходными принципами работы.

Диагностика трансмиссии

Неисправности различных узлов трансмиссии можно определить по характерным признакам – возникают рывки при переключении передач, нарушается управляемость автомобиля. Случается, что не происходит переключения передач, первая передача после остановки вообще не включается или включенная передача самопроизвольно соскакивает в нейтральное положение. Посторонние звуки при переключении или работе на нейтральной передаче, запах гари, протечки трансмиссионного масла, тряска, вибрация – все эти внешние признаки могут указывать на неисправность коробки передач или других элементов трансмиссии. При появлении хотя бы одного из них необходимо выполнить диагностику, чтобы выявить неисправность и произвести требуемый ремонт.

При отсутствии эстакады автомобиль можно поднять домкратом

При отсутствии эстакады автомобиль можно поднять домкратом

Диагностику трансмиссии удобнее производить, когда авто находится на эстакаде или над смотровой ямой, поскольку доступ к ряду элементов осуществляется снизу. Но некоторые неисправности можно выявить только в движении, для этого нужно выбрать участок дороги, где отсутствует интенсивное движение.

Адекватная работа трансмиссии достигается при правильной балансировке колес. Так что, если вы запланировали проведение диагностики трансмиссии, начните с визита в шиномонтаж.

в первую очередь проверяется отсутствие протечек рабочей жидкости, снаружи коробка передач должна быть сухой, без потеков масла;

затем нужно оценить звук, сопровождающий работу сцепления (оценка производится при включенном двигателе и выжатом сцеплении). Тихое шипение свидетельствует об износе или о разрушении выжимного подшипника;

шум и скрежет при переключении передач указывают на то, что сцепление не обеспечивает полного отсоединения трансмиссии от двигателя;

необходимо проконтролировать положение педали сцепления при начале движения на первой передаче. При исправном сцеплении достаточно слегка отпустить педаль, чтобы автомобиль двинулся с места, а при его сильном износе педаль приходится отпускать почти до предела;

еще один способ проверки – проехать несколько метров задним ходом и при выжатом сцеплении начать движение вперед на первой передаче. Щелчок, сопровождающий этот маневр, указывает на износ деталей;

большой люфт при вращении полуосей взад-вперед, хруст на поворотах свидетельствует о неисправности ШРУСов;

выраженный металлический стук на поворотах и при движении по неровной, с выбоинами, дороге указывает на сильный износ дифференциала, а также проблемы с ходовой.

Довольно информативный маневр, позволяющий оценить состояние трансмиссии, выполняется на спуске:

Если автомобиль без проблем заводится на ходу, трансмиссия работает нормально.

Если в авто есть блок самодиагностики и он выдает сообщения об ошибках, необходимо их расшифровать, соответствующая информация обычно есть в руководстве пользователя к конкретной модели автомобиля.

Ремонт трансмиссии

Если в ходе диагностики подозрения о неисправности трансмиссии подтвердились, необходимо осуществить ее ремонт. С серьезными поломками лучше обратиться в автосервис, а мелкие неисправности можно устранить своими руками. В современных автомобилях появляется все больше «наворотов», из-за которых их обслуживание и ремонт лучше выполнять в авторизованном СЦ, самостоятельное вмешательство может привести к блокировке важнейших систем. А вот старое авто с механической коробкой передач вполне реально и продиагностировать, и отремонтировать самостоятельно.

Основные этапы ремонта:

демонтаж КПП и других узлов трансмиссии со стоящего на подъемнике или над смотровой ямой автомобиля;

разборка, промывка и внимательное исследование (осмотр, ощупывание) деталей;

замена расходных материалов и поврежденных, сильно изношенных деталей. При критичных повреждениях рентабельней может быть замена узла целиком. Новая коробка передач стоит дорого, но можно подобрать контрактную КПП с разборки;

сборка и установка на места отремонтированных узлов;

При наличии протечек масла меняются уплотнители. Шланги и трубки с трещинами и вмятинами также подлежат замене. Если масло сильно загрязненное, мутное, с запахом гари, его необходимо сменить, а заодно установить новый фильтр. Не ремонтируется, а меняется вакуумный корректор, неисправность которого демонстрирует синеватая окраска выхлопа.

При износе сцепления, в зависимости от его масштабов, можно ограничиться заменой накладки (ее необходимо переклепать) или выполнить замену сцепления в сборе – диска, корзинки и выжимного подшипника. Чтобы заменить сцепление, нужно демонтировать коробку переключения скоростей.

Ремонт сцепления трансмиссии

Ремонт сцепления трансмиссии

Довольно часто нуждается в замене или регулировке трос сцепления. Если он разорван или перемещается слишком туго, необходима замена. Трос сначала отсоединяется от блока сцепления, а потом от педали, а крепление нового производится в обратном порядке. Новый или старый ослабленный вследствие износа дисковых накладок трос необходимо отрегулировать путем подкручивания гайки на наконечнике при ослабленной контргайке. Существуют храповые тросы сцепления с функцией саморегулировки и компенсации длины, такой трос регулируется только после установки.

Если в замене нуждается ШРУС, необходимо открутить гайку ступицы и болты колес, вывернув руль в крайнее положение в сторону, с которой расположен неисправный шарнир. При оттянутом кулаке вытягивается наружная часть шарнира и демонтируется внутренняя, а также пыльники и хомуты. Вал в процессе демонтажа должен быть зажат в тисках. Затем на вал устанавливается новый пыльник, заправленный смазкой ШРУС и стопорное кольцо. Шарнир устанавливается в нужное положение ударами молотка через деревянную прокладку.

Это основные неисправности трансмиссии, которые можно устранить своими руками. Если выявлены более серьезные поломки или в ходе самостоятельной диагностики не удается установить причину некорректной работы трансмиссии, нужно обращаться к специалистам.

Источник

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Одной из важных частей в устройстве авто, помимо силовой установки, является трансмиссия. Она обеспечивает передачу вращения и изменение передаточного числа от мотора на колеса.

Но если у двигателя все системы и механизмы объединены в единую конструкцию, то трансмиссия состоит из отдельных частей, взаимодействующих между собой.

Самой технологически простой является трансмиссия с механической коробкой передач.

Именно такая составляющая и используется практически на всех отечественных авто (только сравнительно недавно начали появляться модели с АКПП).

Механическая КПП относиться к несложной трансмиссии, поэтому и показатели надежности у нее – высокие. Но неисправностям она тоже подвержена и бывает их немало, не говоря уже про АКПП.

Особенности конструкции трансмиссии разных авто

Трансмиссия легковых авто может иметь разную компоновку, что и сказывается на количестве составных частей.

Так, на классических моделях ВАЗ-2106, 2107 и прочих – привод задний, поэтому конструкция трансмиссии включает в себя сцепление, КПП, карданный вал, задний мост с главной передачей, дифференциалом и полуосями.

Читайте также:  Сколько живет бензиновый двигатель

Более современные модели, та же ВАЗ-2109 – переднеприводная, поэтому у нее кардан с мостом – отсутствуют, а главная передача с дифференциалом входят в конструкцию КПП.

Но дополнительно присутствуют приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей.

А если рассмотреть конструкцию внедорожников – ВАЗ-21213, Шевроле Нива, УАЗ Патриот, то их компоновка трансмиссии включает все указанные элементы авто с передними и задними приводами, и дополнительно еще имеется раздаточная коробка, обеспечивающая передачу вращения на обе оси и возможность отключения одной из них.

Неисправности трансмиссии, признаки

Чем больше составных частей имеет трансмиссия, тем выше вероятность ее поломки. И в каждой из составляющих найдется немало неисправностей.

Сцепление

На всех указанных авто сцепление имеет практически идентичную конструкцию – оно однодисковое, «сухое».

Без сцепления невозможно было бы начать плавно движение и во время поездки и менять передаточное число на КПП, поскольку для этого нужно разъединение мотора с трансмиссией.

Поскольку сцепление конструктивно одинаково, то и неисправности на всех перечисленных авто – идентичны. Единственное различие – это типы приводов.

Так, на ВАЗ-2106, 2107, а также ВАЗ Нива, Нива Шевроле, УАЗ Патриот используется гидропривод, а в ВАЗ-2109 – механический, тросовый.

Если рассматривать само сцепление, то его основными неисправностями являются:

Признаки неисправности сцепления достаточно хорошо заметны, и проявляются они в виде «пробуксовки», «ведения», повышенной шумности при определенных условиях работы, рывков при начале движения.

В большинстве случаев для устранения проблем со сцеплением необходима его разборка, дефектовка и замена поврежденных и изношенных элементов.

Что касается привода, то поломок в нем у ВАЗ-2109 не так уж и много и обычно сводятся они к проблемам с тросом – его порывом или закусыванием. «Лечится» все обычной заменой.

А вот в гидроприводе неисправностей больше. В таком приводе может появиться разгерметизация системы, повреждение основного и рабочего цилиндров.

Восстановление работоспособности зависит от составляющей, в которой возникли проблемы. Если система дала течь, то ее устраняют заменой трубопровода с последующей прокачкой.

Цилиндры же либо ремонтируются с использованием ремкомплектов, или просто меняются.

Коробка передач

Коробка передач – один из основных узлов трансмиссии, и она обладает самой сложной конструкцией среди всех составляющих. Поэтому и поломок у нее больше.

На ВАЗ классического семейства (2106, 2107), «Спутник» (ВАЗ-2109, 21099), Нива 21213 и Шевроле Нива, а также УАЗ Патриот используются трехвальные механические коробки передач с постоянным зацеплением шестерен.

И хоть конструктивно КПП отличаются (особенно ВАЗ-2109 относительно остальных), но принцип работы у всех их одинаков.

Поэтому и неисправности у этих узлов трансмиссии на всех перечисленных авто, по сути, идентичны, так же, как и их признаки.

Если в КПП есть проблемы, это обязательно будет проявляться, причем разными способами. Признаками поломки в коробке являются:

Как видно, большая часть неисправностей связана с износом составных элементов коробки.

Но точно выявить причину возможно только после демонтажа узла и его разборки. Восстановить работоспособность КПП удается путем замены изношенных составных частей.

Бывают и более специфические поломки, хотя встречаются они значительно реже. К ним можно отнести разрушение корпуса, разболчивание крепежных элементов с последующим попаданием между шестернями и пр.

Карданные валы

Следующим элементом трансмиссии являются карданные валы, которые используются для передачи вращения на ВАЗ-2106, 2107, а также Нива 21213, Шевроле Нива и УАЗ Патриот.

Но в случае с первыми двумя авто, то у них в конструкции присутствует только один вал, а вот во внедорожниках карданов – два (для передачи усилия на два ведущих моста), в Нивах также присутствует еще и промежуточный вал, соединяющий КПП с раздаточной коробкой.

Составные части этих валов тоже в процессе эксплуатации повреждаются и изнашиваются, что приводит к ряду неисправностей, которые проявляются в виде:

Устраняются проблемы с карданными валами путем проверки состояния их шарниров и их замены в случае обнаружения критического износа, балансировке. Но зачастую автолюбители просто меняют валы в сборе.

Ведущий мост

Главные передачи с дифференциалами в автомобилях ВАЗ 2106, Нива, Нива Шевроле, УАЗ Патриот являются внесенным узлом и располагаются в ведущих мостах (в легковых авто – это задний мост, у внедорожников – оба).

В задачу этих составляющих трансмиссии входит распределение вращения на колеса.

Узел этот хоть сравнительно простой по конструкции и состоит из небольшого количества элементов, но неисправности бывают и у него.

Признаки возникновения проблем в работе ведущего моста такие:

Устранение неисправностей моста проводится путем разборки, дефектовки, замены изношенных и поврежденных элементов с последующей регулировкой зазоров зацепления.

Приводные валы

Что касается ВАЗ-2109, то у нее ведущего моста нет, и вращение от главной передачи (входящей в конструкцию КПП) на колеса передается посредством приводных валов с ШРУСами.

Отметим, что такие приводные валы используются на передней оси в Нива 21213 и Нива Шевроле. Также ШРУС на Нивах установлен и на промежуточном валу.

Относительно УАЗ Патриот, то у этого внедорожника несколько иная конструкция переднего моста – полуоси присутствуют, но в отличие от задней оси, на их концах установлены ШРУСы.

В таком приводе «слабым звеном» является именно шарнир равных угловых скоростей. Этот узел очень чувствителен к загрязнениям и повреждение пыльника всегда приводит к постепенному разрушению элемента.

Выявить проблемы с шарниром не сложно, поскольку в случае попадания грязи внутрь его, при поворотах руля будет слышен отчетливый хруст.

При этом ШРУС восстановлению не подлежит и при появлении признака его износа он заменяется.

Раздаточная коробка

Последний элемент, который используется в трансмиссии – раздаточная коробка, но имеется она только у внедорожников.

В ее задачу входит разделение вращения между двумя ведущими мостами, причем с возможностью понижения передаточного числа для обеспечения большего тягового усилия на колесах.

Несмотря на то, что устройство раздаточной коробки отличается от механической КПП, но в их конструкциях используются, по сути, одни и те же составные элементы – валы и шестерни.

Поэтому и неисправности у раздатки идентичны КПП, а именно – повышенная шумность, самовольное отключение подключаемого моста, затрудненное переключение между режимами работы (повышенные и пониженные передачи).

Отметим, что УАЗ Патриот комплектуется раздаточной коробкой Dymos, которая конструктивно несколько отличается от классической.

К тому же она обладает электронным управлением, что делает ее еще более подверженной неисправностям, поскольку помимо механических поломок возможно нарушение работы электронной составляющей.

Напоследок отметим, что здесь перечислены самые распространенные неисправности узлов трансмиссии, но в каждом из них найдутся и другие поломки, которые встречаются значительно реже.

К тому же бывают случаи, когда неисправности совершенно других составляющих воспринимаются как поломки трансмиссии. К примеру, стуки в задней подвеске нередко идентифицируются как проблемы в заднем мосту.

Поэтому для выявления неисправности обязательно нужна тщательная диагностика не только узлов трансмиссии, но и близко расположенных устройств авто.

Источник

Неисправности коробок передач

Неисправность коробки передач — это сложная поломка трансмиссии, устранению которой необходимо уделить много времени. У автоматических и механических КПП неисправности отличаются в силу отличия их конструкции. Например, автоматическая коробка может сильно перегреваться и/или на ней не включается определенная передача. В то же время на «механике» часто водителю физически сложно включить ту или иную передачу. В любом случае при выявлении проблем с коробкой передач автомобиля необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и произвести работы.

Неисправности коробок передач

Неисправности коробок автомат

Большинство коробок «автомат» рассчитаны на гарантийный пробег минимум 150 тысяч километров, а зачастую гораздо больше. Поэтому на меньшем пробеге вероятность возникновения поломки очень мала.

Признаки неисправности АКПП

Существует 7 основных признаков того, что автоматическая коробка передач на автомобиле частично или полностью вышла из строя.

Отдельно стоит остановиться на признаках поломки гидротрансформатора:

Причины неисправностей коробки автомат

Причины неисправностей автоматической коробки передач автомобиля зависят от перечисленных выше признаков. Перечислим их в том же порядке.

Перечисленные выше проблемы связаны с механической и гидравлической частью автоматической коробки передач. Однако АКПП — это сложное устройство, в которое входит, в том числе электрическая и электронная составляющая. Блок управления получает информацию от многочисленных датчиков трансмиссии, фазовых устройств, автоматов. Все эти элементы соединены между собой проводами. Поэтому при поломке электрической составляющей АКПП необходимо выполнять поэтапную диагностику указанных элементов в соответствии со схемой конкретного устройства. Однако для этого лучше обратиться за помощью в автосервис. Самостоятельно разве что можно подключить сканер ошибок и посмотреть, какая ошибка возникла в машине. Это даст направление «куда копать».

Также неполадки могут быть связаны с выходом из строя отдельных частей АКПП. В частности:

Интересно, что зачастую в “автоматах” при выходе из строя одной запчасти поломка обычно быстро “перескакивает” на другую. Поэтому диагностика часто занимает много усилий и времени.

Отдельно стоит выделить причины неисправности гидротрансформатора, входящего в состав АКПП. Так, при износе его пружин из коробки передач раздаются лязгающие дребезжащие звуки во время, когда двигатель работает на малых оборотах. Правда, аналогичный звук может появиться и когда вышли из строя лопасти турбинного насоса.

Таблица неисправностей автоматической коробки передач

Ниже приведена сводная таблица с признаками и причинами частичного или полного выхода из строя автоматической коробки передач автомобиля.

Признаки неисправности Причины поломки
Автомобиль не трогается с места, или при движении АКПП пробуксовывает. При этом задняя передача функционирует в штатном режиме. Износ фрикционных дисков, муфты переднего направления, износ или обрыв манжет поршня муфты, износ колец муфты, заело один из клапанов гидроблока.
Машина может ехать только на первой и второй передаче, остальные отсутствуют, включая заднюю. Износ фрикционного диска отдельной муфты, значительный износ либо полный обрыв манжет поршня муфты, значительно износились либо полностью вышли из строя уплотнительные масляные кольца муфты.
Машина обездвижена. При активации коробки передач происходит рывок, однако машина остается без движения. Частично или полностью вышел из строя гидротрансформатор, в поддоне коробки передач критически малый уровень трансмиссионной жидкости, забился масляный фильтр трансмиссии.
Движение машины только на третьей передаче (у некоторых автомобилей это может быть первая или вторая). Электронная система считала ошибку, что заело клапан гидроблока, и перевела машину в аварийный режим. Также могут быть следующие варианты: износ фрикционных дисков, муфты переднего направления, износ или обрыв манжет поршня муфты, износ колец муфты.
На непрогретой АКПП переключения между скоростями производятся с толчками (рывками). Проблемы с гидроблоком, необходимо выполнить его чистку, и при необходимости выполнить замену расходников. Также возможно загрязнение гидроплиты или соленоидов коробки передач.
Не включается задняя передача, или при включении машина не едет назад. Износилась тормозная лента, значительный износ или обрыв манжеты поршня тормозной ленты; облом штока поршня тормозной ленты, неисправность в системе торможения.
Машина полностью обездвижена, при включении передачи не происходит толчков или рывков. Частичный или полный выход из строя гидротрансформатора; износ или поломка ведущей шестерни масляного насоса, либо же она не сцепляется с гидротрансформатором; критически низкий уровень масла в АКПП; забит масляный фильтр; значительно изношены фрикционные диски, муфта и тормозная лента; износ манжет поршня пакетов; значительно износились или полностью разрушились масляные уплотнительные кольца муфты; проблемы с соленоидами или клапанами гидроблока.
Гул, исходящий от АКПП, интенсивность которого меняется по мере изменения оборотов вращения двигателя. Износ одного из подшипников на валах коробки передач.
На «холодную» включаются только задняя, первая и вторая передачи, а остальные включаются лишь после прогрева. Проблема с забитым клапаном гидроблока либо же с соленоидом.
Машина движется при установке рычага коробки в положение N. Проблемы с регулировкой троса или рычага привода управления АКПП; заедание поршня одной из муфт; отдельные фрикционные диски сварились между собой.
Переключение передач вверх происходит при значительном превышении скорости. Некорректная регулировка натяжного тросика; засорение масляного фильтра; проблемы в работе дроссельного клапана.
При движении автомобиля в гору теряется динамика и коробка переключается на пониженную передачу. Низкий уровень трансмиссионной жидкости в коробке; износ фрикционных дисков, муфты или тормозной ленты; частичный выход из строя маслонасоса; некорректная работа соленоидов гидроблока; значительный износ проходов гидроблока.
Отсутствует так называемый «кикдаун» — переключение на пониженную передачу при резком нажатии на педаль акселератора. Неисправность датчика «кикдауна» либо обрыв его цепи; заедание клапана гидроблока; проблемы с тросиком управления дроссельной заслонкой.
При трогании машины с места происходит пробуксовывание, однако после набора скорости все восстанавливается в штатный режим. Большой износ шлицов ступицы турбинного колеса. Из-за этого проскальзывает вал автоматической коробки передач. Второй вариант — износ или обрыв манжет поршня муфты в коробке.
Пробуксовывание коробки при переключении передач. Критическое засорение масляного фильтра; низкий уровень масла в коробке; неисправность масляного насоса.
Происходят удары в процессе переключения передач. Значительный износ фрикционных дисков; забились каналы гидроблока или соленоидов; износилась тормозная лента.
В процессе езды автомобиль буксует, а при переключении между передачами дергается. Неисправная муфта.
Отсутствие магистрального давления в системе, отсутствие движения машины в любом направлении. Срезаны или сильно износились шлицы вала масляного насоса в корпусе передней крышки гидротрансформатора.
Нормальное движение автомобиля на холодной трансмиссионной жидкости. После этого начинается пробуксовка вплоть до полной остановки. Неисправны (сильно изношены) фрикционные диски; сильно изношен фрикцион гидротрансформатора. Обычно при этом сильно забит масляный фильтр.
«Металлический» шум из коробки при работе двигателя на холостых оборотах. Фрикционные диски на одном из барабанов значительно изношены.
Автомобиль трогается и набирает скорость очень медленно «в натяг». Актуально для передних и задней передачи. Разгерметизация или обрыв лопаток вентиляторов насосного или турбинного (при его наличии) колеса.
Вспенивание трансмиссионной жидкости, изменение ее цвета, возможна пробуксовка машины при этом. Внутрь коробки-автомата попала вода.
Низкое давление масла в магистрали. Гидроблок или соленоиды чрезвычайно загрязнены; низкий уровень масла в коробке; неисправен клапан сброса в масляном насосе.
После включения машины двигатель «троит» и глохнет. Если добавить газу — то все приходит в норму. Проблемы с клапанами переключения муфт передач; неисправен гидротрансформатор автоматической коробки передач.
Читайте также:  Полезная работа двигателя это

Неисправности механических коробок передач

Механические коробки по своему устройству немного проще, чем автоматические, однако и у них тоже со временем возникают поломки. Обычно проблемы возникают в связи с износом приводных шестерен, падением уровня трансмиссионной жидкости, износом фрикционов и так далее. Признаки неисправностей на “механике” увидеть проще. Обычно при частичном выходе из строя МКПП с трудом включаются передачи, слышен хруст во время переключения и/или во время езды, возможно “выбивание” передачи во время движения.

Признаки неисправностей механической коробки автомобиля

Как и любой другой автомобильный узел, механическая коробка со временем частично выходит из строя. Признаком этого может быть:

При выявлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков необходимо проводить дополнительную диагностику с тем, чтобы минимизировать объем ремонтных работ и удешевить их.

Обратите внимание, что некоторые из описанных выше признаков указывают не на поломку непосредственно коробки передач, а на неисправности сцепления. Поэтому желательно проверить и его.

Причины поломки МКПП

Причинами частичного выхода из строя механической коробки передач может быть:

Таблица возможных неисправностей в МКПП

Неисправность МКПП Причина возникновения и пути ее устранения
Не включается одна/все передачи Неисправность синхронизаторов, поломка вала или шестерен, низкий уровень масла, использование масла не той вязкости. Возможны проблемы со сцеплением.
Шум на нейтральной передаче при запущенном моторе Износ подшипника ведущей шестерни или ведущего вала. Низкий уровень масла, использование не того масла. Перегрев приводного вала и/или его значительный износ.
Шум коробки при езде на всех передачах Разрушение подшипника выходного вала либо ведомой шестерни. Возможна ситуация, когда имеет место несоосность картера сцепления и двигателя.
Шум коробки при езде лишь на одной передаче Поломан синхронизатор и/или изношены шестерни, соответствующей именно той передаче.
Хрустящие звуки из коробки при переключении передач Неисправность шестерен, износ синхронизатора, низкий уровень смазывающей жидкости или низкий уровень масла в коробке. Иногда бывает, что ослабилось крепление самой коробки. Также часто в хрусте виновата не коробка, а сцепление.
«Вылетают» передачи при езде Выход из строя синхронизаторов, значительный износ шестерен тех передач, на которых это происходит, разрушение подшипников валов, повреждение тяг переключения передач. Реже — ослабление крепления самой коробки передач.
Вибрация, исходящая от коробки при работающем двигателе Открутилось крепление механической КПП либо же разрушены эти крепления к кузову. Возможно разрушение опор.
Течь масла из коробки передач Возможные варианты: высокий уровень масла в МКПП после его заливки, течь в заливной горловине, течь в герметизирующих сальниках и/или кольцах, имеются трещины на картере МКПП в результате механических повреждений.

Неисправности вариаторной коробки

В вариаторе (Continuously Variable Transmission, CVT) в отличии от АКПП вместо классических шестеренок с зубьями для передачи механического усилия используется стальной ремень или цепь, движущаяся между парой конических приводных роликов, образующих шкив.

Управление вариатором обеспечивает электронный блок управления — специально запрограммированный контроллер, работающий на основе команд от водителя и информации от многочисленных датчиков элементов трансмиссии. Поэтому часть причин и признаков поломок будет схож с теми что и на классическом автомате, а часть своих особенностей работы.

Признаки поломки вариаторной коробки

В целом, внешние признаки частичного выхода из строя вариатора и автоматической коробки передач схожи. В частности:

Причины неисправностей в CVT

Причины, по которым возникают неисправности у вариаторов, можно разделить на две категории — электрические/электронные и механические/гидравлические. Начнем описание с первых:

Ну а причины механических и гидравлических поломок вариатора сведем в традиционную таблицу относительно признаков что проявились при работе.

Признаки поломки Причины неисправности
Движение автомобиля при установленной нейтральной передаче. Вышел из строя селектор переключения передач; повреждение проводки или разъемов от блока управления; «глюк» блока управления.
Рывок машины при переключении из положения нейтральной скорости в движение (неважно, вперед или назад). Повреждение электромагнитного клапана давления в основной магистрали; неисправность блока управления вариатором.
Снижение динамических характеристик машины (или наоборот пробуксовка). Может быть неисправно: муфта переднего хода; гидротрансформатор; вариаторная ременная передача; электрогидравлический модуль; блок управления.
Нет возможности переключить передачи в ручном режиме. Возможно повреждение: сигнальной электропроводки или ее разъемов; селектора переключения передач; блока управления.

Неисправности коробки передач робот

Коробка «робот» или DSG (Direct Shift Gearbox) отличается тем, что она имеет сцепление, переключаемое по команде компьютера с помощью электрического или гидравлического исполнительного механизма. Бывают однодисковые и двухдисковые роботизированные коробки. Поэтому часть признаков и причин связанных именно с особенностью ее работы.

Признаки неисправностей роботизированной коробки

Внешние признаки поломки роботизированной коробки передач схожи с описанными выше другими типами трансмиссии:

При активизации контрольной лампы Check Engine на приборной панели необходимо выполнить сканирование ошибок при помощи специального сканера. Это поможет локализовать причину поломки.

Причины возникновения неисправности ДСГ

Механические неисправности роботизированной коробки передач во многом схожи с аналогичными проблемами у МКПП. Разве что можно выделить две особенные:

Если роботизированная коробка передач снабжена электрическим приводом сцепления, то для нее характерны следующие поломки:

Источник