- Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
- Неисправности работы двигателя 2106
- Устройство, неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2106
- Основные характеристики двигателя ВАЗ 2106
- Таблица: характеристики силового агрегата ВАЗ 2106
- Устройство двигателя ВАЗ 2106
- Таблица: системы и механизмы двигателя ВАЗ 2106
- Система питания ВАЗ 2106
- Как работает система питания ВАЗ 2106
- Видео: принцип работы системы питаня карбюраторного двигателя
- Система зажигания ВАЗ 2106
- Принцип работы контактной и бесконтактной систем зажигания ВАЗ 2106
- Видео: контактная система зажигания ВАЗ 2106
- Система смазки ВАЗ 2106
- Как работает система смазки ВАЗ 2106
- Видео: работа системы смазки ВАЗ 2106
- Система охлаждения
- Как работает система охлаждения ВАЗ 2106
- Видео: схема работы системы охлаждения ВАЗ 2106
- Кривошипно-шатунный механизм ВАЗ 2106
- Принцип работы КШМ
- Видео: кривошипно-шатунный механизм
- Газораспределительный механизм ВАЗ 2106
- Как работает ГРМ ВАЗ 2106
- Видео: принцип работы газораспределительного механизма
- Неисправности двигателя ВАЗ 2106 и их признаки
- Двигатель не запускается вообще
- Видео: почему не заводится автомобиль
- Двигатель троит, наблюдается нарушение холостого хода
- Видео: почему троит двигатель ВАЗ 2106
- Снижение мощности двигателя
- Видео: почему снижается мощность двигателя
- Перегрев двигателя
- Видео: почему перегревается двигатель
- Посторонние звуки
- Видео: стук в двигателе
- Изменение цвета выхлопа
- Видео: почему из выхлопной трубы идёт белый дым
- Ремонт силового агрегата ВАЗ 2106
- Демонтаж двигателя ВАЗ 2106
- Как заменить вкладыши
- Замена компрессионных и маслосъемных колец поршней
- Ремонт масляного насоса
Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
Двигатель не запускается
Нет топлива в карбюраторе: засорены топливопроводы; неисправен топливный насос
промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы; проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
Неисправна система зажигания
См. «Система зажигания»
Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах
Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
Отрегулируйте холостой ход
Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку
Замените дренажную трубку
Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов
Замените поврежденный шланг
Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускного трубопровода с карбюратором или с головкой цилиндров
Подтяните гайки крепления или замените прокладки
Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Неисправен карбюратор: засорены жиклеры или каналы карбюратора; вода в карбюраторе; нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства
Выполните следующее: продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом; удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака; замените диафрагму
Неисправна система зажигания
См. «Система зажигания»
Двигль не развивает полной
мощности и не обладает достаточной приемистостью
Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора
Отрегулируйте приводы дроссельных заслонок
Загрязнен воздушный фильтр
Замените фильтрующий элемент
Неисправна система зажигания
См. «Система зажигания»
Неисправен топливный насос
Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
Неисправен карбюратор: неисправен насос-ускоритель; засорены главные жиклеры; неполностью открыта воздушная заслонка; уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме
Выполните следующее: проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали; продуйте жиклеры сжатым воздухом; отрегулируйте привод заслонки; отрегулируйте установку поплавка
Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Выполните следующее: замените прокладку; очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените; замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла; замените поршни, расточите и отхо-нингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
Слишком раннее зажигание
Отрегулируйте установку зажигания
Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
Ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
Замените упорные полукольца новыми или увеличенной толщины
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Этот стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала
Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Поломка клапанной пружины
Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана
Замените изношенные детали
Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и рычаги клапанов
Отворачивание контргайки регулировочного болта
Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
Ослабла цепь вследствие износа
Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя
Замените башмак натяжителя или успокоитель
Заедание штока плунжера натяжителя цепи
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
Изношены шестерни масляного насоса
Отремонтируйте масляный насос
Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
Заедание редукционного клапана давления масла
Повышенный расход масла
Подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
Поломка поршневых колец
Закоксовывание прорезей в маслосъем-ных кольцах или канавках поршней
Очистите прорези и пазы от нагара
Износ или повреждение маслоотража-тельных колпачков клапанов
Замените маслоотражательные колпачки
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Повышенный расход топлива
Не полностью открыта воздушная заслонка
Отрегулируйте привод заслонки
Повышенное сопротивление движению автомобиля
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
Неправильная установка момента зажигания
Отрегулируйте момент зажигания
Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания
Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания
Высокий уровень топлива в карбюраторе: нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки; заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка
Выполните следующее: проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку; проверьте и при необходимости замените поплавок
Засорены воздушные жиклеры карбюратора
Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Неправильная установка момента зажигания
Отрегулируйте момент зажигания
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора Неисправен термостат
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды Замените термостат
Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 )
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Отремонтируйте радиатор или замените
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов
Замените поврежденные шланги или прокладки
Подтекание жидкости из крана отопителя
Слабо затянуты хомуты шлангов
Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора
Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1
Источник
Неисправности работы двигателя 2106
Двигатель не запускается
Нет топлива в карбюраторе:
продуйте топливопроводы, промойте топливный бак
засорены фильтры карбюратора и топливного насоса
неисправен топливный насос
проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
Неисправна система зажигания
Проверить систему зажигания
Не открывается воздушная заслонка карбюратора при первых вспышках в цилиндрах
Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
Не открывается электромагнитный клапан карбюратора при включении зажигания:
обрыв в проводе, идущем к клапану
проверьте провод и его соединения, поврежденный провод замените
неисправен электромагнитный клапан
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
Отрегулируйте холостой ход
засорены жиклеры или каналы карбюратора
продуйте жиклеры и каналы карбюратора
вода в карбюраторе
удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака
нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства
Неисправна система зажигания
Проверить систему зажигания
Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов
Замените поврежденный шланг
Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускной трубы с карбюратором или с головкой цилиндров
Подтяните гайки крепления или замените прокладки; устраните деформацию фланца карбюратора или замените карбюратор
Подсос воздуха через поврежденную трубку отбора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания
Замените поврежденную трубку
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора
Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра
Замените фильтрующий элемент
Неисправна система зажигания
Проверьте систему зажигания
Неисправен топливный насос
Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали
засорены главные жиклеры
продуйте жиклеры сжатым воздухом
не полностью открыта воздушная заслонка
отрегулируйте привод воздушной заслонки
уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме
отрегулируйте установку поплавка
Засорена вентиляционная трубка топливного бака
Продуйте трубку сжатым воздухом
Нарушены зазоры в клапанном механизме
Не совпадают установочные метки фаз газораспределения
Переставьте цепь, совместив установочные метки
ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
пробита прокладка головки цилиндров
поломка или залегание поршневых колец
очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените
плохое прилегание клапанов к седлам
замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала.
Слишком раннее зажигание
Отрегулируйте установку момента зажигания
Недостаточное давление масла
Проверить давление масла
Ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
Замените упорные полукольца новыми или с увеличенной толщиной
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
Недостаточное давление масла
Проверьте давление масла
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.
Увеличенные зазоры в клапанном механизме
Поломка клапанной пружины
Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой
Замените изношенные детали
Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и регулировочные шайбы
Отворачивание контргайки регулировочного болта
Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.
Ослабла цепь вследствие износа
Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя
Замените башмак натяжителя или успокоитель
Заедание штока плунжера натяжителя цепи
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
Заедание редукционного клапана
Изношены шестерни масляного насоса
Отремонтируйте масляный насос
Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала
Замените распределительный вал или корпус подшипников
Применение моторного масла несоответствующей марки и качества
Замените масло другим
Повышенный расход масла
Подтекания масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки, и сальники
Засорена система вентиляции картера
Промойте детали системы вентиляции картера
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
Поломка поршневых колец
Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла
Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло
Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов
Замените маслоотражательные колпачки
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров
Повышенный расход топлива
Не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора
Отрегулируйте воздушной заслонки
Повышенное сопротивление движению автомобиля
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
Неправильная установка момента зажигания
Отрегулируйте установку момента зажигания
Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания
Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания
Высокий уровень топлива в карбюраторе:
нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки
проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку
заедание или повышенное трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка
проверьте и при необходимости замените поплавок
Засорены воздушные жиклеры карбюратора
Перегрев двигателя
Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы. Перед поиском неисправности убедитесь в исправности указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика
Слабо натянут ремень привода насоса и генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Неправильная установка момента зажигания
Отрегулируйте установку момента зажигания
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Отремонтируйте радиатор или замените
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов
Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов
Подтекание жидкости из крана или радиатора отопителя
Замените кран или радиатор
Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора
Повреждена прокладка головки цилиндров
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1
Источник
Устройство, неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2106
Двигатель ВАЗ 2106 по праву считается самым удачным из всей линейки силовых агрегатов «Жигулей». И именно ему «шестёрка» обязана своей популярностью.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2106
Силовая установка ВАЗ 2106 является усовершенствованной версией двигателя 2103. Благодаря увеличению диаметра цилиндров разработчикам удалось повысить мощность мотора с 71 до 74 лошадиных сил. В остальном конструкция мотора не изменилась.
Таблица: характеристики силового агрегата ВАЗ 2106
Позиции | Характеристики |
Тип горючего | Бензин |
Марка горючего | АИ-92 |
Механизм впрыска | Карбюратор/инжектор |
Материал блока цилиндров | Чугун |
Материал головки БЦ | Алюминиевый сплав |
Масса агрегата, кг | 121 |
Положение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров, шт | 4 |
Диаметр поршня, мм | 79 |
Величина хода поршня, мм | 80 |
Рабочий объем всех цилиндров, см3 | 1569 |
Максимальная мощность, л. с. | 74 |
Крутящий момент, Нм | 87,3 |
Степень сжатия | 8,5 |
Расход топлива (трасса/город, смешанный), л/100 км | 7,8/12/9,2 |
Ресурс двигателя, заявленный производителем, тыс. км. | 120000 |
Реальный ресурс, тыс. км. | 200000 |
Расположение распределительного вала | Верхнее |
Ширина фаз газораспределения, 0 | 232 |
Величина угла опережения выпускного клапана, 0 | 42 |
Запаздывание впускного клапана, 0 | 40 |
Диаметр сальников распредвала, мм | 40 и 56 |
Ширина сальников распредвала, мм | 7 |
Материал изготовления коленчатого вала | Чугун (литье) |
Диаметр шейки, мм | 50,795–50,775 |
Количество коренных подшипников, шт | 5 |
Диаметр маховика, мм | 277,5 |
Диаметр внутреннего отверстия, мм | 25,67 |
Количество зубьев венца, шт | 129 |
Масса маховика, г | 620 |
Рекомендуемое моторное масло | 5W-30, 15W-40 |
Объем моторного масла, л | 3,75 |
Максимальный расход моторного масла на 1000 км, л | 0,7 |
Рекомендуемая охлаждающая жидкость | Тосол А-40 |
Требуемое количество охлаждающей жидкости, л | 9,85 |
Привод ГРМ | Цепной |
Порядок работы цилиндров | 1–3-4–2 |
Устройство двигателя ВАЗ 2106
Конструкцию силового агрегата ВАЗ 2106 составляют четыре системы и два механизма.
Таблица: системы и механизмы двигателя ВАЗ 2106
Системы | Механизмы |
Питания | Кривошипно-шатунный |
Зажигания | Газораспределительный |
Смазки | |
Охлаждения |
Система питания ВАЗ 2106
Система питания предназначена для очистки горючего и воздуха, приготовления из них топливно-воздушной смеси, своевременной подачи её в цилиндры, а также отвода выхлопных газов. В ВАЗ 2106 она состоит из следующих элементов:
Как работает система питания ВАЗ 2106
Подача топлива из бака осуществляется при помощи бензонасоса диафрагменного типа. Устройство имеет механическую конструкцию и приводится в движение толкателем от эксцентрика вала привода вспомогательных агрегатов. Перед бензонасосом стоит фильтр тонкой очистки, который задерживает мельчайшие частицы мусора и влагу. С бензонасоса горючее подаётся в карбюратор, где оно смешивается в определённой пропорции с предварительно очищенным воздухом, и в виде смеси попадает во впускной коллектор. Выхлопные газы отводятся из камер сгорания через выпускной коллектор, приёмную трубу и глушитель.
Видео: принцип работы системы питаня карбюраторного двигателя
Система зажигания ВАЗ 2106
Изначально «шестёрки» комплектовались контактной системой зажигания. Она состояла из следующих узлов:
В дальнейшем система зажигания была несколько модернизирована. Вместо прерывателя, который использовался для создания электрического импульса и требовал постоянной регулировки контактов, были применены электронный коммутатор и датчик Холла.
Принцип работы контактной и бесконтактной систем зажигания ВАЗ 2106
В контактной системе при повороте ключа зажигания с аккумуляторной батареи подаётся напряжение на катушку, выполняющую роль трансформатора. Проходя через её обмотки, напряжение повышается в несколько тысяч раз. Дальше оно следует к контактам прерывателя, где превращается в электрические импульсы и поступает на бегунок распределителя, который «разносит» ток по контактам крышки. Каждому контакту соответствует свой высоковольтный провод, который соединяет его со свечей зажигания. Через него импульсное напряжение передаётся на электроды свечи.
Бесконтактная система работает несколько иначе. Здесь датчик Холла, установленный в корпусе распределителя, считывает положение коленчатого вала и отправляет сигнал на электронный коммутатор. Коммутатор, основываясь на полученных данных, подаёт электрический импульс низкого напряжения на катушку. С неё ток опять поступает на распределитель, где «раскидывается» на свечи посредством бегунка, контактов крышки и высоковольтных проводов.
Видео: контактная система зажигания ВАЗ 2106
Система смазки ВАЗ 2106
Система смазки силовой установки ВАЗ 2106 относится к комбинированному типу: к одним деталям масло подводится под давлением, а к другим — путём его разбрызгивания. Ее конструкция состоит из:
Как работает система смазки ВАЗ 2106
Циркуляция смазки в системе обеспечивается масляным насосом. Он имеет простую механическую конструкцию, основу которой составляют две шестерни (ведущая и ведомая). Вращаясь, они создают разрежение на входе насоса и напор на выходе. Привод устройства обеспечивается от вала вспомогательных агрегатов через его шестерню, которая находится в зацеплении с шестерней маслонасоса.
Выходя из насоса, смазка по специальному каналу подаётся к полнопоточному фильтру тонкой очистки, а с него в главную масляную магистраль, откуда разносится к подвижным и греющимся элементам двигателя.
Видео: работа системы смазки ВАЗ 2106
Система охлаждения
Система охлаждения силового агрегата ВАЗ 2106 имеет герметичную конструкцию, где хладагент циркулирует под давлением. Она служит одновременно и для охлаждения двигателя, и для поддержания его рабочего теплового режима. Конструкцию системы составляют:
Как работает система охлаждения ВАЗ 2106
Рубашка жидкостного охлаждения — это сеть каналов, находящихся внутри ГБЦ и блока цилиндров силового агрегата. Она полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Во время работы мотора коленчатый вал посредством клиновидного ремня вращает приводной шкив ротора жидкостного насоса. На другом конце ротора расположена крыльчатка, которая заставляет хладагент циркулировать по рубашке. Таким образом, в системе создаётся давление, равное 1,3–1,5 атмосфер.
Перемещаясь по каналам силового агрегата, хладагент снижает его температуру, но нагревается сам. Когда жидкость попадает в радиатор охлаждения, она отдаёт тепло трубкам и пластинам устройства. Благодаря конструкции теплообменника и постоянно циркулирующему воздуху её температура снижается. Дальше хладагент опять поступает в двигатель, повторяя цикл. При достижении охлаждающей жидкостью критических показателей температуры срабатывает специальный датчик, который включает вентилятор. Он осуществляет принудительное охлаждение радиатора, обдувая его с тыльной стороны потоком воздуха.
Для того чтобы двигатель быстрее прогревался в холодное время и не перегревался летом, в конструкцию системы включён термостат. Его роль заключается в регулировании направления охлаждающей жидкости. Когда мотор холодный, устройство не пускает хладагент в радиатор, заставляя его двигаться только внутри двигателя. При нагревании жидкости до температуры 80–85 0 С термостат срабатывает, и хладагент циркулирует уже по большому кругу, заходя для охлаждения в теплообменник.
Нагреваясь, охлаждающая жидкость увеличивается в объёме, и ей нужно куда-то деваться. Для этих целей служит расширительная ёмкость — пластиковый бачок, где собираются излишки хладагента и его пары.
Кроме снижения температуры двигателя и поддержания его теплового режима, система охлаждения служит ещё и для отопления салона. Достигается это за счёт дополнительного радиатора, установленного в модуле отопителя. Когда хладагент поступает в него, его корпус становится горячим, благодаря чему нагревается воздух, который находится в модуле. Тепло поступает в салон благодаря электрическому вентилятору, установленному на входе «печки».
Видео: схема работы системы охлаждения ВАЗ 2106
Кривошипно-шатунный механизм ВАЗ 2106
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) является основным механизмом силовой установки. Он служит для преобразования возвратно-поступательного движения каждого из поршней во вращательное движение коленвала. Механизм состоит из:
Принцип работы КШМ
Поршень своим днищем принимает усилие, создаваемое давлением сгорающей горючей смеси. Он передаёт его шатуну, на котором сам закреплён при помощи пальца. Последний, под действием давления движется вниз и толкает коленчатый вал, с которым его нижняя шейка имеет шарнирное соединение. Учитывая, что поршней в двигателе ВАЗ 2106 четыре, и каждый из них двигается независимо друг от друга, коленвал вращается в одну сторону, подталкиваемый поршнями поочерёдно. Конец коленчатого вала оборудован маховиком, который призван глушить вращательные колебания, а также усиливать инерцию вала.
Каждый поршень оснащён тремя кольцами. Два из них служат для создания давления в цилиндре, третье — для очистки стенок цилиндра от масла.
Видео: кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм ВАЗ 2106
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя нужен для обеспечения своевременного впуска топливно-воздушной смеси в камеры сгорания, а также выпуска из них продуктов сгорания. Иными словами, он должен вовремя закрывать и открывать клапаны. В конструкцию ГРМ входят:
Как работает ГРМ ВАЗ 2106
Главным элементом ГРМ двигателя является распределительный вал. Именно он с помощью кулачков, расположенных по всей его длине, через дополнительные детали (толкатели, штанги и коромысла) приводит в действие клапаны, открывая и закрывая соответствующие окна в камерах сгорания.
Коленчатый вал посредством натянутой цепи вращает распредвал. При этом скорость вращения последнего благодаря разнице в размерах звёзд меньше ровно в два раза. Во время вращения кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели, которые передают усилие на штанги. Последние нажимают на коромысла, а те надавливают на стержни клапанов.
В работе механизма очень важна синхронность вращения коленчатого и распределительного валов. Малейшее смещение одного из них приводит к нарушению фаз распределения газов, что негативно сказывается на функциональности силового агрегата.
Видео: принцип работы газораспределительного механизма
Неисправности двигателя ВАЗ 2106 и их признаки
Каким бы надёжным ни был двигатель «шестёрки», он тоже, к сожалению, иногда выходит из строя. Причин для поломки силового агрегата может быть сколько угодно, начиная от банального обрыва какого-нибудь из проводов и, заканчивая, износом деталей поршневой группы. Чтобы определить причину неисправности, важно разобраться с её симптомами.
Признаками того, что двигатель ВАЗ 2106 требует ремонта, могут быть:
Здесь следует учитывать, что любой из этих симптомов не может прямо указывать на неисправность определённого узла, механизма или системы, поэтому к диагностике следует подходить комплексно, перепроверяя свои заключения.
Двигатель не запускается вообще
Если при заряженном аккумуляторе и нормально работающем стартере силовой агрегат не запускается, и не «схватывает», необходимо проверить:
Отсутствие признаков жизни двигателя является следствием неполадок либо в системе зажигания, либо же в системе питания. Диагностику лучше начинать с зажигания, «прозванивая» цепь тестером, и проверяя, есть ли напряжение на каждом элементе. В результате такой проверки вы должны убедиться, что на свечах зажигания во время вращения стартера есть искра. Если же искры нет, следует проверить каждый узел системы.
Суть проверки системы заключается в том, чтобы понять, доходит ли топливо до карбюратора, и поступает ли оно в цилиндры. Для этого нужно отсоединить выходной патрубок бензонасоса от карбюратора, вставить его в какую-нибудь ёмкость, и прокрутить стартером. Если бензин будет поступать в посудину, с насосом и фильтром все в порядке.
Для проверки карбюратора достаточно снять с него воздушный фильтр и верхнюю крышку. Далее необходимо резко натянуть трос акселератора и посмотреть во вторичную камеру. В этот момент должна быть видна тонкая струйка топлива, направленная во впускной коллектор. Это значит, что ускорительный насос карбюратора работает в штатном режиме. Струйки нет — карбюратор нужно ремонтировать или настраивать.
Стоить проверить и клапан холостого хода. В случае его неисправности двигатель не заведётся. Для проверки его нужно выкрутить из крышки карбюратора и отключить питающий провод. Дальше клапан необходимо подключить напрямую к клеммам аккумулятора. Во время подключения должен быть отчётливо слышен характерный для срабатывания электромагнита щелчок, а шток устройства податься назад.
Видео: почему не заводится автомобиль
Двигатель троит, наблюдается нарушение холостого хода
Троение силового агрегата и нарушение холостого хода может быть вызвано:
Как и в предыдущем случае, здесь диагностику лучше начинать с системы зажигания. Сразу следует проверить искру на электродах свечей и замерить сопротивление каждого из высоковольтных проводов. Дальше снимается крышка распределителя и оценивается состояние её контактов. В случае их пригорания нужно провести их очистку от нагара, или заменить крышку.
Диагностика фильтра тонкой очистки производится путём определения его пропускной способности, как было описано выше. А вот что касается фильтра карбюратора, то его нужно выкрутить из крышки, и в случае необходимости продуть сжатым воздухом.
Если после проведения этих этапов диагностики симптомы остались, необходимо произвести регулировку карбюратора, а именно качества смеси и уровня топлива в поплавковой камере.
Видео: почему троит двигатель ВАЗ 2106
Снижение мощности двигателя
К ухудшению мощностных качеств силового агрегата приводят:
При заметном снижении мощности мотора первым делом следует оценить производительность топливной системы, проверив фильтры, бензонасос и отрегулировать качество смеси. Далее необходимо определить, совпадают ли метки привода ГРМ на звёздах коленчатого и распределительного валов с метками на крышках двигателя и распредвала. Если с ними все в порядке, отрегулируйте угол опережения зажигания, провернув корпус распределителя в ту или иную сторону.
Видео: почему снижается мощность двигателя
Перегрев двигателя
Нарушение теплового режима силовой установки можно определить по указателю температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка прибора постоянно или периодически переходит в красный сектор — это явный признак перегрева. Продолжать движение на автомобиле, мотор которого подвержен перегреву не рекомендуется, так как это может привести к прогоранию прокладки головки блока цилиндров, а также заклиниванию подвижных частей силового агрегата.
Нарушение теплового режима мотора может быть следствием:
При обнаружении признаков перегрева первым делом следует обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, и при необходимости долить хладагент. Определить работоспособность термостата можно по температуре патрубков радиатора. При прогретом двигателе они оба должны быть горячими. Если нижний патрубок горячий, а верхний холодный, значит, клапан термостата заклинил в закрытом положении, и хладагент движется по малому кругу, обходя радиатор. В этом случае устройство нужно заменить, так как ремонту оно не подлежит. Проходимость радиатора также проверяется по температуре патрубков. Если он засорён, верхний патрубок будет горячим, а нижний тёплый, или холодный.
Вентилятор охлаждения на ВАЗ 2106, обычно, включается при температуре охлаждающей жидкости 97–99 0 С. Его работа сопровождается характерным жужжанием, которое издаёт крыльчатка. Выйти из строя он может по нескольким причинам, включая плохой контакт в разъёме, поломку датчика и неисправность самого электродвигателя. Чтобы проверить устройство, достаточно подключить его контакты напрямую к аккумулятору.
Диагностировать поломку жидкостного насоса без его демонтажа достаточно сложно, поэтому его проверку проводят в последнюю очередь. Чаще всего его неисправность бывает связана с повреждением крыльчатки и износом подшипника ротора.
Видео: почему перегревается двигатель
Посторонние звуки
Работа любого силового агрегата сопровождается множеством звуков, поэтому отличить, где посторонний шум, а где нет, на слух сможет только специалист, да и то далеко не каждый. Для определения «лишних» стуков существуют специальные автомобильные фонендоскопы, позволяющие более-менее точно определить место, откуда они доносятся. Что касается двигателя ВАЗ 2106, то посторонние звуки могут издавать:
Клапана издают высокочастотный стук, который исходит от клапанной крышки. Они стучат по причине неправильной регулировки тепловых зазоров, износа кулачков распределительного вала, а также ослабевания клапанных пружин.
Коренные и шатунные подшипники издают похожие звуки. Причиной этому является их износ, вследствие чего увеличивается люфт между ними и шатунными шейками. Кроме этого стук может быть вызван и пониженным давлением масла.
Пальцы поршней обычно звенят. Это явление зачастую вызывается детонацией внутри цилиндров. Она возникает по причине неправильной регулировки угла опережения зажигания. Решается подобная проблема путём выставления более позднего зажигания.
Шум цепи привода ГРМ похож на громкий шелест или лязг, причиной которого является её слабое натяжение или проблемы с успокоителем. Избавиться от таких звуков поможет замена успокоителя или его башмака.
Видео: стук в двигателе
Изменение цвета выхлопа
По цвету, консистенции и запаху выхлопных газов можно в целом судить о состоянии двигателя. У исправного силового агрегата выхлоп белый, лёгкий, полупрозрачный. Он пахнет исключительно сгоревшим бензином. Изменение этих критериев указывает на то, что у мотора есть проблемы.
Густой белый дым из выхлопной трубы под нагрузкой свидетельствует о сгорании масла в цилиндрах силовой установки. А это уже признак износа поршневых колец. Убедиться в том, что кольца пришли в негодность, или «залегли», можно путём осмотра корпуса воздушного фильтра. Если смазка попадает в цилиндры, её через сапун будет выдавливать в «кастрюлю», где она осядет в виде эмульсии. Лечится подобная неисправность путём замены поршневых колец.
Но густой выхлоп белого цвета может быть и следствием других неполадок. Так, при пробое (прогорании) прокладки головки блока цилиндров охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, где при сгорании превращается в белый пар. В этом случае выхлопу будет присущ запах охлаждающей жидкости.
Видео: почему из выхлопной трубы идёт белый дым
Ремонт силового агрегата ВАЗ 2106
Ремонт мотора «шестёрки», подразумевающий замену деталей поршневой группы, лучше производить после его демонтажа с автомобиля. Коробку переключения передач при этом можно не снимать.
Демонтаж двигателя ВАЗ 2106
Даже после снятия всего навесного оборудования вытащить мотор из подкапотного пространства вручную не получится. Поэтому для выполнения этой задачи потребуется гараж со смотровой ямой и электрическим тельфером. Кроме него понадобятся:
Для демонтажа мотора необходимо:
Как заменить вкладыши
Когда двигатель будет снять с автомобиля, можно приступать к его ремонту. Начнём с вкладышей. Чтобы произвести их замену, необходимо:
Замена компрессионных и маслосъемных колец поршней
Чтобы заменить поршневые кольца потребуются те же инструменты, а также тиски и специальная оправка для обжатия поршней. Ремонтные работы следует производить в следующем порядке:
Ремонт масляного насоса
Для снятия и ремонта маслонасоса необходимо:
Самостоятельный ремонт двигателя — процесс довольно сложный, но не настолько, чтобы им не заниматься. Главное начать, а там сами разберётесь, что к чему.
Источник