Неисправности помпы 402 двигателя

Охлаждение двигателя ЗМЗ-402 ГАЗ-2705

Описание

Двигатель ЗМЗ-402 – один из самых массовых, которые когда-либо выпускались в Заволжье. Этот мотор имеет алюминиевый блок с «мокрыми» чугунными гильзами. Распределительный вал находится внизу. Данный агрегат выпускался серийно с 1981 по 2006 гг. Изначально 402 двигатель для «Газели» не предусматривался. Это был модернизированный мотор 24Д, который ставится на советскую «Волгу». Среди существенных отличий 402-го мотора стоит отметить измененный выпускной коллектор, иной подъем распредвала (он стал выше на 0,5 миллиметра) и масляный насос. В остальном ЗМЗ-402 был копией мотора 24Д – двигателя из 50-х. О проблемах ДВС мы расскажем позже. Кстати, схема двигателя «Газели» (402 ЗМЗ) есть на фото в нашей статье.

Технические характеристики

Итак, ЗМЗ-402 – это бензиновый рядный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом в 2440 кубических сантиметров. Агрегат имеет простейшую карбюраторную систему питания с механическим бензонасосом.

регулировка клапанов газель 402 двигатель

Система ГРМ – восьмиклапанная, с цепным приводом от коленчатого вала. 402 двигатель «Газели» имеет 92-миллиметровый ход поршня. Диаметр цилиндров – тоже 92 миллиметра, ввиду чего мотор имел малую степень сжатия и компрессию. В норме данный параметр составлял 8,2 килограмм на кубический сантиметр. Критическим считался показатель в 6,7 килограмм. Наряду с низкой степенью сжатия, 402 двигатель «Газели» отличался малой мощностью. Максимальная мощность, которая достигалась при 4,5 тысячах оборотов – 100 лошадиных сил. Крутящий момент – 182 Нм при 2,5 тысячах оборотов. И если для «Волги» этого параметра еще было достаточно, то для «Газели» уже нет. Машина была чувствительная к малейшим перегрузам. Восьмиградусные подъемы казались для нее настоящим испытанием. Рекомендуемое производителем масло – 5w30-15w40. При замене необходимо лить до шести литров. Регламент замены масла – десять тысяч километров. Но автомобилисты рекомендуют это делать раньше, на восьми тысячах.

Карбюратор на «Газели» с 402 двигателем

Что касается системы питания, здесь использовался отечественный карбюратор «Пекар» модели К151. Это штатный элемент, коим укомплектовывались все 402-е двигатели. «Газель» не стала тому исключением.

карбюратор на газель 402 двигатель

Как показывает себя К151 в деле? Как отмечают отзывы владельцев, «Пекар» – не самый лучший карбюратор. На «Газели» с 402 двигателем хорошо ведет себя «Солекс». Он не имеет, таких минусов, как «Пекар»:

Russia Cars

Причина неисправности / Метод устранения Двигатель не запускается Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе): – засорен сетчатый фильтр карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива; Промыть фильтр в неэтилированном бензине и продуть сжатым воздухом – порвана диафрагма или нарушилась герметичность клапанов топливного насоса; Заменить диафрагму или клапаны – замерзла вода в отстойнике или топливопроводе; Прогреть отстойник или топливопровод горячей водой – засорился топливопровод; Продуть топливопровод – не закрывается полностью воздушная заслонка карбюратора; Отрегулировать привод воздушной заслонки – засорен жиклер: главный топливный и холостого хода; Промыть в неэтилированном бензине и продуть жиклеры сжатым воздухом – ослабло крепление карбюратора к впускной трубе или впускной трубы к головке блока цилиндров; Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки – низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; Отрегулировать уровень топлива – заедает клапан рециркуляции отработавших газов в открытом положении Заменить клапан рециркуляции Богатая горючая смесь (хлопки в глушителе при пуске двигателя): – воздушная заслонка карбюратора полностью не открывается; Отрегулировать привод воздушной заслонки – нарушена герметичность клапана подачи топлива; Заменить уплотнительную шайбу клапана – нарушена герметичность поплавка; Восстановить герметичность поплавка или заменить поплавок – засорены воздушные жиклеры дозирующих систем; Промыть жиклеры неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом – нарушена регулировка винта качества смеси; Отрегулировать необходимый состав смеси – слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Двигатель не пускается в холодное время Не закрывается воздушная заслонка Отрегулировать привод воздушной заслонки Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Неправильно отрегулирован холостой ход Отрегулировать необходимый состав смеси Большое количество воды в отстойнике фильтра тонкой очистки топлива и топливном баке Слить отстой из фильтра и бака Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки Повышенная токсичность отработавших газов Богатая горючая смесь См. «Двигатель не запускается (богатая горючая смесь)» Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью Неисправен ускорительный насос карбюратора Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Дроссельные заслонки карбюратора полностью не открываются Отрегулировать привод дроссельных заслонок Бедная горючая смесь См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)» Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра Заменить фильтрующий элемент Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Положение заслонок «Зима–Лето» не соответствует сезону Установить заслонки в положение, соответствующее сезону Повышенный расход топлива Бедная или богатая горючая смесь См. «Двигатель не запускается» Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра Заменить фильтрующий элемент Неправильная установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Неисправен вакуум-корректор распределителя зажигания Заменить вакуум-корректор или распределитель Нарушена герметичность системы питания Восстановить герметичность Повышенное сопротивление движению автомобиля Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах Перегрев двигателя Неисправен термостат Заменить термостат Слабое натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса Отрегулировать натяжение ремней Неправильная установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Бедная горючая смесь См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)» Сильное загрязнение радиатора Промыть систему охлаждения, промыть радиатор струей воды Повышенное сопротивление движению автомобиля Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах Неисправен водяной насос Заменить насос Двигатель продолжает работать после выключения зажигания Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя» Применено низкооктановое топливо Применять топливо с соответствующим октановым числом

Детонационные стуки в двигателе Ранняя установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней Очистить нагар Применено низкооктановое топливо Применять топливо с соответствующим октановым числом

Недостаточное давление масла на прогретом двигателе Неисправность или засорение редукционного клапана давления масла Промыть детали клапана и гнездо в корпусе масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан Неисправен датчик или указатель давления масла Проверить давление контрольным манометром, заменить неисправный прибор Перегрев двигателя Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева Большой износ вкладышей коренных подшипников Заменить вкладыши Износ деталей масляного насоса Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос Повышенный расход масла Большой износ поршневых колец Заменить поршневые кольца Засорение системы вентиляции картера Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел Течь масла через уплотнения двигателя Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов Заменить колпачки

Стуки в двигателе Износ шатунно-поршневой группы Отремонтировать двигатель Большие зазоры между коромыслами и клапанами Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе Износ кулачков распределительного вала и толкателей Заменить изношенные детали Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом Заменить упорные кольца

Бесконтактная система зажигания — Установка момента зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Угол опережения зажигания проверяют и устанавливают на холостом ходу двигателя (при частоте вращения коленчатого вала 820–900 мин–1). Угол должен быть в пределах 0±1° до ВМТ. П …

Втулки валика привода масляного насоса Снятие и установка втулки валика привода масляного насоса двигателя мод. 2106 1 – оправка Проверить внутренний диаметр втулок, который должен составлять: для передней втулки – 48,084–48,104; …

Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы переднего колеса Для проверки зазора снимите колпак и ослабьте гайки крепления колеса, поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставку и снимите переднее колесо. Снимите суппорт переднего тормоза с т …
Плюс банк заявка на кредит онлайн moigroshi.in.ua.

Клапана

Как мы уже отметили ранее, ЗМЗ-402 – это восьмиклапанный мотор, поэтому в системе ГРМ только один распределительный вал. Среди частых проблем – необходимость в регулировке клапанов. На «Газели» с 402 двигателем она должна производиться каждые 30 тысяч километров. Причем зазоры подстраиваются строго под каждый тип топлива. Производитель заявляет, что тепловой зазор на обеих клапанах (впускном и выпускном) должны быть 0,4 миллиметра.

Читайте также:  Система зимнего запуска двигателя

система охлаждения двигателя 402 газель

Но как показывает практика, для нормальной работы мотора нужны другие настройки. Регулировка клапанов на «Газели» с 402 двигателем под 92-й бензин должна производиться следующим образом. Для впускных клапанов зазор составляет 0,30 миллиметра, для выпускных – 0,25. А вот для езды на 76-м бензине нужно увеличить данный параметр до 0,44 миллиметров. Что касается большинства «Газелей» из 90-х, которые эксплуатируются сегодня, они ездят на пропан-бутане. Под это топливо свой тепловой зазор – 0,35 миллиметра. Именно с такими характеристиками машина будет приемистой и тяговитой.

Система охлаждения

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении. Не стал исключением и двигатель 402 «Газели». Система охлаждения двигателя данной модели – жидкостного типа, с принудительной циркуляцией от помпы. Схема СОД представлена в нашей статье.

402 двигатель газель

Устройство данной системы на всех «Газелях» одинаковое. Единственное – на модификациях «микроавтобус» установлены два отопителя и дополнительный электронасос. В конструкцию СОД входит:

В качестве охлаждающей жидкости производитель рекомендует использовать Тосол А-40. Также мотор работает и на чистой дистиллированной воде. Однако ее нельзя использовать в зимний период времени.

Ниже мы рассмотрим наиболее важные элементы системы охлаждения 402 двигателя «Газели».

26 Система охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215 I – с одним отопителем; II – с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов); 1 – расширительный бачок; 2 – термостат; 3 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 4 – радиатор; 5 – сливная пробка (кран) радиатора; 6 – вентилятор; 7 – ремень привода вентилятора; 8 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 9 – насос охлаждающей жидкости; 10 – сливной кран блока цилиндров; 12 – электронасос системы отопления; 11, 13 – кран отопителя; 14 – радиатор дополнительного отопителя; 15, 16 – радиатор основного отопителя; 17 – основной клапан термостата; 18 – байпасный клапан.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 I — система отопления с одним отопителем; II — система отопления с двумя отопителями; 1 — сливной кран системы охлаждения; 2, 3 — краны отопителей; 4 — электронасос системы отопления; 5 — радиатор дополнительного отопителя; 6, 7 — радиаторы отопителей; 8 — блок подогрева впускного трубопровода; 9 — расширительный бачок; 10 — термостат; 11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 13 — радиатор; 14 — сливная пробка радиатора; 15 — вентилятор; 16 — поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса; 17 — насос охлаждающей жидкости.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют «большой круг» циркуляции.

В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленый на отводящем шланге системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов). Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым или клиновым (для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому кругу», возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев холодного двигателя.

При температуре 80–84°С (78–82°С для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.

При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.

Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем. Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках. У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса. Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками. У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на отдельном кронштейне.

Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову. На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).

На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с правой расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.

Замена насоса охлаждающей жидкости ЗМЗ-402 и УМЗ-4215 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Снимаем радиатор (см. Снятие радиатора) Снимаем крыльчатку и шкив вентилятора

Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива.

Снимаем шкив и пластину.

Ослабляем затяжку хомута и снимаем шланг отопителя с патрубка насоса. Шлицевой отверткой ослабляем хомуты отводящего шланга насоса и (для удобства) шланга корпуса термостата. Снимаем шланги с патрубков насоса и корпуса термостата.

Выводим из скобы крепления и отводим в сторону провода датчиков системы смазки.

Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления насоса к блоку цилиндров.

…и прокладку, осторожно поддев ее ножом.

Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса.

Осторожно постукивая медным молотком, снимаем крышку насоса…

…с прокладкой Собираем насос в обратной последовательности, нанеся на новые прокладки тонкий слой герметика или любой смазки. Следующая страница»»»»»»

    10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43.

Термостат

СОД состоит из двух кругов – малого и большого. По первому жидкость циркулирует до того момента, как мотор прогреется. Как только температура достигнет заданной отметки (обычно 70-80 градусов), тосол движется по большому кругу. Для чего нужен термостат? Именно он управляет регулировкой и подает жидкость по определенному контуру в зависимости от ее температуры. Что касается неисправностей термостата на 402-м моторе, зачастую случается клин элемента в закрытом виде. Ввиду этого мотор начинает перегреваться, поскольку жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя основной радиатор.

Помпа

Иное ее название – водяной насос. Данный механизм обеспечивает циркуляцию тосола в системе охлаждения. Работает деталь от коленчатого вала. Чем выше его обороты, тем сильнее раскручивается крыльчатка насоса.

ремонт двигателя 402 газель

Среди неисправностей помпы на 402-м моторе стоит отметить вой подшипника. В таком случае насос разбирается и меняется вал в сборе с подшипником. Также в негодность приходит сальник, шкив и крыльчатка.

Двигатель ЗМЗ 402 – модернизация системы охлаждения

После форсирования мотора возникает проблема перегрева, так как режим работы кардинально изменился. Двигатель ЗМЗ 402, устанавливаемый на Газели и Волги, не лишен таких недостатков. Можно даже сказать, что в обычном (не форсированном) режиме, этот двигатель не отличается высокой эффективностью системы охлаждения. Поэтому, многие автолюбители, рано или поздно, но приходят к выводу, что нужно что-то предпринимать.

Форсирование двигателя ЗМЗ-402 приводит не только к модернизации системы охлаждения, но и к усовершенствованию систем смазки, газораспределения, зажигания. Иными словами, простой расточкой цилиндров не обойтись, для правильной работы двигателя придется переделать практически все. К тому же, усовершенствовать тормозную систему не помешает, так как мощность двигателя и максимальная скорость увеличились.

Модернизация охлаждения двигателя

Для начала нужно решить, чем конкретно вы недовольны, что вы ожидаете получить после переделок? В первую очередь, конечно, потребуется замена крыльчатки с приводом от коленвала на электрический вентилятор. В радиаторах предусмотрено место под установку датчика включения вентилятора, поэтому, с этим проблем не возникнет.

Второе, что нужно сделать, – предусмотреть ручное включение вентилятора, на тот случай, если вдруг датчик выйдет из строя. Неплохая идея – плавное включение вентилятора. Реализовать ее можно при помощи блока задержки. Таким образом, на двигатель уменьшается нагрузка в момент включения вентилятора.

Третье – замена радиатора на более совершенный. Например, немного дороже обойдется медный. Но у него есть плюс – теплоотдача выше. Следовательно, двигатель ЗМЗ-402 с таким радиатором будет охлаждаться намного лучше и эффективнее.

Читайте также:  Повышение механического кпд двигателя

Система охлаждения ЗМЗ-402

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402 жидкостная (хотя, конечно, правильнее назвать ее комбинированной, так как встречный поток воздуха охлаждает радиатор). Герметичного типа – охлаждающая жидкость в системе находится под давлением. Два круга охлаждения – большой и малый. Если проще, то большой круг – это когда в работе участвует радиатор, малый – без него.

Обязанность термостата – переключение циркуляции охлаждающей жидкости с малого круга на большой и наоборот. Большинство неисправностей системы охлаждения двигателя заключается именно в нем. Закипание двигателя ЗМЗ-402 – это первый признак того, что термостат вышел из строя. Его нужно только менять, так как он неразборный, а, следовательно, ремонту не подлежит.

Помпа имеет привод от коленчатого вала двигателя ЗМЗ-402, обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Ресурс у нее очень высокий, если правильно эксплуатировать. Один, самый важный, элемент – это подшипник, который имеет свойство изнашиваться. Особенно, если в систему охлаждения двигателя залит не тосол, а вода. Тосол сам по себе жирный, маслянистый, он смазывает подшипник. Если же залить воду, то она не только не будет смазывать механизм, но и в каналах двигателя образует много накипи, что повлияет на качество охлаждения.

Радиатор расположен так, что на него падает встречный поток воздуха, разбит он на соты, предназначен для лучшего охлаждения двигателя ЗМЗ-402. Кроме потока воздуха, радиатор обдувается крыльчаткой, имеющей привод от коленвала двигателя. Но все чаще на радиатор устанавливают электрический вентилятор, он намного эффективнее. Радиатор отопителя – служит для отопления салона автомобиля в зимнее время. Двигатель ЗМЗ-402 рассчитан на подключение одного или двух радиаторов отопителя (второй – для отопления фургона, если двигатель на Газели). И последнее – соединительные патрубки, расширительный бак и датчик температуры.

Вентилятор и радиатор

С с 402-м мотором ставится трехрядный медный радиатор. Он достаточно выносливый и служит очень долго. Но со временем (особенно при использовании некачественной охлаждающей жидкости) начинается внутренняя коррозия металла. Из-за этого ухудшается теплоотвод и сильно греется двигатель. Также коррозия приводит к течи тосола. Что касается вентилятора, он шестилопастной и установлен на шкиву коленчатого вала. Вращается элемент с такой же частотой, что и сам вал. Работает вентилятор постоянно, из-за чего 402-й мотор не может нормально нагреться зимой.

Устройство и элементы

Охлаждение мотора ЗМЗ 402 (система охлаждения) имеет простую конструкцию и состоит только с основных элементов, что делает возможным самостоятельный ремонт. Рассмотрим, основные элементы системы ОЖ, а также возможные неисправности и ремонт.

Термостат

Наиболее часто со строя выходит термостат. В первую очередь, это связано с некачественными запасными частями. Термостат выполняет роль регулировочного клапана, который контролирует поток циркуляции ОЖ по движку. Как известно, двигатель 402 имеет большой и малый круг циркуляции «охлаждайки».

При запуске мотора и его прогреве ОЖ движется по малому кругу, что даёт возможность быстрого прогрева. Когда температура достигает 60-70 градусов Цельсия, термостат открывается, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, через радиатор.

Рабочей температурой работы мотора является диапазон 87-103 градуса Цельсия. Если движок не нагревается до этого показателя, или превышает его, то это означает, что термостат имеет неисправность. Зачастую, как показывает практика, это заклинивание детали связанная с износом или образованием накипи внутри корпуса.

Сменить деталь достаточно просто самостоятельно. Для этого необходимо слить ОЖ до уровня ниже расположения термостата. Затем, необходимо открутить подводящий патрубок и демонтировать крышку, в которой расположено изделие. Снимаем старую деталь, и устанавливаем новый термостат, не забыв сменить уплотнитель. Дальнейшие операции проводятся в обратной последовательности от разборки.

Водяной насос

Водяной насос играет весьма важную роль. Он обеспечивает циркуляцию ОЖ по всей системе. В движке ЗМЗ 402 — этот процесс постоянный и принудительный. Помпа имеет несколько элементов, а поэтому её можно разобрать и перебрать. Располагается водяной насос в передней части блока цилиндров и приводится в движение при помощи ремня.

Наиболее частыми неисправностями считаются — износ подшипников вала и выработка крыльчатки. Эти детали, как непосредственно и сам вал, можно найти в продаже на авторынке. Замена деталей проводится достаточно просто.

Для этого необходимо демонтировать деталь с автомобиля, а затем сменить изношенные детали на новые.

Радиатор и вентилятор

Радиатор системы охлаждения с завода устанавливается медный 3-рядный, но многие автолюбители в процессе эксплуатации меняют его на 3-рядный алюминиевый. Так, мотор охлаждается намного лучше, что обеспечивает более стабильную работу и увеличивает безопасность.

Деталь выполняет роль охладителя, которая охлаждается при помощи встречного потока воздуха и вентилятора. Вентилятор охлаждения на 402-м моторе имеет принудительную систему и работает только тогда, когда крутится коленчатый вал. Таким образом, очень тяжело перегреть мотор. Располагается крыльчатка вентилятора на шкиве коленчатого вала, и в непосредственной близости к задней части радиатора, что обеспечивает высокую степень охлаждения детали.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки служат соединителями между разными деталями системы охлаждения. При износе деталей происходит утечка ОЖ, приведёт к снижению уровня жидкости. Последствием станет постоянный перегрев мотора, за чем последует деформация и прогиб головки блока.

Водяная рубашка выполняет роль поглотителя тепла непосредственно внутри блока цилиндров, после чего всё выводится к радиатору для проведения последующего охлаждения. Износ, а точнее коррозия водяной рубашки приведёт к утечке «охлаждайки», что может послужить гидроударом, если ОЖ попадёт в цилиндры.

Генератор «Газели» (402 двигатель)

Немного расскажем о навесном оборудовании. Двигатель ЗМЗ-402 комплектуется 65-амперным генератором модели 1631.3701. Это трехфазный синхронный генератор со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Приводится в действие он посредством ремня от шкива коленвала. Ротор вращается на шариковых подшипниках, что находятся в крышках. Стоит отметить, что смазка на вал ротора заложена на весь его срок службы. Внутри задней крышки имеется выпрямительный блок, что регулирует напряжение. Выпрямитель состоит из шести диодов, что установлены в подковообразные пластины. Данный генератор может выдавать ток от 12 до 14 Вольт. В статоре – две трехфазные обмотки, подключенные друг другу параллельно. Охлаждение – воздушного типа, через окна в крышке.

схема двигателя 402 газель

Для возбуждения на роторе генератора находится обмотка. Ее выводы идут на два медных контакта, что соединяются с кольцами вала ротора. Питание подается через угольные щетки. Среди проблем данного генератора владельцы выделяют малую мощность. Для полноценной эксплуатации необходимо минимум 80 Ампер-часов. Также часто из строя выходят щетки генератора и «шоколадка» (регулятор напряжения).

Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии

Рис. 1.2. Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии

На автомобиле установлен краник 2 радиатора отопителя с электроприводом. В одном корпусе располагается краник, соединенный через механический редуктор микроэлектродвигателем, включаемым ручкой 1 (см. рис. 1.2). Краник имеет два положения — полностью открыт или полностью закрыт. До поворота рукоятки на 90° вправо от исходного положения кран закрыт, при дальнейшем повороте рукоятки вправо до упора — кран открыт. Пользование краником — см. раздел «Отопление и вентиляция кузова».

В сливной ветви радиатора отопителя в самой верхней ее точке расположен тройник 7 (рис. 1.1). Тройник расположен в кабине под панелью приборов с правой стороны. В вывернутом на 2—3 оборота положении пробки 8 (см. рис. 1.1) тройника происходит сообщение системы отопления с атмосферой, что позволяет полностью исключить воздушные пробки при заполнении системы охлаждения двигателя и системы отопления рабочей жидкостью.

Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ двигателя и экономичность его работы. Оптимальная температура охлаждающей жидкости (85—90° С) поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и чехла на облицовке радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в патрубок термостата, находящийся на головке цилиндров. Кроме того, на щитке приборов имеется сигнализатор, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости выше 105° С. Датчик сигнализатора находится в задней крышке головки цилиндров. При загорании сигнализатора следует немедленно установить и устранить причину перегрева.

Работа термостата

Рис. 1.3. Работа термостата: А — термостат закрыт; В — термостат открыт
Термостат
(рис. 1.3) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-01, расположен в выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом охлаждающей жидкости и радиатором.

Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78—82° С. При температуре 94° С он уже полностью открыт. При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха необходимо закрывать облицовку радиатора чехлом.

Ни в коем случае нельзя снимать термостат. В холодное время года двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости. В результате ускоряется его износ, увеличивается расход топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а также не обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине автомобиля.

Читайте также:  Производство авиационных двигателей книга

В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя), минуя радиатор. В результате это приведет к перегреву двигателя.

Насос охлаждающей жидкости

Рис. 1.4. Насос охлаждающей жидкости: 1 — фиксатор; 2 — сальник с уплотнительной шайбой; 3 — контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости

Ремни привода вспомогательных агрегатов

Рис. 1.5. Ремни привода вспомогательных агрегатов: 1 — привод водяного насоса; 2 — шкив натяжного ролика; 3 — шкив привода вентилятора; 4 — шкив коленчатого вала; 5 — шкив привода генератора

Насос охлаждающей жидкости

(рис. 1.4) — центробежного типа. Подшипник насоса отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником неразборной конструкции. Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 3, которое необходимо периодически очищать. Подшипник насоса от перемещения удерживается фиксатором 1, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке, и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Шкив насоса охлаждающей жидкости приводится во вращение вместе со шкивом генератора одним клиновым ремнем от шкива коленчатого вала (рис. 1.5).

Вентилятор

— шестилопастный, пластмассовый. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым ремнем. Вентилятор вращается в двух подшипниках. Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками.

Радиатор

(рис. 1.6) — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу пластмассовых бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову автомобиля. На правом бачке (по ходу автомобиля) в нижней части имеется сливная пробка для слива охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок

— пластмассовый, соединен шлангом с патрубком, подводящим охлажденную жидкость от радиатора к двигателю, и трубкой — с патрубком термостата и левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN — нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой, поддерживающей повышенное давление в системе охлаждения.

Пробка расширительного бачка, герметически закрывающая систему охлаждения, имеет два клапана: паровой, открывающийся при давлении 80—110 кПа (0,8—1,1 кгс/см2), и воздушный, открывающийся при разрежении 1,0—10 кПа (0,01—0,1 кгс/см2)

Ресурс

Ремонт двигателю 402 «Газели» понадобится не раньше, чем через 200 тысяч километров. Для коммерческого автомобиля это не большой срок. Мотор может «капиталиться» до четырех раз. А чтобы ремонт двигателю «Газели» не понадобился долгое время, нужно вовремя менять в нем масло и не перегревать мотор.

зажигание газель 402 двигатель

Также следует выставить правильное зажигание. На «Газеле» с 402 двигателем он выставляется на трамблере. Настройка угла опережения зажигания позволит сохранить клапана от прогара и увеличить приемистость мотора.

Источник

Проверка помпы на двигателе автомобиля

Помпа — это ключевой компонент системы охлаждения. В аспекте конструкции это довольно примитивный насос, который гоняет охлаждающую жидкость по контуру. Как только транспортировка хладагента прекращается, наступает перегрев мотора и критический износ компонентов. Автомобилист должен знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, чтобы избежать длительной кустарной диагностики с последующим демонтажем узлов. Умение ориентироваться в маркерах неисправности поможет минимизировать число необходимых диагностических процедур.

Признаки неисправностей

Хочу сразу заметить, что с целью определения неисправностей в составе водяного насоса потребуется снимать узел и разбирать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть образовавшиеся следы коррозии, признаки кавитации и загрязнения.

Практика наглядно показывает, что подобное происходит на самых разнообразных машинах:

Причем везде ситуация примерно одинаковая. То есть невозможно определить наличие проблем, не разобрав и не заглянув внутрь водяного насоса системы охлаждения.

Потому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью водитель получает возможность заблаговременно диагностировать неполадку, и предотвратить серьезные последствия.

Различают следующие косвенные признаки:

Не стоит забывать о возможном завоздушивании системы, из-за чего антифриз не выполняет полноценно свои функции, мотор перегревается и происходят ряд вытекающих из этого поломок. Тут будет правильно напомнить об удалении воздушной пробки из системы охлаждения. Еще обязательно почитайте материал про проверку крышки расширительного бачка, имеющего непосредственное отношение к системе охлаждения ДВС.

Я не буду рассказывать о том, как меняется насос. Обычно замена выполняется согласно руководству по эксплуатации от автопроизводителя. Смысл сводится к тому, чтобы слить жидкость охлаждения, отключить патрубки, предварительно обесточить авто, и демонтировать проблемный узел.

Конструкции и расположение у всех насосов разные, потому универсальной инструкции не существует. Можете найти в сети видео, либо просто отдать машину в автосервис.

Проверка состояния водяного насоса

Проверять помпу на автомобиле не так уж и сложно. Сначала необходимо прогреть двигатель, чтобы он достиг рабочей температуры. После этого выполните следующие действия:

Технические особенности

Для начала, давайте рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяной помпы, это позволит не только правильно поставить диагноз, но и понять почему произошла поломка. Перекачка антифриза происходит с помощью крыльчатки, которая крепится на валу. Привод осуществляется от коленчатого вала мотора, для этого используется ременная передача. Тут стоит уточнить, что на практике применяется 2 метода привода для помпы:

Корпус насоса обычно размещен в передней части мотора. Это позволяет наиболее оптимально осуществлять перекачивание охлаждающей жидкости по системе. Также именно такой подход делает возможным использовать в качестве движущегося элемента именно шкив коленчатого вала. Помимо этого, размещение детали спереди облегчает доступ к ней для ремонта. Основные неисправности помпы напрямую связаны с ее техническими особенностями, соответственно, необходимо учитывать это при проведении диагностических действий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны с особенностями разных элементов, которые обеспечивают работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Причины неисправности

Выделяют следующие причины, которые влияют на ухудшение работоспособности механизма:

Нужно подробнее высказаться по поводу третьей причины. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае все серьёзно с приставкой «гипер». Если установить помпу с потенциальным рассинхроном, то использование такого дефектного узла приведёт к резкому увеличению износа ГРМ. В лучшем случае шофер может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «стуканут» клапаны.

К износу охладителя может также привести хронический перегрев ДВС, вызванный иными факторами.

Ещё один маркер износа (который, правда, можно увидеть лишь разобрав механизм) — это люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и порче сальников.

Последний лайфхак для автомобилистов, которые не желают снимать помпу, но хотят достоверных сведений о её функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место стыка охладителя с ДВС. Если имеются выраженные подтёки антифриза, то водяному насосу осталось недолго жить.

Основные причины

Прежде чем рассказать о признаках умирающей помпы, которой требуется замена или же ремонт, нужно сказать пару слов касательно причин выхода из строя этого устройства.

Всего можно выделить несколько основных факторов, из-за которых подобное происходит:

В большинстве случаев виноват именно сам автовладелец. Водители обязаны следить за состоянием системы охлаждения, проверять периодически помпу, вовремя менять ОЖ.

Нельзя исключать проблему заводского брака, а также просто некачественные и дешевые помпы, которые ставят на бюджетные авто или в рамках ремонта, обманывая тем самым клиента.

Не удивительно, что следом может выйти из строя ГРМ, произойти разрыв натяжного ролика, пробиться прокладка ГБЦ и прочие неприятности, которые могут стоить огромных денег при ремонте.

Проблемы с водяным насосом могут произойти на различных авто:

Не стоит думать, что это проблема исключительно дешевых и бюджетных авто, а также простых моторов типа ЗМЗ 406.

Помпа может быть приговорена и на более дорогостоящих авто. Все зависит от того, как владелец следит и обслуживает машину своими руками, либо же в автосервисе.

Признаки неисправности помпы системы охлаждения

Определить, что возникли проблемы с насосом системы охлаждения можно по таким симптомам:

Как устранить проблему?

Если выявили неисправность, следует ее в максимально короткие сроки устранить. Тут стоит понимать, что помпа это все же расходник, и в большей части случаев проще полностью заменить ее. При наличии течи через прокладку, достаточно просто снять помпу и заменить прокладку. Обратите внимание, что тут требуется обеспечить нормальную герметичность. Поэтому, обязательно тщательно затягивать гайки крепления.

Многие водители смазывают прокладку герметиком, такая предосторожность будет не лишней. Это позволит значительно уменьшить риск образования течи. Через некоторое время следует проверить затяжку гаек, от вибрации двигателя они могут ослабится. Если причина в подшипнике или крыльчатке, то наиболее оптимальным решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, а вот его эффективность маленькая, поэтому лучше купить новую деталь и установить.

Не забудьте после замены помпы прокачать систему охлаждения, это позволит удалить все воздушные пробки, что увеличит эффективность ее работы. Выводы. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому, знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, просто необходимо. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата и значительно сэкономит вам деньги.

Источник