Объем двигателя автобуса лиаз

Хороший автобус уехал прочь: спустя 35 лет «Группа ГАЗ» прекращает выпуск ЛиАЗ-5256 и 5293

Высокопольный автобус большой вместимости ЛиАЗ-5256 и полунизкопольный автобус ЛиАЗ-5293 Ликинского автобусного завода снимаются с производства. Ещё 10 лет ГАЗ будет выпускать запчасти для этих моделей.

ЛиАЗ-5256 стал символом сразу двух эпох – позднего Советского Союза и современной России. Его разработка началась ещё в середине 1970-х, а за 35 лет конвейерной жизни (выпуск ЛиАЗ-5256 начался в 1986 году) он получил более двадцати модификаций. Интересно, что производство этого автобуса прекращают уже второй раз: впервые об этом шла речь в 1996 году ввиду сложной экономической ситуации в стране и на производстве.

История этого автобуса во многом повторяет историю всей страны. Ещё в 1977 году Минавтопром утвердил техзадание на семейство автобусов, которые требовались советской стране. Разрабатывали семейство совместно со львовским институтом ВКЭИА (всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения). Планы были большие: новое семейство должно было быть унифицировано с венгерскими Икарусами, а производство нужно было наладить на Ликинском автобусном заводе.

К тому времени уже был готов проект автобуса 11-630 «Мир», который был разработан этими же организациями. Новый ЛиАЗ-5256 стал очень глубокой переработкой существующего «Мира».

Первые ходовые образцы появились в 1979-м году, затем ещё почти семь лет ушло на внесение существенных изменений в конструкцию. И всё-таки на начало серийного производства в 1986-м году автобус оставался довольно сырым. К тому времени ещё не прекратился выпуск ЛиАЗа-677, и многие предпочитали иметь в своём автопарке проверенный временем «Луноход», а не новый и не доведённый до ума 5256-й.

Тем временем жизнь в стране менялась. Стало очень трудно получить венгерские мосты Raba, были сложности с камазовскими дизелями КамАЗ-740, а пожар на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года и вовсе лишил возможности ставить этот мотор. Правда, уже изначально автобус проектировали с таким расчётом, чтобы использовать в нём не только V-образный дизель, но и рядный. Тем не менее в 1996-м году выпуск 5256 всё же пришлось остановить.

Ценой невероятных усилий ЛиАЗ смог установить на свой автобус двигатель Caterpillar и даже запустил его в серию. Это и спасло ЛиАЗ: Москва стала закупать эти автобусы с 1998 по 2005 годы, что помогло заводу выйти из глубокого и почти безнадёжного пике.

Несмотря на то, что автобус многократно модернизировали, и за свою жизнь он успел примерить несколько разных двигателей – от того же КамАЗ-740 и ЯМЗ-236 до ЯМЗ-5362, Cummins и MAN – бесконечно работать над конструктивно устаревшим автобусом невозможно. Поэтому сейчас в продуктовой линейке Ликинского автобусного завода эти машины заменяются более современными и отвечающими последним техническим требованиям низкопольными автобусами ЛиАЗ-5292 в городской и пригородной модификациях.

Эти автобусы появились в 2004-м году, но по автобусным меркам они ещё достаточно молоды. Их низкопольная конструкция не устареет ещё долго, так что завершение производства ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 в пользу ЛиАЗ-5292 – это логичный шаг, отвечающий современным запросам рынка и стратегии развития ЛиАЗа.

«Сегодня автобус ЛиАЗ-5292, предназначенный для городских перевозок с интенсивным пассажиропотоком, является наиболее популярной моделью на российском рынке автобусов большого класса и наиболее востребованной в линейке предприятия.

В отличие от ЛиАЗ-5256 с высоким полом и полунизкопольного ЛИАЗ-5293, автобус ЛиАЗ-5292 – полностью низкопольный, поэтому всем категориям пассажиров, включая пожилых людей, пассажиров с колясками, граждан с ограниченными физическими возможностями, удобно пользоваться этим транспортом. Низкий уровень пола, отсутствие ступеней и система книлинга обеспечивают высокую скорость пассажирообмена и сокращают срок прохождения маршрута до 15%. Пассажировместимость составляет 112 человек, что является лучшим показателем в классе больших городских автобусов.

Для городских условий полностью низкий уровень пола и увеличенная пассажировместимость в автобусах большого класса играют ключевую роль, поэтому муниципалитеты и транспортные организации сделали выбор в пользу ЛиАЗ-5292 на замену его заслуженным предшественникам», – сообщает пресс-служба «Группы ГАЗ».

Кроме того, в автобусах ЛиАЗ-5292 установлена система книлинг, которая обеспечивает наклон автобуса в сторону дверей для облегчения посадки и высадки всех категорий пассажиров. Для удобства и безопасности пассажиров в салоне установлены Wi-Fi-роутеры, USB-зарядки для гаджетов, мультиплексная система, позволяющая отслеживать все параметры работы автобуса, системы кондиционирования, видеонаблюдения и оборудование ГЛОНАСС.

На сегодняшний день в производстве находятся последние автобусы ЛиАЗ-5256. Они будут переданы заказчикам по ранее заключенным контрактам, а все контракты на ЛиАЗ-5293 уже завершены. Однако при этом завод обеспечит наличие запасных частей для обслуживания ЛиАЗов-5256 и 5293 в течение следующих десяти лет.

Источник

ЛиАЗ-5256. Технические особенности и характеристики

Несмотря на многократные попытки разработчиков придать лоску советской разработке, модель практически попала в список отставников. Моральное старение или техническая компетентность свели на нет былую популярность автобуса ЛиАЗ-5256 уже на подступах к Миллениуму.

От некогда обширной линейки у разработчика к 2020 году осталось в арсенале всего три версии – ЛиАЗ-525660, ЛиАЗ-525665 и ЛиАЗ-525657 CNG.

Читайте также:  Ниссан террано двигатель зд30

Разбираемся, какими техническим потенциалом обладал автобус и почему он не вписался в команду современников.

Автобус ЛиАЗ-5256 – последний из «могикан»?

Нужно отдать должное выходцу из СССР за продолжительный срок службы на благо общественности. С 1986 года с заводского конвейера сошло более 25 000 таких автобусов и ездили они по всему союзу.

Даже сейчас отставника более раннего рестайлинга можно встретить на городских маршрутах. Правда, выглядит он скорее блеклым пятном на фоне нового поколения ярких собратьев.

Водители говорят, что бело-зелёный кузов у всех данных моделей фактически сгнил и подлежит списанию. Но к импортным силовым агрегатам даже после многих лет службы нареканий нет.

К примеру, на балансе одного из перевозчиков Тольятти находится ЛиАЗ-5256 советской сборки с 6-цилиндровым двигателем марки Caterpillar мощностью 340 «лошадей» и объёмом 6,8 л.

По словам водителя, несмотря на сильно потрёпанный вид, автобус мягко и плавно трогается с места. Все приборы на панели родные, но и как многое другое в этом автобусе давно превысили свой жизненный ресурс. Транспорт приходится долго прогревать из-за износа соединений и узлов.

Что же касается салона, то и он повидал многое: отпечаток продолжительной эксплуатации бросается в глаза из-за глубоких трещин на сиденьях из грубого кожзама, истёртого до дыр напольного покрытия, зияющих царапин на поручнях и желтизны на окнах.

Кстати, автопарк собственными силами в автобусе переоборудовал водительскую кабину, добавив, как в «Икарусе» перегородку с остеклением. Стало комфортно и пассажиры перестали отвлекать в процессе движения.

Но даже улучшения не стали спасением для стареющего ЛиАЗа. И он вскоре отправится на разбор и под пресс. А его место займёт новый МАЗ.

С каждым годом таких моделей становится всё меньше, однако и их можно купить на онлайн-площадках по сходной цене. На б/у ЛиАЗ-5256 цена в зависимости от года выпуска и модификации варьируется от 80 000 до 650 000 рублей.

ЛиАЗ-5256: советское наследие адаптировали под реалии

Ликинский автобусный завод стал отправной точкой массового выхода автобусов серии ЛиАЗ-5256 на городские и междугородние маршруты. Изначально его вместимость планировали на 110 пассажиров, но в стандартной комплектации автобус получил 117 мест.

Первые попытки рестайлинга стартовали в 2005 году и послужили базисом для создания новых моделей. Производитель предложил транспортному рынку автобус в 2-дверном и 3-дверном исполнении в четырёх модификациях:

— для городских маршрутов;

— для маршрутов междугороднего сообщения;

— для перевозки детей;

— для перевозки маломобильных граждан.

Как представитель большого класса, ЛиАЗ-5256 развивал скорость от 70 до 90 км/ч и в среднем затрачивал до 28-32 литров топлива на 100 км. Производитель предлагал несколько вариантов силового агрегата: ЯМЗ, MAN и Caterpillar.

В зависимости от марки менялись и характеристики машины, но в основном мощность силовой установки достигала либо 240 л. с., либо 340 л. с. Уже под началом Группы ГАЗ автобус стали выпускать на газе с мотором марки Cummins.

Для первых же образцов характерно оснащение дизельным 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-236 НЕ Евро-1 с крутящим моментом в 889 Н·м мощностью 230 л. с. А также использование 5-ступенчатой механической коробки передач и гидроусилителя руля МАЗ-64229.

Для некоторых владельцев расход топлива превышал ожидаемые результаты. Однако тяговые параметры вполне соответствовали конфигурации автобуса. Его снаряжённая масса составляет 9960 кг, а допустимая – 17930 кг. Габариты корпуса кузова — 11400 х 2500 х 3007 мм, а высота потолка – 2100 мм.

Такой агрегат должен был служить верой и правдой как минимум 12 лет. И как показала практика, жизнеспособность кузова в отдельных случаях перешагнула этот порог, но долгожителей в хорошем состоянии, увы, единицы.

В обновлённых версиях ЛиАЗ-5256 сохранил 2- и 3-дверное исполнение, но заметно увеличился в высоту и внешне, и в салоне. Хотя мест посадки для пассажиров для отдельных модификаций сократилось с 110 до 88, автобус радушно привечают в регионах страны.

Почитатели марки оценили и возможность выбрать автобус не только с привычным всем ЯМЗ, но и на газе со стальным сердцем Scania DC0991A от шведского производителя или американца Cummins CG8.3E4250.

Правда, стоимость новых автобусов далека от советских прайсов и заставит раскошелиться заказчика не на один миллион. Так, для ЛиАЗ-5256 в стандартном исполнении с полным набором отечественных узлов и механизмов цена стартует от 7 100 000 рублей, а для версии, вооружённой до зубов, импортными комплектующими — на порядок больше.

Источник

Пригородный автобус ЛиАЗ-5256-01

ЛиАЗ-5256
Завод-изготовитель → → ЛиАЗ
Выпускался, гг 1986 — настоящее время
Экземпляры:

25 400 [1]

Полная масса, т 16,4
Макс. скорость, км/ч 120
Класс автобуса высокопольный, большой вместимости
ЭКО стандарт Euro-1—Euro-4
Вместимость
Мест для сидения 23 / 44[2]
Номинальная вместимость (5 чел/м²) 117 / 88
Габариты
Длина, мм 11 400
Ширина, мм 2 500
Высота по крыше, мм 3 007
Салон
Количество дверей для пассажиров 3 / 2
Формула дверей 2—2—2 / 2—0—2/1-0-1
Двигатель
Тип топлива дизельное
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 28-32
Трансмиссия
Тип коробки передач механическая, автоматическая
ЛиАЗ-5256 на Викискладе

ЛиАЗ-5256 в Воронеже


Школьный ЛиАЗ-5256 с двумя дверьми в Москве


Пригородный ЛиАЗ-5256 на автовокзале Липецка


ЛиАЗ-5256 с обновленным кузовом, выпускающийся с начала 2000-х годов ЛиАЗ-5256 в Румынии, г. Орадя


ЛиАЗ-5256 в Воронеже


ЛиАЗ-5256.57 в Санкт-Петербурге


Обновлённый салон ЛиАЗа-5256

— советский и российский высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода.

По состоянию на январь 2020 года выпущено более 25000 таких автобусов. Они используются почти во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья, являясь наиболее многочисленным автобусом большого класса постсоветского пространства.

Выпускается в следующих вариантах:

На базе этого автобуса разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов: Волжанин-5270, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280, ВЗТМ-5280 и другие.

История создания

Автобус ЛиАЗ 5256 проектировали почти 10 лет, а в 1986 г свет увидел первый серийный образец. В общей сложности, модели тоже уже под «тридцатник». Но автобус до сих пор популярен, пережил несколько рестайлингов и модификаций: только различных двигателей на него установлено более 20 вариантов в разные годы, а общее число версий в семействе с индексом «5256» – свыше 30 (и это не считая моделей автобусов и троллейбусов созданных «по образу и подобию» на других предприятиях).
Машина – живучая, с неплохими техническими характеристиками. Этот автобус ознаменовал и новую эру еще в советском автобусостроении: ЛиАЗ 5256 стал первой советской версией именно большого автобуса для города и мог сравниться по количеству перевозимых пассажиров с Икарусами (кстати, первые 5265 очень похожи на тогдашние «икарусы», так как разрабатывались по одной схеме и в плотном взаимодействии с венграми).

Преимущества и недостатки

ЛиАЗ не первый год держат пальму первенства в своем классе в России и ряде стран СНГ. Причиной тому ряд факторов, среди которых отметим:

Наряду с этим, машина не лишена и недостатков, таких как:

Несмотря на то, что первые предсерийные автобусы ЛиАЗ-5256-01 сошли с конвейера свыше трех десятилетий назад, машина и сегодня остается одной из самых популярных и востребованных в России. Специалисты Ликинского автобусного завода постоянно работают над совершенствованием конструкции, повышением надежности и долговечности агрегатов.

ЛиАЗ 5256: для чего и сколько может

Пассажирский автобус большой вместимости (максимально 117 человек) с высоким полом. Изготавливается в пяти вариантах компоновки салона: город, пригород (44 посадочных места, 88 – обще число пассажиров), для перевозки детей (школьный), междугородний (с комфортными креслами) и для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Количество дверей – 3, все распашные 2-х створчатые с пневмоприводом. Накопительные площадки второй и третьей двери – широкие просторные, накопитель у передней двери заужен за счет перегородки кабины водителя. Схема расположения сидений в салоне в городском варианте ЛиАЗ 5256 трехрядная (один ряд с водительской стороны, два – со стороны входных дверей). В пригородном – двухрядная, сиденья с регулировкой. В обоих типах салона последние четыре сидения образую единый диван.

Оформление салона последних моделей – вне конкуренции со всеми предыдущими версиями вместе взятыми. Сидения городской версии выполнены из пластика с яркими стойкими к износу обивками. Дизайн салона значительно улучшился в сторону современных веяний, напоминает европейские городские автобусы. Освещение – светодиодное (городской и пригородный автобусы) и неоновое (для междугороднего).

Габаритные показатели: размеры – 11400/2500/3007 мм, полная масса – до 18 т, собственный вес – до 10,5 т. Кузов – рамный, вагонной компоновки, оцинкованный односекционной конструкции.

По кузову хочется отметить отдельно. На заводе в Ликино-Дулино установлено четыре огромнейших катафорезных ванны, где кузова оцинковывают, полностью погружая их в раствор электролита. Такие мероприятия продлевают срок службы кузовных элементов и рамы современных ЛиАЗ 5256 до 12 лет. С внедрением технологии качество действительно выросло.

Боковые панели и масса деталей корпуса вырезаются на станках плазменной и лазерной резки. Точность геометрии деталей – на высшем уровне. Они также защищаются от коррозии с помощью катафореза. Покрасочный цех завода полностью модернизирован. Технология покраски традиционная – вручную (а по-другому такую громадину и не покрасишь).

Вентиляция салона – естественная, через люки и форточки, либо – принудительная с помощью кондиционеров. Но такая версия и стоит дороже. Отопление – жидкостное от системы охлаждения двигателя. Как опция за отдельную плату, предлагается установка электрообогревателей «ВЕБАСТО».

Обогрев кабины водителя комбинированный, как и на ЛиАЗ 6212. 2 отдельных отопительных устройства расположены в кабине, один работает на отопление и обдув лобового стекла, второй – на обогрев рабочего места водителя. В газовых версиях ЛиАЗ 5256 в обязательном порядке предусмотрена система предварительного прогрева мотора. В дизельных версиях автобуса реализован подогрев всех элементов топливной системы.

Сохранившиеся экземпляры

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (10 апреля 2018)

Маршрутный ЛиАЗ-677, город Амурск, июнь 2020 года

На начало 2020 года наибольшее количество ЛиАЗов-677 сохранилось в Краснокаменске Забайкальского края, но там из 60

[11][12] автобусов различных модификаций 51 находятся на консервации, а остальные работают только летом, на сезонных маршрутах. По количеству автобусов в регулярной эксплуатации лидируют Арзамас (Нижегородской области), Амурск (Хабаровского края) и Зеленогорск (Красноярского края) —
22
,
18
и
17
машин соответственно[13][14][15]. Последним крупным городом России с данной моделью автобуса в пассажирской эксплуатации был Новосибирск[16], где он был снят с 69-го маршрута 30 сентября 2015 года. Ближайшим от Москвы городом с ходовыми экземплярами этого автобуса на начало 2020 года являлись Вязники[17], где две машины работали на пригородных маршрутах, однако в связи с банкротством автопредприятия, с мая 2020 года их дальнейшая судьба неизвестна.


Часто ЛиАЗ-677 можно встретить без крышки моторного отсека — так спасают от перегрева двигатель (Мичуринск, 2007)


Памятник «Автобусу-труженику» в Вышнем Волочке


Памятник автобусу ЛиАЗ-677М в Гурьевске, Кемеровской области (2009). Слева — памятник автобусу Икарус-256

Двигатель

В разные годы для разных модификаций ЛиАЗ 5256 двигатели можно охарактеризовать только одной величиной – мощностью от 240 л.с. (для отечественных моторов) до 340 «коней» (для импортных движков). Моторный отсек предназначен для рядных дизельных «шестерок». В последние годы также активно устанавливают газовые «Камминз».

Вкратце: до 1996 г. устанавливались двигатели КамАЗ 740 (3 модификации), после – ЯМЗ (236, 536, 6563), Caterpillar (3116, 3126), MAN (семейство D0836,в т.ч. и один «газовик», до начала 2000-х годов). С 2006 г. начали внедрять дизеля Cummins, в т.ч. началась и массовая установка газовых агрегатов от этого бренда для ЛиАЗ. А к Олимпиаде-2014 специально оснастили партию обновленных машин моторами Scania DC0991A.

Ликинские автобусостроители предлагают на выбор массу двигателей соответствующих нормам Евро-3 – Евро-5. Запчасти на двигатели для модификаций ЛиАЗ 5256 прежних годов выпуска – в избытке.

Контрольный расход топлива — 28-32 л на 100 км пути. Максимум автобус способен набрать скорость 120 км/ч, в «детской» версии – стоит ограничитель до 40 км/ч. Запас сорярки – 238 л, либо 8 баллонов 776 л газа с дополнительной маневровой емкостью на 82 л.

Гибридная модель ЛиАЗ-5292Х

В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х

В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией. В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф[30][31]. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.

Рулевое управление, трансмиссия, тормоза

Рулевое управление с ГИР МАЗ-64229 или ZF Servocom 8098. Динамика в повороте – до 11,5 м. Тормозная система стандартная для ЛиаЗов – двухконтурная, пневматическая с ABS. Тормозные механизмы – барабанные с клиновым разжимом. Также задействуется в случае необходимости моторный тормоз. У моделей с АКПП добавлен гидравлический замедлитель, встроенный в саму коробку передач.

На последних модификациях ЛиАЗ-5256 устанавливаются коробки передач как «автоматы», так и «механики». МКПП: ЯМЗ 2361, ZF 6S-1200. АКПП: Voith Diwa D 854.3E, Allison T280R. Изначально устанавливались гидромеханические трансмиссии Львов-3, разработанные для первых ЛиАЗов, а позже КПП КамАЗовской сборки (с их же двигателями). Запасных частей на первые «коробки» уже не практически не найдешь (считайте, антиквариат), а на КамАЗовские – достаточно.

Передний мост – КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами, задний – RABA 718.23-3300 (i-5.44) с двойной разнесенной передачей или КААЗ 22.2400012 (i-5.6).

Электробус ЛиАЗ-6274

Основная статья: ЛиАЗ-6274

Автобус ЛиАЗ-6274 в период обкатки, Москва (2015)

В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia — 2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274

Цена на новые автобусы гарантия производителя составляет 1,5 года или 100 тыс. км пробега для варианта с отечественным двигателем или 150 тыс. км – для импортного мотора. Цена с конвейера базовой модификации от 4,1 млн. руб. (отечественный двигатель, без изысков, без пробега). ЛиАЗ 5256 с импортным дизелем и КПП потянет уже под 4,8 млн. руб. Цена, для только что покинувшего конвейер автобуса с газовым двигателем «Камминз»– от 5 млн. руб.

Запчасти – в широком ассортименте в каждом уголке страны. Автобус популярен (произведено больше 25 тыс. экземпляров с момента запуска в серию) – можно найти все.

Модификации автобусов ЛиАЗ-5256[ | ]

Модификации, производящиеся в настоящее время[ | ]

Модификации, снятые с производства[ | ]

Отзывы

Для отзывов было изучено первых две страницы результатов Гугла (больше 20). Что наибольше впечатлило – неоднозначность в отзывах по всем параметрам. Кроме, «цена/качество», где все сходятся в едином мнении.

В сообщениях (похожих на правду и с фотографиями) под критику попали машины 2007 г.в. (модели после рестайлинга с новыми двигателями ЯМЗ в тот период). Очень «нежные» получились эти автобусы. Как пишут водители/владельцы: боятся ям, коррозии, приводят страшные случаи выпадения окон и двигателей.

Машины от 2003 г – в цене! ЛиАЗ 5256 после 1012 – тоже ничего. Бусы с импортными моторами вызывают меньше нареканий, чем с отечественными. Модификации конца 90-х, с американскими дизелями Cat – вообще очень ценятся за экономичность и надежность в эксплуатации (в движок можно не заглядывать 5-6 лет).

Автобус крайне переборчив в запчастях и расходниках – экономить нельзя. Претензий к мостам – не обнаружено.

Вывод (общий): ЛиАЗы брать можно, ремонт у 5256-го недорогой. За последние годы внесено более десятка кардинальных изменений, чтобы улучшить автобус. Есть откровенно неудачные партии – будьте крайне внимательны с б/у. Техника (та, что поновее) все-таки надежная, но технического обслуживания и контроля требует постоянного, большего чем регламентные осмотры.

Отрывок, характеризующий ЛиАЗ-5256Т

Примечания


(неопр.)
.


(неопр.)
.

Источник

Читайте также:  Поднялась температура двигателя масло