Новое сердце КАМАЗа: двигатель Р6 готовится к серийному производству 19:06, 6 августа 2018 Версия для печати
ПАО «КАМАЗ» перешло в стадию подготовки производства нового силового агрегата для российского грузовика. Названы его основные характеристики. Зачем КамАЗу понадобился новый мотор и как его будут делать? Об этом рассказывает корреспондентautotruck-press Михаил Баландин.
V8 и R6: кто кого?
Начнем с небольшой справки и расскажем, какие моторы сейчас устанавливают на челнинские грузовики и почему.
В КАМАЗах можно встретить три агрегата: «родной» дизель 740-й серии, а также моторы Daimler OM 457 и Cummins. 740-е моторы — единственные в линейке, имеющие восемь цилиндров.
Импортные моторы — рядные «шестерки», как и будущий новый Р6. Такие двигатели сейчас наиболее популярны в мире грузовой техники. А ведь когда-то и 740-й мотор был вполне передовым агрегатом! Давайте вспомним его историю.
В 1967 году на московском заводе имени Лихачева приступили к разработке семейства грузовиков ЗиЛ-170 с колесной формулой 6х4. В 1969 году первый образец был готов, и его производство передали новому заводу в Набережных Челнах, который в это время еще находился на этапе строительства.
В 1976 году с конвейера нового предприятия сошел КАМАЗ-5320, который, по сути, и был тем самым 170-м ЗиЛом. Силовым агрегатом тогда являлся ярославский ЯМЗ объемом 11,5 л, который выдавал от 180 до 210 л.с. Выпуск этих дизелей был налажен на КамАЗе еще в 1975 году, и отсюда берет начало агрегат 740-й серии. Чем же был хорош этот мотор?
Во-первых, дизель КамАЗа — первый из советских двигателей, получивший закрытую систему охлаждения, в которой должен был использоваться тосол, а не вода. Привод крыльчатки охлаждения радиатора получил гидромуфту, а вся система — термостат. Были в этом моторе и другие технологические новинки (полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой, азотированный коленвал, съемные направляющие втулки из металлокерамики для клапанов и пр.), но с тех пор прошло сорок лет.
Само собой, за эти десятилетия мотор неоднократно модифицировался, но ничего нельзя переделывать бесконечно: когда-то все равно придется изобретать что-то принципиально новое. Тем более что форсировать старый мотор стало уже просто дорого и оттого еще более бессмысленно. Прибавьте сюда жесткие нормы Евро-5, «прокрустово ложе», слишком тесное для старого V8. Одним словом, необходимость создавать новый двигатель появилась уже давно.
В мире очень много хороших рядных «шестерок». Можно, конечно, придумать еще один мотор, но это было бы неоправданно долго и дорого. В современном автомобильном производстве уже давно сложились несколько иные тенденции, поэтому базу для нового мотора решили поискать среди других производителей, с которыми у предприятия налажены давние партнерские отношения.
Почему Р6 и причем тут Liebherr?
Я уже говорил, что новый мотор КамАЗа должен обязательно соответствовать Евро-5, а в перспективе — и Евро-6. Двигателю V8 тяжело уложиться в эти нормы в принципе: с ним очень плохо «уживается» устройство со сложным и страшным названием турбокомпаунд. Что это за зверь такой?
В среднестатистическом дизеле с отработавшими газами в никуда вылетает около 30-40% тепловой энергии, которую очень хочется как-то заставить работать. Впервые этот фокус частично удался у компании Scania, которая в 1961 году установила на один из своих двигателей турбокомпрессор. Устройство знакомо большинству автолюбителей: если очень коротко, то оно при помощи отработавших газов нагнетает дополнительный воздух в камеру сгорания. Неплохо, но недостаточно. И тогда придумали турбокомпаунд.
Его задача несколько иная: он через гидромуфту и понижающий редуктор передает энергию газов непосредственно на коленвал. Он, можно сказать, берет механическую энергию из ниоткуда и отдает ее напрямую на вал. Это — если объяснять в двух словах. На деле все гораздо сложнее и интереснее, но углубляться в теорию двигателестроения и особенности режимов работы мотора под нагрузкой и без нее мы не будем. Просто примем тот факт, что штука эта очень полезная и эффективная, с ее помощью можно значительно повысить КПД двигателя, а главное — уложиться в строгие экологические нормы, причем не только настоящие, но и будущие.
Турбокомпаунд стоит на многих грузовиках, в первую очередь, конечно, на Сканиях, но есть, например, и на Вольво. На сегодня мнение о необходимости установки турбокомпаундного блока на ДВС грузовой техники почти однозначное: ставить надо. Только вот на V8 с его крайне сложной системой выпуска установка турбокомпаунда оказывается тяжелым и бесполезным занятием. Во-первых, получится дорого, а во-вторых, турбокомпаунд увеличит и без того значительные габариты мотора. Другое дело — рядная компоновка: тут с установкой чудо-устройства все гораздо проще.
Есть еще один аргумент в пользу рядной «шестерки» — ее стоимость. Дело в том, что V8 — мотор не сбалансированный, и для снижения вибраций приходится устанавливать дополнительные балансирные валы. Они не только понижают КПД (часть энергии сгоревшего топлива тратится на вращение валов), но и повышают стоимость двигателя. А вот R6 является как раз наиболее сбалансированным от природы мотором, балансирные валы не нужны ему в принципе. Разумеется, конструкция мотора становится проще и дешевле.
Сбалансированность, относительная простота конструкции и невысокая стоимость производства стали главными аргументами в пользу рядной компоновки будущего мотора. Итак, с этим, вроде бы, понятно. Теперь пару слов о компании Liebherr.
Еще в 1973 году, за три года до запуска производства первых машин, немецкая компания Liebherr стала партнером СССР при проектировании отдельного производства КамАЗа — производства коробок передач. С тех пор сотрудничество с этим производителем почти не прекращалось и всегда было выгодным и конструктивным.
Хорошая репутация и не слишком большие запросы немецкого партнера позволили при выборе нового мотора рассматривать в виде основы двигатель Liebherr D946. Так что же за двигатель мы будем ждать от челнинцев?
Шесть в ряд: подробности о новом двигателе КАМАЗ Р6
Степень сжатия нового мотора — 18. Впрыск топлива — непосредственно в камеру сгорания, расположенную в поршне. При диаметре цилиндра 130 мм ход поршня составит 150 мм — такие моторы называют «длинноходными». Кстати, предыдущие моторы КАМАЗ-740 тоже были длинноходными — 120х130 мм. Изменение размера привело к сохранению почти такого же объема при уменьшении количества цилиндров.
В системе охлаждения нового ничего нет — обычное жидкостное с принудительной циркуляцией, объем составляет 20 литров. Система наддува и охлаждения наддувочного воздуха — газотурбинная, с одноступенчатым наддувом и теплообменником типа «воздух-воздух». Системы смазки — комбинированная, с шестеренным масляным насосом и водомасляным охладителем масла.
На данный момент топливная система, пожалуй, самая сложная для локализации вещь. На первый взгляд, тут тоже не так много нового: Common Rail с многоплунжерным насосом высокого давления. Но вот самые важные компоненты — пока импортные: ТНВД, форсунки, ЭБУ — все это осталось от Liebherr. Да и турбокомпрессор этой же фирмы. В общей сложности на долю иностранных поставщиков приходится около четверти позиций, остальное либо производят на КамАЗе, либо заказывают на отечественных специализированных предприятиях.
Вообще жесткости блока уделили особое внимание: дизель Liebherr D946 был тяжелым — его применяли большой частью в строительной технике и в качестве стационарного агрегата, поэтому ему пришлось снижать вес. Разумеется, жесткость от этого страдать не должна.
Р6 имеет индивидуальные чугунные головки блока, что упрощает возможный ремонт. Коренные и шатунные шейки коленвала проходят обработку токами высокой частоты. Верхнее компрессионное и маслосъемное кольца — с хром-алмазным покрытием, а нижнее компрессионное кольцо покрытия не имеет.
Конструкция масляного насоса не только позволяет максимально быстро подать масло к основным компонентам, но и обеспечивает внутреннюю рециркуляцию избыточного масла. Сам насос — шестеренного типа, односекционный, и располагается в масляном картере. Кстати, сам поддон может быть не только металлическим, но и пластиковым — работы по его внедрению в производство сейчас ведутся на КамАЗе.
На первом этапе производства планируется выпуск 12 тысяч моторов в год, при этом время сборки каждого мотора составит чуть больше 14 минут. На втором этапе годовое количество выпущенных моторов вырастет до 30 тысяч, при этом новый мотор будет выходить с конвейера каждые пять минут.
Ожидать старта серийного производства можно будет только в 2019 году.
Источник
Двигатели КАМАЗ
Продаём новые и бу (после ремонта) двигатели для автомобилей КАМАЗ всех модификаций в комплектациях (с навесным / без навесного оборудования).
Предлагаем:
Наличие на складе в г. Москва и в г. Набережные Челны.
Состоит из: Блока+вала+распредвала
Альтернативное название: Short block
Производитель: АО «Ремдизель»
Применяемость: Для всей линейки двигателей КАМАЗ 740
Модель двигателя: 740.10
Применяемость: 5320, 53212, 53213, 5511, 55102, 5410, 54112, 4326, 43101, 43114, 43106, 43115
Модель двигателя: 740.10
Применяемость: УРАЛ 4320
Модель двигателя: 7403.10
Применяемость: 43101, 43106, 43114, 43115, 43118, 43253, 4326, 5320, 53212, 53213, 53228, 5410, 54112, 54229, 55111
Состоит из: Блок+коленвал+поршневая+шатуны
Альтернативное название: Long block
Применяемость: Для двигателей 740.11 и 740.13
Модель двигателя: 740.11
Применяемость: 4326, 43114, 43115, 43118, 43253, 5320, 53202, 53205, 53212, 53215, 5410, 54115, 55111, 53228, 53229, 65115, 43501, 43505, 43261
Модель двигателя: 740.13
Применяемость: 4326, 43114, 43115, 43118, 43253, 53215, 54115, 55111, 53228, 53229
Состоит из: Блок+коленвал+поршневая+шатуны
Альтернативное название: Long block
Применяемость: Для двигателей 740.30 и 740.31
Модель двигателя: 740.30
Применяемость: 4326, 43114, 43115, 43118, 4355, 44108, 43253, 53215, 54115, 55111, 53228, 53229, 65111, 65115, 65116, 65117, 6540
Модель двигателя: 740.31
Применяемость: 54115, 55111, 43253, 53215, 53228, 53229, 43118
Модель двигателя: 740.50
Применяемость: Самосвалы и тягачи: 6520, 6522, 6460, 5460
Модель двигателя: 740.51
Применяемость: Самосвалы КАМАЗ: 6520, 6522, 65225, 65115
Модель двигателя: 740.55
Применяемость: 6х6 43114, 43118 и шасси 65115
Состоит из: Блок+коленвал+поршневая+шатуны
Альтернативное название: Long block
Применяемость: Для линейки двигателей Евро-3: 740.51-740.62
Модель двигателя: 740.60
Применяемость: 65111, 65115, 65116, 65117, 6540 и другие
Модель двигателя: 740.61
Применяемость: 65111, 65115, 65116, 65117, 6540 и другие
Модель двигателя: 740.62
Применяемость: Шасси 65111, 65115, 65116, 65117
Модель двигателя: 740.63
Применяемость: 20-25 тонные 6460, 65222
Состоит из: Блок+коленвал+поршневая+шатуны
Альтернативное название: Long block
Применяемость: Для двигателей Евро-4: 740.622 и 740.662
Модель двигателя: 740.622
Применяемость: 5350, 53501, 65111
Модель двигателя: 740.662
Применяемость: КАМАЗ 43118, 5350, 53504, 65111
Модель двигателя: 740.602
Применяемость: 63501, 6450
Состоит из: Блок+коленвал+поршневая+шатуны
Альтернативное название: Long block
Применяемость: Для двигателей Евро-4 на 400 л/с: 740.632 и 740.73
Модель двигателя: 740.632
Применяемость: КАМАЗ 6560, 65222, 65224
Модель двигателя: 740.70
Применяемость: Для грузовых автомобилей КАМАЗ
Модель двигателя: 740.73
Применяемость: 5460, 6460, 65201, 6350
Модель двигателя: OM457LA
Артикул: QPRJ 016485
Применяемость: Мерседес Аксор, Mercedes Axor, Камаз 5490, KAMAZ. Устанавливается на трактор КИРОВЕЦ, CLAAS, сельхозтехнику.
Модель двигателя: 740.37
Модель двигателя: 740.65
Применяемость: На автобусное шасси НЕФАЗ 5297
Модель двигателя: 740.71
Применяемость: на грузовики КамАЗ, автобусы
Модификации двигателей
Почти все двигатели КАМАЗ относятся к серии 740, следующие цифры обозначают модель, пример — 740.11 / 740.31 / 740.50.
Моторы делятся на экологические классы, сейчас это важно, так как действуют ограничения на работы грузового транспорта и спецтехники в крупных городах.
Подобрать возможно по мощности:
Определить двигатель по модели машины сложнее, на КАМАЗе 6520 может стоять модификации 740.51 с ЯЗДА или 740.61 с БОШ. На самосвале КАМАЗ 55111, может быть установлен турбированный дизель 7403, а может стоять агрегат класса Е1.
У нас есть двигатель на любой КАМАЗ: 43114, 43118, 6522, 43253, любого экологического класса (в том числе евро-5) в любой комплектации.
Данный сайт не является публичной офертой по Статье 437 ГК РФ. Цены и условия могут быть не актуальными.
На сайте представлена продукция ПАО «КАМАЗ» и смежников (в том числе ремонтная), не имеющих отношения к бренду, в данном случае подразумевается применяемость, а не производитель.
Источник
Двигатели КАМАЗ 740 или евро
КамРемЦентр предлагает купить новый или б/у (капитально отремонтированный) двигатель КАМАЗ. Цена указана в рублях, с НДС. Модельный ряд: 740 или евро 1, 2, 3, 4. Для автомобилей КАМАЗ от самых первых 5320, до современных самосвалов 65115, 6520 или полноприводных 43114, 43118.
В продаже разные комплектации:
Склады компании:
Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Набережные-Челны и в других городах.
Оплата по факту доставки Вам!
Свыше 30 агрегатов в наличии на складе!
Данная запчасть в наличии, укажите город для доставки в заявке или по телефону.
Описание: Не турбированный, старого образца
Данная запчасть в наличии, укажите город для доставки в заявке или по телефону.
Описание: Не турбированный, старого образца
Цена новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 190 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 50 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
345 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 261 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 120 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
390 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 265 300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 120 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
455 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 320 200 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 140 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
480 300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 320 200 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 140 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
602 150 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 395 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 150 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
565 180 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 395 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 150 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
610 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 410 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 160 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
590 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 410 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 160 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
590 300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 410 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 160 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
650 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 500 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 180 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
650 250 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 500 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 180 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
650 150 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 500 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 180 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||||||||
680 200 | |||||||||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||
От 530 000 | |||||||||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||||||||
От 180 000 | |||||||||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||||||||
990 000 | |||||||||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||||||||
От 550 000 | |||||||||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||||||||
От 200 000 | |||||||||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||||||||
985 000 | |||||||||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||||||||
От 550 000 | |||||||||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||||||||
От 200 000 | |||||||||||||||||
Новые от: | |||||||||||
970 000 | |||||||||||
Кап. ремонт: | |||||||||||
От 550 000 | |||||||||||
Услуга ремонт: | |||||||||||
От 200 000 | |||||||||||
Новые от: | |||||
995 000 | |||||
Кап. ремонт: | |||||
От 550 000 | |||||
Услуга ремонт: | |||||
От 200 000 | |||||
Новые от: |
Спрашивайте |
Кап. ремонт: |
От 550 000 |
Услуга ремонт: |
От 200 000 |