Ниссан санни кипит двигатель

5.1.8 Перегрев двигателя

5.1.9. Перегрев двигателя

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя. На приборной панели любого автомобиля находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне. К сожалению, мы не всегда вовремя обращаем внимание на этот прибор и догадываемся о перегреве двигателя, только когда замечаем появившийся из-под капота пар или даже слышим его свист.

Проверка системы охлаждения

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, полностью откройте кран отопителя и воздушную заслонку управления притоком воздуха, включите электродвигатель отопителя на максимальную скорость.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут на нормальной частоте вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки кроме выбивания жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно!

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется “тепловым ударом”.

Остановите двигатель. Учтите, что перегретый двигатель не может сразу остановиться после выключения зажигания и продолжает работать за счет так называемого псевдокалильного зажигания. Такая работа вредна для двигателя, поэтому следует остановить его принудительно, либо плавно нажав до пола педаль “газа”, либо включив любую передачу при выжатом сцеплении, а затем нажав на тормоз и отпустив сцепление.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар.

Никогда не открывайте пробку расширительного бачка сразу. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку радиатора на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

2. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

3. Загляните под передние коврики в салоне автомобиля — нет ли под ними течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора или крана отопителя.

4. Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остыть с открытым капотом в течение минимум 30 минут.

5. Пока двигатель не остыл, включите зажигание и убедитесь, что электровентилятор системы охлаждения вращается.

Вращаются лопасти вентилятора?

6. Проверьте, исправен ли датчик, включающий электродвигатель вентилятора. Для проверки снимите с клемм датчика, установленного в радиаторе, два провода и соедините их между собой. Включите зажигание.

Вращаются лопасти вентилятора?

7. Доведите уровень жидкости в системе охлаждения до нормы, изолируйте наконечники проводов, чтобы они не замкнули на “массу”. Электродвигатель вентилятора при этом будет работать постоянно. Некоторое время это допустимо, но при первой возможности замените датчик в радиаторе на исправный, а разбавленный водой тосол — на новый, так как температура замерзания такого “коктейля” гораздо выше.

8. Если вентилятор не включается при замыкании проводов, идущих к датчику, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправное реле включения или сгоревший электродвигатель. Замените предохранитель №5 (монтажный блок типа 2114–3722010–60) или №4 и 8 (монтажный блок типа 17.3722).

Номера предохранителей можно проверить по обозначениям на крышке монтажного блока.

Для проверки результата проведенной замены замкните между собой два провода, подсоединенных к датчику включения вентилятора, и включите зажигание.

9. Счастливого пути!

10. Для проверки электродвигателя возьмите два дополнительных провода и подайте питание на него непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока воздуха и набегающего (путевого) потока совпадали.

11 Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки или замены реле включения вентилятора системы охлаждения.

12. Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки или замены электродвигателя вентилятора системы охлаждения.

13. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).

14. Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру верхнего и нижнего шлангов, соединяющих двигатель с радиатором. Если нижний шланг радиатора холодный — термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.

Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см 2 ). При этом температура кипения воды повышается до 120°С, а тосола до 130°С. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см 2 )], что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо промывать проточной водой, а клапан проверять на отсутствие залипания нажатием пальца. При наличии сомнений замените пробку.

Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с “тепловым ударом”, вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.

Источник

В этой статье вы сможите узнать:

Система охлаждения двигателя автомобиля

Хоть и существуют автомобили использующие только воздушое охлаждение, это крайне не распространенно, потому, что такая система малоэффективна. Современные автомобили в большей степени полагаются на жидкостное охлаждение, его и рассмотрим подробнее:

Система охлаждения двигателя: 1-радиатор отопителя салона; 2-расширительный бачок; 3-крышка расширительного бачка;

4-термостат; 5-выпускной патрубок головки блока цилиндра; 6-радиатор; 7-электровентилятор; 8-ремень привода ГРМ;

9-насос охлаждающей жидкости; 10-кран отопителя

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовали воду, но это было крайне не удобно: в холодное время года воду приходилось заливать непосредственно перед поездкой, а перед длительной стоянкой выливать ее. Так же в не совершенных системах охлаждения, при интенсивных нагрузках, вода вскипала, что требовало немедленных действий со стороны водителя. В настоящее время в системах жидкостного охлаждения используются Тосол или Антифриз, которые имеют намного более низкую температура замерзания и более высокую температуру кипения, а так же иные относительно воды патаметры теплопередачи.

Как происходит охлаждение двигателя:

Основной клапан термостата остается закрытым и охлаж­дающая жидкость не может проходить через радиатор, она циркулирует только в головке блока и самом бло­ке цилиндров. В результате двигатель быстро прогревается. При до­стижении охлаждающей жидкостью установленной температуры термостат открывает ей доступ в радиа­тор для охлаждения. А уж если радиатор не справляется с ох­лаждением жидкости до необходимой температуры, в дело вступает электровентилятор.

Схема системы охлаждения двигателя: 1 – радиатор; 2 – патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок;

4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – рубашка охлаждения головки блока;

8 – радиатор отопителя с электровентилятором; 9 – кран радиатора отопителя; 10 – пробка для слива охлаждающей жидкости из блока;

11 – пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 – вентилятор

Почему двигатель прогревается, греется дальше и ему нужно охлаждение

1. Вы запускаете холодный двигатель:

Сейчас термостат закрыт и помпа гоняет охлаждающую жидкость по малому кругу охлаждения. При этом жидкость эффективно отводит излишнее тепло от камер сгорания и отдает его еще холодным элементам двигателя. Это способствует ускорению процесса прогрева двигателя без риска его перегрева.

2. Двигатель прогрелся до рабочий температуры и работает дальше, по достижению определенной температуры (в основном это 88 или 90 грудусов), малого круга охлаждения уже не хватает, и термостат начинает открываться, в результате чего, помпа прогоняет охлаждающую жидкость через радиатор. На скорости, потока воздуха хватает, что бы достаточно охлаждать жидкость проходящую через радиатор. Если же автомобиль не двигается а двигатель работает, компьютер учитывая показания датчиков включает электро вентилятор (на автомобилях где установлены датчики и электровентиляторы).

3. Если автомобиль стоит или движется медленно при интенсивной нагрузки двигателя. или же сам электро вентилятор не работает или датчики посылают неверный сигнал компьютеру, температура охлаждающий жидкости начинает подниматься выше рабочей. И на панели приборов вы это тоже видите:

При перегреве двигателя вам необходимо. заглушить двигатель и открыть капот. Если в вашем авто установлен электровентилятор. оставьте ключ в положении «on», при этом вентилятор будет крутиться и охлаждать двигатель потоком воздуха.

Физика и химия процесса, когда двигателю не достаточно охлаждения

Это перегревание и чрезмерное тепловое напряжение приводят к нескольким проблемам включая;

Химические ограничения воды

Вода при нагревании теряет значительную часть растворенного в ней кислорода, а при охлаждении впитывает свежий кислород. Этот цикл приводит к ускоренной коррозии. Вода также действует в качестве электролита, если в ней присутствуют растворенные соли и накипи, такие включения способствуют электрохимической коррозии, при которой высокие металлы корозируют в пользу ниских. Часто такой эффект проявляется в точечной коррозии.

Причины перегрева двигателя

Причины перегрева двигателя

1. Забитый снаружи радиатор.

3. Отказ вентиляторов так же может вызвать перегрев двигателя.

4. Перегрев может возникнуть в следствие неисправности термостата.

6. Неправильно отрегулированное зажигание.

7. Воздух в системе охлаждения.

8. Недостаточно жидкости в системе охлаждения.

9. Выработавшая свой ресурс водяная помпа.

Также следует уточнить: Если двигатель греется и кипит только при заведённом моторе. Значить в моторе имеется утечка выхлопных газов. Но если мотор продолжает кипеть некоторое время и после остановки мотора. Значить мотор имеет перегрев. По причине, термостата, забитого термостата, неисправности в помпе и тому подобное. Так же перегрев возможен при больших оборотах и медленной езды, например на сельской дороге. ухабах или внедорожных трассах. Прогоревшая прокладка под головкой блока цилиндров тоже может способствовать повышенной температуре двигателя, в этом случае, из выхлопной вьётся пар и если газануть за машиной может появится туман. Очень часто расширительные бочки имеют, верхние небольшие патрубки, они нужны для удаления воздуха из системы охлаждения. Поэтому почти не возможно увидеть всплывающие пузырьки выхлопных газов и сжатой смеси из камеры сгорания. Для того, что бы определить на за воздушность системы надо одеть сверху на горловину расширительного бочка, целлофановый пакет, в катаром собираются пары в течение десяти минут на работающем моторе. Надо понюхать пары. Если они пахнут просто паром тосолом то проблема в помпе, забитом радиаторе или термостате. Если они пахнут бензином значить прокладка головки блока пробита. Хотя не редко тосол и без проверки на пар пахнет уже бензином. При этом в текущем цилиндре впускные клапана чистенькие до блеска. И стальная окантовка на прокладке поврежденного цилиндра, часто имеет трещину.

Забитый снаружи радиатор как причина перегрева двигателя

Вода или ее растворы образуя накипь и окисляясь, различные примеси и отложения. грязь, пыть и песок могут забить дариатор и двигатель изнутри. Так же несвоевременная замена современных охлаждающих жидкостей может способствовать выпадению осадка. Все это способно забить узкие трубки радиатора, что приводит к ухудшению церкуляции охлаждающей жижкости и как следствие перегрев. Если это произошло, то автомобиль при перегреве будет выдавливать охлаждающую жидкость через расширительный бачек. Лечется данное явление промывкой системы охлаждения, как полностью так и только радиатора.

Забитый радиатор можно диагностировать по слудующим признакам:

Забитый радиатор можно попытаться промыть промывкой. Правда потом придется промывать двигатель свежей водой до тех пор пока из сливных отверстий не потечёт чистая водичка. Если же сннимать радиатор. то его можно промыть водой под напором, например из водопроводного крана. Но всетаки наиболее эффективна будет промывка всей системы охлаждения на станции СТО, там используют воду с растворенной химией, и вся система охлаждения промывается под давлением и с химийей и потом от химии. Такой способ не только вымывает жесткие осадки ( например песок ), но и накипь и другие химические отложения. Если вы являетесь обладателем медного радиатора, и вам просто нравится возиться с машиной, можете отпаять верхнюю и нижнюю крышку при помощи паяльной лампы, и при помощи проволоки механиески прочистить соты радиатора. Не забудьте потом прочистить также и радиатор печки.

Отказ вентиляторов так же может вызвать перегрев двигателя

Перегрев может возникнуть в следствие неисправности термостата

В кольце термостата находится часто маленькая дырочка. Она работает двояко. С одной стороны она помогает выгнать воздух из системы. Поэтому термостат должен стоять строго как ему положено. С другой стороны через эту маленькую дырочку проходит горячая охлаждающая жидкость нагревая рабочий элемент термостата, в следствии чево он и открывается. Если данное отверстие забито или вовсе отсутствует в номом термостате, то двигатель будет нагреваться чуть выше нормы, до тех пор пока температура через металл не дойдет до воска термостата, далее термостат откроется и чуть перегретая охлаждающая жидкость пойдет по контуру и мимо датчика температуры, котрый в свою очередь покажет что температура превышена и компьютер автомобиля запустит вентяляторы для охлаждения. Но это еще не все, в замен перегретой охлаждающей жидкости в двигатель начнет поступать холодная жидкость из радиатора, двигатель резко охлаждается и далее датчик температуры способен показать что двигатель еще не нагрелся. От сюда возможены колебания температуры двигателя в первые минуты поездки.

Неисправная или выработавшая свой ресурс крышка радиатора ( а так же крышка расширительного бочка )

Неправильно отрегулированное зажигание

Воздух в системе охлаждения как причина перегрева двигателя

Антифриц мутный и грязный, пахнет гарью, из расширительного бачка поднимается пар или пузырьки выхлопа автомобиля.Если течь большая (например через прокладку блока) то охлаждающая жидкость будет пахнуть бензином. Если система не герметична, то в процессе остывания двигателя давление в системе охлаждения начинает снижаться, вследствии чего в ней начинает появляться разряжение. Так вот если у крышки на расширительном бочке плохо работает обратный клапан, который восполняет нехватку воздуха, то воздух начинает подсасывать в том месте, где наша система не герметична. Таким образом, у нас получается пробка.

Недостаточно жидкости в системе охлаждения

Выработавшая свой ресурс водяная помпа

Источник

14.27 Перегрев двигателя

14.27. Перегрев двигателя

Некоторые владельцы, вовремя учуявшие «предсмертные хрипы» своего автомобиля, стремятся как можно быстрее его продать. Их жертвами, как правило, становятся люди, забывшие пушкинское «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». В результате такой покупатель, если и не попадет в аварию, то в ближайшее после покупки время будет вынужден оплатить серьезный дорогостоящий ремонт.

Опытным водителям приведенная информация покажется тривиальной. Однако основной массе автолюбителей, не прошедшей «автоуниверситетов», свойственна езда до «характерного треска».

Как же избежать плачевного финала? Сегодня остановимся на возможности отказа двигателя и поговорим об одном из признаков такой ситуации – перегреве. И не случайно. Впереди жаркое лето. И, как свидетельствует практика, в большинстве случаев первопричиной выхода из строя двигателя в это время года является его перегрев. Коварство перегрева в том, что, как правило, результаты сказываются далеко не сразу, но сказываются всегда. И если не принять срочных мер, последствия перегрева неумолимо приведут к серьезным отказам, а то и вовсе к выходу двигателя из строя. Весь этот путь четко делится на четыре стадии.

Первая стадия – возникновение причин перегрева. Как правило, это:

– подтекание охлаждающей жидкости с последующим снижением уровня ниже верхнего патрубка радиатора и, как следствие, прекращение циркуляции жидкости в радиаторе и образование воздушной пробки;
– ослабление ремня, выход из строя либо самого двигателя вентилятора, либо датчика включения двигателя вентилятора, либо вискомуфты вентилятора;
– неправильная регулировка угла опережения зажигания;
– высокая степень нагарообразования в камере сгорания;
– засорение сот радиатора.

Вторая стадия – непосредственно сам перегрев. Наиболее часто он проявляется при ожидании в «пробках» на дорогах и работе двигателя на холостых оборотах. Происходит это так: водитель видит, что стрелка указателя температуры начинает перемещаться в сторону красной зоны, но полагает, что пока эта стрелка не дошла до нее – ничего страшного нет. Это первая и главная ошибка.

Система контроля температуры двигателя весьма инерционна. Датчик измерения температуры находится в водяной рубашке массивного блока цилиндров, имеющего большую емкость. А значит, температура в блоке цилиндров при возникновении течи охлаждающей жидкости и смещении ее уровня будет существенно ниже температуры в головке блока. Образование воздушной пробки в радиаторе и вскипание жидкости приводят к тому, что головка блока практически остается без охлаждения. Что это значит, понятно каждому. Но водитель в лучшем случае, немного нервничая, косится на стрелку и продолжает греть двигатель. А дальше, в зависимости от степени перегрева, наступают соответственно третья и четвертая стадии.

Во время третьей стадии двигатель продолжает накаляться. И хорошо, если дело заканчивается выходом из строя сальников клапанов. А то ведь могут «накрыться» прокладки головки блока, и ситуация плавно перейдет в четвертую, завершающую стадию.

Ее следует выделить особо. Ведь если последствия предыдущих стадий перегрева можно тем или иным образом исправить в рамках среднего ремонта, то четвертая стадия предполагает необратимые разрушения:

– перегрев и поломку колец с задиром цилиндров;
– попадание охлаждающей жидкости в масло и, как следствие, задиры шеек коленвала;
– деформацию головки блока;
– образование трещин в головке блока и самом блоке.

Статистика позволяет выделить марки автомобилей, наиболее уязвимых к перегреву и чаще других «доходящих» до четвертой стадии. «Лидируют» здесь, причем с большим отрывом, автомобили Saab. Их форсированные двигатели с минимальными зазорами не прощают русского «авось». Наши же поклонники этой модели считают зазорным оказаться на буксире и скорее загубят двигатель, чем попросят дотащить их автомобиль из пробки до автосервиса. И как только причина остановки – «пробка» – рассосется и владелец Saab надавит на педаль газа, чтобы с пробуксовкой уйти в отрыв от остальных машин, остатки охлажденного в радиаторе тосола хлынут в раскаленную головку и блок, которые от подобного хамства не найдут ничего лучшего, как треснуть.

Двигатели автомобилей других марок, хотя и не столь «нежны», но также не прощают невнимательного к ним отношения. Поэтому, дабы сохранить свое движимое имущество и содержимое кошелька, стоит запомнить однозначно: перегрев никогда не бывает случайным и никогда не остается без последствий. И если вы обнаружили тенденцию к перегреву двигателя вашего авто, немедленно прекращайте эксплуатацию до выяснения причин.

Источник

Читайте также:  Ремонт легковых автомобилей это